Ruby Ludwig Valentin написал(а):Святая страна.
08:00 05.08.2022 (обновлено: 09:37 05.08.2022)
Профессор Игорь Волгин: пророчества Достоевского о судьбе России сбываются
В прославленном старцами монастыре Оптина пустынь этим летом впервые прошли "Дни Достоевского". Многие откровения были даны великому писателю в общении с оптинским старцем Амвросием, к которому Достоевский приезжал в 1878 году, после смерти своего четырехлетнего сына Алеши. О связи Достоевского с православием, о его сомнениях и спорах с Толстым, о взглядах на Христа и истину, о князе Мышкине, Алеше Карамазове и других героях, о пророчествах в отношении человеческих судеб и России, о секрете русской революции, об идеальных образах и "бесах" в интервью РИА Новости рассказал ведущий российский исследователь Достоевского, основатель Фонда Достоевского, заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Игорь Волгин. Беседовала Ольга Липич.
– Игорь Леонидович, что сегодня связывает имя Достоевского с Оптиной пустынью, куда он приезжал лишь однажды летом 1878 года к старцу Амвросию?
– В Дни Достоевского в Оптиной пустыни открыли закладной камень будущего памятника Федору Михайловичу. Часть этого камня привезена из Омска – с места его каторги. И в этом есть некоторая символика: аукается с Илюшечкиным камнем в "Братьях Карамазовых". В романе, когда мальчики после похорон Илюшечки собрались у камня, Алеша Карамазов произносит речь о всеобщей любви, о будущем, о том, что товарищи покойного должны не забывать его и любить друг друга. Есть некая символика в том, что участники Дней Достоевского, собрались именно у камня…
– А когда поставят сам памятник?
– Предположительно, следующим летом.
– Должны ли, на ваш взгляд, и будут ли повторяться "Дни Достоевского в Оптиной пустыни"?
– Да, обсуждалась идея сделать эти дни ежегодным национальным праздником. Главное, не "забюрократить", не "заадминистрировать" эту идею, а сделать Дни Достоевского в Оптиной пустыни подлинным праздником российской культуры. Конечно, здесь важна инициатива и участие Церкви, но столь же важен и светский характер этого торжества. Рядом с территорией монастыря расположено огромное поле, где могли бы выступать поэты, прозаики, деятели театра и кино, музыкальные коллективы, проводиться книжные ярмарки и так далее. Могут также участвовать ученые, исследователи с открытыми лекциями по литературе, отечественной истории и другим областям гуманитарного знания. Разумеется, все это должно совершаться таким образом, чтобы не нарушить покой насельников обители.
– Почему именно Оптина пустынь, а не какая-то иная обитель?
– Это рубежный момент в жизни Достоевского. Он ведь едет в Оптину пустынь после смерти любимого младшего сына Алеши, чье имя получает один из героев "Братьев Карамазовых". Сын Достоевского умирает внезапно, от приступа эпилепсии, что должно было еще сильнее поразить отца. Он попадает в монастырь именно на сороковины – 40 дней со дня смерти Алеши, заказывает там панихиду. Причем едет не один, а с Владимиром Соловьевым (основатель христианской философии, мистик, поэт и публицист – ред.). Как пишет Анна Григорьевна (вторая жена Достоевского – ред.), по ее инициативе: она просила Соловьева уговорить ее мужа поехать с ним в Оптину.
В монастыре Достоевский пробыл всего двое суток – с 25 по 27 июня. Там он присутствует на общей беседе старца Амвросия с прихожанами, эта встреча отразилась в главе "Верующие бабы" в "Братьях Карамазовых". То, что говорится в этой главе о смерти ребенка, в том числе, слова самого старца – все это имело совершенно реальную основу.
Были две встречи наедине – личные и, очевидно, важные для писателя. Причем разница в возрасте у Достоевского и Амвросия не такая уж большая: старец всего на девять лет был старше своего собеседника. Известно, что Амвросий сказал про Достоевского: это кающийся. Именно это отметил прежде всего. Что очень существенно для понимания личности автора "Карамазовых" и его миронастроения перед написанием романа.
...
– Во всем ли канонична трактовка христианских догматов и православного учения у Достоевского?
– При общей каноничности религиозных убеждений Достоевскому принадлежит собственная трактовка некоторых христианских истин. И это устраивало не всех. Например, тот же Леонтьев писал, что христианство Достоевского – розовое ("Наши новые христиане"), что не может быть царства Божия на земле, и к этому нельзя стремиться. Между тем для Достоевского как раз характерна попытка внедрения христианского сознания в реальную жизнь – политическую и историческую практику.
– Что это значит конкретно?
– Конкретно это означает неделимость морали. Вот как говорится об этом в "Дневнике писателя": "Что правда для человека как лица, то пусть остается правдой и для всей нации. Да, конечно, можно проиграть временно, обеднеть на время, лишиться рынков, уменьшить производство, возвысить дороговизну. Но пусть зато останется нравственно здоров организм нации — и нация несомненно более выиграет, даже и материально". Иначе говоря, нет двух нравственностей, нет правды "применительно к случаю". Нравственный закон един для всех. "Нет, надо, чтоб и в политических организмах была признаваема та же правда, та самая Христова правда, как и для каждого верующего. Хоть где-нибудь да должна же сохраняться эта правда, хоть какая-нибудь из наций да должна же светить. Иначе что же будет: все затемнится, замешается и ...
Главное, повторяю, сбываются его пророчества в отношении человека. Он пишет, что человек внешне цивилизованный, возможно, еще в крови найдет наслаждение.
Подробнее - https://ria.ru/20220805/dostoevskiy-1807365741.html
Лев 17:11 -
потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает;