30 сентября 2020 года
"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ": "Описана жизнь секты Виссариона: двоеженство и голод. "Муж кричал на меня: "Или я, или рыба!"
Елена Мельникова с мужем, физиком-ядерщиком Алексеем, и четырьмя детьми 12 лет прожила в таежной деревне среди членов секты "Церковь Последнего Завета", последователей Сергея Торопа, который объявил себя сыном Божьим "Христом" под именем Виссарион. Елена рассказала о жизни секты Виссариона изнутри - о поборах, двоеженстве, запретах и многом другом.
В 90-е, после развала Советского Союза, в страну хлынули проповедники всех мастей. Россия была "непаханым полем" для сект. Люди с головой окунулись в эзотерику и каббалу со спиритизмом.
– Мы все были выходцами из СССР, коммунистическая идеология рухнула, и вакуум стал стремительно заполняться, – говорит Елена. – Люди начали искать для себя какие-то ориентиры. Все это наложилось на тяжелую экономическую ситуацию. Мой муж, Алексей, работал в Институте ядерной физики. Финансирование урезали, ученым пришлось буквально выживать. Многие коллеги мужа стали возить из-за границы товары, а потом продавать их на рынке. Я помню момент, когда муж сказал: "Я не торгаш, я ученый".
– Как Алексей познакомился с учением Виссариона?
– В Академгородке интеллигенцию интересовали различные религиозно-философские учения. Как-то муж увидел в институте объявление о встрече с "одним из апостолов" Сергея Торопа. Решил пойти туда просто послушать, что это такое, для чего.
Его долго не было. Придя вечером домой, он заявил с порога: "Ты представляешь, что сейчас на Земле происходит событие планетарного масштаба, соизмеримое с пришествием Христа". Я съязвила: "В ноябре в Штатах будет слет Христов, твой не поедет?" Муж юмора не оценил. Это был тревожный знак. Вскоре его поведение изменилось, он замкнулся. В доме появились кассеты и книги с проповедями мессии. До этого мы могли спорить, не соглашаясь друг с другом. А тут просто выросла стена. Я пыталась понять во что он верит? Куда он встрял?
– Вы тогда занимались домом?
– Я закончила Новосибирский электротехнический институт, до переезда в Академгородок работала на заводе "Оксид" инженером-электронщиком. А в то смутное перестроечное время сидела дома с детьми. У нас дочка, Наташа, пошла в первый класс и только родился сынишка – Игнат. Но уже тогда я понимала, что инженерная специальность – это не мое. Я стала писать, публиковать свои стихи.
– Муж не пытался познакомить вас со своими сподвижниками?
– Мы сходили в гости к его единоверцам. Хозяин дома - Боря Митрофанов – был ранее преподавателем, доцентом кафедры философии Новосибирского госуниверситета. Преподавал студентам диалектический материализм. И тоже увлекся учением Виссариона.
С нами были еще муж с женой, которые работали в одном из научных институтов в Академгородке. Мы разговаривали, много спорили. Самое смешное, что к тому времени, ноябрю 93-го, я была единственным человеком среди них, кто читал книги Виссариона. Они же все просто оголтело верили. А у меня возникла куча сомнений. Учение мне показалось примитивным, как и видеопроповеди Виссариона. Слова были явно заученными, а жесты – поставленными. А вот люди, собравшиеся в квартире у Бориса Митрофанова, мне показались интересными и умными. Это и сбивало с толку. Мне сказали: "Лена, что ты все споришь, съезди – и сама посмотри!"
– Съездили?
– Это было необходимо, чтобы лучше понять своего мужа. В феврале 1994-го, оставив детей родителям, мы отправились в Минусинск. Еще меня поразила подруга, которая, едва взяв в руки розовую книгу Виссариона, сказала: "Я еду с вами".
У меня все упало внутри. Я подумала, может быть со мной что-то не так?
Может быть я чего-то важного не вижу, не понимаю? Люди кругом – светлые, а я – темная?
Из Новосибирска на встречу с Виссарионом отправилось 9 человек. Мне сразу не понравился гостевой дом, в котором нас поселили. Прочла правила, висящие на стене и отметила: "Как в казарме". Там было обозначено много ограничений, а я, например, всегда курила. Завтрак строго в 10, ужин в 19.00, если опоздаешь, никто тебя не покормит.
Виссарионцы всюду твердили о любви к ближнему, а прием нам оказали весьма холодный, тетки ходили, как зомби, все было формально. Перед нами бухнули чайник с каким-то отваром и поставили проповедь Виссариона. Я это не могла слышать до скрежета в зубах.
– Какие впечатления остались от встречи с Виссарионом?
– Народ в центре собрался разный, но интересный. Мы стояли, разговаривали, вдруг все замерли, ахнули – появился Виссарион. Началась встреча.
Идея у него была простая: скоро все загнется, надо спасаться, все продать и бежать. Я начала задавать неудобные вопросы, поинтересовалась: "Есть ли пути к Богу, кроме тебя?" Тут же встрял ближайший помощник Виссариона, Вадим Редькин: "Ты понимаешь, что учителю нельзя задавать такие вопросы?" Я на него смотрела бараном: "Не понимаю, потому и спрашиваю". Далее спросила: "Допустим, что все уверуют в твою истину, им, что, всем ехать сюда?" Они все хором выдохнули: "Да вы что?!." Виссарион многозначительно добавил: "Этого не произойдет".
Было не понятно, что не произойдет – то ли не уверуют, то ли не поедут, то ли не погибнут, то ли конца света не будет... Для меня это был кошмар еще и потому, что близкие люди глубоко верили во всю эту чепуху. Сама бы я никогда на это не купилась, не повелась.
– С каким настроением вернулись в Академгородок?
– Я поняла, что муж уедет в общину Виссариона при любом раскладе. Там собрались именно такие люди, которым нужно было, либо все, либо ничего. А мы как раз в феврале поняли, что у нас будет третий ребенок. Младшему сыну на тот момент было меньше двух лет, дочке – 9. И мы еще до конца не рассчитались за квартиру. Я представить себе не могла, что мы расстанемся и решила ехать вместе с мужем в тайгу.
– Вас не пугали неустроенный быт?
– Я думала, что мы приедем, муж будет верить, а я курочек разведу. Деревенской жизни я не боялась. У меня у деда дом был в Заельцовском парке, я знала, что такое работать на земле, умела топить печку.
Был еще один определяющий момент. У сына, когда ему было полгода, случился очень серьезный бронхоспазм. Участковый педиатр сказала: "Если не хотите, чтобы сын был хроником, уезжайте в деревню в предгорье, чтобы он ходил босиком". Это тоже повлияло на мое решение. Сказалась и обстановка в стране, в 90-е годы мы не знали куда двигаться.
– Квартиру продали, тем самым "сожгли мосты"?
– Муж решил продать нашу двушку. Квартира в Академгородке тогда стоила дороже, чем в самом Новосибирске. Я предлагала мужу купить однокомнатную квартиру где-нибудь в Затулинке и сдавать ее. А на разницу в цене приобрести деревенский дом. Он тогда на меня буквально закричал: "Ты понимаешь, что мы можем оказаться в землянке?" Я искренне не понимала, как мы, продав свою квартиру, можем оказаться в землянке? Алексей меня ошарашил: "Это уже не наши деньги". Я удивилась: "А чьи?"
Втайне от жены Алексей Мельников отдал в общину большую часть денег, вырученную от продажи квартиры.
"Или я, или рыба!"
– Как вас встретили на новом месте?
– Нас буквально с поезда начали обрабатывать, сказали: не бегайте, не ищите жилье. Где Богу угодно, там и будете жить. А я третьего ребенка ждала, ситуация меня тревожила. Когда, спустя годы, я получила специальность психолога и дополнительное образование - гипнолога, я поняла, что тогда были использованы все эти методы воздействия на людей.
В то время я осталась в районном центре Курагино, а муж уехал в село Имисское, где, как выражаются в общине, у него "выложилась" работа электрика. Через три недели он меня забрал из Курагино.
Община тогда выкупила часть летнего общежития. Когда мы прямо с автобуса зашли в общинный дом, где кроме виссарионцев жили и другие люди, стали свидетелями сцены, которая поразила меня до глубины души. По коридору шел малыш лет двух, жуя блинчик. И вдруг из комнаты вылетела его мамаша и начала блажить на весь дом: "Вот, у ребенка плоть меняется, вы ему блины суете". Соседка по доброте душевной угостила ребенка блином. Мамашка выхватила у мальчика блин, разломила его, начала нюхать. Малыш, у которого отняли гостинец, начал реветь. На крики вышел мужик, сказал матери ребенка: "Что ты нюхаешь, моя жена руки, что ли, не помыла?"
И мне с первого мгновения стало стыдно, что я отношусь к виссарионцам, раз приехала вместе с мужем.
– В общине были строгие ограничения по питанию?
– Зацикленность на питании первые два-три года была жуткой. Это было жесточайшее веганство. Принимать пищу разрешалось лишь дважды в день – в 12 и 19.00 вечера.
Помимо того, что под запретом было все, что имеет животное происхождение, будь то мясо, молоко, сметана, яйца, нельзя также было употреблять в пищу хлеб, постное масло, кофе, чай. Табу накладывалось даже на сахар. Это был попросту искусственно созданный голод. И все это происходило до лета 1995 года.
Люди были доведены до такого состояния, что не могли говорить больше ни о чем, кроме еды. Хозяйки пекли хлеб из картошки, из гречки. Все скучали по хлебу. И после того, как вышло несколько критических передач и публикаций в газетах, Виссарион дал послабление, разрешил пить зеленый чай, есть черный хлеб, постепенно вернулось на столы подсолнечное масло.
Был период, когда молоко разрешалось детям до года в том случае, "если они попросят". А как малыш об этом попросит, если он не умеет еще говорить? И, к тому же, не знает, что есть такой продукт, как молоко, если ему его не давали?
У нас младший ребенок все эти страшные ограничения испытал по полной программе. Я в тот момент самостоятельно закупать продукты не могла. И случалось, что мой двухлетний карапуз выталкивал меня за дверь и просил: "Мама, сгуляй за хлебушком". Он постоянно ныл, потому что был все время голодный.
– Подкармливали втайне от мужа сынишку?
– Кормила с чувством, что я преступница. В 1995 году я выступила уже в открытую, сказала: "Я не только во все это не верю, я не только не ваша сторонница, я ваш оппонент". Заняла довольно жесткую позицию. Эта была оборона моей семьи. Были моменты, когда я буквально орала на мужа: "Никогда не ставь меня в положение выбора - ты или дети. Запомни, я - самка, я тебе за детей глотку перегрызу".
Сначала я вернула на стол хлеб, масло, молочное. Потом ближе в 2000-му году стал вопрос о мясе. У нас уже были к тому времени трое пацанов, дочка-подросток. Как-то местная женщина, директор школы, подошла и сказала: "Зайди ко мне, у меня сын рыбешки наловил".
Я до сих пор помню момент, когда мы сели за стол, она мне положила картошки с котлетами, я ем, а у меня еда проваливается, как в пустоту.
Хозяйка спрашивает: "Ты наелась?" Я говорю: "Валя мне очень стыдно, но я еще хочу". Она положила мне еще пару котлет и, достав из холодильника фарш, сказала: "Придешь домой, накормишь детей". По-человечески отнеслась.
Я помню, какой испытывала стыд от невозможности насытиться. Унизительнейшее чувство. У меня потом в Следственном комитете спрашивали: "А что, нельзя было там втихую есть?" Но людям, которые во все это верили, просто в голову не приходило, что что-то можно сделать тайком. Такое было абсолютное доверие к Виссариону и его учению.
– Как муж отреагировал на котлеты?
– Он на неделю уезжал работать на Сухую гору, к Виссариону. А я тогда пришла домой, нажарила котлет и рыбешки, которую обваляла в манке. Она была нежная, прямо хрустела, ее можно было есть прямо с косточками. Муж приехал, его встретил средний сын, которому тогда шел пятый год, и сказал: "Папа, а ты скоро верить перестанешь? Мы сегодня рыбку с яичками ели, она такая вкусная".
Муж завелся, стал кричать: "Обещай мне, что ты больше никогда!" Я парировала: "Не буду я тебе ничего обещать. Ты понимаешь, что это всего-навсего еда?"
Меня к тому моменту все эти игры уже просто достали. Муж заявляет: "Или я, или рыба!" Я пытаюсь достучаться до него: "Ты хоть сам себя слышишь, ты себя с куском еды на одну планку ставишь". И, когда он в очередной раз взревел: "Или я, или рыба", я сказала: "Рыба!"
В какой-то момент он пошел в магазин, попросил мне ничего не отпускать, сказал, что у меня нет денег. Нашему младшему сыну тогда еще и года не было. Я прихожу, мне продавщица выдает: "Лена, твой приходил" Я говорю: "Давай так, я с этим сама разберусь". Списалась с мамой, рассчиталась потом за покупки, как-то вырулила.
Пришла домой и сказала: "Дорогой, если у нас с тобой до такой степени недоверие, я не вижу возможности жить дальше вместе". Я даже кричать не могла и спорить. Меня как кипятком обдало, не повышая голоса, сказала: "У тебя тут есть братья, сестры, мастерская, сейчас ты штанины подбираешь и идешь к ним, а у меня другого дома нет".
– Вам удалось к тому времени найти работу?
– Я фактически сама для себя создала рабочее место. Дело в том, что я с семи лет серьезно занималась хореографией. И даже потом, в 27 лет, танцевала в шоу-балете.
В 1999 году я пришла в клуб, попросила дать мне кабинет, чтобы заниматься танцами с детьми. Набрала группу, и в мае 2000-го выставила коллектив на конкурсе, где мы, к всеобщему изумлению, заняли второе место по району. После этого мне дали ставку. А в 2003 году я стала художественным руководителем. У меня было уже полторы ставки.
– Для местных вы были виссарионовкой, для последователей секты – "прокаженной", поскольку не верили. Что помогло выстоять?
– Я много читала. Привезла с собой около двух тысяч томов книг. Когда у меня стали болеть колени, я поняла, что у меня скоро не будет профессии хореографа. Решила переучиваться. А так как мне всю жизнь хотелось заниматься психологией, работая педагогом дополнительного образования, пошла учиться в Хакасский государственный университет. Ездила в Абакан сдавать сессии.
Мы жили в селе Качулька Каратузского района. Дом стоял на берегу Амыла. Алексей был хороший отец. У нас была байдарка, мы постоянно купались. Было много хороших моментов, есть, что вспомнить. Без них выжить там было бы невозможно.
– Столярная мастерская Алексея приносила доход?
– У мужа очень сильный характер, все, за что он брался, он делал хорошо, во всем достигал успеха. Он привлек в мастерскую людей, в частности, с ним работал очень хороший питерский мастер-резчик. И они создавали невероятные вещи из кедра. К нам приезжали из Минусинска, из Абакана. Один из столиков был изготовлен для губернатора Красноярского края Александра Лебедя, но, к сожалению, подарок вручить ему не удалось, он погиб. "Окунула ребенка в ледяную воду - у него остановилось сердце"
Местные жители рассказывали, как трехлетняя девочка была доведена родителями-виссарионцами до реанимации. Вспоминали женщину из Курят, которая болела раком, отказывалась лечиться и умерла от истощения. Помнят в Курагинском районе и диабетика, который умер, веруя в исцеление.
– В общине было запрещено обращаться к врачам?
– У них была заповедь №37, дословно не помню, но суть такая: все наши болезни от душевной дисгармонии. Поэтому неверующего еще не надо лечить, а верующего – уже не надо. Плоть должна излечивать сама себя.
Из-за скудного питания у детей были сбои в здоровье. А из-за неоказания медицинской помощи дети погибали. В 1999-2000 годах в Курагино был суд над виссарионцами. Его инициировали врачи и учителя. Я также подала заявление в суд, что готова выступить свидетелем, полтора часа давала показания. Мы жили в другом районе, в Каратузском, на отшибе. У нас произошел случай, который сами виссарионовцы квалифицировали как несчастный. Девочка в деревни Таяты родила ребенка и понесла новорожденного закалять в горную речку Таятку, так как в общине пропагандировалось природное агрессивное закаливание. Окунула ребенка в ледяную воду, и у него остановилось сердце.
Я с мужем тогда долго спорила, говорила, что несчастный случай - это когда женщина шла по мостику, споткнулась и выронила ребенка, а в данном случае произошло убийство по неосторожности.
И таких случаев было достаточно. Помню, в деревне Качулька женщина после кесарева сечения решила самостоятельно рожать дома. В результате воды отошли, а ребенок родился только через сутки и стал инвалидом. Муж этой женщины позже подал в суд на Виссариона и выиграл дело. Ему выплатили компенсацию.
– Как педагог боролись с виссарионцами?
– Помню, как ко мне за лекарством прибежала больная девочка, потому что ее дома не лечили. Я пришла домой, сказала мужу: "Что касается детей, у вас полный швах, вы уязвимы просто невероятно". А у него уже тогда стали закрадываться сомнения, он предложил: "Сходи на собрание". Я согласилась: "А давай!"
Я видела, какого цвета дети лепят фигурки, видела их рисунки. Все говорило об их неблагополучии. Родители с головой ушли в веру, а на детей им было плевать. Я пришла к ним на собрание с законодательством, с Декларацией прав ребенка и сказала: "У вас по таким-то пунктам нарушаются права детей. Я, будучи педагогом, имею право созвать комиссию по делам несовершеннолетних. Вы ненадлежащим образом исполняете свои родительские обязанности".
– Не боялись?
– Они были не опасны. Верхушку Церкви волновала в основном финансовая сторона дела. Там ведь крутились большие деньги. А я в этом плане им ничем не угрожала. К тому же я была не единственной женщиной из тех, в чьих семьях один супруг верит, а другой нет. Ко мне приходили потом женщины, благодарили за мое выступление.
– Выросшие дети виссарионцев покидали общину?
– Большая часть детей уезжала. Для меня еще тогда это было достаточно серьезной тревогой. Я с мужем спорила, потому что у детей не было представления о реальной жизни. Они уезжали абсолютно не готовые жить в социуме со своими искаженными представлениями. Были случаи самоубийства подростков. Я знаю лично девочку, которая уходила от мамы со словами: "Я и вам не верю, и жить там не умею". Образ жизни родителей не убеждал детей.
– Сам Виссарион-Тороп следовал заповедям, которые пропагандировал? Местные жители говорили, что не раз видели его подвыпившим.
– Он и пил, он и ел, жил совершенно по-другому, нежели его последователи.
– В общине были любовные треугольники?
– Они появились еще в 1999 году. Это была целая компания, Виссарион читал на эту тему лекции. Когда он сказал, что наличие второй женщины зависит от чистоты мужчины, я заметила: "Ну, а кто у нас самый чистый?" Он же под себя все это и писал. Причем аргументация была довольно интересная.
Вспоминая заповедь "Не прелюбодействуй", он заметил: "Но кто ее соблюдает?" Правильно, перепишем заповедь попроще, и будет повод считать себя безгрешным.
Такие семьи с двумя женами образовывались, их было достаточно много. Я мужу сказала: "Бедные ваши бабы". Мужику можно все, а женщина должна следовать любому решению супруга. Женщина – это природа, а мужчина – это дух. Природа должна следовать за духом.
Психика женщины не могла выдержать эти любовные треугольники. Начались срывы, депрессивно-маниакальные психозы, истерические параличи. Мы наблюдали это в нескольких семьях, с которыми были знакомы.
– У Висссариона тоже было две жены?
– У него была жена Люба, пятеро детей. В какой-то момент он присмотрел себе девочку Соню. Она с мамой жила в их доме, они помогали Торопам по хозяйству. Соня росла у Виссариона на глазах, он ее активно рисовал, а потом женился на ней.
– А Люба?
– Она уехала с младшими детьми в Красноярск, старшие были уже более-менее эмансипированы. Люба пошла учиться на психолога. Ей выгоднее было уехать, не возмущаясь. Я не исключаю, что это угрожало ее безопасности. Но к моральной чистоте Любы у меня тоже есть вопросы. Знаю не понаслышке, как одна девушка, во всем разуверившись, приняла импульсивное решение - подарила им родовое кольцо. Потом пробовала его вернуть. Но именно Люба ей вправляла мозги, убеждая, что это сделать невозможно. Бывшая жена Виссариона прекрасно знала, что, сколько стоит.
– Виссарион не работал?
– Никогда! Сидел на горе, рисовал. Я видела его картины еще до знакомства с ним. Их публиковал журнал "Наука и религия". Работы были неплохие, Тороп, действительно, человек одаренный. Но путь художника, когда надо постоянно трудиться, а не писать по вдохновению, был не для него. Он к этому был не готов. Ему захотелось получить все и сразу, поэтому объявил себя сибирским Христом.
– Нужно было платить десятину, отдавать десятую часть своего дохода в общину?
– Мы не платили. Но те, кто находился в единой семье, вносили взнос.
Поскольку я была неверующая, муж не мог входить в единую семью. Они так "бетонировали" себе тыл, чтобы люди со стороны не знали всей этой финансовой подоплеки.
"Ты готов ради веры отказаться от семьи?"
– Алексей стал постепенно сомневаться в учении Виссариона?
– Мы жили достаточно отдаленно. У мужа была мастерская, и он позволял себе не ходить на собрание. Однажды одна дама на него наехала и спросила в лоб: "Ты готов ради веры отказаться от семьи?" Он пришел домой, я услышала: "Как мне не хватает твоей перчинки!" Запомнила еще момент, когда муж спросил меня: "Тебе со мной не скучно?" Я честно призналась: "Ты знаешь, скучно! Я забыла, когда ты читал хорошие книги, когда ты со мной разговаривал на интересные темы, а слушать о том, как очередная дура у вас на собрании что-то отмочила - мне не интересно".
Я училась, и, как-то возвращаясь из Абакана, привезла несколько хороших книг по сектоведению. То ли я так "вкусно" училась, то ли мужу самому стало интересно, но, смотрю, он начал их читать. Вспомнил, что он ученый. Стал думать, делать какие-то пометки. У него была своя мастерская, если бы он не был так защищен, возможно, что процессы осознания пошли бы у него еще раньше.
Повлияла, наверное, и травма, когда Алексей в тайге, собирая орехи, упал с кедра. Получил перелом таза в четырех местах и два месяца провел в постели.
Это его отрезвило. Никому из виссарионцев он оказался не нужен. Нас поддержали в материальном плане родственники. Алексей повернулся в сторону семьи.
– Когда созрело решение уехать?
– Я всегда хотела уехать. Муж тоже постепенно созрел до отъезда. А тут стало известно, что не стало его папы, мама осталась одна в трехкомнатной квартире, нам было куда возвращаться. Уезжая оттуда, Алексей еще не был свободен до конца. Освобождение произошло уже в Новосибирске.
– Все пришлось начинать с нуля?
– Мы вернулись летом 2006-го. Я и старший сын проходили психотерапию.
Младшие дети приехали еще школьниками, быстро адаптировались. Сейчас все уже выросли. Дочь у нас - финансист, а сыновья - айтишники. Всем детям мы дали высшее образование. Я работаю психологом, муж занимается альтернативными источниками питания, у него есть три патента, сейчас он оформляет четвертый.
– Как восприняли новость, что Виссарион - Сергей Тороп, как и два его ближайших помощника, Редькин и Ведерников, находятся в СИЗО?
– Я считаю, что это должно было произойти еще 25 лет назад. Уже тогда были все основания, чтобы их остановить. Для меня это "закрытие гештальта". Я сейчас нахожусь на даче, и только сегодня меня "накрыло", я полдня проревела. Мне казалось, что я отнесусь к этому проще. У меня есть опасения, что они выкрутятся. Ведь столько лет им это удавалось.
– Виссарионцам потребуется сейчас психологическая помощь?
– Я считаю, что у членов общины сейчас будет серьезный процесс переосмысления. Представляете, взять и обесценить 30 лет жизни. Многие люди там настолько порядочные, что им в голову не приходило, что их могут обманывать. Они допустить не могли, что Тороп настолько циник, что он на этом играл, загонял людей в нищету и обирал. Сейчас у них острое переживание, а через полгода туда нужно будет отправлять целую бригаду психологов, которые помогут им это пережить.
Светлана САМОДЕЛОВА
30 сентября 2020 г.
- http://www.interfax-religion.ru/?act=pr … ;div=21299