БОЛЬШОЙ ДИСПУТ МЕЖДУ ШЕЙХОМ АХМАДОМ ДИДАТОМ
И СВЯЩЕННИКОМ АНИСОМ ШУРУШЕМ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Выступление Аниса Шуруша
Выступление Ахмада Дидата
Комментарии
Вопросы и ответы
Примечания
Введение
Хвала Аллаху, который на страницах Евангелия разъяснил людям истинную суть единобожия!
А затем:
Вниманию читателя предлагается запись нового диспута между шейхом и проповедником Ахмадом Дидатом и христианским священником и миссионером Анисом Шурушем, состоявшегося в Англии (Лондон, Альберт-холл, 1985 г.).
Председательствующий говорит:
-- Да сделает Господь этот вечер счастливым для всех присутствующих! Разрешите поприветствовать вас сегодня в Альберт-холле!
Прежде всего нам необходимо уяснить для себя характер той встречи, ради которой мы здесь собрались. Я думаю, что это историческое событие даст возможность как христианам, так и мусульманам ознакомиться с точкой зрения другой стороны.
Сам я сегодня выполняю обязанности председательствующего. Я -- ревностный христианин, и зовут меня Клей Карфин. Могу сообщить о себе также, что я являюсь Генеральным секретарем Евангелического Союза.
Я счастлив приветствовать вас от лица обоих сторон, которые выражают свое удовлетворение по поводу того, что на сегодняшней встрече присутствует столь много людей. А сейчас мне хотелось бы представить вам обоих участников дискуссии и еще раз заявить о том, что мы счастливы видеть их здесь в качестве участников этого важного диспута.
Попрошу господина Ахмада Томсона кратко представить нам господина Ахмада Дидата.
Говорит представитель Исламского Центра брат Ахмад Томсон:
-- Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Добрый вечер. Я думаю, что многие из вас уже знакомы с господином Ахмадом Дидатом, так как раньше он уже неоднократно бывал в Англии. Так, например, в июле этого года он уже принимал участие в проводившемся здесь подобном же диспуте. Господин Дидат является директором Центра распространения исламского призыва, находящегося в городе Дурбан (Южно-Африканская Республика). Он долгие годы посвятил изучению Священного Писания и Священного Корана. Вполне естественно, что, будучи мусульманином, он верит в то, что Коран является последним откровением, которое Аллах ниспослал людям через последнего из пророков и посланников (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир).
Многое из того, что он будет говорить, основывается на аятах Священного Корана. Вместе с тем он уделяет внимание и изучению Священного Писания, которое не включает в себя Евангелие пророка Исы на языке оригинала, то есть на арамейском1 языке, хотя оно и считается весьма интересным документом.
Мне хотелось бы обратить ваше внимание на пятьдесят четвертый аят суры "Семейство Имрана", который прежде всего предназначался Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, но был также обращен и ко всем мусульманам вообще. Аллах Всевышний сказал: "Если же кто-нибудь будет препираться с тобой об этом после того, как пришло к тебе знание, то скажи: "Приходите, призовем наших сынов и ваших сынов, наших женщин и ваших женщин, и нас самих и вас самих, а потом воззовем и направим проклятие Аллаха на лжецов!"
И от лица господина Дидата и всех мусульман я хочу сказать:
да проклянет нас Аллах, если те сведения, которые содержит в себе Священный Коран, являются ложными! Продолжает председательствующий:
-- Мы также счастливы приветствовать с этой кафедры священника Фреда Масабини из штата Флорида, который является миссионером. Он прибыл сюда вместе с доктором Анисом Шурушем, А сейчас разрешите кратко представить вам доктора Аниса.
По происхождению доктор Анис является палестинцем. В 1948 году он нашел убежище в Иордании, а потом перебрался в США. Он получил образование в штате Миссисипи, где стал бакалавром литературы и теологии. Он женат, имеет трех сыновей и дочь. Миссионерской деятельностью занимается с 1966 года. Проживает в городе Мобил, штат Алабама. В настоящее время является доктором теологии, и сегодня мы приветствуем его здесь.
Через несколько минут участники дискуссии приступят к изложению своих взглядов. Каждому из них отводится для этого по пятьдесят минут, а мое прикосновение к локтю выступающего будет означать, что до конца отведенного ему времени остается две минуты.
Когда же время, отведенное регламентом, завершится, я встану и положу руку на плечо выступающего, побуждая его сесть, хотя я уверен, что этого не потребуется.
Первым мы попросим выступить господина Аниса.
(аплодисменты)
Выступление Аниса Шуруша
Доктор Анис поднимается на кафедру, чтобы начать свое выступление:
-- Приветствую вас всех именем Иисуса Христа, который являлся моим соотечественником. У нас в Назарете говорят: "Не приходи к другу с пустыми руками", -- и сегодня я счастлив преподнести подарок моему другу Ахмаду Дидату, с которым я встретился впервые. Я хотел бы также преподнести свой особый подарок брату протодьякону. Это ключ от города Мобил в штате Алабама, который вручается тем, кто сделал что-либо важное как для нашего, так и для других городов. Что же касается коллег господина Дидата, то я вручаю им особые значки с изображением Священного Писания из Иерусалима, на которых имеется также изображение Купола скалы (Куббат ас-сахра), а также и другие сувениры, привезенные мною из этого города.
(бурные аплодисменты присутствующих)
Я думаю, что многие из вас сидят в этом зале уже долгое время, а некоторые прибыли издалека, поэтому сейчас настал подходящий момент, чтобы немного постоять вместе со мной. Надеюсь, что вы не откажете мне в любезности сделать это, а пока вы будете стоять, я хотел бы, чтобы вы также приняли участие в том, что я приготовил, а именно -- в прослушивании отрывка из Священного Писания, который я прочту по-арабски для вас стоя из уважения к этому тексту.
Я попрошу тех, кто принес с собой текст Священного Писания согласно предложению господина Ахмада Дидата, напечатанному в его объявлениях, открыть этот текст, чтобы мы вместе с вами прочли всего лишь первые восемь стихов из "Послания к евреям" апостола Павла:
1. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках.
2. В последние дни сии говорил нам в Сыне, которого поставил наследником всего, чрез которого и веки сотворил.
3. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив собою очищение грехов наших, воссел одесную (престолу) величия на высоте.
4. Будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5. Ибо кому когда из ангелов сказал Бог: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя?" И еще: "Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном?"
6. Также, когда вводят Первородного во вселенную, говорит: "И да поклонятся Ему все Ангелы Божии".
7. Об ангелах сказано: "Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь".
8. А о Сыне: "Престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего -- жезл правоты..."2
Благодарю вас и прошу садиться.
В свое время римский правитель Палестины Понтий Пилат взошел на каменный помост, возвышавшийся над собравшейся перед ним на площади крепости Антония толпой в Иерусалиме, где постоял и я перед своей поездкой, и задал возбужденным людям очень важный вопрос:
-- Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом,3 -- ибо и в эту ночь и по прошествии тысячи девятисот восьмидесяти пяти лет со времени этого исторического события участь всякого живого продолжает зависеть от того, как он отвечает на этот вопрос.
Ответом толпы в то раннее утро стали слова:
-- Распни его!
Что же касается причины этого, как они объяснили это Пилату, то она состояла в том, что, согласно их закону, его следовало убить, поскольку он объявил себя сыном Бога, и Пилат подчинился требованиям толпы из страха перед опасным возмущением и в угоду иудейским священникам, хотя сам он трижды во всеуслышание заявил:
-- Я не вижу за ним никакой вины.
Однако по прошествии шестисот лет священный Коран называет Иисуса проницательным молодым человеком, то есть человеком, свободным от грехов. Поэтому вопрос, который я хочу задать вам сегодня вечером, можно сформулировать так: являлся ли Иисус Христос лжецом и безумцем или же, как он и заявлял о себе сам, он был божеством?!
Все сотворенное, человек разум и сама история свидетельствует о существовании Бога, что же касается религий, то они являются плодом серьезных человеческих усилий, направленных на познание Бога, и такого мнения придерживаются философы, теологи и историки.4
И я хотел бы задать вам также и другой вопрос: а действительно ли Бог является для нас чем-то утраченным? И нуждаемся ли мы в том, чтобы искать Его? Разве пропавшими являемся не мы, вследствие чего Он и ищет нас через Иисуса Христа?
Теперь же мне хотелось бы привлечь ваше внимание к двум стихам из четвертой главы "Второго послания к коринфянам", в которых говорится:
3. Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,
4. Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.5
Священное Писание -- это лучшая книга на земле. Оно состоит из шестидесяти шести книг, которые писались в течение полутора тысяч лет. В написании этих книг приняли участие более сорока авторов, среди которых были цари и пастухи, богатые и бедные, старые и молодые и даже рыбаки, однако это Писание содержит в себе указания на то, что оно является внушенным свыше и неприкосновенным словом Бога, ибо истинный автор Писания только один, и это -- Святой Дух.6 А сейчас я хочу прочесть вам два стиха из "Второго послания Петра":
20. Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.
21. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.7
И мы знаем, что Священное Писание является Писанием, внушенным для того, чтобы исполнились содержащиеся в нем пророчества, которые были произнесены за много веков до того, как произошли предсказанные в них события. И, поистине, оно внесло свой вклад в исправление нравов каждого человеческого сообщества,8 которое уверовало в него и стало поступать в соответствии с его наставлениями. К этому следует добавить, что достоверность Священного Писания не раз подвергалась сомнениям, однако ни один из приводившихся доводов не смог доказать его ложность, зато исторические документы и старые рукописи подтвердили подлинность этого Писания, как подтвердили ее и археологические раскопки.
В настоящее время известны более двадцати пяти тысяч рукописей Библии, часть которых хранится в Британском музее, и вы можете ознакомиться с ними, чтобы убедиться в истинности слов, относимых к Богу.
Одними из наиболее известных рукописей Библии являются так называемый Александрийский Кодекс, переписанный в 350 году нашей эры,9 и так называемый Ватиканский Кодекс,10 переписанный в 325 году. Кроме того, следует упомянуть и о так называемых текстах Мертвого моря, включающих в себя полный текст Ветхого Завета. Эти тексты были записаны две тысячи двести пятьдесят лет назад. Некоторые из вас, несомненно, слышали об удивительном открытии, сделанном на территории Сирии в Угарите тридцать лет назад, а также о продолжавшихся в городе Абла в течение десяти лет раскопках, когда были найдены остатки целой культуры. И два этих открытия только усилили нашу веру в подлинность Священного Писания и в божественное вдохновение, а Господь наш Иисус, который никогда не лжет, сказал:
-- Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.11 Прислушайтесь также к предостережению, которое содержится в "Откровении Иоанна":
18. И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
19. И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.12
Бог, которого открывает нам Священное Писание, является Богом единым.
Братья мои, сестры мои, дорогие мои!
Существует один лишь единый Бог, и вместе с тем этот единый Бог раскрывает свою сущность в трех ипостасях, даже если для наших ограниченных умов это представляется чем-то трудным и непонятным, а неверующие, сомневающиеся и атеисты отрицают это, преследуя свои интересы. Это не является моим собственным открытием, просто именно так сам Бог проявляет себя в трех своих ипостасях в природе, в Священном Писании, а также и разными другими путями.
Позвольте мне со всем смирением попытаться постичь эту тайну, постарайтесь понять ее и вы, и вместе с тем давайте признаем ограниченность пределов нашего понимания. Попробуем привести отдельные примеры из области физических явлений, в которых Бог дает нам некоторые доказательства этого.
Сколько видов состояния вещества имеется в природе? Три: твердое, газообразное и жидкое. А почему все вещества пребывают только в этих трех состояниях?
Молекулы воздуха, которым мы дышим состоят из трех атомов: атома кислорода, атома водорода и атома азота, но все это носит одно имя и называется воздухом!13
В своем естественном состоянии вода является жидкой, замерзая, она становится твердой, а если довести ее до кипения, она превратится в газ или же в пар, оставаясь во всех трех состояниях по сути дела одним и тем же веществом.
Посмотрите на солнце, удаленное от нас на расстояние девяноста трех миллионов миль. Оно является теплым, светлым и жгучим, оставаясь при этом одним и тем же солнцем. Время может быть прошедшим, настоящим и будущим, человек состоит из духа, тела и разума, и даже составными частями семьи являются отец, мать и дети.
Эта истина ясно изложена в самом начале Книги Бытия, где говорится: "В начале сотворил Бог небо и землю..."14 Здесь Бог выступает в качестве Творца. Во втором стихе имеются слова, благодаря которым мы узнаем о второй ипостаси Бога, а именно -- о Святом Духе, так как в этом стихе говорится: "... и дух Божий носился над водою".15 В третьем же фигурирует и Бог -- Сын, иначе говоря, -- слово Божье, ибо там говорится: "И сказал Бог: "Да будет свет". И стал свет".16
По прошествии многих веков со времени написания этих строк отголосок этой истины прозвучал в первых стихах Евангелия от Иоанна, где говорится: "В начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог".17
Слово же сущность предстает перед нами и в следующем стихе, где сказано: "Оно было в начале у Бога".18 И мы удивляемся еще раз, обнаруживая упоминание о Троице в первой главе Книги Бытия, где говорится: "И сказал Бог: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему..."19
Теперь я задам вам вопрос: разве Бог обсуждал вопрос о сотворении Им человека с самим собой? Или, иначе говоря, разговаривал ли Он сам с собой в цитированных выше отрывках? Или же он говорил с какой-либо из трех своих ипостасей, которые мы и называем Богом? Конечно же, Он вел этот разговор с двумя другими ипостасями, но не с самим собой!
Обратите внимание на местоимения! Бог сказал: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему".20 В тексте данного стиха использованы три местоимения множественного числа.21 А теперь обратимся к другому стиху из первой главы Книги Бытия, где написано:
-- И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Бо-жию сотворил его: мужчину и женщину..."22
Здесь также использованы три местоимения, но не множественного, а единственного числа. Это и свидетельствует о том, что Он является единым Богом и в то же самое время -- Святой Троицей.
Суть этой тройственности раскрывается еще в одном месте Книги Бытия, где говорится:
-- И сказал Господь Бог: "Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло..."23
Нечто новое, относящееся к тайне тройственности и связанное со строительством Вавилонской башни людьми, мы узнаем, читая еще одно место из Книги Бытия, где говорится нижеследующее:
-- И сказал Господь: "... Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого".24
И я еще раз спрашиваю вас: неужели же Бог разговаривал с самим собой? А если так, то почему же Он не сказал: "Сойду же..."?25
Рассказывая о своем ужасном видении, пророк Исайя свидетельствует, что ангелы говорили:
-- Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!
Уважаемые слушатели, не можете ли вы сказать мне, сколько раз здесь было сказано слово "свят"? Оно было сказано три раза, а не дважды или четырежды.
А в другом стихе из той же главы тайна тройственности предстает перед нами более определенно, чем где-нибудь еще, ибо там говорится:
-- И услышал я голос Господа, говорящего: "Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?"26
Обратили ли вы внимание на местоимения? В этом стихе говорится: "Кого Мне послать?", а потом добавляется: "И кто пойдет для Нас?" Иначе говоря, здесь местоимение "Мы" заменяет собой местоимение "Я", и наоборот.
Многие из присутствующих в этом зале знают арабский язык и многие могут сказать о себе, что именно этот язык, а не английский, является для них родным. Но арабский язык является родным также и для меня и для моей матери, которая до сих пор пользуется только им.
Известно, что морфология или порядок словоизменения в арабском, также как и в других семитских языках отличается от морфологии языков несемитских.
В арабском языке, также как и в древнееврейском, на котором написан Ветхий Завет, для единственного, двойственного и множественного чисел используются разные формы глагола.
Возьмем, например, глагол "есть". В единственном числе мужского рода прошедшего времени этот глагол имеет форму "акаля" (он съел), в двойственном -- "акаля" (они оба съели), а в множественном -- акалю (они -- трое и более того -- съели). То же самое наблюдается и в большинстве других семитских языках, где глагол, как правило, помимо всего прочего выступает в качестве указания на количество действующих лиц.
Что касается английского языка, то в нем один и тот же глагол может быть использован для обозначения действия двумя или тремя людьми или же целым миллионом людей. Не так обстоит дело с арабским или древнееврейским языком, в которых даже слово "Элохим", являющееся именем Бога, стоит в форме множественного числа. В первом стихе первой главы Книги Бытия слово "шамаин" (небеса) также стоит в форме множественного числа. А не приходило ли вам в голову спросить меня: почему Бог являет себя в образе Троицы? Он говорит:
-- Я -- Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова..."27 -- а в Книге Чисел мы читаем:
Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!28
Почему этих благословений много, если Бог только один?
А из рассказа о Рождестве Христовом, как он приводится в Евангелии от Луки, мы еще раз узнаем о Боге, проявляющемся в трех ипостасях, так как там говорится, что ангелы пели: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение".29
И каждый из нас повторяет те же слова ежегодно во время праздника Рождества Христова. И одним из прозвищ Иисуса Христа является Князь Мира, как говорится об этом в Книге пророка Исайя,30 а ангелы провозглашали радостную весть о рождении Князя Мира в Вифлееме. Кроме того, о тройственности ясно говорится в евангельских сообщениях о крещении Иисуса Христа.
Так, например, сразу же после его выхода из воды он увидел, как небеса отверзлись и Святой Дух стал нисходить на него в образе голубя, и услышал он голос с небес, который сказал:
-- Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение.31
И когда Христос преобразился на горе, что недалеко от города Назарета, где побывал и я, увидел он Духа Святого в виде облака, из которого раздался голос Бога-Отца:
-- Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.32
Дорогие братья, можете ли вы объяснить мне, почему о числе три все время идет речь в нижеследующих ситуациях, если целью этого не является указание на таинство Троицы?
Так, Христос сотворил три чуда, связанных с ловлей рыбы в Тивериадском море, и воскресил троих умерших: девочку, юношу и взрослого мужчину, что является указанием на его любовь ко всем независимо от возраста.
Петр трижды отрекся от своего Господа, а потом трижды заявил о своей любви к нему, и свидетелями преображения Иисуса были трое из его учеников.
Срок его миссии на земле составил три года, он был одним из трех распятых в день его казни, при этом двое подверглись этому за свои грехи, а он -- во искупление грехов, но потом он воскрес из мертвых на третий день,33 так найдется ли среди вас такой, кто стал бы отрицать, что все это является знаком от Бога? Или, может быть, вы думаете, что Господь уволит нас от цели, или, упаси Боже, обманывает нас?
Бог может является и может не являться, Он может действовать и может не действовать.
Что же касается Иисуса, который не лгал и был совершенно безгрешным, то он завершил свою искупительную миссию ясными словами, которые приведены в Евангелии от Матфея. Он сказал:
-- Дана Мне всякая власть на небе и на земле.34
Кто еще из пророков осмеливался говорить нечто подобное?
И далее Иисус продолжает:
-- Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.35
И миллионы христиан называют это веление великим и важным велением проповедничества, и многие из нас начинают совершать церковные обряды с произнесения слов: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа".
Теперь разрешите мне вернуться к обсуждаемой нами теме, то есть к вопросу о том, является ли Иисус Христос Богом.
Позвольте вас заверить, что если бы Иисус Христос родился бы таким же образом, как, например, и я, а не был бы рожден девственницей, если бы он жил и умер подобно остальным людям, а не воскрес бы из мертвых и не вознесся бы в небеса, то об этом деле не стоило бы и говорить, а Иисус был бы просто обманщиком.
Однако сегодня вечером вопрос правильно было бы сформулировать так: был ли Бог Иисусом Христом?
Если мы допускаем, что Бог является всемогущим, то оказываемся вследствие этого в трудном положении. С одной стороны, мы утверждаем, что Бог может сделать все, что пожелает, ибо возможности Его неограниченны, с другой же стороны, мы отрицаем, что Он мог сделать нечто, так как мы отрицаем, что Он воплотился в человека.
Человек не может стать Богом, а слова о возможности подобного свидетельствуют о неверии и богохульстве,36 но Бог может стать человеком, и имя этого человека -- Иисус, Господь и Спаситель, царь царей и господин господ.
Доктор Стенли Джонс, которого называли "посланником к индусам", так говорил о различных видах религий, существующих в мире:
ПЕРВЫЙ ВИД. Суть религий, относящихся к этому виду, сводится к тому, что Бог раскрывает свою сущность в Священном Писании.
ВТОРОЙ ВИД. Суть религий, относящихся к этому виду, сводится к тому, что слово Божье становится законом или же группой законов.
ТРЕТИЙ ВИД. Суть религий, относящихся к этому виду, сводится к тому, что слово Божье обретает плоть.
Если бы люди были библиотеками, то Писание являлось бы наилучшим средством взаимодействия с ними, если бы они являлись конституциями и законами, то они наилучшим образом реагировали бы на законы, но поскольку мы являемся людьми, то Богу было угодно сделать слово свое плотью, как мы можем прочитать об этом в Евангелии от Иоанна:
-- И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца.37'38
Если вам и известен рассказ об Аврааме, то позвольте мне все же напомнить вам сегодня его содержание.
Бог явился к Аврааму в образе человека, и это было за полторы тысячи лет до того, как Он появился в Вифлееме в образе младенца.
В Книге Бытия говорится:
-- И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли.
И сказал: "Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего".39
Далее в той же главе пишется:
-- И сказал Господь Аврааму: "Отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "Неужели я действительно могу родить, когда я состарилась?"
Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын".40 Далее в этой главе пишется:
-- И обратились мужи оттуда, и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. И подошел Авраам и сказал:
-- Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?
Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем?
Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?41
И, наконец, в последнем стихе этой главы приводится описание Господа в образе человека:
-- И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место".42
И я спрашиваю вас, дорогие братья, как мог бы Господь удалиться от Авраама, если бы Он не пожелал ограничить себя определенными рамками, связанными со временем, местом, расстоянием и направлением?
И что тогда можно сказать б Мелхиседеке, являвшемся еще одним проявлением Иисуса Христа?
В Послании к евреям пишется:
-- Ибо Мелхиседек,43 царь Салима, священник Бога Всевышнего -- тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
Которому и десятину отделил Авраам от всего, -- во-первых по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть, царь мира.
Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.44
Он, подобно нам, был сотворен из праха, что же касается Иисуса, то он был рожден от Духа Святого.
В своей книге под названием "Что есть имя Его?" господин Дидат всеми путями пытается доказать, что одним из наиболее характерных качеств истинного Бога является то, что Он никогда не ест, но кем является он сам и те примитивные люди, чтобы указывать Богу, что Он может делать, а что -- нет, что может говорить, а что -- нет, когда может являться, а когда не может?
Восемнадцатая глава Книги Бытия повествует о трех мужах, явившихся с небес к Аврааму, который обращался к старшему из них, называя его "владыкой", и он стоял рядом с ними, когда они ели, а через много веков после этого Иисус Христос, друг Авраама и Господь его, ел вместе со своими учениками до своего воскресения и после него.
Он ел, потому что Он сделал такой выбор и потому что Он является Богом, что же касается трудностей, с которыми сталкиваетесь вы, мусульмане, то суть их состоит в том, что хотя вы и повторяете слова "Аллах велик" по сорок раз в день, вы при этом продолжаете считать Аллаха не настолько великим, чтобы Он мог творить удивительные чудеса.
И я спрашиваю вас: до каких пор вы будете считать, что Бог далек от нас, что Он не заботится о нас и что Он ведет себя как некий тиран, ведь Он создал нас по своему образу и подобию?!
К Аврааму явились эти мужи, направившиеся потом в сторону Содома, а один из них остался; им был тот, кого Авраам называл "владыкой".
Позвольте мне со всей искренностью и ясностью напомнить вам о тех основных атрибутах, которыми обладает Бог, и вы сами увидите, что этими же атрибутами обладает и Иисус Христос, являющийся таковым изначально. В Евангелии от Иоанна написано:
-- И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.45
В той лекции, которую господин Дидат провел в июле прошлого года в Бирмингеме, он сказал: "Истинным является каждое слово, произнесенное Христом в Евангелиях",-- так пусть же он объяснит суть подобного противоречия.
Кроме того, в Евангелии от Иоанна сказано:
-- Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
На это сказали Ему Иудеи: "Тебе нет еще пятидесяти лет, -- и Ты видел Авраама?"
Иисус сказал им: "Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь".46
И вы поймете причину этого, если ознакомитесь с тринадцатым и последующими стихами третьей главы Книги Исхода, где написано:
-- И сказал Моисей Богу: "Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: "Бог отцов ваших послал меня к вам", -- а они скажут мне: "Как Ему имя?" Что сказать мне им?"
Бог сказал Моисею: "Я есмь Сущий (Иегова)". И сказал: "Так скажи сынам Израилевым: "Сущий послал меня к Вам".47
Теперь обратимся к главе пятой из "Книги пророка Михея", где приводится пророчество, связанное с Вифлеемом, который является местом рождения Иисуса Христа и ожидает появления царя Иудеев. В конце второго стиха этой главы говорится следующее:
--... и Которого происхождение из начала, от дней вечных.48 Соответствуют ли подобные качества качествам обыкновенного человека? Или же это атрибуты Бога, который соблаговолил явиться к нам в образе человека?
Указания на существование Христа еще до сотворения мира
имеются в Евангелии от Иоанна:
-- Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.49
Теперь обратимся к смыслу первых стихов первой главы Евангелия от Иоанна:
-- В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...50-51
Прислушайтесь также к словам Соломона из Книги притчей Соломоновых:
-- Кто восходил на небо и нисходил? Кто собрал ветер в пригоршни свои? Кто завязал воду в одежду? Кто поставил все пределы земли? Какое имя ему? И какое имя сыну его? Знаешь ли?52
Ответ на эти пророчества дал нам Господь Иисус Христос по прошествии десяти веков с того времени, когда они были произнесены! И ответ этот содержится в Евангелии от Иоанна:
-- Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах...53
Священное Писание напоминает нам о том, что Иисус Христос был в подобном состоянии вчера, пребывает в нем сегодня и будет таким всегда. Это, иначе говоря, является кратким перечислением атрибутов Бога.
В Откровении Иоанна Богослова написано следующее:
-- "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец", -- говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель.54
А в семнадцатом и восемнадцатом стихах той же главы говорится:
-- И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: "Не бойся; Я есмь первый и последний,
И живой; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти".55
Могут ли служить эти стихи, заявления и пророчества указанием на то, что Иисус Христос, рожденный чудесным образом, является просто человеком, или же они указывают на то, что он -- Бог в образе человека?
Многим из присутствующих, конечно, известен рассказ о самарянке, который приводится в четвертой главе Евангелия от Иоанна, где также упоминается об атрибутах Бога Всевышнего, Вседержителя. Спрашивается: почему она поверила, когда он сказал ей, что является ожидаемым Христом? Там говорится:
-- Иисус говорит ей: "Пойди, позови мужа твоего и приди сюда". Женщина сказала в ответ: "У меня нет мужа". Иисус говорит ей: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа;
Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала".56 И далее:
-- Тогда женщина оставила водонос свой, и пошла в город, и говорит людям:
"Пойдите, посмотрите на Человека, который сказал мне все, что я сделала; не Он ли Христос?"
Они вышли из города и пошли к Нему.57
В другом же месте мы читаем:
-- Филипп находит Нафанаила и говорит ему: "Мы нашли того, о котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета".58
И далее:
-- Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем:
"Вот, подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства".
Нафанаил говорит ему: "Почему Ты знаешь меня?" Иисус сказал ему в ответ: "Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя".
Нафанаил отвечал ему: "Равви! Ты -- Сын Божий, Ты -- Царь Израилев".59
Как мог Иисус видеть Нафанаила, если не мог его видеть никто, кроме Бога?
Иисус пророчествовал о предательстве своих учеников, о том, что будет распят, о своей смерти и воскресении, приводя мельчайшие подробности вплоть до того, что в отдельные моменты его ученики окажутся неспособными узнавать его. И он предрек, что Петр трижды отречется от него, хотя тот и являлся одним из самых преданных его учеников, и он предсказал разрушение Иерусалима, что и случилось через тридцать семь лет после его распятия. Кроме того, он говорил о конце света и о тех условиях, которые приведут к этому и которые мы можем наблюдать сегодня в Лондоне и других городах мира.
Во время того, что получило название Тайной Вечери, Иисус предсказал свою смерть, воскресение и второе пришествие в мир.
Может ли после всех этих ясных указаний хоть кто-нибудь из нас сказать вполне искренне и по совести, что Иисус не был Богом в человеческом образе?!
Ведь даже Священный Коран свидетельствует о том, что лишь Иисусу было известно время наступления Дня воскресения.60
В Евангелии от Матфея приводится рассказ о появлении в Вифлееме мудрецов с Востока, которые спросили:
-- Где родившийся Царь Иудейский?61
Разве не странно, что они называют новорожденного "царем", не употребляя его подлинного прозвища, то есть слова "князь"?
И еще в Евангелии от Матфея мы читаем, что когда они увидели новорожденного с Марией, то пали ниц и поклонились ему, и разумные люди до сих пор продолжают поклоняться Иисусу.62 Что же касается трех даров, которые они преподнесли Христу, то золото символизирует собой то, что он является царем, одежды -- то, что он является Богом, а смирна -- то, что он умрет и будет погребен в саване.
И даже дьяволы знают Иисуса и поклоняются ему, как пишется об этом в Евангелии от Марка:
-- Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему. И, вскричав громким голосом, сказал: "Что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!"63
А в сорок первом и последующих стихах двадцатой главы Евангелия от Луки содержатся указания на целый ряд истин, в том числе и на то, что Иисусу поклоняются даже его враги. Там говорится:
-- Он же сказал им: "Как говорят, что Христос есть сын Давидов? А сам Давид говорит в книге псалмов: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих". Итак, Давид Господом называет Его; как же Он сын ему?"64 В девятой главе Евангелия от Иоанна рассказывается о том, как Иисус излечил слепорожденного, а позднее в этой же главе приводится окончание этого волнующего повествования:
-- Иисус, услышав, что выгнали его вон, и нашед его, сказал ему: "Ты веруешь ли в Сына Божия?"
Он отвечал и сказал: "А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?"
Иисус сказал: "И видел ты Его, и Он говорит с тобою".
Он же сказал: "Верую, Господи!" И поклонился Ему.65
Позвольте мне обратится к вашим умам и сердцам, стремящимся к поиску истины, и обратить ваше внимание на некоторые сведения об Иисусе, которые содержатся в послании Павла к колоссянам:
-- Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
В Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое; престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли -- все Ими для Него создано;
И Он есть прежде всего, и Им все стоит.
И Он есть глава тела Церкви; Он -- начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство...66
Одним из качеств Бога является всемогущество, и если вас спросить, кто в мире способен управлять силами природы и атмосферными явлениями, вы, конечно, ответите: "Бог!" Тогда скажите мне, кем же тогда является Иисус, который успокоил бурю на Тивериадском море,67 как сообщается об этом в Евангелии от Луки? И что можно сказать о его хождении по воде и вознесении на небеса вопреки силе притяжения после завершения его искупительной миссии на земле, как говорится об этом в Деяниях апостолов?
Дорогие братья, пророк Илия был вознесен на небо на огненной колеснице, что же касается Иисуса, то он вознесся к небесам благодаря собственной силе, ибо был способен на это подобно тому, как он был способен воскрешать и умерщвлять.
В Евангелии от Матфея пишется:
-- Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не нашел на ней, кроме одних листьев, говорит: "Да не будет же впредь от тебя плода вовек". И смоковница тотчас засохла.68
И Иисус обладал властью над смертью, как свидетельствует об этом приводимый в одиннадцатой главе Евангелия от Иоанна рассказ о Лазаре. Там, в частности, говорится:
-- Иисус, пришед, нашел, что он уже четыре дня в гробе.69 Однако Иисус вернул тело к жизни, также как оживил он и двенадцатилетнюю девочку и юношу. И не забывайте о том, что он сказал:
-- Я есмь воскресение и жизнь...70
И, кроме того, Иисус обладал властью над дьяволом и ему подобными.
В Евангелии от Луки описывается удивительный случай встречи Иисуса с миром злых духов:
-- И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
Когда же вышел Он на берег, встретил его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: "Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня".71
И Иисус обладал властью над болезнями, и, поистине, призыв, обращенный им к людям, не имеет себе подобного в истории человечества:
-- Прийдите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас...72
Он вернул зрение слепому, излечил расслабленного, оживил мертвого и вылечил людей ото многих других болезней. За ним следовали огромные толпы людей, и он излечил их всех.
И Иисусу была дана власть отпускать грехи, о чем упоминается в Евангелиях от Марка и Матфея:
-- И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
И, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прикопавши ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: "Чадо! Прощаются тебе грехи твои".73
Но кто же, кроме Бога, может простить грехи? Именно так и подумали люди, он же сразу почувствовал, что их беспокоит и какие сомнения их обуревают, и сказал им:
-- Для чего так помышляете в сердцах ваших?
Что легче? Сказать ли расслабленному: "Прощаются тебе грехи", -- или сказать: "Встань, возьми свою постель и ходи"?74
И Иисус простил согрешившей женщине и простил разбойнику, вместе с которым он был распят, однако он ни разу не попросил прощения для себя, а в конце концов он обратился к Богу с просьбой простить тех, кто подвергал его всем этим мучениям.
И, кроме того, Иисус обладал способностью творить, то есть уникальной способностью, которая присуща одному лишь Богу. Эта способность проявилась в Иисусе, когда он накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, а также в другом случае, когда он накормил четыре тысячи человек несколькими хлебами и небольшим количеством рыбы.
В своем первом послании Иоанн свидетельствует:
-- Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.75
Дорогие братья, так можем ли мы сегодня вечером или когда-нибудь еще отрицать эту истину, которая является ниспосланным свыше откровением, ведь свидетельства об Иисусе из Назарета достоверны и хорошо аргументированы, ибо о его появлении свидетельствовали еще пророки древности, и пророчества их сбылись до мельчайших подробностей.
И Бог-Отец подтвердил свою связь с Иисусом, называя его своим возлюбленным Сыном, а о силе и власти его свидетельствуют совершенные им чудеса, и об этом говорит Святой Дух, и об этом же свидетельствуют апостолы и Новый Завет.
Разрешите же мне еще раз подтвердить, что Бог по сути дела и есть Иисус, а людей, которых обожествляли, в истории человечества было немало...
Однако Иисус Христос является первым, единственным и истинным Богом, который явился к людям в человеческом образе. Иисус явился в мир, чтобы найти меня и вас и приготовить путь к жизни вечной, а полной ценой за избавление нас от грехов стала его смерть, которую Иисус претерпел за нас. Взамен Бог даровал ему жизнь вечную, и тайна этого станет явной, если прислушаться к тому, что говорит о нем Иоанн Креститель:
-- Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира...76 -- я же засвидетельствовал и понял, что он -- Сын Божий.
Возможно, для вас является удивительным то, что Иисус занимает подобное место, в то время как первый человек вступил в это сражение и проиграл его. Второй же человек вступил в сражение и победил, а трагедия, разыгравшаяся на кресте, стала победой... Почему древние евреи приносили жертвы? И почему велят делать подобное ниспосланные в Священном Коране откровения?77 Потому что прощения грехов без пролития крови не бывает.
Разве не удивительно, что Бог требует праведных дел в результате освобождения, а не ради освобождения? Нам не нужно посещать священные города наподобие Иерусалима, Мекки78 или Рима, ибо они не способны вместить в себя величие Бога... Бог любит всех нас и хочет по милости своей спасти нас с помощью веры в нашего Господа Иисуса Христа, ибо Бог так возлюбил мир, что пожертвовал своим единственным Сыном, чтобы не погиб никто из верующих в Него, но обрел бы жизнь вечную! Благодарю всех за внимание.
Председательствующий говорит:
-- Благодарим господина Шуруша за его выступление и точное соблюдение регламента времени... Сорок девять минут и пятьдесят секунд.
Выступление Ахмада Дидата
Председательствующий:
-- Я рад приветствовать вас сегодня вечером в Королевском Альберт-Холле.
В течение следующих пятидесяти минут нам предстоит слушать выступление господина Дидата, которого мы приглашаем на кафедру.
(бурные аплодисменты)
Господин Дидат поднимается на кафедру:
-- Прибегаю к помощи Аллаха от шайтана, побиваемого камнями... Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Аллах Всевышний сказал:
-- Да, Мы поражаем истиной ложь, и она ее раздробляет, и вот -- та исчезает, и вам -- горе от того, что вы приписываете.79
Правду говорит Аллах!
Господин председатель, уважаемый господин выступавший, братья и сестры!
Поистине, поставленный перед нами вопрос, то есть вопрос о том, является ли Иисус Христос Богом, можно разрешить очень просто, если пойти путем постановки вопроса от противного, сформулировав его таким образом; а утверждал ли Иисус, что он является Богом?
Разве он говорил когда-нибудь: "Я -- Бог"? И разве он говорил: "Поклоняйтесь мне"?
Поверьте мне, дамы и господа, ни в одной из шестидесяти шести книг, из которых состоит Священное Писание протестантов, и ни в одной из семидесяти трех книг, из которых состоит Священное Писание католиков, нет ни одного места, где бы Иисус четко и ясно говорил: "Я -- Бог", -- или: "Поклоняйтесь мне". Этих слов там нет и быть не может, потому что Иисус никогда не произносил подобных слов, то есть простых и ясных слов: "Я -- Бог", -- или же: "Поклоняйтесь мне".
Являясь мусульманином, я, как и все остальные мусульмане, верю в то, что Иисус Христос относился к числу "обладающих твердостью из посланников",80 и мы верим в его чудесное рождение, в то, что он является Христом,81 в то, что он с разрешения Всевышнего Аллаха оживлял мертвых и с разрешения Аллаха излечивал слепых и прокаженных. Именно по этому вопросу, то есть по вопросу о божественной природе Иисуса Христа, между мусульманами и христианами существуют принципиальные различия во взглядах, и поэтому я заявляю, что наш брат Шуруш не привел ни одного примера того, когда бы Иисус говорил: "Я -- Бог", -- или же: "Поклоняйтесь мне".
За все время своей жизни на этой земле Иисус Христос ни разу не произнес ничего подобного. Естественно, что моему брату Шурушу будет предоставлена возможность возразить мне, а может быть, он сможет и внести какую-то ясность в этот вопрос, если, конечно, он слышал нечто подобное.
Поистине, самым близким из того, что он процитировал в связи с обсуждаемым вопросом в своем выступлении, является слова Христа, приводимые в "Откровении Иоанна Богослова", где утверждается, что он сказал:
-- Я есмь Альфа и Омега..."82 -- то есть -- первый и последний.
Но что представляет собой Книга откровений Иоанна Богослова? Это рассказ Иоанна о видениях, в которых ему являлись различные животные. Но подобные же переживания испытывает и человек, съевший слишком много пищи. Кроме того, следует учитывать и то, что к этому моменту Иисуса уже давно не было в живых, не говоря уже о том, что он просто не мог сказать ничего подобного. В дальнейшем мы обязательно проанализируем все, что он говорил и делал...
Теперь же обратимся к рассмотрению и анализу самой идеи Святой Троицы. В Святую Троицу верит абсолютное большинство христиан независимо от того, являются ли они прихожанами англиканской, католической, лютеранской83 или методистской церкви.84
Таким образом, христиане в целом верят в нечто, именуемое Святой Троицей, а также -- в различные христианские учения, проповедуемые различными церквями. В качестве свидетельства я приведу слова христиан, которые говорят:
-- Отец является Богом, Сын является Богом и Дух Святой является Богом, но все они являются не тремя, а одним единым Богом.
Отец является всемогущим, Сын является всемогущим и дух Святой является всемогущим, но это не значит, что они являются тремя всемогущими божествами, ибо являются они единым всемогущим Богом.
Отец является одним лицом, Сын является одним лицом и Дух Святой является одним лицом, однако все они являются не тремя лицами, а одним лицом.
Теперь я хочу спросить вас: какой это язык? Английский? Похоже на то, но на самом деле это не английский язык, ибо в данном случае речь идет об одном лице, еще одном лице и еще од ном лице, которые не составляют собой трех лиц, но являются одним лицом.
Поэтому я еще раз спрашиваю: какой же это язык?! Пусть кто-нибудь из присутствующих здесь англичан или американцев скажет мне, каким образом определяется лицо в его языке?
Допустим, что у кого-нибудь из вас есть двое братьев, то есть всего вас трое. Если использовать подобные критерии, то вас будет весьма трудно отличить друг от друга, ибо все вы окажетесь абсолютно идентичными друг другу. Но что же, в таком случае, надо будет сделать, если один из вас совершит преступление? Повесить другого? Естественно, что на такой вопрос вы ответили бы отрицательно.
Но я могу спросить: "Почему же нет? Ведь все вы похожи друг на друга!" На это вы мне совершенно справедливо возразите:
"Нет? Потому что это другой человек!" Но что же именно делает его другим?
Это его личность или же индивидуальность, поэтому если личность является иной, то иным является и сам человек. Но что же тогда сказать о словах других христиан "Во имя Отца и Сына и Святого Духа"? Я хотел бы сказать лишь то, что речь идет о трех различных формах.
Таким образом, когда ты говоришь об Отце, то не имеешь в виду Сына, а когда говоришь о Сыне, то не имеешь в виду Духа Святого, не так ли?
И мы не можем расположить эти три формы определенным образом, поставив одну из них на другую, ибо они так и останутся в твоем уме тремя, если только в уме этом нет какого-нибудь дефекта. И даже если мы станем говорить, что видим Троицу в образе чего-то единого, три все равно останутся тремя! Что же касается самой идеи или представления о том, что какое бы то ни было из живых существ может являться Богом или же чем-то равным Богу, то мусульмане считают это отступничеством от Аллаха, независимо от того, будет ли эта идея идеей, связанной с воплощением Аллаха, с принятием Им человеческого образа или с чем-либо иным в том же духе.
В Священном Коране сказано:
-- Не веровали те, которые говорили: "Ведь Аллах -- Мессия, сын Марйам". А сам Мессия сказал: "О сыны Израиля! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!" Ведь тому, кто
придает Аллаху сотоварищей, Аллах запретил рай. Убежищем для него станет Огонь, и нет для неправедных помощников!85
Все дело в том, что Иисус Христос говорил о том Отце Небесном, который в равной степени является и вашим и моим Отцом, и подобное можно повторить многократно.
Если вы начнете читать Евангелие от Матфея, то прежде чем дойдете до слов Иисуса Христа "Отец мой", такие слова как "Отец ваш" или "Отцу твоему" встретятся вам тринадцать раз. Поистине, это удивительно!
Человек тринадцать раз обращается к вам со словами о том, что Бог в переносном смысле этого слова является Отцом всех людей и что Он является Творцом и Подателем благ и пропитания для всех, но это ведь не означает, что Он рождает кого бы то ни было в этом мире, ибо продолжение рода есть нечто связанное с органическим миром и имеющее отношение к этому миру.
Половая же функция является одной из низших функций и по природе своей присуща органическому миру, поэтому уже хотя бы по одной этой причине вам не пристало связывать с Аллахом подобные атрибуты.
Тем не менее христиане постоянно повторяют: "Сын Божий, Сын Божий", -- в связи с чем я хочу спросить: сколько же сыновей у Бога? Большинство христиан ответит на это, сказав, что у Него только один сын. На это я замечу, что вы не считаете своего же Священного Писания или же читаете его не так, как это следовало бы делать. Известно ли вам, например, что Священное Писание говорит о том, что у Бога есть неисчислимое множество сыновей, да, именно неисчислимое множество?! В Книге Бытия говорится:
-- Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери.
Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
И сказал Господь: "Не вечно Духу Моему быть пренебрегае-мым человеками; потому что они плоть: пусть будут дни их сто двадцать лет".
В это время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные издревле славные люди.86
В Книге Исхода мы читаем:
-- И скажи фараону: "Так говорит Господь: "Израиль есть сын Мой, первенец Мой".87
А в Книге пророка Иеремии приводятся такие слова Бога:
-- ... ибо Я -- отец Израилю, и Ефрем -- первенец Мой.88 Можно обратится также и к Посланию Павла к римлянам, где сказано:
-- Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.89
Таким образом, если ты проявляешь покорность по отношению к Богу и поступаешь в соответствии с Его установлениями, то вследствие этого становишься человеком божьим или же тебя можно будет назвать как-то наподобие этого... Иудеи используют выражение "Сын Божий", что же касается христиан, то они говорят: "Нет, Иисус не таков, ибо он рожден, но не сотворен". И я хотел бы попросить нас объяснить мне это и растолковать, о чем же вы говорите, утверждая, что Иисус был рожден, но, в отличие ото всех других, не был сотворен?! Что вы хотите мне сказать этим?
Поверьте мне, что за сорок лет попыток добиться ответа на этот вопрос ни один христианин так и не смог объяснить мне, что же подразумевается под этими словами! Наконец, один американец дал такой ответ: "Слово "рожден" означает, что его породил Бог". Я переспросил: "Что?" Тогда он сказал: "Ты спросил меня о смысле этих слов, и я объяснил тебе, в чем он состоит, но сам я не верю в то, что Бог породил ребенка".
Таким образом, получается, что произнесение таких слов является богохульством, а слова о том, что Иисус Христос является Богом, с точки зрения мусульман, свидетельствуют о неверии.
Но здесь есть богохульство и с точки зрения христиан, ибо, несмотря на принадлежность к таким различным церквям как англиканская, ортодоксальная, католическая или методистская, все христиане верят в Святую Троицу и говорят, что Иисус является второй ее ипостасью. И вы можете часто слышать, как христианин говорит: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа", -- в то время как он никогда не скажет: "Во имя Святого Духа и Сына и Отца", -- или же: "Во имя Сына и Святого Духа и Отца".
Иначе говоря, Сын всегда занимает в Троице второе место, а если кто-нибудь из христиан скажет, что Иисус является Отцом, то с точки зрения самой же христианской церкви это будет считаться ересью!
Если же говорить о воззрениях мусульман, то свидетельством неверия считается любое заявление об обладании кем бы то ни было из сотворенных существ божественной природой!
Еще раз обращаю ваше внимание на то, что христиане, будь то последователи англиканской, методистской или лютеранской церквей, посчитают ересью заявления о том, что Иисус является Отцом!
Заметим также, что эта ересь не нова, ибо католическая церковь пыталась искоренить ее уже более тысячи лет назад, и я не знаю, почему брат Шуруш боится открыто сказать истину, заявив о том, что на самом деле он верит в то, что Иисус является Отцом.
Возможно, что господин Шуруш забыл об этом, но на задней странице обложки написанной им книги под названием "Свободный христианин", извините, "Свободный палестинец", которую я захватил с собой, изображена звезда Давида, и я не знаю, от кого он свободен: от иудеев или от чего-нибудь иного?
На восьмой странице этой книги господин Шуруш пишет следующее:
-- О Отец Небесный, изливающий на нас свою любовь, благодарю Тебя за Твои чудеса, свидетелем которых я стал в своей жизни, наибольшим же чудом явилось то, что Ты возлюбил меня до такой степени, что умер ради меня!"
Подобные слова на протяжении всей истории церкви всегда считались ересью, которой давались различные названия, что может подтвердить и сам господин Шуруш, являющийся доктором богословия. Не стоит затруднять себя подсчетом количества этих ересей с труднопроизносимыми названиями, важно то, что церковь издавна боролась с подобными ересями и история этой борьбы насчитывает уже более тысячи лет. Более того, подобные взгляды опровергает и сам Иисус Христос, который говорит следующее:
-- И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах...90
Иисус был человеком, ходившим по этой земле, о чем в "Деяниях апостолов" свидетельствует святой Петр, который говорит:
-- Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него среди вас, как и сами знаете..91