В фильме высказывается предположение, что во время археологических раскопок в Израиле, было найдено захоронение останков Иисуса Христа, его жены, сына и Девы Марии.
Как утверждают авторы картины, все ведущие специалисты по эпиграфике - вспомогательной исторической дисциплине, изучающей преимущественно древние и средневековые надписи на твердых материалах - сошлись во мнении, что начертания на урнах с останками подлинны. Специалисты также говорят о том, что расшифровывались эти начертания как имена возможных членов семьи Иисуса Христа.
Как говорится на сайте американской телекомпании Dicovery Channel, где состоялась премьера фильма, после того, как археологи подтвердили подлинность находок, было проведено статистическое исследование, в результате которого было установлено - шансы того, что обнаруженное захоронение принадлежит семье Иисуса, составляют 600 к одному.
В ленте задокументирована экспертиза ДНК останков из двух урн, проливающая свет на отношения Иисуса и Марии Магдалины. Трактовка результатов этой экспертизы создателями фильма стала поводом для критики со стороны экспертов во время обсуждения, показанного после премьеры.
По мнению авторов, неидентичность ДНК, принадлежащих предположительно Иисусу и Марии Магдалине, дает основания считать, что останки принадлежат супругам. В то же время критики фильма, ученые-археологи, подчеркивают, что несовпадение генетической информации означает лишь отсутствие кровных связей, и делать вывод о супружеских отношениях лишь на этом основании нельзя.
По мнению одного из участников дискуссии, профессора археологии Университета Аризоны Вильяма Дивера, в фильме слишком много подобных обобщений, допущений и неточностей.
Другой оппонент, профессор религии Университета Ла Верне Джонатан Рид назвал картину "археологической порнографией", отметив, что подобные вещи возбуждают людей и их сознание, но имеют мало общего с реальностью.
"Предположить можно что угодно. Конечно, пока мы не можем доказать, что утверждения авторов фильма - ложны. Однако эти утверждения плохо обоснованы и их истинность маловероятна", - сказал Рид.
Критике оппонентов также были подвергнуты постановочные эпизоды, включенные в картину. В этих отрывках представляется вольная трактовка библейского повествования, которая укладывается в версию авторов ленты о существовании жены и сына Иисуса. В частности, в фильме есть эпизод-инсценировка, где распятый Христос обращается к рыдающим жене и сыну. По Евангелию, он обращался к своей матери Марии.
По мнению известного тележурналиста Теда Коппела, использование подобных выразительных средств заставляет зрителя забыть, что речь идет лишь о версии исторических событий.
В свою очередь, режиссер "Утраченной могилы Христа" Симха Якобович в ходе дискуссии неоднократно подчеркивал, что он не ученый, а журналист, специалист в документальной кинематографии. По его словам, он представил на суд зрителей ряд фактов, и красивые инсценировки собственной версии эпизодов жизни семьи Христа, а также зафиксировал ход исследования могилы и останков.
Между тем, как уже сообщалось, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев усмотрел "сезонную" взаимосвязь между очередным сообщением об обнаружении в Иерусалиме останков Иисуса Христа и предыдущими громкими кампаниями вокруг "научных сенсаций" типа "Евангелия от Иуды", подвергающих сомнению постулаты христианства и, как правило, приобретающих мировой резонанс.
"Каждую весну перед католической Пасхой в западном медийном мире происходит обострение подобной тематики. Делается выброс какого-нибудь дурно пахнущего вещества, якобы опровергающего нашу евангельскую веру. Потом, где-нибудь ближе к июню, мелким шрифтом дается опровержение, но его уже мало кто читает", - заявил в интервью "Интерфаксу" Андрей Кураев.
Источник:
www.religio.ru