26.06.2022 00:41
В России отмечают День Всех святых, в земле Российской просиявших
Мария Городова
26 июня православные отмечают уникальный праздник - День Всех святых, в земле Российской просиявших. Уникальный, потому что в этот день Церковь вспоминает всех святых, рожденных Россией, рожденных не по факту жительства их отцов или национальной принадлежности, нет!
Среди Российских святых были выходцы из других стран, да и не только русские - греки, немцы, евреи, поляки, татары... Дело тут не в происхождении, не в национальности. Дело в том, что все они явили нам подвиг святости именно на Российской земле, воплотив в себе то лучшее, ту великую Правду, которую восприняла в христианстве наша Родина. Поэтому Русская православная церковь особо чтит память этих святых, считая их заступниками, защитниками, небесными покровителями земли Российской.
И тем ориентиром - нравственным, духовным, - который должна сохранять нация. Сохранять, постоянно соизмеряя себя с ним, - для того, чтобы оставаться нацией, а не биомассой разрозненных индивидуумов, озабоченных достижением сиюминутного копеечного благополучия.
Но что такое святость и кто такие святые?
Хирург и архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, сейчас уже тоже прославленный в лике святых, говорил, что если бы мы внутренним оком обозрели всех людей, когда-либо живших на земле и ныне живущих, то все это неисчислимое множество душ можно было бы разделить на три категории.
Первую, самую многочисленную группу, можно назвать "народом земли" - это те, чья главная цель, чьи устремления, всегда направлены на достижение земных благ. Благ, которые человек получает от материального мира.
Причем, вот парадокс, не важно, будет ли такой человек алчным воротилой-миллионером, просто удачливым делягой или полунищим, всю свою жизнь бьющимся за кусок хлеба. Как ни странно, успешность в достижении земных богатств тут не играет роли: Бог смотрит не на размер твоего кошелька, Он зрит состояние твоего сердца.
Прожженный хищник, хапающий все, что плохо лежит, позабыв стыд, совесть и осторожность, ничем не хуже обираемого им бедняги, если тот позволяет зависти и ненависти к обидчику захватить свое сердце, испепелить свою душу. Грех ведь - оружие двойного назначения: он губит не только тех, кто этот грех совершает, но и тех, кто от греха и так пострадал - губит, пытаясь втянуть обиженного в адову воронку злобы, отчаяния, ненависти и жажды мести.
Итак, решающим является то, на что именно направлены все твои мысли, все усилия, все порывы души.
Так вот для народа земли духовное не является чем-то жизненно важным и необходимым, такие люди - пленники непрерывных забот о жизненном благополучии, заложники вечной борьбы за свое земное существование.
Если они и интересуются духовным, то не глубоко, не меняя своей приземленной сути. Таков народ земли - люди душевные, а не духовные. Основная масса рода людского.
"Со страхом и болью, - читаем мы дальше у святителя Луки Войно-Ясенецкого, - видим мы на левом фланге человечества несравненно худших и даже страшных людей. Видим людей-скотов, людей-зверей, людей-извергов и даже людей-бесов". Святитель Лука имел полное право выражаться так жестко: предательство, доносы, потеря близких, пытки в лагерях, где великий хирург и великий человек провел в общей сложности одиннадцать лет, лишившись здоровья.
Но не утратив веры в Бога и любви к людям. Кстати, мерилом святости как раз и является способность любить.
Не умение творить чудеса, видеть на расстоянии, что-то особенное чувствовать или проявлять какие-то иные сверхспособности, которыми сейчас так бахвалятся экстрасенсы, а именно дар любить - показатель святости. Да и высшее чудо на свете.
Любить даже ненавидящих и обидящих тебя. Когда человек поднимается до таких высот духа, он уподобляется Христу. Это явление называется "обожение".
"А на правом фланге народа земли, - продолжаем читать мы у святителя Луки Войно-Ясенецкого, - видим цвет и славу рода человеческого, тех блаженных и благословенных Богом людей, которых великий Иоанн Богослов называет детьми Божьими, друзьями Христовыми".
Среди святых были люди всех сословий: от царей-императоров до бездомных и безродных нищих.
Святыми становились те, кто с детства отличался праведностью, был рожден и воспитан в семье людей безгрешных, но и разбойники, наводящие страх и ужас на окружающих своими зверствами.
Были святые, хранившие целомудрие и девственность как зеницу ока, но помнит Церковь и раскаявшуюся блудницу.
Победоносные военачальники и тишайшие монахи, удалившиеся от мира. Образованнейшие люди своего времени и совсем неграмотные юродивые, к которым тем не менее прислушивались цари. Инженеры, купцы, воины, поэты-гимнографы, иконописцы, богословы, священники, монахи-черноризцы... Их всех, таких разных - по происхождению, социальному статусу, темпераменту, характеру, жизненному опыту, образованности - объединяет главное: однажды Господь их позвал, и они отозвались на этот призыв. Всего-то.
И кстати, это очень важно, что наши святые такие разные: Господь никогда не ломает человека, не равняет всех под одну гребенку. Ему не нужны безликие, послушные марионетки, Он бережно относится к человеческой индивидуальности, гораздо бережнее, чем мы сами.
Господь никого не берет силой. Он стоит и стучит в дверь наших сердец и терпеливо ждет, когда мы распахнем Ему навстречу наши сердца.
"Есть люди, - писал в последний год своей жизни Александр Сергеевич Пушкин, - не имеющие никакого понятия о житии того святого угодника, чье имя носят от купели до могилы и чью память празднуют ежегодно. Не дозволяя себе никакой укоризны, не можем, по крайней мере, не дивиться крайнему их нелюбопытству". Сам Александр Сергеевич, названный в честь святого Александра, архиепископа Константинопольского, не только помнил о своем святом, почитал его, но и внимательнейшим образом изучал агиографические сборники (агиография - это жизнеописания святых). Это чтение вдохновляло поэта, сохранилась выписка, сделанная рукой Пушкина из "Житий святых" Димитрия Ростовского. Приведу эти слова уже в переводе на русский: боюсь, что мы все так далеко ушли от истоков, что не сможем вслед за нашим гением восхититься музыкой церковнославянского слога. Итак, "Описания жизни и прославления святых подобны по светлости звездам: подобно тому как утвержденные на небе звезды светят во всей поднебесной, так что они видимы индийцам и не скрыты от скифов, озаряют землю, светят в море и управляют кораблями плавающих, и хотя не знаем их названий по причине их многочисленности, однако дивимся их светлой красоте. Так и со светлостью святых: хоть их останки и скрыты в гробах, но их силы в поднебесной не ограничены земными пределами, и мы дивимся их жизни и изумляемся славе, которой Бог прославляет угодивших ему".
Подробнее - https://rg.ru/2022/06/26/v-rossii-otmec … ource=smi2