Религия эзотерика философия анекдоты и демотиваторы на религиозном форуме - религиозные форумы

Объявление

ДРУЗЬЯ! Я ВАС ОЧЕНЬ ПРОШУ ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ПОЛИТИКИ, ОТ ВЗАИМНЫХ ОСКОРБЛЕНИЙ! Я ВАС ОЧЕНЬ ПРОШУ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ ОБСУЖДЕНИЯ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ, В РОССИИ, В БЕЛАРУСИ!!!
Обсудить политику и ситуацию в Украине вы можете на других форумах и в соц.сетях!

Обращаю ваше внимание, заголовки взяты с видеороликов. Это не мое мнение, это не мнение администрации форума!
Администрация форума не имеет никакого отношения к публикуемым, републикуемым сообщениям, видео, фотографиям, статьям, новостям.
Мнение участников форума принадлежит абсолютно участникам форума и администрация форума не несет ответственность за мнение участников форума.

Пожалуйста, имейте ввиду, мнение астрологов, предсказателей, тарологов, экстрасенсов является сугубо субъективным мнением.
Предсказания, пророчества, прогнозы о России, Украине, США, Беларуси, и вообще о войне и мире в Мире публикуются исключительно для доведения до вашего сведения данной информации, и для проверки вами лично всех этих предсказаний, пророчеств и прогнозов от экстрасенсов, магов, астрологов, тарологов.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Практика внимательности - Тарт

Сообщений 1 страница 10 из 59

1

Содержание:
Практика внимательности - Тарт
Чарльз Тарт – Пробуждение.
Преодоление препятствий к реализации возможностей человека
Эксперимент по осознанности. Медитация Сатипаттхана - Ирвин Шэтток
Випассана Ответы на вопросы
Практика шаматхи: Медитация с объектом - Калу Ринпоче
Практика медитации. - Материалы учебных занятий Дзэн-Центра
Указания по вхождению в джхану (другое)
Джек Корнфилд Современные буддийские мастера
Тарт - Измененные состояния сознания

*******************************

Чарльз Тарт «Практика внимательности в повседневной жизни»

http://i070.radikal.ru/1210/4d/9884a5c7b220.jpg

Полностью - тут:
http://psylib.org.ua/books/tartc02/index.htm

Отредактировано Соня (Четверг, 17 апреля, 2014г. 06:52)

0

2

Чарльз Тарт Практика внимательности

ПРЕУСПЕВАЮЩИЙ И ВОСПРИИМЧИВЫЙ НЕДОВОЛЬНЫЙ
Предполагается, что вступление на Четвертый Путь должно происходить на той стадии бытия, которую я называю стадией "преуспевшего и восприимчивого, но недовольного человека".

Идеальный способ выработать внимательность предполагает, что вы все
время делаете небольшое усилие для того, чтобы быть более внимательным. Это
именно то, что мы должны практиковать.

Итак, когда зазвонит колокол, остановитесь на несколько секунд и
придите в себя. В особенности постарайтесь прочувствовать свое тело. оно обладает замечательным качеством, которое отсутствует у ума: оно живет только в здесь и теперь. Вы можете использовать свое тело как орудие для закрепления себя в настоящем моменте

Проговорил наш "стохастический учитель". Быть более внимательным прямо
сейчас, когда колокол только что прозвенел, прийти в настоящее означает для
меня среди прочего то, что я в большей степени вхожу в свое тело.В ступнях и лодыжках, например, появляется иное качество чувствования, чем в остальной части тела. Я почувствовал пульс в груди. Сейчас я, конечно, говорю о прошлом, пытаясь остановить мгновение. Быть поистине внимательным на уровне тела -- значит отслеживать все ощущения тела от мгновения к мгновению, как они приходят, остаются, трансформируются и уходят.

Если вы увидите розу и действительно остановите блуждающие мыслительные
процессы, вернетесь в настоящий момент, реально посмотрите на цветок и
почувствуете ее запах, то произойдет нечто такое, что сможет питать вас.
Если вы действительно обращаете на что-то внимание, то это впечатление питает вас. По мере того как вы учитесь присутствовать здесь и теперь, быть более внимательными в повседневной жизни, вы получаете все более обильные порции этого питания. По моим представлениям, это очень тонкий, деликатный процесс,он не требует какого-то особого возбуждения. Он вызывает постепенное изменение, в результате которого вы почувствуете себя более счастливыми и здоровыми.

ПУТЕШЕСТВИЕ ВГЛУБЬ ТЕЛА.
УПРАЖНЕНИЕ "МУЗЫКАЛЬНОЕ ТЕЛО"
Включите какую-нибудь мягкую, текучую
инструментальную музыку, которая длится около получаса. Постарайтесь, чтобы
вас не беспокоили. Лягте или сядьте удобно. Расслабьтесь в течение 1-2 минут
и начните слушать музыку в ступнях. То есть сосредоточьте свое внимание на
том, что чувствуют ваши ступни, и вообразите, что вы слышите там музыку. Это
легче, чем кажется по описанию. Через минуту переключите внимание на лодыжки
и послушайте музыку в этой части тела. А далее, с интервалом приблизительно
в минуту, переходите к коленям, бедрам, гениталиям, ягодицам, животу, груди,
плечам, предплечьям, локтям, ладоням, пальцам, затем снова к плечам, шее,
лицу, затылку.
Затем почувствуйте музыку во всем теле, пока она не кончится. После
этого медленно встаньте, возвращая обычные свои ощущения.

ПЕРВОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
ЧУВСТВОВАНИЕ ТЕЛА
Ваше домашнее задание на обеденное время будет состоять в том, чтобы
использовать импульс, полученный вами в музыкальном упражнении, и
поддерживать контакт со своим телом, когда вы идете обедать, во время обеда
и когда возвращаетесь обратно, независимо от того, ведете ли вы машину или
едете в качестве пассажира. Я хочу, чтобы вы попробовали удерживать часть
своего внимания на том, что происходит в вашем теле. Я подчеркиваю: все
происходит естественно. То есть не должно быть никаких специфических
ощущений. Речь не идет о том, удобно вам или неудобно, тепло или холодно,
хорошо или плохо, напряжено ваше тело или расслаблено. Я предлагаю вам
уделить 10-15 процентов внимания вашим физическим ощущениям в каждый момент,
одновременно с этим поддерживая внимание ко всему, что вы делаете.

Может, для поддержания ощущения тела вам придется двигаться чуть-чуть
медленнее, чем обычноПросто старайтесь уделить некоторую часть своего внимания
(10-15 процентов) тому, что происходит от мгновения к мгновению с вашим
телом. Не старайтесь зафиксировать эти ощущения, сделать их устойчивыми. Вам
нужно лишь отмечать, каковы они в каждый отдельный момент.
Если вам покажется трудным и утомительным следить за ощущениями во всем
теле, то вы можете сузить объем задания. Следите, например, за своими
руками, уделяя остальное внимание тому, что вы при этом делаете и что
происходит вокруг. Если и это покажется трудным, можно ограничиться всего
одной ладонью. Сохраните, по меньшей мере, сознавание того, что делает ваша
рука,
Будьте восприимчивы к тому, что чувствует ваше тело. Когда ваш ум
начнет "вычислять" все это, когда он будет уводить вас от восприятия того,
что происходит с телом, можно попробовать уговорить его, сказав: "Я знаю, ты
лучший мыслитель в мире, ты прекрасно умеешь думать и анализировать, и позже
я обращусь к тебе; но в настоящий момент я собираюсь замечать то, что
происходит реально, сейчас".

0

3

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И РЕЛАКСАЦИЯ

Обычно по утрам, буквально через несколько минут после того, как мы
встали, у нас возникают напряжения в теле то там, то здесь, а к концу дня --
повсюду. Зачастую мы не осознаем этого, однако носим весь день эти
напряжения с собой. Они питаются одно за счет другого, усиливают друг друга,
что невероятно утомительно для нас и изнашивает наше тело и психику.
Практика внимательности в чистом виде -- это сознавание того, что есть
здесь и в данный момент. В формальной медитативной практике внимательности
вроде випассаны вы не пытаетесь изменить или улучшить то, что есть, вы
стараетесь удерживаться от суждений. Но если вы сознаете напряжение, которое
сохраняется в некотором смысле произвольно, то в таких случаях возникает
естественное желание расслабиться. Внимательность, как правило (хотя и не
всегда), ведет к релаксации. Трудно продолжать делать что-то глупое,
например, напрягаться без необходимости, когда вы, сознаете, что делаете
это. Бессмысленные напряжения имеют место до тех пор, пока вы не вспомните о
них или не осознаете, что сами начали напрягаться.

СКУКА, СТРАДАНИЕ И ИЗБЕГАНИЕ

Беда в том, что подобный уход в мир фантазии становится
автоматическим, так что, когда мы пытаемся находиться в реальности, нам
приходится бороться против годами накопленной привычки.
Чтобы жить здесь и теперь, нужно научиться оставаться с тем, что есть,
даже если это не очень-то интересно по стандартам вашего "я". Разумеется,
если вы на самом деле начинаете глубоко чувствовать то, что есть здесь и
теперь, то это редко оказывается неинтересным. Весь вопрос в глубине
восприятия.
Иногда это вопрос присутствия: "Я полностью присутствую, моему телу
неудобно, мне скучно, и так оно и есть на самом деле". Умение быть
присутствующим в настоящем моменте, быть внимательным к нему в этих условиях
-- искусство, необходимое для более глубокого развития.

ЭТО ПРЕКРАСНО, НО НИЧЕГО ОСОБЕННОГО

"Смотри, Боже, я делаю, как Ты сказал, я медитирую! Почему же, оказывается,
в этом нет ничего фантастического?" Я жалуюсь, что мои переживания не
соответствуют тому, что мне представляется эталоном. Однако с точки зрения
реального роста, колокол звонит, услышав это мое суждение, можно спросить,
почему я так требователен. Почему Вселенная должна быть для меня какой-то
особенной, причем такой, какой мне хочется в определенный момент?
почти сразу же замечает, что "ригпа" -- это нечто совсем обычное.
Как?! Часть моего ума, которая хочет чего-то особенного, спрашивает: "Что вы
имеете в виду, говоря о совсем обычном? Я здесь не для "обычного"! Где гром
и молнии? Где психоделическая яркость, фантастические озарения, мистические
прозрения? Я хочу большего!"
Однако когда я достаточно претерпел от моего ума с его бесконечной,
привычной вовлеченностью в иллюзии и сумасшествие и обрел мгновение просто
присутствия, что это было за облегчение! Как естественно, как просто быть
присутствующим и не создавать каждую минуту драматических сценариев. Как
восхитительно обыкновенно!
Однако мы нуждаемся в развитии искусства присутствия, когда мы движемся в мире, где нечто происходит, когда невозможно действовать только на поверхности вещей в том их виде, как они являют себя обыденному сознанию, а нужно каким-то образом пройти глубже. Многие ситуации в нашей жизни требуют большей глубины, но,если мы не развили в себе способности большего присутствия, большей внимательности, мы не заметим этих ситуаций.
И не забывайте: существует важное умение временами принимать и скуку.

СТАБИЛИЗАЦИЯ
Другим важным результатом внимания к
телу может быть стабилизация, о которой я говорил сегодня утром. Случайная
мысль уже не может увести вас за собой, поскольку тело становится якорем,
удерживающим вас в настоящем.
Но возможны и другие типы "якорей". Например, существует метод
постоянного повторения про себя мантры. При этом уму остается лишь некоторое
количество внимания

полезно научиться ясно ощущать свое тело и свое присутствие в течение, скажем, пяти секунд за один раз, по нескольку раз в час

цена свободы -- постоянная
бдительность.

ЧУВСТВОВАТЬ ТЕЛО, ЧТОБЫ ПРИЙТИ В НАСТОЯЩЕЕ
Вообще вы можете в любой момент воспользоваться телом для большего
переживания "здесь и теперь". Для этого достаточно просто почувствовать
тело, но часто полезны и более специализированные методы, способные создать
вам соответствующую мотивацию, преодолеть ментальную инерцию, напомнить, что
вы нуждаетесь в таких вещах; полезна также концентрация на специфических
телесных ощущениях.

НАЧАЛО ДНЯ.
УТРЕННЕЕ УПРАЖНЕНИЕ
Я хочу показать вам одно из гурджиевских упражнений. Формально его
следует выполнять утром, как только вы проснулись. При разучивании оно может
занять 10-15 минут, но постепенно можно научиться выполнять его за 2-3
минуты, хотя лучше его делать по возможности дольше. Оно может
использоваться для снятия стресса, установления контакта с собственным телом
и с ситуацией "здесь и теперь". Иногда достаточно на минутку закрыть глаза и
быстро проделать это упражнение. Оно освежает способность к концентрации, а
также напоминает о том, что у вас в жизни есть более важное занятие, чем
спешка. "Утреннее упражнение", как традиционно его называют, несложно по
своей технике, но о нем, как и о большинстве других упражнений на
внимательность, не всегда удается помнить.

Разумеется, это упражнение можно делать не только утром. Его можно
проделывать в любой момент, чтобы привести себя в порядок, усилить свой
контакт с окружающим. Я часто называю его "запускающим упражнением", по
аналогии с запуском насоса, перед тем как он начнет работать. В этом
упражнении вы "запускаете", включаете свою целенаправленность и чувство
контакта.

В некотором отношении это упражнение похоже на "Музыкальное тело".
Здесь тоже нужно систематически прочувствовать свое тело, но сам метод
несколько проще. Это способ дать себе почувствовать, во-первых, что у вас
есть тело, во-вторых, что ваше тело -- это не только сознание того, что оно
у вас есть, но и ощущение его, реальный контакт с ним. В-третьих,
символическое значение этого состоит в том, что вы считаете свое "я"
достаточно важным, для того чтобы потратить ради него десять спокойных минут
в начале дня.

0

4

УКАЗАНИЯ К "УТРЕННЕМУ УПРАЖНЕНИЮ"
     Итак,  давайте  проделаем   его.  Устройтесь  удобно,  закройте  глаза,
расслабьтесь. Я проведу с вами утреннее упражнение.
     Сосредоточьте внимание на правой ступне.  Я  предлагаю вам открыть свое
сознание  ко  всему, что вы  можете почувствовать  в своей правой  ступне  в
данный момент... и в другие моменты.
     Нет никакого  особого  ощущения, которое  вам следовало  бы искать  или
стараться вызвать. Просто нужно  сосредоточиться на том, что есть. Вы можете
почувствовать  пустоту,  как  будто там  ничего нет,  либо  это  может  быть
покалывание, тепло или холод. Это может  быть болезненным,  нейтральным  или
приятным.  Что  бы  вы ни чувствовали в своей  правой  ступне  от  момента к
моменту, это нормально. Откройте свое сознание к прочувствованию  того,  что
там есть, так ясно, как только можете.
     Я  предлагаю вам, что называется,  смаковать ощущения  в правой ступне.
Как будто  это вино или что-то в  этом роде, которое любимый друг  предложил
вам,  сказав:  "Прочувствуй   это,   это   нечто  особенное".   Вам  следует
приостановить мышление,  открыть  чувства  и  "громкнуть" свои ощущения.
     Переместите  свои  ощущения  на  правую  лодыжку. При  этом  вы  можете
по-прежнему быть  сосредоточены на  ступне. Но теперь  сосредоточьтесь и  на
том,  что  происходит  в  лодыжке.  Если вы  мысленно унеслись  куда-то,  то
вернитесь к тем ощущениям, которые в ней есть.
     (Когда вы будете  делать  упражнение  сами, то по  достижении  хорошего
контакта  останавливайтесь на  каждой части тела по  нескольку секунд, чтобы
прочувствовать, что там происходит, затем переходите к следующей части.)
     Теперь переместитесь к правому колену и бедру и  прочувствуйте,  что вы
там  ощущаете.  После этого  перенесите свое  внимание  на правую  ладонь  и
зафиксируйте свои ощущения.
     Теперь прочувствуйте правое предплечье, посмотрите, какие ощущения или,
может  быть, конфигурации ощущений имеют  там место. Затем  просмакуйте, так
сказать, ощущения  в  верхней части вашей  правой  руки.  Помните,  что  нет
"правильных"  или  "неправильных"  ощущений;  надо  просто  чувствовать  все
происходящее от мгновения к мгновению, не думая об этом.
     Теперь  переместите свое внимание через все тело к верхней части  левой
руки и прочувствуйте то, что в ней происходит.
     Далее переходите ниже, к локтю и  предплечью левой руки.  Прочувствуйте
левую  кисть и  ладонь.  Когда вы сосредоточиваетесь на той или  иной  части
тела, не важно, что появляются ощущения в других частях. Не отдавайтесь им и
не отвергайте их, не  теряйте  себя  в них.  Просто концентрируйтесь  на той
части, которой вы в этот момент заняты.
     Левая кисть, ладонь  и  пальцы. Вслед за  этим перемещайте внимание  на
левое бедро.  Отметьте здесь свои ощущения. Теперь вниз, на левую лодыжку, и
еще ниже --  на левую  ступню. Далее я  предлагаю расширить фокус внимания и
прочувствовать   одновременно   обе  ступни   и   лодыжки...  и   оба  бедра
одновременно. Прочувствуйте обе ноги целиком.
     А теперь еще  больше расширьте свое  внимание и, продолжая  чувствовать
ноги, прочувствуйте также и  руки. Итак, вы  ощущаете одновременно и руки, и
ноги.
     Продолжая  чувствовать  и  то  и  другое,  добавьте  активное  слушание
имеющихся в этом зале звуков.
     Слышание  превалирует  над   кинестетическими   ощущениями,   то   есть
ощущениями,  связанными  с  телодвижениями,  так что  большая  часть  вашего
внимания уделяется именно  слушанию. Я предлагаю вам одновременно слушать  и
чувствовать и руки  и  ноги, слушать  в том смысле, что вы  открыты к  тому,
чтобы  услышать те звуки, которые могут быть услышаны в данный момент. Вы не
услышите  тут ничего особенного, и вам не  нужно слушать  каким-то особенным
образом, просто слушайте и чувствуйте свои руки и ноги.
     Такое слушание и одновременное чувствование рук и  ног (или всего тела)
может  быть уже само  по себе полезной формальной  медитацией, но мы сделаем
это полуминутной частью утреннего упражнения.
     Через  некоторое  время я попрошу вас еще больше расширить объем своего
внимания  и медленно  открыть  глаза,  продолжая одновременно с этим активно
слушать звуки и чувствовать свои руки и ноги.
     Зрительное  восприятие мира --  наше доминирующее  чувство, так что оно
займет  большую часть внимания, примерно 50 -- 60 процентов. Наверное, около
30 процентов займет слух и около 10 процентов -- ощущения в руках и ногах.
     Итак,  медленно  открывайте  глаза,  продолжая ощущать  руки и  ноги  и
слушать звуки, которые здесь имеют место.
     Теперь,  когда  вы  открыли  глаза, я предлагаю вам посмотреть  на  все
активно. То есть не  просто таращиться на что-то, а активно,  с любопытством
рассматривать какой-либо  предмет  в  течение нескольких  секунд  и затем на
несколько секунд перевести глаза на что-нибудь другое.
     Я в шутку  называю это "техникой бегающих глаз",  что необходимо, когда
вы  начинаете практику.  Если вы  долго смотрите на  что-нибудь, в вашем уме
появляется нечто  вроде  тумана.  Смотрите осознанно, не  просто устремляйте
взгляд  в определенную сторону. Смотрите сначала на одну вещь,  потом  через
несколько секунд на другую.

0

5

ПРИСУТСТВОВАТЬ -- ЗНАЧИТ ЧУВСТВОВАТЬ, СМОТРЕТЬ И СЛУШАТЬ

Сейчас вы находитесь в теле, вы чувствуете конфигурацию ощущений в
руках и ногах. Вы также слушаете, активно слушаете звуки, которые возникают
от мгновения к мгновению, в том числе и мой голос. Вы активно смотрите на
различные предметы, вбираете их в себя, как любопытные дети, воспринимаете
все умом начинающего, как будто видите эти вещи впервые в жизни.
Вы выполняете спокойное, но очень мощное упражнение на внимательность
-- чувствование-видение-слышание. Это то, что Гурджиев называл
самовоспоминанием. Это способ сознательно присутствовать в данном моменте,
1) используя кинестетические ощущения; 2) действительно прислушиваясь; 3)
глядя на вещи, а также 4) прилагая одновременно небольшое усилие воли,
необходимое для того, чтобы произвольно разделить внимание. Четвертый пункт
очень важен. Вы не должны давать своему вниманию полностью погрузиться в
слушание или созерцание; вы поддерживаете его разделенным на части, в
какой-то мере соприкасающимся с телесными ощущениями, с руками и ногами, а в
какой-то -- с активным смотрением и активным слушанием.
Чувствовать-видеть-слышать -- значит присутствовать.
Если вы вдруг обнаружите, что задумались над чем-то и поглощены этими
мыслями, то, как и в формальной медитации, просто вернитесь К упражнению.
Затем, ни в чем не виня себя, прямо переходите к смотрению, слушанию и
ощущению рук и ног.
Вы проделали утреннее, или запускающее, упражнение. Сейчас мы
занимаемся основной практикой гурджиевской работы -- чувствованием-видением-слышанием. Вы активно, хотя и без напряжения,
присутствуете в окружающем вас мире. Детали этого мира, разумеется, меняются
от мгновения к мгновению. Иногда подобное занятие может показаться просто
скучным сидением. Но это до тех пор, пока вы не присмотритесь пристальнее и
не станете более внимательными.

ВЛАСТЬ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ

Это хорошая возможность показать вам еще одно упражнение. Обычно я не
даю их одновременно, так что это будет небольшой эксперимент.
Продолжайте чувствовать-видеть-слышать в течение этого упражнения.
Сядьте или встаньте так, чтобы вам было видно этот стаканчик.
(Ставит на пол бумажный стаканчик для кофе.)
Отождествление -- один из важнейших психологических процессов. Это
процесс отдачи чему-то нашей сущности, нашей энергии, силы. Чтобы показать,
как быстро все происходит, я попрошу вас отождествиться с этим стаканчиком.
Посмотрите на него и почувствуйте его частью себя. Просто уберите барьеры
между стаканчиком и собой, дайте вашей энергии перетечь в него, дайте своему
уму втечь в него.
(Внезапно наступает на стаканчик, сминая его.) Почувствовал ли
кто-нибудь какую-нибудь боль? (Многие поднимают руки.) Хорошо: вы кое-чему
научились ценой небольшой боли на мгновение.
Нам невероятно легко отдать свою психологическую энергию. Бывало, что
люди громко вскрикивали и вскакивали, когда я давал это упражнение.
Представляете себе!
Это всего лишь смешное маленькое упражнение. Стаканчик не представляет
собой ничего особенного, вроде, например, подарка от любимой на день
рождения. Мы не осуществляли длительной гипнотической индукции или какой-то
медитации. Я всего лишь около тридцати секунд предлагал вам отождествиться
со стаканчиком, и все же многие из вас почувствовали боль, когда я внезапно
раздавил его. Вы страдали. Вы отождествились.
Процесс психологического отождествления может начинаться и
заканчиваться почти мгновенно. Он дает значительную власть тому, с чем вы
отождествляетесь. Отождествиться можно с чем угодно.
Отождествление может исчезнуть, так же как и возникнуть, почти мгновенно, когда ситуация меняется, но, когда оно присутствует, оно высасывает вашу энергию, делает
вас психологически уязвимым, в некотором роде сумасшедшим. Вы страдаете по
поводу совершенно символических действий
(Читатель, продолжаете ли вы, читая эту книгу, чувствовать, смотреть и
слушать? Для большинства из нас это трудно, но попытайтесь сохранять хоть
немного произвольного сознавания хотя бы некоторых частей тела.)

ФОРМАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ КАК РАСТОЖДЕСТВЛЕНИЕ

Формальную медитацию с психологической точки зрения можно понимать как
практику разотождествления. В випассане вам предлагают следить за всем -- и
ощущениями, и мыслями, и эмоциями -- совершенно спокойно, не следуя им, не
анализируя их, не стремясь к одним и не отвергая других. Это практика
разотождествления.
Если, например, во время медитации вы чувствуете жажду и если вы уже
достаточно продвинулись в випассане, то в жажде вы видите то, чем она
является: определенным набором ощущений, по отношению к которому обозначение
жажда является вторичным. Наши ощущения приходят и уходят, такова
реальность. Может прийти ощущение жажды, и мы принимаем его за то, что оно
есть, за мысль, и оно уходит. Может прийти слово "я", оно также
рассматривается как оно есть -- как мысль, как понятие, -- и оно тоже
уходит.
Когда наш ум пребывает в обычном состоянии, наши мысли перебирают
множество тем, и то, с чем мы автоматически привыкли отождествляться,
захватывает большую часть внимания и энергии, так что мы живем
преимущественно в ментально-рациональном мире. С тем, с чем мы
отождествляемся, часто связаны сильные эмоции, так что мы нередко страдаем
из-за вещей, которые в действительности не являются болезненными, не
возбуждают нервных окончаний, с которыми связана боль, а являются
искусственными, как раздавленный бумажный стаканчик.
Практика самовоспоминания посредством чувствования-смотрения-слушания
-- это также упражнение в разотождествлении. Ситуации уже не так легко
овладеть нами, если вы решили уделять часть внимания своему телу, а другую
-- внимательному созерцанию вещей, внимательному вслушиванию в возникающие
звуки.
Студент: Когда я выполнял упражнение, я почувствовал себя маленьким
ребенком, чего уже давно не было со мной. Как бы более невинным, полным
восторга, с каким ребенок смотрит на вещи, воспринимая их такими, каковы они
есть, не рассуждая и не анализируя. Это ощущается как большая свобода.

Я не хотел бы преувеличивать трудности вырабатывания в себе
внимательности. Несмотря на то что мы много лет жили иллюзиями и грезами и
нам теперь трудно стремиться к внимательности, надо отметить, что
внимательность тоже имеет свои положительные стороны. Умение жить в
настоящем порождает тонкое, но очень значимое удовольствие. Это один из
аспектов того, что Шинзен Янг называет необусловленным счастьем.

Отредактировано Соня (Пятница, 7 декабря, 2012г. 17:42)

0

6

НЕ БЫТЬ СЛИШКОМ СТРОГИМ К СЕБЕ
Давайте не забывать о том, что мы -- люди, и если бы мы умели делать что-нибудь в совершенстве, то, наверное, не сидели бы здесь. Вы собираетесь выполнять упражнение и, скорее всего, будете выполнять его плохо. Начав выполнять его заново, вы снова сделаете плохо.
Я хочу еще раз подчеркнуть, что мы всего лишь люди, и если бы мы могли
быть совершенными, то не учились бы здесь внимательности. Так что вам
предстоит практиковаться, и вы будете делать это не лучшим образом. Вы
будете выполнять это еще и еще раз, и опять плохо, но при этом вы постепенно
будете чему-то учиться.

ИЗБЕГАЙТЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА "СУПЕР-ЭГО"

Наблюдайте, не напрягаясь, как оно проклинает вас. Относитесь к нему как одному из наблюдаемых вами явлений. Так что вы можете сказать: "Привет, "супер-эго", я тебя слышу.

Возьмем для примера гнев; вы можете
заметить, что сердитесь, но это звучит как-то неопределенно. Становясь более
внимательными, вы можете сказать: "У меня жгучее чувство в животе, я сжимаю
мышцы, я думаю о том-то и о том-то".

"Работайте, как будто все зависит от усилия.
Молитесь, как будто все зависит от молитвы".

Берегите это любопытство! Питайте его, это одна из лучших вещей,
которые вы можете сделать для себя.

Я не могу оценить, насколько я понимаю дзогчен. Но я уверен, что
сущность буддийской традиции дзогчен состоит во все большей внимательности к
тому, что есть в данный момент, в умении отличать это от того, что, как мы
считаем, должно было бы быть в соответствии с нашим обусловливанием.

Одно из интереснейших наблюдений, как моих, так и других людей, практиковавших внимательность, состоит в том, что в большинстве случаев не так уж трудно быть внимательным. Требуется лишь небольшое усилие, незначительный сдвиг внимания.
Трудно помнить о необходимости делать это усилие!

0

7

Чарльз ТартПробуждение.
Преодоление препятствий к реализации возможностей человека

Книга посвящена всем тем, кто стремится к большему пониманию себя и других, и кто пытается пробудиться от того суженного и искаженного состояния сна, которое называется "обычным сознанием".

Книга Тарта основана на идее Гурджиева о том, что большинство людей являются спящими с духовной точки зрения — погруженными в транс автоматами, которые управляются своими механическими привычками мышления, восприятия и поведения. Тарт проделал основательный анализ препятствий, возникающих на пути духовного пробуждения. В этой книге он предлагает упражнения и духовные практики, которые могут быть весьма полезными. В особенности ценно его заботливое отношение к потенциальным опасностям, с которыми человек сталкивается при выборе духовного пути. Проблемы, которые могут возникать с духовными группами и учителями, обсуждаются уравновешенным и конструктивным образом. Книга «Пробуждение» содержит в себе информацию о мощных инструментах, позволяющих увеличить самосознание и способствующих общему расширению сознания.

Полностью - тут:
http://lib.ru/DPEOPLE/tart2.txt_with-big-pictures.html

http://i069.radikal.ru/1212/ba/fb801cbf61c2.jpg

0

8

Чарльз Тарт. Пробуждение.
Преодоление препятствий к реализации возможностей человека

http://s017.radikal.ru/i434/1212/04/7682091c0154.jpg

     СИЛА ИЗМЕНЁННЫХ СОСТОЯНИЙ: ГИПНОЗ

     Наша обычная точка зрения состоит в том, что мы живем в реальном мире и
воспринимаем его таким, каков он  есть. И тем не менее эта обычная реальность может исчезать в результате  всего  лишь нескольких минут произнесения  слов. Книга в ваших руках может исчезнуть вообще, или же она может  показаться уже не твердой, а мягкой, а привычные вам слова могут превратиться в бессмысленный набор букв. Можем  ли  мы  после этого  воспринимать  общеизвестную мудрость  обыденного сознания как нечто само собой разумеющееся?

ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ?

     Сознание имитирует окружающий мир

     одной из главных функций сознания, под которым  я
понимаю ту  чрезвычайно  развитую, заученную  и  ставшую  привычной  систему
восприятия,  мыслей  и  чувств,  которую  мы обычно считаем  нашим  разумом,
является  имитация  окружающего мира.  Сознание,  особенно  в  его  аспектах
восприятия,  создает внутреннее представление  внешнего мира; таким образом,
мы имеем в себе достаточно хорошую "карту" внешнего мира, с помощью  которой
можем определить свое место в нем.

     Научные знания принципов функционирования мозга и психологии восприятия
создали весьма полезную модель реальности как жизни в чрезвычайно  сложном и
хитроумном имитаторе. Согласно этой модели, сознание находится внутри мозга.
При  этом  сознание,  как  таковое,  не  имеет  непосредственного  доступа к
окружающему миру  (если  исключить  возможность экстрасенсорного восприятия,
как это делают большинство ученых), но только лишь к процессам, происходящим
в мозгу.  Эти  мозговые  процессы  используют ту  информацию о внешнем мире,
которой снабжают  нас органы чувств, и  создают имитацию этого мира, подобно
тому, как  механизмы  в имитаторе  полетов создают иллюзию нахождения внутри
летящего  самолета. Так же и то, что мы  "видим", - это не сам свет, который
попадает  в  наши  глаза,  а  лишь  рисунок нервных  импульсов, которые были
вызваны светом, проникшим в глаза.

то, в какой степени имитация является лишь бледным
отражением самой реальности, и то, в какой степени мы ошибочно отождествляем
имитацию,  то есть нашу опытную реальность, с  действительной реальностью, -
это   важные  аспекты  отсутствия  просветления. 

     Фокусирование осознавания по желанию

     Базовое осознавание - это основная  суть любого состояния сознания, так
что просветление  в пределах того или иного состояния Должно включать в себя
способность  фокусирования осознавания по Желанию - в пределах  естественных
возможностей этого  состояния. Эти  ограничения должны  быть найдены опытным
путем,  а не  на основе заранее сформированных  убеждений, которые  могли бы
искусственно ограничивать возможности состояния.  В идеальном случае  каждый
аспект состояния,  или мира, как он  воспринимается в этом состоянии,  может
быть объектом сосредоточения и становиться осознаваемым. Поскольку начальное осознавание,   как   правило,   является   предварительным   условием    для использования  тех  или  иных  возможностей  состояния, то  эта  способность
произвольно фокусировать осознавание указывает  на ту степень, в которой  мы
можем использовать наши способности.

     Нет Бога, кроме Реальности.
     Искать его где-то еще -
     это деяние Грехопадения.

НАШИ МНОЖЕСТВЕННЫЕ ЛИЧНОСТИ

     Одна из  наиболее  важных ошибок  человека.., о которой  следует всегда
помнить, это его иллюзия в отношении своего "Я"... Его "Я" изменяется так же
быстро, как и его мысли, чувства и  настроение, и человек допускает глубокую
ошибку, считая  себя всегда одной и той же личностью; в  действительности он
всегда  является другим человеком, не тем, кем  он был всего  лишь мгновение
назад.

     У  человека нет  постоянного и  неизменного  "Я". Каждая мысль,  каждое
настроение, каждое  ощущение говорит "Я". И в каждом  случае  считается само
собой разумеющимся, что это "Я" относится к Целому, ко всему человеку...

САМОВСПОМИНАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ТОЖДЕСТВЕННОСТИ

     В своей основе самовспоминание  включает, среди прочего, создание такого  аспекта сознания,
который не отождествляется  с тем или иным частным  содержанием вашего ума в
любой момент времени и который может следить за вами в целом. Это  частичный
шаг  к полному  пробуждению от  согласованного  транса. 
Вся  сумма  моих знаний в большей  мере доступна мне  по  мере
необходимости, когда я нахожусь в состоянии самовспоминания.

     Поскольку я  далек от совершенства  в самовспоминании, то состояния
тождественности,  будут  активизироваться   во   мне   в зависимости от обстоятельств: ситуация  ассоциативно  вызовет   эти  состояния,   пробуждая   уже существующее  во  мне  обусловливание. При  условии самовспоминания,  я могу наблюдать появление этих состояний, но пытаться при этом не  отождествляться ни  с одним из них. Но поскольку я не совершенен в самовспоминании и обладаю
лишь незначительной способностью контролировать свой процесс отождествления,
то  я  все-таки  могу  отождествиться  с одним из  этих  состояний,  но  мои
постоянные  усилия  сохранять  самовспоминание  и  мое наблюдение за  своими
внутренними  процессами  могут  привести  к  тому, что  любое  из  этих
состояний, с которыми я  могу отождествиться,  постепенно угаснет и довольно
быстро утратит свою силу.

В  число целей входят   продолжение  самовспоминания,  попытки   не
отождествляться  ни  с одним  из  состояний,  использование  всех  жизненных
ситуаций для  обучения.  Затем я, вероятно, сознательно  приму
решение  использовать  свои  умения,  которым я  научился в жизни.  Мое  внешнее  поведение  может сейчас
показаться  почти  идентичным  тому,  которое  было  бы  у меня,  если  бы я
находился в состоянии тождественности, но на самом деле я не
отождествляюсь с этой ролью.

     Мое  внутреннее состояние совершенно  иное.  Оно заставляет  меня  быть
внимательным ко всем изменениям, которые могут происходить в ситуации, чтобы
я мог  приспосабливаться к ним и преследовать свои цели так эффективно,  как
только это возможно.

Интеллект

     …Когда в  нашей притче мы говорили, что кучер был пьян, это было хорошим
описанием  того нашего  состояния  опьяненности  различными  идеями, которая
возникает вследствие  чрезмерного развития и неуравновешенного  преобладания
интеллектуального мозга.
  мы   способны   визуализировать,   имитировать,
логически предсказывать и представлять себе то,  "что  было бы, если...",  и
это один  из наших величайших талантов.
интеллектуальный  мозг слишком  увлекается
своими  собственными  имитациями реальности,  своими фантазиями.  Хитроумная
имитация сама по  себе является вознаграждающей, а одна умная мысль приводит
к другой, так что мы можем действительно опьяняться этими мыслями.

нам присуща вера в то, что существует лишь один правильный,
логический  способ мышления.  Философски мы сейчас понимаем,  что существуют
многие системы логики, и что каждая из них является произвольной.
наше  интеллектуальное функционирование  ограничено  и
искажено, пока мы верим, что существует только одна истинная логика.

0

9

САМОНАБЛЮДЕНИЕ
САМОВСПОМИНАНИЕ

Это можно делать  в любое время и  в любой ситуации, и в
идеале следует  практиковать все время и во всех  ситуациях как можно  более тщательно и настойчиво. Эта  практика называется чувствованием, смотрением и слушанием.

ПОДГОТОВКА К УТРЕННЕМУ УПРАЖНЕНИЮ

…это напоминание в начале вашего дня  о том,
что вы намереваетесь вспоминать о себе  и наблюдать себя на протяжении всего
дня.   Оно   также   является   подготовкой,   которая   запускает   процесс
самонаблюдения  и  самовспоминания, подобно созданию  начального  давления в
автомобильном  насосе, чтобы  он начал работать.

Среди всего прочего, такое
утреннее  упражнение является  способом  любить себя, считать себя достойным
нескольких минут нераздельного внимания, так что будьте к себе добры.

     Закройте глаза, и в  первые полминуты  или минуту просто расслабьтесь и
уделяйте свое  внимание тому факту, что вы находитесь здесь.  Если вы обычно
начинаете  свое  утро  с  краткой молитвы, то  сейчас  для  этого подходящий
момент. Итак, вы готовы начинать упражнение.

УТРЕННЕЕ УПРАЖНЕНИЕ

     Сосредоточьте свое внимание  на  правой  ступне.  Вам  не нужно  ничего
делать  со  своей правой ступней;  вы будете  просто уделять полное внимание
всем ощущениям, которые будут возникать в это мгновение в вашей ступне.

     Важно осознавать, что нет "хороших" или "плохих" ощущений. Что бы вы ни
чувствовали  -  все  это хорошо, даже  отсутствие  каких-либо  ощущений  или
онемение ступни. В действительности же  ощущения будут различными: вы можете
чувствовать тепло  или холод, пульсацию крови,  в ступне может возникать зуд
или  покалывание, мышцы  могут  ощущаться  расслабленными  или напряженными.
Какое-то одно  ощущение может быть  относительно устойчивым, или же ощущения
будут  меняться  с  каждым мгновением.  Не  пытайтесь  отвергать  какие-либо
ощущения,  как  не пытайтесь  и  цепляться  за что-либо.  Как  и в  практике
самонаблюдения,  все, что есть, - "правильно". Вы просто  уделяете  открытое
восприимчивое внимание всему, что сейчас происходит в вашей правой ступне.

     Единственный  акт  вашей воли состоит в  том, чтобы  продолжать уделять
внимание всему, что вы испытываете в вашей правой ступне, не отвлекаясь и не
думая, скажем, о работе, которую вам необходимо сделать в этот день.

     Уделение  полного  внимания  вашей  правой ступне не означает,  что  вы
должны,  стиснув  зубы,  сопротивляться  любым другим ощущениям  или мыслям,
которые будут возникать у вас. Если у вас в этот момент станет чесаться рука
или  начнет урчать  в  животе -  почувствуйте  это.  Ведь вы  -  чувствующее
существо. Но не сосредоточивайтесь на попытках заставить вашу руку перестать
чесаться или ваш живот перестать урчать; не стоит насильно подавлять мысли
, которые могут у вас возникать. Это будет только еще больше отвлекать
ваше  внимание.  Как только вы осознаете, что начинаете уклоняться от  того,
чтобы уделять все свое внимание правой ступне, просто мягко верните внимание
назад к ощущению того, что в ней происходит.

     Все сказанное относится ко всему утреннему упражнению.

     Когда вы вошли в контакт со своей  правой  ступней, просто  продолжайте
уделять ей внимание примерно  полминуты. Иногда вам потребуется определенное
время, чтобы почувствовать этот контакт, а  иногда,  особенно по мере  того,
как вы приобретете  больший  навык, вы будете сразу же сосредоточиваться  на
потоке ощущений,  идущих от правой ступни. Когда вы пробыли в сосредоточении
примерно полминуты, вы  готовы к следующему  шагу. Я подчеркиваю здесь слово
"примерно":  ваша  цель  -  соприкоснуться со всем, что  происходит в  вашей
правой ступне, а не считать секунды или как-то иначе "оценивать" ваш опыт.

     Сместите фокус вашего внимания. Теперь уделяйте внимание всем ощущениям
в нижней части вашей правой ноги. Вам не нужно  стараться удержать контакт с
вашей  правой  ступней;  просто сосредоточьтесь на ощущении  нижней половины
вашей  правой  ноги. Уделяйте  открытое внимание потоку  ощущений  от нее  в
течение примерно полуминуты.
     Потом  сместите  фокус  вашего  внимания и ощущайте  что  происходит  в
верхней  половине  вашей  правой  ноги.  Ощущайте  это на  протяжении  около
полуминуты.

     После того, как  вы  таким  образом уделили  внимание  верхней половине
вашей правой ноги, снова сместите фокус вашего внимания,  так  чтобы ощущать
все, что происходит в вашей правой руке.

     Ваше внимание таким образом  продолжает  перемещаться  с  полуминутными
остановками для достижения  контакта с ощущениями в вашем правом предплечье,
потом  в правом плече,  затем" переходит к вашему левому плечу, опускается к
левому предплечью, к левой руке, затем к верхней половине левой  ноги, после
чего к нижней ее половине, и, в завершение, к  левой ступне. Не переходите к
новой  части вашего  тела  до  тех пор,  пока  вы  не установите  контакт  с
предыдущей частью.

     Время, которое будет уходить у вас на эту часть  утреннего  упражнения,
будет меняться  ото  дня  ко  дню.  Если  вам  трудно  сосредоточивать  ваше
внимание, она может занимать у вас десять-пятнадцать минут, а если вы хорошо
контролируете свое внимание, ее можно выполнить за пять или шесть минут.

ЧУВСТВОВАНИЕ, СМОТРЕНИЕ И СЛУШАНИЕ

     На этой стадии вашего утреннего упражнения вы начинаете расширять сферу
своего внимания, что ведет вас непосредственно  к той форме самовспоминания,
которую мы называем чувствованием, смотрением и слушанием.

     После того,  как  вы  ощущали свою левую  ступню на протяжении примерно
половины минуты, расширяйте фокус вашего внимания. Ощутите  одновременно обе
ступни, обе ноги  (их  верхние и нижние части), обе  руки,  оба  предплечья.
Потратьте полминуты или  около того, чувствуя общую картину ощущений в ваших руках, ладонях, ногах, ступнях и других частях тела. Для  удобства мы  будем говорить об этом просто  как о чувствовании ваших рук  или ног,  понимая при этом, какие части рук и ног мы имеем в виду.

     После  того, как вы можете чувствовать  свои руки  и ноги на протяжении примерно  половины  минуты,  еще  более  расширяйте  фокус своего  внимания.
Продолжая чувствовать свои руки и ноги, внимательно прислушивайтесь ко  всем
звукам  вокруг вас. Так же как с ощущениями  в руках и ногах, здесь не может быть  "хороших"  звуков,  которые  вам нужно воспринимать,  и  "плохих",  на которые  вы  не  должны обращать внимание. Ощущая  свои руки и ноги, активно прислушивайтесь  ко  всем звукам, которые  вы  будете  слышать. Вам не нужно мысленно говорить самому себе о том, что  вы делаете, (например, "Вот где-то
вдали  лает собака"), просто сформируйте в  своем уме отношение, при котором вы  с  любопытством  и полным вниманием слушаете все  те звуки, которые есть вокруг вас в  то время, как вы с тем же открытым  любопытством ощущаете свои
руки и ноги.

     Если  вы  соскальзываете  в  фантазирование,  то  просто  чувствуйте  и слушайте,  мягко подталкивая ум  к  тому, чтобы  он  делал это.  Я  не  хочу
сказать, что  вы  никогда  не  должны  думать  о чем-либо,  или моделировать
какие-то возможные события в вашем мире во время самовспоминания: делать это вполне можно  при условии,  что вы продолжаете  самовспоминание. Но когда вы решили вспоминать свою самость  и потеряли ее из-за мысли или  фантазии, вам
следует снова вернуться к своей цели.

     Такая практика  одновременного слышания и чувствования ваших рук  и  ног может выполняться и сама по  себе  как медитативное упражнение, но в  данном случае  мы  делаем  ее  только  на протяжении  половины  минуты,  как  часть утреннего  упражнения.  Сейчас,  продолжая   одновременно  слушать  звуки  и чувствовать свои руки и ноги, еще более  расширяйте  фокус  своего внимания. Откройте глаза  и  внимательно  посмотрите  вокруг,  одновременно  чувствуя,
смотря и слушая. Вы теперь практикуете разновидность самовспоминания.

     Поскольку зрение является доминирующим чувством, большая, часть  вашего внимания  будет уделяться  смотрению. Слух - тоже очень важное чувство,  так что  значительная часть вашего внимания  будет  уделяться  слушанию. Образно
говоря, около  пяти  или десяти  процентов  вашего внимания должно пойти  на восприятие  ощущений  в руках  и  ногах.  Конечно,  вы  не должны  при  этом игнорировать  информацию  от других  органов  чувств,  таких  как  вкус  или обоняние. Я особо выделяю  зрение  и слух как внешние  чувства просто потому что  они являются  в значительной  степени  преобладающими, по  сравнению  с
другими.  Если до вас доносится запах, активно воспринимайте его, ощущая при
этом   ваши   руки  и   ноги.  Так   же  как  при  систематической  практике
самонаблюдения,  в этом смотрении и слушании вам нужно использовать все свои способности,    как    телесно-инстинктивные   и   эмоциональные,    так   и интеллектуальные.

     Вы  вспоминаете  себя.  Продолжайте  чувствовать,  смотреть  и  слушать
остальную  часть дня. Цель состоит  в  том, чтобы  стать  в  этом  настолько
умелым,  чтобы  вы  могли помнить  о самом себе  всю  оставшуюся часть вашей жизни.

ТРУДНОСТИ В ЧУВСТВОВАНИИ, СМОТРЕНИИ И СЛУШАНИИ

     Когда люди в первый раз  пытаются чувствовать,  смотреть и слушать, они
часто  испытывают определенного рода тонкую ясность  ума и  чувство, что они
становятся более живыми и в большей мере присутствуют в реальности  текущего мгновения. 
     Когда я впервые  начал  практиковать  самовспоминание, я внезапно  понял, что эта практика является для  меня  чем-то важным  и жизненно  необходимым, в  чем я  всегда
нуждался. Лишь три месяца  спустя  я осознал, что на самом  деле я прекратил
вспоминать  себя через  несколько секунд после того, как  начал  это делать!
После первых мгновений   чувствования,  смотрения  и  слушания  люди  сразу  же  забывают продолжать это делать, несмотря на очевидное улучшение качества состояния их ума, которое они чувствуют во время этой практики.

     Чувствование, смотрение и слушание  - не  такая простая задача. Это  не значит,  что  эта практика  требует  каких-то особых усилий: самовспоминание требует  довольно  небольших   волевых  усилий  для  того,  чтобы  намеренно направлять ваше  внимание  на определенные вещи. Трудность  здесь  состоит в
поддержании  непрерывности  внимания и  в тех  усилиях,  которые  для  этого
необходимы. самовспоминание  не  может становиться автоматическим:  вам нужно  будет всегда уделять некоторую часть  намеренных сознательных усилий  и внимания для  того,  чтобы  выполнять  его  по своему желанию.  Со  временем  в  вашем  уме  будут  происходить  некоторые  другие благотворные и постоянные изменения, и  они могут стать автоматизированными,
но чувствование, смотрение и слушание должно осуществляться намеренно, иначе вы, в  действительности,  не будете выполнять это упражнение. Такова природа действительного  сознания, в противоположность  той  его  автоматизированной форме,  которую  мы  называем  согласованным  трансом.  Нужно  очень немного намеренного осознавания для создания большего намеренного сознания.

    Что делать с атаками "суперэго"

В случае нападок  "суперэго" при практике самонаблюдения,  вы можете наблюдать их, уделяя  им  не больше  энергии,  чем необходимо.  В  действительности, с помощью  такого наблюдения вы можете узнать многое о  структуре  "суперэго".
Какова,  например, точная "тональность" "голоса", звучащего в вашей  голове?
Чей это  голос? Чтобы  барьер  "суперэго" не казался непреодолимым, я должен добавить,  что  эти  практики могут со временем  приводить к его увяданию  и замещению  той  прирожденной нравственностью, свойственной каждому человеку
.
     Более  важно, испытываете ли вы атаку "суперэго" или нет, как только вы осознаете, что перестали чувствовать,  смотреть  и слушать, начинайте делать это снова. Поступая так, вы будете действительно  учиться самовспоминанию, а не просто без  конца  беспокоиться или думать о том, почему же вы не делаете этого.

     Внимание подобно дряблой мышце

     Эта   аналогия  может   быть  полезной  для   понимания  первоначальных трудностей при  самовспоминании. Наше внимание подобно  мышце, которая почти
никогда  не используется по той  причине, что механизмы нашего ума настолько автоматизированы,  что  они  с  легкостью  направляют  процесс  внимания  по автоматическим путям без какого бы то  ни было сознательного усилия  с нашей стороны.
Теперь  вы начинаете использовать эту дряблую мышцу для намеренного
внимания,  но,  будучи  непривычной к  намеренным  усилиям, эта мышца  легко
утомляется.

     Если  вы  хотите развить свои физические мышцы, вы  знаете, что  вам не удастся сделать это с помощью одних мыслей. Вы вынуждены делать упражнения и поднимать  гантели, даже если при  этом вам приходится  потеть,  уставать  и иногда  испытывать болезненные ощущения. Сходным  образом единственный  путь
усилить "мышцу внимания", чтобы мы могли делать с ней все,  что  захотим,  -
это  использовать ее,  снова и снова,  в самых  разных  ситуациях. Тогда эта
мышца постепенно будет становиться все более сильной.

0

10

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ САМОВСПОМИНАНИЯ

Сканирование

     Когда вы будете  практиковать чувствование,  смотрение  и слушание, вы,
вероятно, обнаружите, что если вы позволяете своим глазам останавливаться на
чем-либо дольше,  чем  на  несколько  секунд, это  действительно "индуцирует
транс".  Автоматизированные  привычки  восприятия  быстро  идентифицируют  и
классифицируют объект, на который вы смотрите, и эффективно исключают его из сферы   внимания,   а  вы   соскальзываете  в  обычные   грезы,  забывая   о самовспоминании.

     Если вы  настойчиво работаете над  процессом чувствования, смотрения  и
слушания  и достаточно преуспели в  этом, вы сможете  устойчиво смотреть  на что-либо  и   сохранять  при  этом  самовспоминание,  но   вам  будет  легче
осуществлять  самовспоминание,  если  вы  будете  сочетать  его  с  активным
процессом  визуального  сканирования, т.е.  беглого  внимательного  осмотра.
Посмотрите активно,  намеренно на что-либо  на протяжении нескольких секунд,
затем переведите ваш взгляд и так же активно смотрите на  что-либо другое, и
так далее.
Под "активным смотрением" я понимаю  смотрение с любопытством,  с
интеллектуальной,  эмоциональной  и   телесно-инстинктивной  открытостью,  с
отношением  типа  "А  это  что?",  являющимся  противоположностью  пассивной фиксации взгляда  на чем-то без действительного  уделения этому  внимания со стороны  ума. Этот активный тип смотрения является  принципиально важным для
практики чувствования, смотрения и слушания.

     Такого рода  намеренное, сознательное  сканирование делает более легким сохранение  качества  высшего  внимания, которое нередко  бывает результатом чувствования, смотрения и слушания и которое  особенно полезно для удержания
вас  от   соскальзывания   обратно  в  состояние   согласованного  сознания.
Выполняйте это сканирование  с уверенностью и здравым смыслом, не позволяйте ему  превращаться  просто в  механическое  движение  глаз  или  в  привычные ритмические движения:  если вы  действительно уделяете  чему-то  внимание  в процессе  самовспоминания,  понятно,  что  для  некоторых  вещей  достаточно
краткого  взгляда,  а  на  другие приходится смотреть дольше. Если  что-либо требует  длительного  изучения,   то  вы  можете  найти  для  себя  полезным рассматривать  этот  объект в  течение  нескольких  секунд,  затем перевести взгляд  на что-либо другое, а потом снова вернуть его обратно. По мере того, как вы будете  приобретать  навык  такого  сканирования  рассматривания, его полезность будет становится для вас все более очевидной.

     Микроцели

     Непрерывное чувствование, смотрение и слушание во всем, что вы делаете, в   каждое  мгновение   дня,  -  это  очень  серьезная   задача.   Поскольку самовспоминание является достаточно трудным делом, вы почти наверняка будете чувствовать,   будто  вы  терпите  неудачу.

     Однако  если  мы разложим общую  макроцель  чувствования,  смотрения  и
слушания  в  каждое мгновение  дня на  много более частных микроцелей, то мы
можем иметь многократные переживания успеха, которые  будут нас  поощрять. Вот я  сделал это. Получилось!  Теперь я  могу  попробовать выполнить еще одно  задание по достижению микроцели.

     Снижение широты фокусировки

     Иногда бывает трудно чувствовать всю  картин ощущений в ваших  руках  и
ногах в то время, как вы активно смотрите и слушаете. Эта картина может быть
слишком  разнообразной, или вам  может быть просто трудно сосредоточиться на
ней. Всегда стоит приложить больше усилий, но порой  они все равно ни к чему
не приводят. В подобных случаях упростите свою задачу.

     В  то  время  как  вы активно смотрите и слушаете,  обращайте  внимание
только на ощущения в ваших руках; не беспокойтесь о ногах. Если даже это вам
слишком трудно,  просто осознавайте  ощущения  в  одной  руке,  одновременно
продолжая  активно  смотреть и слушать. Затем, когда это станет у  вас лучше
получаться, можете распространить свое внимание на большую  часть рук и ног.
Помните,  что только от пяти  до  десяти  процентов вашего внимания  идет на
чувствование ваших рук и ног; в основном же вы смотрите и слушаете.

     Сходный метод снижения  эффектов перегрузки состоит в том, чтобы сузить
вашу  внешнюю  цель. Если вы имеете возможность закрыть глаза,  не  создавая
этим никаких проблем, вы можете практиковать чувствование и слушание. Или же
вы можете попытаться  сосредоточиться на чувствовании своих  рук и ног, в то
же  время  глядя на телодвижения других  людей, но  пока на  время  перестав
слушать. Однако такое сужение  восприятия является временной мерой,  так как
мы  хотим  развить повышенную  способность воспринимать  мир  и одновременно
помнить самих себя.

     В  некоторых случаях вы  будете  естественным образом  расширять  сферу внимания по отношению к своему телу. Я специально выделил чувствование ваших рук и  ног  по  той причине, что  это нейтральные области вашего тела, и  их ощущения  существуют здесь и сейчас, и  этим они помогают вам заякориться  в
этом  "здесь  и  сейчас".  Вы  также  можете  время от времени  воспринимать ощущения,  возникающие  в  более  центральных  областях  тела,  например,  в кишечнике.  Когда  они  возникают  естественным  образом,  будет  совершенно правильно включать их в ту часть вашего  внимания, которая используется  для того, чтобы  чувствовать руки  и ноги. Чтобы воспринимать их  более ясно, вы
можете намеренно  вывести их  на  передний  план внимания,  по  контрасту  с одновременным  фоновым  чувствованием рук и ног. 

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ САМОВСПОМИНАНИЯ

     Самовспоминание,  подобно  самонаблюдению,   должно  быть  универсально применимой   практикой.  Чувствование,  смотрение   и  слушание  может  быть применено к каждому аспекту жизни. То же самое относится и к самонаблюдению.
Есть, ходить, разговаривать, плавать, заниматься любовью, спорить, мочиться,
молиться, чувствовать себя хорошо или чувствовать себя плохо - все это может
быть материалом для чувствования, смотрения и слушания.

     Нет Бога, кроме Реальности.
     Искать Его в другом месте -
     это деяние Грехопадения.

0