Тыйаон написал(а):Упанишады, стало быть, источником высшей мудрости быть не могут. И как-то совсем не ясно, как 4 благородных истины и восьмеричный путь отражались в раннеиудейском вероучении...
Предвидя Ваше неправильное понимание моих слов я буквально через пару минут дописал "наиболее мощно" перед словом ""распространившаяся". Но Вы уже успели проглотить предыдущий вариант...
Конечно же, божественная мудрость просачивалась и до времени разрушения храма. Потому сие время и названо осевым, а не единственным или исключительным. Более того, в том или ином объеме частицы мудрости оставались в людях всегда со времен Адама. И именно из этих частиц возникали так называемые естественные религии.
Что касается Упанишад в частности, и Вед в целом, то, как ни крути, они могут быть в крайнем случае отражением высшей мудрости, но никак не Источником ее, Которым соответственно может быть только Всевышний, т.е. Бог. Заметьте, не боги (многие и ложные), а именно Бог (единый и истинный).
А Его мудрость наиболее тщательно (особенно до разрушения храма), т.е. в наиболее неповрежденном виде (среди потомков Адама) хранили предки и потомки Авраама, самым выдающимся из которых в этом деле был святой царь и пророк Давид, в псалмах которого и можно найти то, из чего получились (в результате преломления) как четыре благородные истины с восьмеричным путем, так и многие другие истины учений осевого времени.