Религия эзотерика философия анекдоты и демотиваторы на религиозном форуме - религиозные форумы

Объявление

Таролог и психолог Инга приглашает на консультации онлайн.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Статьи раввина А.Штейнзальца

Сообщений 1 страница 10 из 29

1

Содержание ветки:
Статьи раввина А.Штейнзальца
Адин Штайнзальц. Творящее слово
Фантастическая каббала и ее роль в истории русского оккультизма
Хазары - Плетнева
"Мужчина и женщина" - Гедали Спинадель
Агнон - Три рассказа про чудесное
каббалисты Азриель Геройский и Авраам Абулафиа
Блеск (Извлечения из книги "Зогар" в переводе Анри Волохонского)

*****



Статьи раввина А.Штейнзальца

Вера, провидение и упование
Время в еврейской традиции
Грех
Иерусалимские образы
Иудаизм и христианство
Лекция в обществе "Хэсед Авраам"
Личность и общество
Миссия человека и его место в мире
Мистицизм, фундаментализм и современность
От рабства к свободе
Почему революции терпят поражение
Талмуд
Что такое еврей?

Полностью - тут:
http://www.gramotey.com/?open_file=1269058437

Статьи раввина на темы иудаизма

http://s018.radikal.ru/i524/1209/77/e420be2da56d.jpg

Вера, провидение и упование

   Когда мы различаем руку Провидения в постигающих нас испытаниях,  это
лучше всего выражают слова: "Пора бедствия у Яакова, и из него спасение"
  Если же наш взгляд на происходящее более широк, его сущность можно выразить сло-
вами: "Что хорошо? Доброе начало. А что очень хорошо? Злое начало. Прос-
то хорошо . ангел жизни. Очень хорошо - ангел смерти". Здесь такое абсо-
лютное зло, как смерть, оказывается скрытым благом, причем куда большим,
чем жизнь, т.е. "явное" добро.

  Об  этом  сказано:  "Кого возлюбит Превечный, того накажет" - ибо то, что кажется нам  наказанием, на самом деле является более глубоким проявлением Его любви и благоволе-
ния к нам.

Так мы поднимаемся на первую, галахическую ступень
духовного величия. Эта ступень соответствует содержащемуся в Мишне гала-
хическому постановлению о том, что человек обязан "благословлять за зло,
как за добро" - т.е. благодарить Б-га за все, что бы ни случилось с  ним
в жизни. Неважно, видит ли он положительный смысл выпавших на  его  долю
испытаний, говоря словами Писания: "Чашу спасения подниму",  или  судьба
представляется ему безрадостной, как сказано: "Бедствие и скорбь обрету"
- и в том и в другом случае человек заявляет: "Имя Господне возглашу"  с
полной верой в то, что и радости и испытания посланы ему Судьей справед-
ливым и истинным и ведут к благой цели, а мнимое  зло  служит  подножием
грядущего блага.

На следующей, более высокой духовной ступени, когда человек  приходит
к пониманию того, что явное зло суть скрытое добро, он уже не просто вы-
ражает готовность принять свою судьбу из рук Превечного, какой бы та  ни
была, но делает это с радостью.  Ибо  знание  того,  что  мнимое  зло  в
действительности является добром, облеченным в другие  одежды,  изгоняет
из сердца печаль. Подобно тому, как явное, зримое благо наполняет  чело-
века ликованием, так все, исходящее от Всевышнего, отныне только  радует
его. Таким образом, будет ли человек, которого постигает зло, испытывать
радость или скорбь, в первую очередь зависит от его собственного  духов-
ного уровня. Тем, кто, как Нахум Иш Гамзу, способен распознать  добро  в
обличье зла, постигающие их испытания покажутся  легче  и  естественней.

Ибо благодаря своей способности углубляться в суть вещей, такие люди  не
дают видимому злу испугать себя, а находят  скрытое  в  глубине  событий
добро и вглядываются в него. Конечно, зло не в силах  причинить  им  тех
страданий, которые терпят люди, не достигшие высокого духовного  уровня.
Ведь когда человек понимает, что все происходящее суть благо и направле-
но к благу, зло исчезает с его глаз и взору предстает заключенное в  ве-
щах добро. Но и простой человек, чей духовный взор не проникает в глуби-
ны, человек, не способный отрешиться от страданий настолько,  чтобы  ви-
деть в них благо, тем не менее может подняться на духовный уровень,  ко-
торый позволит ему принимать все происходящее с ним с радостью. Ибо  то,
к чему мудрец приходит путем вглядывания и размышлений, простой  человек
обретает с помощью веры. Если он действительно всем сердцем  верит,  что
"зло не спускается сверху", то и любое посланное ему испытание он примет
по доброй воле, с радостью, ибо верит полной и искренней  верой,  что  в
конечном счете оно направлено к его благу, даже если его  духовный  взор
не проникает настолько глубоко, чтобы удостовериться в этом воочию.

   Но еще выше находится духовная ступень, с  которой  зло  предстает  в
своем подлинном облике - не как благо, обернутое в оболочку зла,  а  как
самое чистое и возвышенное благо, столь великое, что оно превышает обыч-
ную человеческую способность восприятия и потому причиняет боль. Для то-
го, чтобы душа приняла подобное добро, человек должен всецело  предаться
главному, не давая своим глазам и чувствам  распоряжаться  собой.  Более
того, он должен ценить близость Всевышнего превыше всех благ этого  мира
и доверять ей больше, чем своим чувствам. Ибо тот, кто верит, что  види-
мое зло в основе своей является более возвышенным благом, чем благо оче-
видное, не просто принимает зло  с  радостью,  но  он  принимает  его  с
большей радостью, чем добро! Ибо он понимает, что это  мнимое  зло  суть
более возвышенное откровение Бога, когда Он является человеку в непости-
жимости Своей тайны. И об этом сказано: "Оскорбляемы  и  не  оскорблены,
выслушивают поношение и безмолвствуют, с любовью и радостью претерпевают
муки, о них свидетельствует Писание: "Любящие Его - как солнце  восходя-
щее в могуществе". Лишь тот, кто воистину любит  Бога,  способен  с  ра-
достью принимать страдания, посланные Им. Эта радость превыше любой дру-
гой, ибо ее сопровождает сознание, что "кого  возлюбит  Превечный,  того
накажет". Человека, который всем сердцем  любит  Бога,  подобное  свиде-
тельство взаимности не может не радовать.
Такой человек предпочтет страдания, в которых раскрывается Всевышний, благополучной жизни в мире повседневной  постигаемой  реальности,  которая  лишена  ощущения  близости Б-жественной тайны . той тайны, в тени которой таится  великое  Открове-
ние.

   Именно в этом смысле следует понимать слова "Праведник, и добро (пос-
тигает) его". Речь идет о совершенном, абсолютном праведнике, чья  жизнь
действительно исполнена лишь добра, и зла в ней нет ни на йоту. Ведь со-
вершенный праведник отличается от других людей тем, что испытания и  бе-
ды, выпадающие на его долю, он принимает с любовью и искренней радостью,
как свидетельства наибольшей близости Всевышнего, - а именно к этой бли-
зости он больше всего стремится и лишь ее  по-настоящему  желает.  Пото-
му-то зло этого мира не находит пути к совершенному праведнику и не  ом-
рачает его жизнь. В том, что выпадает на его долю,  он  находит  великую
радость, ибо видит во всем лишь аболютное добро.

Отредактировано Соня (Среда, 30 апреля, 2014г. 15:00)

0

2

Время в еврейской традиции

Исторические  события часто уподобляют таким "камням", брошенным в реку  времени.  Сначала ее поверхность приходит в волнение и во все стороны расходятся волны. Но
постепенно река времени успокаивается, и забвение изглаживает морщины  с
ее лица. Камень спокойно лежит на дне, словно он никогда  и  не  нарушал
плавного течения вод. Такое примитивное представление о связи прошлого с
настоящим обладает важным  преимуществом  -  оно  кажется  очевидным.  В
действительности же связь между исторической причиной  и  следствием  не
столь тривиальна. Не всякое событие, наделавшее в свое время много шума,
оставляет глубокий и продолжительный след. Еще труднее объяснить  проти-
воположный эффект, когда малозаметное  происшествие,  которое  почти  не
привлекло внимания современников, с годами приобретает все большее  зна-
чение, и влияние его не уменьшается, а растет.  Не  раз  в  человеческой
жизни и в истории мы находим семена  будущих  великих  событий,  которые
почти неотличимы от пыли. Все это заставляет усомниться в истинности ме-
ханистической модели и думать о времени скорее в биологических, нежели в
механистических категориях.
   Очень похоже, что именно такова концепция времени в  иудаизме. 

Каждый организм переживает период становления, когда на него легко  ока-
зать влияние, и оно приводит к  серьезным  сдвигам.  Созревая,  организм
приобретает устойчивость, и тогда  лишь  изредка  воздействиям  исключи-
тельной силы удается изменить его.
   В свете сказанного становится понятным, сколь важную роль в жизни ев-
рейского народа играет его прошлое. Более того, во многих случаях минув-
шее ощущается не менее живо, чем сегодняшний день. Не теряет страстность
отношение к давним событиям и лицам исторической драмы. О живом  отноше-
нии к прошлому свидетельствуют глаголы настоящего времени при ссылках на
авторитеты - "Абайе говорит", "Рава утверждает", "Рамбам пишет".  Голоса
древних мудрецов звучат не менее громко, чем речи выдающихся современни-
ков, и их влияние не уступает последним.

  Сквозь призму  прошлого  мы всматриваемся в себя, видим, как прошлое продолжает создавать наш сегодняшний день. Структура, сложившаяся в давно минувшие времена, стала формообразующей основой, и жизнь теперь строится в соответствии с ней. Важ-
ное событие прошлого оказывается, таким образом,  конституирующим,  и  в
этом качестве сохраняет силу даже пережив воспоминания о себе. Оно  ста-
новится исторической матрицей, продолжая чеканить  настоящее  по  своему
образу и подобию.

   Зачастую, погружаясь с помощью современных средств массовой  информа-
ции в огнедышащее горнило войн и революций, мы уверены, что стали свиде-
телями великих исторических сдвигов. И как же часто спустя совсем немно-
го времени мы убеждаемся, что подлинное значение этих событий  никак  не
соответствовало их масштабам, а влияние на будущее оказалось  ничтожным.

     Смысл афоризма "деяния
отцов - знамение сыновьям" заключается  в  метафизической  повторяемости
событий. Жизнь, прожитая предками, служит  потомкам  не  только  положи-
тельным или отрицательным примером. Она намечает контуры будущего,  пре-
допределяет судьбу последующих поколений. Уже говорилось, что историчес-
кий облик народа Израиля сложился "по образу и подобию" праотцев. Значи-
тельная часть комментариев Рамбана к Торе посвящена иллюстрации и разви-
тию этого положения. Нахманид показывает, каким образом события  частной
жизни Авраама, Ицхака и Яакова становились прообразом, формой, в которую
отливалась жизнь их потомков. Аналогичным образом исход из Египта не ос-
тался сагой о великом и невозвратно ушедшем прошлом, а приобрел  типоло-
гические черты, проступающие в судьбе каждого нового  поколения.  Ту  же
роль играли в веках и продолжают играть в современности  образы  Давида,
основателя израильского царства, и строителя Храма Шломо. Даже детали их
повседневной жизни обрели важное культурообразующее значение.

   И вместе с тем события грандиозного масштаба, представлявшиеся в свое
время чрезвычайно важными и, казалось бы, заслуживавшие почетного  места
в исторической летописи, сплошь и рядом удостаиваются в Танахе лишь бег-
лого упоминания. Таковы сражения и победы, завоевания и падения  царств,
о которых иногда сообщается мимоходом.

0

3

Иудаизм и христианство

   Еврей мог сказать, что он "сын Божий" на основании Торы. Например,  в
книге Шмот написано "Сын-первенец мой Израиль", а в книге пророка  Гошеа
. "Наречетесь сынами Бога живого".

милой  еврейской девушке по имени Тереса де Авила, которую  католическая  церковь
называет Святой Терезой и которая явно была мистиком.

Тереза родилась 28 марта 1515 марта в Авиле в семье благородного дворянина Алонсо Санчеса де Сепеда, потомка семьи крещёных евреев.

Святая Тереза деАвила (1515- 1582) была подобно благословенной сестре Терезе Бенедикте (Эдите Штейн) - (1891-1942) и еврейкой, и монахиней-кармелиткой (с той разницей, что Терезе удалось живой вырваться из рук "святой инквизиции", а Эдита погибла в гитлеровском лагере смерти Освенциме).

Санчес де Сепеда й Аумада (1515 - 1582гг.) родилась 28 марта 1515 г. в городе Авила, в богатой семье смешанного кастильско-еврейского происхождения, евреем был дед по отцу.

   Приведу прекрасный пример. Расскажу вам о человеке,  стоящем  намного
ближе к нам. Определяя путь мистика, он сказал, что можно понять  многие
вещи из игры в шашки. Он сказал: "Вы всегда продвигаетесь на  один  шаг.
Каждый раз вам разрешается продвинуться только на один шаг. И двигаетесь
вы только в одном направлении. Вы не можете двигаться назад, а все время
должны двигаться вперед. Но, достигнув  последней  черты,  вы  получаете
разрешение двигаться во всех направлениях". То же происходит и в  шахма-
тах. Пешки в шахматах делают то же самое. Они идут к последней черте,  и
тогда пешка может стать слоном, ладьей или ферзем, когда захочет. Таково
же и представление мистиков о том, что, достигнув  последней  черты,  вы
становитесь свободными от любых ограничений; вы можете делать, что хоти-
те.
   Я должен сказать, что, исторически говоря, еврейский мистицизм никог-
да не шел по этому пути.

   Я не собираюсь и не должен пытаться углубляться в теорию вещей. Поче-
му еврейский мистицизм не пошел по тому же пути, что  и  другие?  Почему
мистицизм везде, где он встречается - от греческих  мистерий  до  учений
современных гуру, - в большинстве своем одинаково  преступал  законы,  и
почему в иудаизме он не делал этого? Конечно, все знают, что мы,  евреи,
. странные люди, но не можем же мы быть настолько странными. Это кажется
почти невозможным: как можно быть мистиком и тем не менее придерживаться
мелких деталей? Таков, в основном, вопрос, стоящий перед евреями в  этом
смысле.

  Около двух тысяч лет назад  Иосиф Флавий пытался объяснить греческой общественности образ жизни евреев Помимо других вещей, он пытался  объяс-
нить, какая система законодательства применяется  евреями.  Он  говорит:
мы, народ, - не аристократия, мы не демократия, мы не  теократия,  и  он
дает этому название . номократия, то есть власть закона. В  определенном
смысле верховным правителем страны является закон, а не царь  и  не  ка-
кой-то орган управления. Был Храм, и были первосвященники, и было Б-гос-
лужение, но все это подчинялось власти закона, и они - и царь,  и  адми-
нистрация - не только не могли нарушать его, но и подчинялись ему. Закон
здесь, насколько можно об этом говорить, идентичен Б-жественному началу,
а не отличается от него. В то время как у других народов есть теократия,
у евреев, видимо, закон стоит на том же месте, на котором у других наро-
дов стоит Б-г.

Возможно, это очень странное представление. Оно  рассмат-
ривалось часто и по-разному, но я думаю, что это,  возможно,  правильное
определение, основанное на вере в то, что закон не просто имеет  Б-жест-
венное происхождение, но и сам по себе Б-жественен. Я скажу это на иври-
те: многие народы верят в то, что "Тора мин а-Шамаим", закон дан  с  Не-
бес, но мы верим в Тору, которая сама по себе "Шамаим", что закон -  сам по себе Небеса.
   Это очень важное различие. Наша мистическая литература говорит: Тора, то есть закон, и Бог - одно и то  же,  "Тора  и  hа-Кадош-Барух-hy  коль
эхад" . "Закон и Бог - одно и то же". Поэтому поиск Божественного начала
не переходит границы закона, потому что закон - это не  посредник,  а  в
каком-то смысле он идентичен с Богом. Если сравнить это понятие с  хрис-
тианской догмой, то я бы сказал, что если христианство на том  или  ином
уровне верит в воплощение Бога в человеке, то мы, евреи, верим в  вопло-
щение Бога в законе.    это
заявление - не просто результат воображения, но что именно так сами  ев-
реи видят себя. И даже мистик стремился как можно ближе подойти к  тому,
что Божественное начало и закон не разделены,  а  идентичны.  И  поэтому
мистик не выходил за пределы власти закона, но, скорее, работал в тесной
связи с этой системой.

0

4

ОТ РАБСТВА К СВОБОДЕ

А тот, кто не умеет воплощать в своей жизни относящийся к нему сценарий выхода из
Египта, остается рабом фараона в Египте.

Главная суть рабства заключается в том, что труд раба целиком принад-
лежит другим. Раб не является тем, кто сам определяет цели и задачи ра-
боты, в этой работе не учитываются его потребности и желания. Это работа
на других. Другие определяют ее цели и задачи, а раб является лишь
инструментом для этого. И коль скоро это так, то не играет роли, какой
работой занят раб и действительно ли он надрывается в поле, изготовляя
кирпичи из глины. Он может сидеть в хорошо кондиционированном помещении и писать высокохудожественные книги - даже на этом поприще он все еще
раб.

Поэтому когда еврейский народ добился своей цели, когда он освободил-
ся от египетского гнета и достиг своей земли, то он не стал свободным от
необходимости работать, даже весьма тяжко работать, хотя земля его и "сочилась молоком и медом". Разница не в работе и не в том, сколько мож-но получить за поденный труд, а в целях и назначении работы – выполняешь ли ты ее для самого себя, сообразуясь с собственными целями, или осуществляешь ее для других, согласно их целям.
Выход из рабства не следует понимать так, будто каждому трудящемуся предоставляется горшок с мясом, и, несомненно, выход из рабства - это не
обретение беззаботности (скорее всего, даже наоборот: свободный человек более обеспокоен своей работой и ее результатами). Выйти из рабства - это значит начать работать на себя, руководствуясь собственными целями.

Осуществить такое выпало на долю тех, кто вслед за Нахшоном, сыном
Аминадава, решился сделать свой первый шаг в ту сторону, на которую указывал посох Б-жий, и благодаря им произошло то, что кажется немыслимым .
именно такие люди осуществляют невозможное.

+1

5

Соня написал(а):

А тот, кто не умеет воплощать в своей жизни относящийся к нему сценарий выхода из
Египта, остается рабом фараона в Египте.

Не остаётся , а является...
Всему своё время и место.
Раб и страх божий-начало пути(раб божий),мудрости(страх божий начало.......) и т.д.
Предлагаю Мудрецам так званым-НЕ СУДИТЬ!...и не пугать людей.

Отредактировано Сергей (Четверг, 13 сентября, 2012г. 19:39)

0

6

Соня написал(а):

Выйти из "рабства" - это значит начать работать на себя, руководствуясь собственными целями.

В Синайский турпоход иудеи пошли не по своей воле...их попросту выгнали за претворение еврейской мечты- ростовщический капитал, потом ссудный капитал,источником которого служит неоплаченный труд наёмных рабочих..что они потом  устроили в Америке и сейчас в России и  в  другуих  странах...

Отредактировано Владимир53 (Пятница, 14 сентября, 2012г. 14:02)

0

7

Если коротко, близкий нашей семье человек, приняв православие, в буквальном смысле помешалась на теме антииудаизма. Ее растущая подозрительность и раздражительность обратилась на родных. В результате чего русская семья распалась, а двое ее сыновей в итоге перешли из православия в иудаизм (и даже стали раввинами).

Концепция «избранности» евреев означает ровным счетом избранность ими на особое служение Богу, заключающееся в соблюдении заповедей, не обязательных для всех прочих. Причем переход в это своеобразное священство, хоть и не пропагандируется, но в принципе открыт для всех, кто желает взять на себя это "бремя закона".
Что касается отдельных экстремистских высказываний на этот счет некоторых иудеев, то надо помнить, что практически по любому вопросу в иудаизме существует множество разных мнений. Выделение из них самых одиозных - дело информированности и совести.

Евреи менее многих прочих народов склонны к узколобому национализму, и их порой звучащие националистические высказывания имеет в основном ответный, защитный характер. Как реакция на прошлые травмы и распространенные антиеврейские взгляды.
Евреи на протяжении своей истории проживали среди разных народов и вступали с ними во взаимно обогащающие отношения
/наряду со случавшимися в прошлом изгнаниями, происходило и призвание евреев правителями как источника развития ремесел, торговли и значительных налоговых поступлений/.
Это - одна из причин, почему Евреи менее многих прочих склонны демонизировать прочих; чему свидетельство, например, высокий в мире уровень ассимиляции и смешанных браков.
/В опросниках по ксенофобии согласие на то, чтобы человек иной расы или национальности (например, еврей) стал членом вашей семьи считается наивысшим уровнем толерантности./

Так что по вполне личным причинам болезненно отношусь к проявлению недоброжелательности к евреям как опасному личному и общественному симптому.
Шостакович, правда, настаивал, что с замеченным в антиеврейских настроениях человеком надо немедленно и полностью прекращать всякие отношения.
я же его совету не следую. У меня множество юдофобски настроенных знакомых, и многие из них - прекрасные люди.
Наивные только.

0

8

наверное, чтобы две разные нации соседствовали/мирно сосуществовали, между ними должны быть точки соприкосновения.
непонимания идут или из-за культурных различий, или если кто-то не до конца разобрался в соседе.

0

9

Адин Штайнзальц. Творящее слово

Штейнзальц, Адин — известный раввин, переводчик Талмуда на современный иврит, английский, русский и испанский.  Основатель Института изучения иудаизма.

Сборник статей по философии хасидизма, из которых вырисовывается цельная картина мира, в которой обе его составляющих — духовная и материальная — не противопоставлены друг другу, но гармонично сочетаются между собой. Основное же, что интересует автора, — это место человека в этой системе, отведенное для него Создателем.

Полностью - тут:
http://lib.ru/RELIGION/IUDAIZM/STEINZ/s … tures.html
http://www.plam.ru/philos/tvorjashee_slovo/index.php

http://s020.radikal.ru/i711/1212/ae/4b4011d54e2b.jpg

0

10

Как сказал Ибн Эзра, человеческая душа понимает все сообразно со своими возможностями, поднимая то, что ниже ее, и опуская то, что выше.

увидевший этот мир таким, каков он есть, удостоится увидеть и мир грядущий.
Как говорит книга Хинух Катан. "Тогда любовь к Б-гу возгорится и воспылает самовозгорающимся пламенем, и душа возрадуется и возликует в Б-ге, своем Творце, и будет наслаждаться в Нем в великом блаженстве.
Иллюстрацией, хотя одновременно и крайней противоположностью, может служить взрыв радиоактивного материала. Взрыв происходит, когда вещество доведено до достаточно высокой степени чистоты и достигнута критическая масса. Иначе говоря, недостаточно, чтобы человек был безукоризненно добродетелен; необходимо, чтобы его душа несла достаточно высокий заряд духовной энергии, чтобы вспышка могла произойти сама собой, спонтанно.
"В Нем - самая жизнь твоя" (Дварим, 30:20).

Человек осознает то "Я", которое лежит в основании всякой любви. Даже
любовь к себе требует этого осознания; это начальная точка постижения самого
себя. Дальше лежит осознание более глубокого Я внутри Я, которое осознает
Б-га как истинную Суть всякого Я. Поэтому, когда мы говорим "В Нем - самая
жизнь наша", то смысл слов не в том, что он дает нам жизнь, а в том, что Он
Сам есть наша жизнь. Когда я ищу Я тела, я нахожу Я души; когда я ищу Я
души, я нахожу Б-жественное Я.

"И как любит человек свою душу и свою жизнь, так он будет любить Б-га,
когда осознает и отразит в сердце своем, что Б-г - его настоящая душа и
истинная жизнь". Можно сказать прямо: любовь к Б-гу - это своего рода
развитие любви к себе, когда элементарное чувство любви к самому себе
достигает все более высоких и глубоких уровней, за пределом физического, за
пределами жизни.

Здесь говорится о процессе духовного развития от
одного удовлетворения к другому, от самой грубой формы любви к самой
возвышенной, к уровню любви к Б-гу. В том смысле любовь к Б-гу, как говорил
один цадик, это влечение, подобное всякому аппетиту, с тем отличием, что для
удовлетворения этого влечения надо отбросить все остальные страсти. Как
влечение, любовь к Б-гу - это форма эгоизма, это страсть, которую человек
старается удовлетворить. Это эгоизм в том смысле, что человек не
отказывается от себя, он лишь углубляется внутрь себя. Это постепенный и
трудный путь, на котором душа очищает себя, осознает свои все более тонкие и
глубокие проявления, и только ближе к концу пути на первое место выходит
проявление этой вновь обретенной души.

Сказано "Ты - душа моя, я стремился к тебе ночью" (Ишаягу (Исайя),
26:9). Таким образом, Б-г - моя душа. Эта же идея присутствует и во фразах
"скала сердца моего" или "глаз мой". Эти выражения предназначены передать
внутреннюю направленность отношений; надо стремиться не к вершине или
перевалу, а спускаться глубже и глубже, в зависимости от подготовки разума и
обученности души.

Это означает, что, хотя мы находились на последней ступени деградации, когда Б-г вывел нас, Он изрек над нами Свое Имя и позволил прилепиться к Нему
Из этого следует, что Исход из Египта - не только проявление могущества
Б-га, но также, и даже в более глубоком смысле, проявление Его любви. Только
когда человек осознает величие Б-га, он может понять, что значит для Него
спуститься в Египет и вывести нас оттуда. Исход из Египта - это проявление
Б-жественной любви, будучи сознательным снисхождением с высот на самое дно.
Частое упоминание этого события в молитвах всегда направлено на любовь,
которую оно вызывает.

"Как достичь чувства любви к Б-гу?"
Нужно просто попытаться понять любовь Б-га к нам, и когда это достигнуто хотя бы в какой-то степени, в нас и пробуждается ответное чувство любви к Б-гу.
Речь даже не о благодарности. Вовсе не так уж акцентирует Бааль
hа-Тания необходимость быть благодарным Б-гу за Исход из Египта. Он скорее
ставит ударение на мысли, что я должен в какой-то мере почувствовать любовь
Б-га ко мне. И только тогда во мне начинают пробуждаться аналогичные
чувства, и чем интенсивнее понимание, тем полнее и искреннее ответное
чувство. Поэтому, чтобы испытать любовь к Б-гу, большинство людей должны потрудиться для развития в себе этого чувства. На твердой интеллектуальной основе возможно достичь подлинно эмоциональных отношений с Б-гом.

Если так, что можно сказать о мире грядущем? В нем душа блаженствует в сиянии Шхины или как-то иначе наслаждается чувствами любви к Б-гу и трепета перед Ним. Еще раз повторим - говоря о мире грядущем, имеют в
виду не какое-то место, куда можно попасть, а уровень, которого нужно
достичь. Таким образом, уровень любви не связан с чем-то, что человеку
приказано; он просто отражает то, что человек есть.

С этого важно начать, так как нередко человек думает, что неудача или период упадка в его жизни означают,
что в ней что-то совсем неверно. А на самом деле, как сказано и здесь, и в
других местах, падение - не признак поражения, а признак того, что человек
растет, что внутри него живо нечто важное: нечто важное настолько, что его
отсутствие делает прогресс невозможным и привлекает Ангела Смерти.

Есть также комментарий Бааль Шем Това на стих: "И
Я сокрытием сокрою Лицо свое" (Дварим, 31:18), что повторение (слова
"сокрытием сокрою") служит для того, чтобы показать - само сокрытие будет
сокрыто. Когда человек не знает, что лицо Б-жье отвернулись от него,
сокрытие усиливается этим. Пока человек знает, что Б-г отвернул свое Лицо,
он еще может быть спасен в соответствии с человеческим ритмом падений и
подъемов; когда же он и этого не знает, падение оказывается окончательным.

0