"И было жизни Сары сто лет, двадцать лет и семь лет. Годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят-Арбе, она – Хеврон, в земле ханаанской, и пришел Авраам скорбеть по Саре и оплакивать ее" (Берешит 23 : 1-2). Отмечает Раши и разъясняет подробно рабби Шимон-Рефаэль Гирш причину выделения трех этапов жизни праматери. Семь лет – символ детства, двадцать – символ юности, а сто лет олицетворяют старческую умудренность. Однозначное, двузначное и трехзначное выделены для усиленного провозглашения совершенства Сары во всех вехах жизни. Им соответствуют три уровня духовного роста.

    Обретение Земля Израиля берет почин со скорби по величайшей из жен Израиля. Мудрецы учили, что три высших дара постигаются через страдания: Тора, Земля Израиля и мир грядущий. Так владение Землей Израиля начинается со скорби по Саре.

    Сами объяснить причины не сможем, но влияние этого образа на нас грандиозно, что при углубленном размышлении признаем образ Сары никак не только историческим или мифическим, но живым духовным символом, пережившим всех языческих богинь и вдохновляющим сверстное нам возрождение еврейской жизни в Хевроне. Праматери в Писании ознаменовывают куда больше, нежели героини исторического повествования или народной былины. Начало понимания методики духовного откровения Торы - в осознании непоколебимой реальности и историчности проявленных образов и в осязании их духовных корней единовременно.

    Наши мудрецы учили, что есть три места на Земле Израиля, выкупленные нашими предками, на которые народы мира претендовать не могут никак: Пещера Сугуба (Махпела), Храмовая Гора и Гробница Йосефа в Шхеме. Речь идет об особой мере связи и укорененности. Как прискорбно, что все три места в наши дни не отстаиваются должным образом государством. Кто знает, сколько бед прибывает к нам из-за нарушения духовного баланса в пренебрежении тремя отправными точками для овладения Землей.

    А началось все с Пещеры Махпела, о чем повествуется в нашей недельной главе. С Хеврона начал свое царствование Давид, и только по прошествии семи с половиной лет переместился в Иерусалим. А нынче Кирьят-Арба и Хеврон олицетворяют начало мессианского избавления Израиля – в противовес отсохшим ветвям от светского сионистского движения за "национальный очаг" и за прибежище от преследований на Святой Земле.

    В Зоаре читаем: "Приди и узрей. Увидел бы Эфрон в той пещере увиденное Авраамом, не продал бы ее ему никогда. Очевидно, что не увидел в ней ничего. Ибо предмет раскрывается своим владельцам, посему Аврааму открылось, а не Эфрону. Аврааму – потому что его это было, а Эфрону не открылось. Не было ему удела в ней, потому и не открылось ему ничего. Видел он там мрак, почему и продал ее и даже то, чего не просил Авраам. Ведь Авраам просил, чтобы "дал ему пещеру" и "по полной цене", а тот сказал: "Поле дал я тебе и пещеру, которая на нем, тебе дал ее". Ибо пренебрег Эфрон всем, поскольку не знал, что это".

    И что сегодня потомкам Ишмаэля Пещера Сугуба (от согибать, а в обиходе – удвоенность, вточь как в подлиннике на Святом Языке), что им Храмовая Гора? Их святыни далече от Земли Израиля, а здесь укрепились преимущественно по злобе - ради препятствования мессианскому избавлению. А сущность места святого неведома им нисколь. Не найдем ни в одной из их книг глубинного разбора духовной животворности Пещеры Махпела.

    А нам надлежит начать изучение величия и святости и так обрести понимание, что было открыто Аврааму. Это его земля, и место святое тоже Авраамово, и передано нам для владения и выявления его святости и высоты.

    В книге рабби Шмуэля из Сохачева Шем Мишмуэль читаем про Пещеру: "Это место входа в Сад Эдемский. Оно – промежек Земли Израиля в целом и Сада Эдемского". Так доступная нам для посещения Пещера Махпела предстает посредником между Святой Землей и сферами пакибытия. Четыре пары похоронены там: Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка и Яаков и Леа. В самом названии намек на выявленную Зоаром и рабби Шмуэлем сущность: четыре буквы Имени, в котором тетраграмматон, в котором две буквы г'ей, одна из которых намекает на Сад Эдемский, а другая – на нашу землю.

    Эфрон не ведал ни сущности и ни факта упокоения там Адама и Хавы. Думал, что Авраама привлекли внешние стороны Пещеры. Сам только мрак узрел в подобии образа меча, охраняющего Сад Эдемский, чтобы недостойным входа не было.

    Если Пещера Махпела и есть промежек к Небесам, то каково место Храмовой Горы? Гора в Иерусалиме – совершенство и гармония в полноте, что выражено в пророчестве Яакова, увидевшего Лествицу, по которой ангелы восходили и нисходили. Этими словами выражается идея сложения воедино двух путей взаимодействия человека с Творцом: снизу вверх или сверху вниз или от человека к Создателю и от Создателя к тварному. Храмовая Гора олицетворяет целостный добрострой между двумя способами определения единения человека с Г-сподом. А про Пещеру читаем в Шем Мишмуэль: "Это место стремительного желания низших притянуться к прилепиться к высшим. И вся жизненность приходит от этого стремления сердца с исподу ввысь…"

    Наш путь к избавлению и исправлению всегда начинается с исподу, поэтому Хеврон – это почин всего. Здесь должно учиться безнаградной жертвенности, здесь место для первого самоотверженного прорыва из бездны низменных устремлений – к чистым и возвышенным. Теперь поймем мы притчу о том, как при избавлении восстают в Хевроне и движут в Иерусалим через гробницу праматери Рахели в Бейт-Лехеме.

    Отведав и ощутив самую малость из того, что есть для нас Хеврон, разве могут придти мысли о предательском отторжении от Израиля этих мест в пользу Эфрона и Ишмаэля? Какая толщь из нечистот от Великого Смешения возлегает на сердцах тех, кто в наши дни способен помышлять о столь вопиющих преступлениях! Пусть каждый умножит посещения этого святого места и углубится в сущностные его аспекты, ибо они и есть фундамент всего бытия нашего на Земле Израиля.

    Праотец Авраам передал нам таинства Хеврона и повеление жить на Земле Израиля и владеть ею. "И передал все, что свое, Ицхаку, а сыновьям наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Ицхака, сына его, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную" (Берешит 25 : 5-6). Подарки – это определенные духовные знания, которые не приходят по мере жертвенности, заслуг и очищения. Их можно уподобить некоторым аспектам озарения восточной духовной практики. Есть там некоторая мера постижения и обретения духовных знаний, но это не путь Авраама. Свое всё он передал Ицхаку и его потомкам. Путь жертвенности и постижения света по мере исправления своей души.