Всем этим извращениям Платон противопоставляет идеальное государство, о котором скажу здесь в связи с его «законами».
«Законы» это огромное произведение (в 12-ти книгах!), которое писалось Платоном все последние 7 лет жизни и так и осталось незаконченным.
Утопия Платона основана на трёх железных принципах:
- справедливости,
- общей собственности
- и разделении труда.
Известно, что Маркс назвал это «гениальным» (в своей 10-й главе, написанной им для «Анти-Дюринга»). А Роберт фон Пёльман показал ряд поразительных совпадений утопии Платона с позднейшим утопическим социализмом и коммунизмом.
Это - отрицание личной собственности (особенно у правителей!), государственная организация снабжения и питания, нравственное воспитание народа, резкая критика страсти к обогащению, критика торговли (особенно торговых спекуляций) и конкуренции. Ибо всё это разрушительно и для жителей и для государства (!)
Все граждане утопического полиса делятся на три сословия:
- философски образованные правители, работающие только "за идею".
- воины и внутренние стражи, защищающие государство от нападок.
- ремесленники и земледельцы, обеспечивающие первые два сословия. За это им оставлено право обладать собственностью, которой лишены правители и стражи.
Эти три класса соответствуют учению о трёх частях души («Государство» IV, 435-443) и трёх главных добродетелях: мудрости, мужества и благоразумия. Хотя главнейшей добродетелью по-прежнему признаётся справедливость.
Сословия не являются наследственными (как в Индии или в Египте), но формируются следующим образом. Всех новорожденных отбирают у матерей и перемешивают так, что матери вскармливают уже не своих детей. Поэтому же мужчины считаются отцами всех детей, а женщины общими жёнами всех мужчин. Этот постулат "общности жён и детей" не курьёз, а логическое завершение общности имуществ. Когда дети достигают совершеннолетия, уже ясны становятся их таланты. Умные отбираются в сословие правителей, сильные и мужественные в сословие воинов, грубые и жадные в сословие трудяг.
Все сословия объединены общей моралью и религией, образующими «незыблемые устои». Ради сохранения их в неприкосновенности Платон допускает даже тюремное заключение вольнодумцев (пересмотр трагедии Сократа!) и стеснение свободных искусств (которые смакуют пороки богов и прочие безобразные поступки). Короче говоря, это необходимая партийная цензура и государственная мораль.
«Законы» регламентируют всё это с фантастической детализацией, которая производит на читателя почти гипнотизирующее впечатление.