Религия эзотерика философия анекдоты и демотиваторы на религиозном форуме - религиозные форумы

Объявление

ДРУЗЬЯ! Я ВАС ОЧЕНЬ ПРОШУ ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ПОЛИТИКИ, ОТ ВЗАИМНЫХ ОСКОРБЛЕНИЙ! Я ВАС ОЧЕНЬ ПРОШУ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ ОБСУЖДЕНИЯ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ, В РОССИИ, В БЕЛАРУСИ!!!
Обсудить политику и ситуацию в Украине вы можете на других форумах и в соц.сетях!

Обращаю ваше внимание, заголовки взяты с видеороликов. Это не мое мнение, это не мнение администрации форума!
Администрация форума не имеет никакого отношения к публикуемым, републикуемым сообщениям, видео, фотографиям, статьям, новостям.
Мнение участников форума принадлежит абсолютно участникам форума и администрация форума не несет ответственность за мнение участников форума.

Пожалуйста, имейте ввиду, мнение астрологов, предсказателей, тарологов, экстрасенсов является сугубо субъективным мнением.
Предсказания, пророчества, прогнозы о России, Украине, США, Беларуси, и вообще о войне и мире в Мире публикуются исключительно для доведения до вашего сведения данной информации, и для проверки вами лично всех этих предсказаний, пророчеств и прогнозов от экстрасенсов, магов, астрологов, тарологов.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Достоевский Как Христианский мыслитель

Сообщений 91 страница 96 из 96

91

prophet написал(а):

что-то все взгляды Достоевского ограничились критикой его личных качеств. как мы любим говорить о человеческих изъянах. Димон, написал бы для запалки свое отношение к творчеству Достоевского

Хорошая мысль , спасибо большое ,  я пожалуй приведу кусок из своей курсовой по Достоевскому .
Формирование взглядов Достоевского
Говоря о том времени, на которое пришлись молодые годы Достоевского, на ум приходят такие слова - «человеческое достоинство», «свобода», «равенство», «братство», «прогресс». Это время надежды на построение справедливого и счастливого общества, где не будет ни бедных, ни несчастных людей. Возмущение гуманистов перед ущемлением личности , доходит во многом до крайних проявлений , когда оно поставляет человека во главу всего и уже начинает отрицать высшую Божественную Правду. Это не гуманизм Эразма Ротердамского и других Христианских гуманистов возвещавших свободу личности провозглашенную в Евангелие. Это, можно даже сказать, время зарождения некоей общественной религии – веры в возможность «счастья здесь и сейчас», построенного на основе прогресса и идеалах гуманности. «Достоевский был захвачен идеями утопического социализма 40-х годов. Вместе с тем, он был в некоторой степени затронут воздействием прогрессивной материалистической мысли своей эпохи» .
Причем мыслители того времени не были атеистами , наоборот вопрос стоял о том , где был бы Христос , с революционерами или же нет. Нам наверное вопрос покажется странным ведь мы знаем , что во время пришествия Христа он никак не восставал против существующего порядка.
Тем не менее Достоевского, как и всех передовых мыслителей того времени, беспокоил вопрос социальной несправедливости и угнетения людей. Тем более, что его отец погиб от руки взбунтовавшихся крестьян. Через год после этого события Достоевский пишет роман «Бедные люди». Он становится учеником Белинского, общается с передовыми демократическими литераторами, позже сходится с петрашевцами.
«Познается, что самый забитый, последний человек есть тоже человек и называется брат твой». Этими словами вполне исчерпывается та идея, ради которой впервые вступил на литературное поприще Достоевский. Новизной, как видите, она не блещет. Не блистала она этим качеством и в то время, когда начинал писать Достоевский. Она не им была впервые возвещена. В пятидесятых годах и долго ещё в последствии она властвовала над умами всех лучших русских людей. В то время наиболее замечательным выразителем её был Белинский, которому она в свою очередь пришла под обаятельным тогда именем гуманности с Запада».   Так характеризует начало литературной деятельности Достоевского Лев Шестов, подчеркивая значение идеалов гуманности - «свободы», «равенства», и «братства» в его ранних работах, в общественной мысли того времени, и в устремлениях «всех лучших русских людей» ещё долгое время в последствии.
Роман «Бедные люди» получает высокую оценку Белинского как первая попытка «социального романа» в русской литературе»: «Достоевский показывает, что скромная трудовая жизнь «бедных людей» порождает более высокие чувства и идеалы, чем жизнь имущих классов. Не богатые, а бедняки выступают в «Бедных людях» как подлинные носители гуманизма, возвышенных чувств и стремлений, подлинных моральных ценностей» . Что оставляет некоторую неудовлетворенность романом у Белинского и революционно настроенных демократов – это пассивность «бедных людей», их смиренность перед своей долей, неготовность к изменению своей судьбы. Владимир Соловьев также подчеркивал, что уже в первом романе Достоевский поднимает тему о том, что люди для общества худшие внутренне оказываются лучшими. При этом, Соловьев видит в этом не столько социальный протест Достоевского, сколько взгляд на то, что не прекрасные условия жизни и место в обществе определяют прекрасные душевные качества человека. Франк говорит о влиянии на молодого Достоевского романтического социализма, «по которому сущность человека лежит не в его «разуме», а в том, что он есть средоточие и вершина космических сил, некий микрокосм; и «доброта» человека не есть здесь уже его прирожденное свойство, а есть плод духовного самовоспитания человека». 
Молодой Достоевский, в отличие от героев своего первого романа, активно стремится к изменениям - недовольство реакционным николаевским режимом, стремление к реформированию общества приводят его в кружок петрашевцев: «Но для Достоевского содержание его повести было вместе с тем жизненною задачей. Он сразу поставил вопрос на нравственную и практическую почву. Увидав и осудив то, что делается на свете, он спросил: что же должно сделать? Прежде всего, представилось простое и ясное решение: лучшие люди, видящие на других и на себе чувствующие общественную неправду, должны, соединившись, восстать против нее и пересоздать общество по-своему» . Будучи активным членом кружка петрашевцев, Достоевский является сторонником не радикального преобразования общества, то есть революции, а либеральных реформ, и в первую очередь, отмены крепостного права. «Достоевский принадлежал к числу тех петрашевцев, которые считали важнейшим вопросом русской общественной жизни крестьянский вопрос» .
В ночь на 23 апреля 1849 года Достоевский и ряд других петрашевцев были арестованы, позже приговорены к расстрелу за обвинения «в умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка». Достоевского обвинили в чтении на собраниях и распространении письма Белинского Гоголю, в котором содержались антирелигиозные и антигосударственные суждения. Отмечу, важные строки этого письма: «Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, сколько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их исполнение».  Огромную роль сыграло это письмо в жизни Достоевского, и мне кажется, что всю жизнь, до своего последнего произведения он продолжал думать и отвечать на него.
Осужденным изначально сказали, что их приговорили к расстрелу, и лишь в самый последний момент они поняли, что осуждены на каторгу, а не на смерть. Один из осужденных сошел с ума. Этому страшному моменту в жизни Достоевского и последующей каторге придается огромное значение в работах авторов, посвященных творчеству Достоевского. В своей работе «Достоевский и Ницше» Лев Шестов приводит слова, которые сам Достоевский сказал об этом через 25 лет: «В эти последние минуты некоторые из нас (я знаю это положительно) инстинктивно углублялись с себя и, проверяя мгновенно всю свою столь ещё юную жизнь – может быть, и раскаивались в иных тяжелых делах своих (из тех, которые у каждого человека всю жизнь лежат в тайне на его совести); но то дело, за которое нас осудили, те мысли, те понятия, которые владели нашим духом, - представлялись нам не только не требующими раскаяния, но даже чем-то нас очищающим, мученичеством, за которое многое нам простится! И так продолжалось долго. Не годы ссылки, не страдания сломили нас. Наоборот ничто не сломило нас, и наши убеждения лишь поддерживали наш дух сознанием исполненного долга».  Но что же случилось , почему Достоевский в итоге отрекся от этих идеалов?
По дороге на каторгу Достоевский встречается с женами сосланных декабристов, и получает от одной из них Евангелие, которое он хранил всю жизнь. Невероятно символичный момент. Годы каторги, безусловно, имеют огромное значение и в развитии философии Достоевского как Христианского мыслителя, и в его оценке и развитии тех идеалов, которые привели его на каторгу. Хотя роль и влияние этих лет каторги также по-разному оцениваются различными авторами. В воспоминаниях Всеволода Соловьева о Достоевском приводятся такие его слова - «Я только там и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял, голубчик... Христа понял... русского человека понял и почувствовал, что и я сам русский, что я один из русского народа. Все мои самые лучшие мысли приходили тогда в голову, теперь они только возвращаются, да и то не так ясно».  К удивлению Всеволода Соловьева, Достоевский даже рекомендует ему отправиться на каторгу или просто совершить что-то новое, неожиданное, что заставит его «работать и бороться», чтобы «познать радость жизни», научиться «ценить своё счастье». И это не единственный момент когда Достоевский советовал людям пострадать, ведь только так человек сможет понять страдания другого сопереживать сочувствовать. «Однажды юного Мережковского, впоследствии великого писателя, отец привел к Достоевскому; Федор Михайлович прочитал стихи мальчика и сказал сердито: «Плохо, совершенно плохо! Страдать надо, страдать!» Отец засмеялся и сказал: «Нет, уж пусть лучше не пишет, только бы не страдал!» Но Достоевский был прав: люди с абсолютно безмятежной жизнью — они не имеют какого-то глубинного измерения, понимания других людей — «сытый голодного не разумеет».»   
Вот почему Достоевсий так ценил страдание вот почему Шестов его так не любил.
Владимир Соловьев говорит, что там, в простом каторжнике Достоевский находит простоту и искренность народной веры: «Как бы забытые Церковью, придавленные государством, эти люди верили в Церковь и не отвергали государства».  «Вместо злобы неудачного революционера Достоевский вынес из каторги светлый взгляд нравственно возрожденного человека: «Больше веры, больше единства, а если любовь к тому, то все сделано», - писал он»  . Лев Шестов, приводит слова Достоевского о его светлых планах, разрабатываемых им на каторге и считает, «что каторга не только не опровергает «убеждений», приведших Достоевского туда, «но оправдывает их»  - для Шестова каторга Достоевского – это не новый душевный или духовный опыт, не новый взгляд на идеалы молодости - это скорее обоснование «философии каторги» - те же идеалы «гуманности», но в более жестокой форме и более убедительные от того, что прошли через каторгу, через унижение и презрение каторжан: «И настоящая, истинная философия – есть философия каторги. Если все это так, значит, и гуманность, родившаяся среди вольных людей, не вправе тащить жестокость к позорному столбу и попрекать её темным каторжным происхождением, и должна уступить своей униженной противнице все несчетные права и преимущества, которыми она до сих пор пользовалась в мире, и прежде всего блестящую свиту поэтов, художников, философов и проповедников, которые в течение тысячелетий неустанно расточали её высокие похвалы...»  Шестов отмечает, что в «Записках из мертвого дома» и ряде других работ, вышедших уже после каторги, Достоевский все еще остается верен идеалам «гуманности». Для Шестова измена идеалам, «эпоха подполья» Достоевского, наступают в другой момент, а именно «как раз тогда, когда, по-видимому, стали сбываться заветнейшие надежды поколения пятидесятых годов. Крепостное право пало…Целый ряд предполагаемых и выполняющихся реформ сулит осуществить в жизни ту мечту, которой отдался Белинский….До сих пор только в книгах говорили о «последнем человеке» – теперь права его признали всенародно. До сих пор «гуманность» была только отвлеченностью – теперь её призвали хозяйничать в жизни. Самые крайние идеалисты в начале шестидесятых годов должны были признать, что действительность, обыкновенно столь медленная и неподвижная, на этот раз не слишком отстает от их мечтаний. В литературе было великое празднество. Один лишь Достоевский не разделяет всеобщего ликования. Он стоит в стороне, точно ничего необычайного не произошло…Надежды России – не его надежды. Ему нет до них дела». 
Очевидно, что Достоевский не стоит в стороне от надежд России, он сам на Россию надеется и уповает на русский народ, но это уже другая надежда и другое упование. Да, главнейшая из реформ, за которые он боролся, приведена в жизнь - крепостное право отменено – необходимые «права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью» приведены в жизнь. Достоевский не мог не радоваться этому, но он не разделяет всеобщего ликования, так как более не уповает на «успехи цивилизации, просвещения, гуманности» в создании справедливого общества и счастья людей. Он по-прежнему хочет видеть человека счастливым и мир справедливым, но он через многое прошел, он видел много тяжелых сторон человеческой жизни и человеческой души. Что он вынес из этого и пронес через всё свое гениальное творчество? Психологию? «Философию трагедии»? «Христианскую мысль»? Конечно, - все, и все это неразрывно связано во всех его произведениях, во всех его героях, и, наверное, вообще в жизни.
Мне кажется, что именно, оставаясь верным надежде на счастье людей, глубоко познав человеческие страсти и психологию, видя различные варианты развития идеальных теорий в реальности, Достоевский принимает Евангельское учение и заповеди Христовы как единственный путь спасения души человека, единственный путь к свету, без которого все идеалы ведут или к «Лучше поработите нас, но накормите нас» , или к «рекам крови». «Положительный общественный идеал еще не был вполне ясен уму Достоевского по возвращении из Сибири. Но три истины в этом деле были для него совершенно ясны: он понял, прежде всего, что отдельные лица, хотя бы и лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства; он понял также, что общественная правда не выдумывается отдельными умами, а коренится во всенародном чувстве, и, наконец, он понял, что эта правда имеет значение религиозное и необходимо связана с верой Христовой, с идеалом Христа» .

0

92

"Если б кто мне доказал, что
Христос вне истины, и
действительно было бы, что
истина вне Христа, то мне
лучше хотелось бы остаться с
Христом вне истины, чем с
истиной вне Христа". Достоевский Ф.М.

0

93

христианин
власть дана всему
но части со временем стремясь за идеальным рсширяются за счёт иных частей

сравни: позволение расширения всего и расширение частей за счёт других

0

94

Дуб привет, это понятно, каждая часть всеобщего пазла может быть где угодно, но в фразе Достоевского лично я вижу неважность познания истины, а важность познания собственных чувств сострадания.

+1

95

христианин написал(а):

важность познания собственных чувств сострадания

...наблюдать своё отношение...?
Сам факт "самовоспоминания" - как признак любящего ближнего в пьесе событийности.
Факт, что Д. не был по-житейски счастлив...
Но имел волю оставить привязанность, скажем, к игре-упадку...

0

96

Достоевский описывает быт российского дворянина и челяди, чиновника, попа, студента.
Поиск смысла жизни перечисленных только что мною классов, слоёв.
Революционность его может заключаться в том, что пишет о молодёжи, интиллигенции.
К насильственному свержению строя не призывает, наоборот во многом уповает на Бога.
Его герои озабочены судьбами России XIX века. Он передаёт атмосферу его современников.
Ищет в своих героях чистое, светлое, сражается с подлостью души.

0