Как поверить в себя? Что подразумевает забота о себе? Как понять, любим ли мы себя? Как найти золотую середину между любовью к себе и к ближнему?
Выдержка из онлайн-семинара "Секреты семейного счастья", 9 сентября 2017 года.
https://www.youtube.com/watch?v=ivYgb8zVes4
Человек не сможет стать по-настоящему счастливым, если он не научится любить себя. Наше «Я» это прежде всего душа, поэтому любовь к себе означает, что человек в первую очередь должен заботиться о своей душе – о своей нравственности, добродушии, улучшении характера.
Любовь к себе означает любовь к своему Божественному «я», потому что наша душа пришла из Бога и питается любовью. Всевышний через любовь дает нам энергию, которая раскрывает наши возможности и дает нам здоровье, благополучие и исполнение желаний. Поэтому любовь к себе, к своему истинному «я» это, по сути, любовь к Богу.
Любовь к Богу, умение любить Бога в себе, видеть образ Божий в каждом человеке и в окружающем мире и есть, по сути, любовь к себе. На практике это выражается в том, что мы не должны думать о себе плохо, сожалеть о прошлом и испытывать страх перед будущим, унывать. Энергия недовольства собой и другими должна трансформироваться в развитие, в изменение себя, окружающего мира и воспитание других людей.
Практика поможет глубже почувствовать, что означает истинная любовь к себе и принять все, что происходит и еще произойдет с любовью и оптимизмом. Она поможет снять претензии к миру и к людям, ощутить всеобщее единство в Боге и еще на шаг приблизиться к ощущению своего истинного «я», которое всегда счастливо, потому что истинное «я» есть любовь.
Люди привыкли поверхностно воспринимать то, о чем говорится в Священных книгах. На первый взгляд, существуют только две основные заповеди. На первом месте – полная, абсолютная любовь к Всевышнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею…». Вторая заповедь – «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Многие верующие люди выстраивают свою жизнь исходя из этих двух заповедей. Но почему-то при этом у них появляются проблемы.
Во вселенной все троично. Любое явление, процесс троичны, – иначе не было бы развития. Оказывается, вторая заповедь содержит в себе и третью. Заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя» подразумевает, что человек прежде должен полюбить самого себя, а потом уже – как самого себя, полюбить ближнего.
Таким образом, главная заповедь вселенной звучит так: во-первых, возлюби Бога превыше всего, во-вторых, возлюби себя, и, в-третьих, возлюби ближнего, как самого себя. Нужно любить Всевышнего, нужно любить Всевышнего в себе, и нужно любить Всевышнего в других.
В соответствии с этими заповедями и следует выстраивать свою жизнь. Когда человек понимает, что есть высшее, которое объединяет две противоположности, есть то, что выше нашего человеческого «я», тогда в критический момент он сможет пожертвовать собой ради других. Человек должен любить себя, должен заботиться о себе, но он может забыть о себе и пожертвовать собой ради другого человека.
Если, выполняя заповеди «Возлюби Бога» и «Возлюби ближнего», человек перестает любить себя, то, в конечном счете, нелюбовь к себе превращается в нелюбовь и к ближним, и к Богу, т.е. в свою противоположность. Подавление себя приводит к тому, что нарастает внутренний протест и агрессивность, – в итоге человек перестает любить других и начинает любить только себя. Чем больше человек себя топчет, тем более агрессивным и жестоким по отношению к другим он потом становится. Агрессия к другим рано или поздно превращается в агрессию к Богу.
Если мы поняли, как соотносятся три главные заповеди, далее нужно определиться, что же все-таки означает – любить себя?
Мы Божественны по своей сути, и любовь к себе в первую очередь означает любовь к своему Божественному «я». На практике это выражается в том, что мы не должны думать о себе плохо, презирать себя, испытывать страх перед будущим, унывать. Иисус Христос говорил, что Бог – наш Отец, и мы – Его часть. Поэтому мы не имеем права на подобные негативные чувства, ведь это, по сути, агрессия к Богу, убийство любви в своей душе. Это недопустимо.
Человек – это прежде всего душа, потом – дух и только потом – тело. Следовательно, любить себя – это значит защищать свою душу, заботиться о своей душе. Забота о своей душе – это сохранение любви в душе, что бы ни произошло; это выполнение заповедей; это забота о своей нравственности, о своем добродушии, об улучшении своего характера. Нужно сдерживать животные инстинкты и развивать высший инстинкт – инстинкт устремления к Богу. Тот, кто заботится только о своем теле и духе, не думая о душе, – себя не любит. Во вторую очередь нужно заботиться о своем духе – о развитии своего сознания и своих способностей, о своей судьбе. Нужно помогать раскрываться своему человеческому «я», добиваться своих целей, реализовывать свои желания, ни в коем случае не закапывать талант в землю. Заботиться о теле необходимо, главное – чтобы не было поклонения телу, чтобы забота о теле не выходила на первый план.
Здесь есть некоторая опасность, о которой нужно знать. Отдача энергии развивает человека; для того чтобы энергию получать, ее нужно отдавать. Но отдавать энергию нужно до тех пор, пока душа испытывает счастье. Если человек отдает слишком много энергии, он обесточивает себя. Это тоже проявление нелюбви к себе. Иногда это может стоить здоровья и жизни.
Чем любовь к себе отличается от эгоизма? Главное отличие в том, что эгоист любит свои инстинкты, поклоняется им, а тот, кто реально любит себя, – инстинкты сдерживает, постоянно трудится над изменением своего характера, переходя от животного начала к человеческому и Божественному. В таком случае любовь к себе не превращается в привязанность и поклонение себе, – так, как это происходит у эгоиста. Если мы понимаем, что любовь к себе – это прежде всего любовь к Богу, который внутри нас, то привязанности не может быть по определению, а любовь к своему человеческому эго будет в таком случае подобна любви к несовершенному ребенку, которого надо воспитывать и о котором нужно заботиться.
Особенно тема любви к себе актуальна и значима для женщин. Нелюбовь к себе, недовольство собой, мрачные мысли о своем будущем – это программа уничтожения собственных детей. Когда ребенок формируется (до зачатия и во время беременности), эмоции матери выстраивают его будущее мировоззрение и характер. Если у нее присутствует уныние, нелюбовь к себе и своей судьбе, эта программа самоуничтожения усилится в ребенке, и он будет болеть, его тело будет страдать.
Многие женщины, прочитавшие книги, убеждены в том, что агрессия к любви проявляется в основном через обиду и ненависть к мужчине. Однако нелюбовь к себе и своей судьбе – гораздо опаснее. Эта программа незаметна, ее трудно осознать и дать ей правильную оценку. Эта программа может выглядеть как потеря смысла жизни, как утрата веры и надежды, как разочарование в близком человеке и в себе, как полная внутренняя пассивность и нежелание что-либо делать, как отказ от мечты и высших желаний. Если человек просто плохо подумал о своем будущем, то это уже медленное самоубийство.
На тонком плане нелюбовь к себе и нежелание жить – это одно и то же. Если я не люблю себя, это значит, что, в соответствии с законами подсознания, я должен умереть. У нас в подсознании только две позиции: или я что-то люблю – и тогда это имеет право на существование, или я это не люблю – и тогда этого не должно быть, оно должно исчезнуть.
Современные психотерапевты говорят о том, что мы перестали любить себя. Но они не понимают, что это следствие того, что мы перестали любить окружающий мир, своих родителей, других людей. Отречение от любимого человека, когда он обидел, оскорбил или изменил, на тонком плане выглядит как пожелание смерти себе.
Любовь остывает в душе того человека, который забыл о Боге. А Бога мы перестаем любить тогда, когда с головой погружаемся в человеческие ценности, когда в первую очередь стремимся к благополучию, поставив инстинкты на первое место.
Тезис «Возлюби ближнего, как самого себя» – великий тезис, но он катастрофичен и смертельно опасен, если становится для человека основным. Главный конкурент Бога для нас – это любимый человек. Нужно понять, в чем смысл слов Иисуса Христа: «Враги человеку – домашние его», и только после этого можно говорить о том, что нужно возлюбить ближнего.
Когда тезис «Возлюби ближнего, как самого себя» выходит на первое место, у человека появляются тенденции дьяволизма, т.к. дьяволизм – это тенденция утраты любви и устремления к Богу. Религия говорит о том, что страсть – это плохо, от страстей надо избавляться при помощи молитвы, поста и т.п. Но никто не говорит о том, что любовь к ближнему – это тоже может быть плохо. Ничего не говорится о корне греха – привязанности к этому миру, и в первую очередь – к ближним, которая и становится источником страсти и страданий, за которыми следуют болезни и смерть. Ближнего нужно любить, о ближнем нужно заботиться, но при этом нельзя забывать о том, что здесь кроется большой риск утраты любви к Богу.
В другом человеке прежде всего нужно любить и видеть Бога, – поэтому нельзя осуждать людей, думать о них плохо. Нужно понимать, что заботиться следует, в первую очередь, о душе близкого человека. Мы привыкли считать заботой помощь, направленную только на его тело. Мы считаем, что его нужно обеспечить деньгами, одеждой, посвятить ему свое время, уступить, пожертвовать своими интересами. Все это мы называем заботой. Но иногда заботой является ущемление, ограничение человека в чем-либо, строгое отношение к нему. Только это уже забота о его душе. Мы должны помогать ближнему испытывать любовь к Богу и помогать сдерживать животные инстинкты.
В любой ситуации потери мы должны сохранять любовь к Богу, принимать Его волю и сохранять любовь к себе и другим – как к тем, кто носит Бога внутри. Без этого войти в новое будущее невозможно.
Надо любить себя больше других, но заботиться о других больше, чем о себе. Любить себя - это и духовность и одежда и питание. Если человек о себе говорит плохо, если у него возникает в душе отчаяние - это уже самоуничтожение. Любовь к себе - это вера в себя, это выздоровление собственной души. Никогда нельзя говорить о себе плохо.
Любить себя и Бога - значит реализовывать заложенный в тебя Богом потенциал. Поэтому нет никакой любви к себе, которая была бы отдельной от любви к Богу. Любовь к себе и к Богу - это одно и то же.