Sam.bala
Я ещё раз попытался найти в источниках на иврите и ничего не нашёл про закрытие. Это однозначно не относится к основам иудаизма.
Я не знаю, откуда ты это взял. Возможно, где-то в какой-то каббалистической книге, рава Лайтмана или ещё что, но это не основа.
------
Тема 10 заповедей настолько важная и принципиальная, что я просто не мог упустить такое.
Я изучал 10 заповедей, было дело, но ничего такого о "закрытии" не заметил.
Поэтому я прошу сказать, где ты видел о "закрытии" в еврейских источниках, в какой книге, где конкретно, пожалуйста, я посмотрю сам,
чтобы я мог с тобой, если что, побеседовать на эту тему и, возможно, ответить на интересующий тебя вопрос.
Жуть, как не люблю расписывать каноны, но уж ладно.
-----------
Что я могу сказать по 10 заповедям с точки зрения иудаизма.
Там всё достаточно просто, если мыслию по древу не растекаться.
Первые 5 заповеди - заповеди между человеком и богом, вторые 5 - между человеком и человеком.
Моисей 3 раза поднимался на гору Синай.
1 раз он поднялся на 40 дней, получил 1 скрижали и вернулся 6 Сивана, когда евреи праднуют праздник дарования Торы - Шавуот или Пятидесятница.
Тогда был грех тельца. (книга Шмот (Числа)).
Второй раз он поднялся, чтобы попросить об искуплении греха тельца. Вернулся 29 Ава (книга Дварим(Второзаконие)).
Третий раз, чтобы получить 2 скрижали. Вернулся он в День Искупления или Ём Кипур.
Вторые скрижали по преданию остались у народа Израиля до конца Первого Храма на протяжении 930 лет.
Есть разница в изложении 10 заповедей в книге Шмот (глава 20) и Дварим (глава 5).
Говорят, что эта разница говорит о том, что в двух скрижалях были разные тексты.
Объясняют так (несколько примеров):
Рав Хизкия Бен Маноах (13 век) объясняет, что первый текст самый правильный, потому как написан "перстом боджьим" по тому, как устроен мир, и это абсолютное знание, а вот второй текст
был высечен самим Моисеем как человеком и адаптирован под нужды человека, под человеческое понимание, хотя было сделано это под божьим вдохновением и "наблюдением".
Рав Моше Митрани (Ха-Мабит) (один из крупных каббалистов и друзей составителя книги Шульхан Арух рава Иосефа Каро (этой книгой евреи пользуются по сей день для выведения законов повседневной жизни))
говорит, что в первых скрижалях был уже подразумевалось то, что было написано во вторых скрижалях, всё это было дано Моше устно при первом его восхождении к Богу, но было записано во вторых скрижалях и то, и другое - от Бога.
Рав Хаим Виталь (тоже крупнейший каббалист, ученик Святого Ари) даёт глубокое кабаллистическое объяснение разницы между текстами, сводя это к одному в своей книге "Эц Адаат Тов" ("Книга знаний о добре", когда говорит о недельной главе "Ки тиса" ("Когда будешь считать..")).
-------
Имеются следующие базисные толкования 10 заповедям по еврейской традиции (не вижу никаких закрытий в этом, кстати, я даже термин "закрытие" не совсем понимаю):
Каждая заповедь из первой пятёрки соответствует заповеди во второй пятёрке точно по списку (есть связь между ними).
Можно разделить их на 3 группы: "В сердце", "В разговоре", "В действии".
1-2 - сердце, 3 - разговор, 4-5 - действие
6-8 - действие, 9 - разговор, 10 - сердце
(Обратный порядок).
Объяснения (я беру еврейские 10 заповедей как они перечислены в Ветхом завете):
1. Сущность бога. Бог вывел из Египта, поэтому Израиль обязан служить богу.
2. Бог не в состоянии терпеть конкуренции. Поскольку, как сказано в 1 заповеди, Бог вывел из Египта, чтобы служить Ему, то
Израилю нельзя служить другим богам, кроме Яхве. Мудрецы говорят, что запрет "на делай кумира" - это запрет и создавать кумира для слкжению самому Яхве.
Бог абстрактен, посему будет настоящее враньё изображать его в виде какой-то статуи или картины.
Любовь Израиля и Бога - как любовь женщины и мужчины, посему это будет предательство и измена служить другим богам.
3. 2 объяснения.
А. Не произноси лжесвидетельства.
Б. Не произноси имени бога без надобности, поскольку имя бога возвышено и имеет большую силу, а тем более не произноми его при лжесвидетельстве и проклятии.
О проклятии также сказано: "Проклят ударяющий друга своего скрытно..."
4. Суббота - для евреев - отдых + благословенный день + праздник для служения богу.
написано "Помни день суботний, чтобы освятить его".
Освятить - это возвести в ранг праздника. Помнить - это запретительные заповеди, освятить - повелительные, как, к примеру, "Освящение" над вином в начале субботы вечером и в суботу утром.
В первых скрижалях причина освящения субботы - создание мира, во вторых - помнить выход из Египта.
5. Единственная заповедь, за исполнение которой обещается плата в самой Торе (долголетие). Однако это обещание будет выполняться только, когда евреи находятся в Земле Израиля.
Потому, что написано: "лемаан яарихун меха ал хаадама, ашер адонай элогеха нотен леха" (чтобы продлились твои дни на земле, которую бог твой господь даёт тебе).
Несмотря на то, что, как я сказал, первая пятёрка - это заповеди между человеком и богом, всё равно это тоже как заповедь между богом и человеком, поскольку
бог тоже участвовал в создании человека в сотворении мира, и поэтому он является "компаньоном" бога в этом, поэтому надо уважать родителей как бога.
Эта заповедь - смычка между двумя группами заповедей.
***************************
В общем, ничего такого закрытого тут нет.
1. Посему я и спрашиваю, что ты имел в виду?
2. Каков твой личный ответ на твой же вопрос?