Магдебу́ргское пра́во (нем. Magdeburger Recht) — одна из наиболее известных систем городского права, сложившаяся в XIII веке в Магдебурге как феодальное городское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена. Иными словами, это привилегия, право на независимость города от феодалов. По данному праву города получали свою юридическую, экономическую, общественно-политическую и имущественную независимость.
Возникновение и развитие
Источники магдебургского права — «Саксонское зерцало» (сборник германского феодального права) и устав города Магдебурга — обычно определяли организацию ремесленного производства, торговли, порядок избрания и деятельности городского самоуправления, цеховых объединений ремесленников и купечества.
В XIII—XVIII веках распространилось в Польше и Великом княжестве Литовском. Из славянских земель ранее всего магдебургское право пришло в Силезию, которая находилась под сильным немецким влиянием. Из Силезии оно в XIII веке проникло в земли Великой и Малой Польши[1]. В Польше Магдебургское право активно вводил Казимир III Великий[2].
Среди нынешних российских городов 4 ноября 1611 года Магдебургское право получил Смоленск, в 1623 году король и великий князь Сигизмунд III даровал магдебургское право Невелю и Себежу, 28 мая 1625 года — Дорогобужу, в 1666 году право получил город Погар.
Бывали случаи лишения Магдебургского права. Так, в 1623 году за убийство униатского архиепископа Иосафата Кунцевича Магдебурского права лишился Витебск, а в 1634 за сдачу города без сопротивления русским войскам — Дорогобуж[2].
Существовали так называемые «малое магдебургское право»[неизвестный термин] и «большое магдебургское право»[неизвестный термин]. Так, город Могилёв в 1561 году получил малое магдебургское право, а в 1577 году — большое.
Жители городов, которые получили Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных чиновников. На основе Магдебургского права в городе создавался выборный орган самоуправления — магистрат, который возглавлял войт. С введением Магдебургского права отменялось действие местного права, однако допускалось применение местных обычаев, если нормы, необходимые для решения спора, не были предусмотрены Магдебургским правом.
Магдебургское право не распространялось на еврейское население, не считавшееся частью исконного населения восточноевропейских городов. Исключение составил лишь литовский город Троки, где евреи[3] в 1444 году получили Магдебургское право в качестве самостоятельной группы горожан.
На основе магдебургского права в 1785 году в России была составлена Грамота на права и выгоды городам Российской империи (также известная как «Жалованная грамота городам»). Это городовое положение в 1787 году было введено в малороссийских городах. Хотя в 1796 году, при Павле I, данная мера была отменена, но фактического возврата к магдебургскому праву, по крайней мере в сфере гражданского права, не произошло[4]. Тем не менее, магдебургское право продолжало предоставляться и после присоединения территорий Речи Посполитой к Российской империи. Так, город Романов получил магдебургское право в 1817 году. На практике городскими судебными органами западных губерний применялось не магдебургское право, а Литовский статут. Вслед за указанием Сената в 1827 году в решении по частному случаю о необходимости применения местными судами в спорах горожан магдебургского права выяснилось, что ни в одном судебном месте и даже губернском присутствии сборника магдебургского права нет. В связи с этим в 1831 году указом императора Николая Первого магдебургское право было официально отменено по всей империи, кроме Киева, где оно сохранялось до 1835 года.