Как поверить в себя? Что подразумевает забота о себе? Как понять, любим ли мы себя? Как найти золотую середину между любовью к себе и к ближнему?
Выдержка из онлайн-семинара "Секреты семейного счастья", 9 сентября 2017 года.

https://www.youtube.com/watch?v=ivYgb8zVes4

Расшифровка видео.

Очень важный момент – любовь к себе.
0:02
Проблема в том, что религия никогда не призывала любить себя.
0:06
Почему? Потому что подразумевалось, что человек и так себя любит, значит, нужно научить его любить других.
0:15
А сейчас человек такой, что он полностью воспринимает информацию. Если не сказано "любить себя", – он себя не будет любить.
0:20
И он уходит в другую крайность. Он уходит в полный альтруизм, он любит только других, он топчет себя.
0:27
А потом вдруг с удивлением замечает, что начинает ненавидеть людей, что становится эгоистом.
0:34
И чем больше он пытается бороться с собственным эгоизмом, чем больше он пытается жертвовать и любить других людей, тем больше у него в душе ненависти к людям.
0:44
Характер начинает перерождаться изнутри.
0:47
А потом его дети начинают ненавидеть всех. И человек в шоке, он не понимает почему.
0:52
А потому что любовь – это золотая середина, вернее, соединение противоположностей.
0:57
Нужно любить людей, но нужно любить себя.
1:01
Если ты не любишь себя, и у тебя нет любви к себе, – ты никогда не будешь любить ни людей, ни Бога.
1:08
Потому что на тонком плане мы все едины.
1:12
И если внутрь ушла нелюбовь к себе, – заканчивается любовь к людям и к Богу.
1:19
Поэтому, себя нужно любить.
1:24
Себя нужно любить больше, чем других людей.
1:27
А заботиться о других людях нужно больше, чем о себе.
1:30
Это диалектика.
1:32
Мы так устроены, что сделать другого счастливым – для нас большее счастье, чем собственное счастье.
1:41
Мы существа коллективные. Из коллективного сознания появляется индивидуальное.
1:44
Поэтому, насколько мы умеем заботиться о других, настолько мы развиваемся.
1:51
Но, при этом нужно любить себя и заботиться о себе.
1:56
Мне одна женщина.. как-то мы с ней разговорились на эту тему,
2:01
и она говорит: "а вы знаете, я всегда считала, что любить себя это: помада, красивое платье, если хочу есть сладкое, то ем сладкое, – вот это любовь к себе."
2:14
Я говорю: ну, вы в какой-то степени правы.
2:18
Дело в том, что это одно из проявлений любви к себе.
2:22
Но такое проявление может превратиться в крайность,
2:25
когда мы, любя свои желания, свои устремления, начинаем потакать себе во всем, и начинается разврат,
2:35
начинается привязанность повышенная к миру, а затем – болезни.
2:40
Для того, чтобы любить себя правильно, мы должны знать, кто мы есть.
2:44
Человек, как и Всевышний, существо троичное.
2:47
И у него душа на первом месте, и, значит, любить душу нужно в первую очередь. Потом уже – дух и тело.
2:56
Поэтому, для того чтобы любить себя, нужно в первую очередь заботиться о душе.
3:00
Любовь к себе подразумевает нравственность и соблюдение заповедей.
3:04
Если мы заповеди не соблюдаем, мы вредим своей душе, наша душа начинает страдать, и это нелюбовь к себе.
3:14
Это плачевно заканчивается: потом будет разваливаться и будущее, и здоровье.
3:20
Любить себя – это означает заботиться о своем будущем.
3:24
То есть это правильный образ жизни, привальное питание,
3:29
правильно себя воспитывать, то есть избавляться от вредных привычек.
3:36
Любовь к себе это и физические аспекты в конечном счете.
3:39
Это забота о физическом здоровье, это и спорт, это и одежда соответствующая,
3:45
это и правильное питание в плане выбора продуктов.
3:51
Вот тот хлеб, который сейчас продается в магазинах, лучше не есть. Лучше обойтись кашами или овощами.
3:58
Это одно из проявлений любви к себе – забота о себе.
4:03
Поэтому, любовь к себе – это забота, забота не только о физическом аспекте человека,
4:10
это забота и о духовных его составляющих, и забота о душе.
4:17
Любить себя – это не думать о себе плохо.
4:21
Очень часто люди, негодуя, свою агрессию вымещают не в направлении других, а в направлении себя,
4:34
занимаются самоедством, плохо о себе думают и считают, что это нормально.
4:41
Но дело в том, что все мыслеформы материальны. Они формируются, объединяются, превращаются в мощную программу.
4:47
Поэтому, человек, который часто позволяет себе плохо говорить о себе, плохо думать, уничижительно, презрительно –
4:55
этот человек фактически занимается самоубийством.
4:58
И не удивительно, если у него потом появятся болезни.
5:03
Такое чувство, как отчаяние – это, по сути дела, ненависть к себе.
5:11
Человек ненавидит себя тогда, когда он не видит причины проблем и не может принять эти проблемы, как средство для развития.
5:21
Любой конфликт, любая проблема, любая неприятность – это есть толчок к развитию.
5:29
Если мы этого не понимаем, то это толчок к ненависти, либо к другим, либо к себе.
5:34
Так вот, себя ненавидеть нельзя.
5:37
Уныние – это есть неверие в себя.
5:41
Любовь к себе – это вера в себя.
5:43
Поэтому Христос говорил: "если вы верите, что гора сойдет с места, то она сойдет с места."
5:50
Вера есть отсутствие страха – страх останавливает энергию.
5:58
Вера в себя есть отсутствие сомнений, сомнения – это тоже остановка энергии.
6:04
Если я люблю себя, если я знаю, что мое "я" Божественно, значит, все, чего я захочу, я добьюсь.
6:13
Вот это очень важно.
6:15
Тот, кто в себе сомневается, тот, кто пассивен, боится что-то делать,
6:22
тот, кто о себе плохо думает, унывает, – этот человек себя не любит,
6:27
и у этого человека не получится любить Бога и любить других людей.
6:31
Потому что чувство любви объединяет внутри все,
6:35
и если мы хотим это чувство любви сохранять, – мы должны, в первую очередь, начинать с себя.

Человек не сможет стать по-настоящему счастливым, если он не научится любить себя. Наше «Я» это прежде всего душа, поэтому любовь к себе означает, что человек в первую очередь должен заботиться о своей душе – о своей нравственности, добродушии, улучшении характера.

Любовь к себе означает любовь к своему Божественному «я», потому что наша душа пришла из Бога и питается любовью. Всевышний через любовь дает нам энергию, которая раскрывает наши возможности и дает нам здоровье, благополучие и исполнение желаний. Поэтому любовь к себе, к своему истинному «я» это, по сути, любовь к Богу.

Любовь к Богу, умение любить Бога в себе, видеть образ Божий в каждом человеке и в окружающем мире и есть, по сути, любовь к себе. На практике это выражается в том, что мы не должны думать о себе плохо, сожалеть о прошлом и испытывать страх перед будущим, унывать. Энергия недовольства собой и другими должна трансформироваться в развитие, в изменение себя, окружающего мира и воспитание других людей.

Практика поможет глубже почувствовать, что означает истинная любовь к себе и принять все, что происходит и еще произойдет с любовью и оптимизмом. Она поможет снять претензии к миру и к людям, ощутить всеобщее единство в Боге и еще на шаг приблизиться к ощущению своего истинного «я», которое всегда счастливо, потому что истинное «я» есть любовь.

Люди привыкли поверхностно воспринимать то, о чем говорится в Священных книгах. На первый взгляд, существуют только две основные заповеди. На первом месте – полная, абсолютная любовь к Всевышнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею…». Вторая заповедь – «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Многие верующие люди выстраивают свою жизнь исходя из этих двух заповедей. Но почему-то при этом у них появляются проблемы.

Во вселенной все троично. Любое явление, процесс троичны, – иначе не было бы развития. Оказывается, вторая заповедь содержит в себе и третью. Заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя» подразумевает, что человек прежде должен полюбить самого себя, а потом уже – как самого себя, полюбить ближнего.

Таким образом, главная заповедь вселенной звучит так: во-первых, возлюби Бога превыше всего, во-вторых, возлюби себя, и, в-третьих, возлюби ближнего, как самого себя. Нужно любить Всевышнего, нужно любить Всевышнего в себе, и нужно любить Всевышнего в других.

В соответствии с этими заповедями и следует выстраивать свою жизнь. Когда человек понимает, что есть высшее, которое объединяет две противоположности, есть то, что выше нашего человеческого «я», тогда в критический момент он сможет пожертвовать собой ради других. Человек должен любить себя, должен заботиться о себе, но он может забыть о себе и пожертвовать собой ради другого человека.

Если, выполняя заповеди «Возлюби Бога» и «Возлюби ближнего», человек перестает любить себя, то, в конечном счете, нелюбовь к себе превращается в нелюбовь и к ближним, и к Богу, т.е. в свою противоположность. Подавление себя приводит к тому, что нарастает внутренний протест и агрессивность, – в итоге человек перестает любить других и начинает любить только себя. Чем больше человек себя топчет, тем более агрессивным и жестоким по отношению к другим он потом становится. Агрессия к другим рано или поздно превращается в агрессию к Богу.

Если мы поняли, как соотносятся три главные заповеди, далее нужно определиться, что же все-таки означает – любить себя?

Мы Божественны по своей сути, и любовь к себе в первую очередь означает любовь к своему Божественному «я». На практике это выражается в том, что мы не должны думать о себе плохо, презирать себя, испытывать страх перед будущим, унывать. Иисус Христос говорил, что Бог – наш Отец, и мы – Его часть. Поэтому мы не имеем права на подобные негативные чувства, ведь это, по сути, агрессия к Богу, убийство любви в своей душе. Это недопустимо.

Человек – это прежде всего душа, потом – дух и только потом – тело. Следовательно, любить себя – это значит защищать свою душу, заботиться о своей душе. Забота о своей душе – это сохранение любви в душе, что бы ни произошло; это выполнение заповедей; это забота о своей нравственности, о своем добродушии, об улучшении своего характера. Нужно сдерживать животные инстинкты и развивать высший инстинкт – инстинкт устремления к Богу. Тот, кто заботится только о своем теле и духе, не думая о душе, – себя не любит. Во вторую очередь нужно заботиться о своем духе – о развитии своего сознания и своих способностей, о своей судьбе. Нужно помогать раскрываться своему человеческому «я», добиваться своих целей, реализовывать свои желания, ни в коем случае не закапывать талант в землю. Заботиться о теле необходимо, главное – чтобы не было поклонения телу, чтобы забота о теле не выходила на первый план.

Здесь есть некоторая опасность, о которой нужно знать. Отдача энергии развивает человека; для того чтобы энергию получать, ее нужно отдавать. Но отдавать энергию нужно до тех пор, пока душа испытывает счастье. Если человек отдает слишком много энергии, он обесточивает себя. Это тоже проявление нелюбви к себе. Иногда это может стоить здоровья и жизни.

Чем любовь к себе отличается от эгоизма? Главное отличие в том, что эгоист любит свои инстинкты, поклоняется им, а тот, кто реально любит себя, – инстинкты сдерживает, постоянно трудится над изменением своего характера, переходя от животного начала к человеческому и Божественному. В таком случае любовь к себе не превращается в привязанность и поклонение себе, – так, как это происходит у эгоиста. Если мы понимаем, что любовь к себе – это прежде всего любовь к Богу, который внутри нас, то привязанности не может быть по определению, а любовь к своему человеческому эго будет в таком случае подобна любви к несовершенному ребенку, которого надо воспитывать и о котором нужно заботиться.

Особенно тема любви к себе актуальна и значима для женщин. Нелюбовь к себе, недовольство собой, мрачные мысли о своем будущем – это программа уничтожения собственных детей. Когда ребенок формируется (до зачатия и во время беременности), эмоции матери выстраивают его будущее мировоззрение и характер. Если у нее присутствует уныние, нелюбовь к себе и своей судьбе, эта программа самоуничтожения усилится в ребенке, и он будет болеть, его тело будет страдать.

Многие женщины, прочитавшие книги, убеждены в том, что агрессия к любви проявляется в основном через обиду и ненависть к мужчине. Однако нелюбовь к себе и своей судьбе – гораздо опаснее. Эта программа незаметна, ее трудно осознать и дать ей правильную оценку. Эта программа может выглядеть как потеря смысла жизни, как утрата веры и надежды, как разочарование в близком человеке и в себе, как полная внутренняя пассивность и нежелание что-либо делать, как отказ от мечты и высших желаний. Если человек просто плохо подумал о своем будущем, то это уже медленное самоубийство.

На тонком плане нелюбовь к себе и нежелание жить – это одно и то же. Если я не люблю себя, это значит, что, в соответствии с законами подсознания, я должен умереть. У нас в подсознании только две позиции: или я что-то люблю – и тогда это имеет право на существование, или я это не люблю – и тогда этого не должно быть, оно должно исчезнуть.

Современные психотерапевты говорят о том, что мы перестали любить себя. Но они не понимают, что это следствие того, что мы перестали любить окружающий мир, своих родителей, других людей. Отречение от любимого человека, когда он обидел, оскорбил или изменил, на тонком плане выглядит как пожелание смерти себе.

Любовь остывает в душе того человека, который забыл о Боге. А Бога мы перестаем любить тогда, когда с головой погружаемся в человеческие ценности, когда в первую очередь стремимся к благополучию, поставив инстинкты на первое место.

Тезис «Возлюби ближнего, как самого себя» – великий тезис, но он катастрофичен и смертельно опасен, если становится для человека основным. Главный конкурент Бога для нас – это любимый человек. Нужно понять, в чем смысл слов Иисуса Христа: «Враги человеку – домашние его», и только после этого можно говорить о том, что нужно возлюбить ближнего.

Когда тезис «Возлюби ближнего, как самого себя» выходит на первое место, у человека появляются тенденции дьяволизма, т.к. дьяволизм – это тенденция утраты любви и устремления к Богу. Религия говорит о том, что страсть – это плохо, от страстей надо избавляться при помощи молитвы, поста и т.п. Но никто не говорит о том, что любовь к ближнему – это тоже может быть плохо. Ничего не говорится о корне греха – привязанности к этому миру, и в первую очередь – к ближним, которая и становится источником страсти и страданий, за которыми следуют болезни и смерть. Ближнего нужно любить, о ближнем нужно заботиться, но при этом нельзя забывать о том, что здесь кроется большой риск утраты любви к Богу.

В другом человеке прежде всего нужно любить и видеть Бога, – поэтому нельзя осуждать людей, думать о них плохо. Нужно понимать, что заботиться следует, в первую очередь, о душе близкого человека. Мы привыкли считать заботой помощь, направленную только на его тело. Мы считаем, что его нужно обеспечить деньгами, одеждой, посвятить ему свое время, уступить, пожертвовать своими интересами. Все это мы называем заботой. Но иногда заботой является ущемление, ограничение человека в чем-либо, строгое отношение к нему. Только это уже забота о его душе. Мы должны помогать ближнему испытывать любовь к Богу и помогать сдерживать животные инстинкты.

В любой ситуации потери мы должны сохранять любовь к Богу, принимать Его волю и сохранять любовь к себе и другим – как к тем, кто носит Бога внутри. Без этого войти в новое будущее невозможно.

Надо любить себя больше других, но заботиться о других больше, чем о себе. Любить себя - это и духовность и одежда и питание. Если человек о себе говорит плохо, если у него возникает в душе отчаяние - это уже самоуничтожение. Любовь к себе - это вера в себя, это выздоровление  собственной души. Никогда нельзя говорить о себе плохо.

Любить себя и Бога - значит реализовывать заложенный в тебя Богом потенциал. Поэтому нет никакой любви к себе, которая была бы отдельной от любви к Богу. Любовь к себе и к Богу - это одно и то же.