Папа римский Франциск в своем послании о коммуникациях католической церкви назвал Интернет «даром Божьим». По его мнению, глобальная сеть должна исполнять роль «бальзама, снимающего боль, и хорошего вина, которое радует сердце». В то же время Патриарх Кирилл в недавнем телеинтервью назвал глобальные сети «королевством кривых зеркал», в котором порабощаются сознание и воля. «МК» поинтересовался у священнослужителей разных конфессий, мнение какого из предстоятелей им ближе, а также вспомнил, насколько религиозен создатель «Всемирной Паутины» Тим Бернерс-Ли.
Мотивировка Патриарха Всея Руси такова: «Люди сутками сидят у экрана и погружаются в эту реальность. Развиваются виртуальные романы, виртуальные трагедии, виртуальные конфликты. Мы погружаемся в королевство кривых зеркал. И это — предмет размышления для Церкви, которая и несет ответственность за духовное состояние людей». Предстоятеля можно понять так, что, помимо оценки явления, он по сути призвал церковь отвращать прихожан от сети. Ранее он высказывался против наличия Интернета в храмах и монастырях.
А вот что говорит Понтифик: «Интернет дает огромные возможности для того, чтобы наладить контакты и пообщаться с людьми различных культур и традиций. Это - нечто по-настоящему хорошее - подарок божий». В его речи тоже содержится призыв к церкви, но другого рода: «Всемирная паутина не должна стать средством "бомбардировки" окружающих христианскими догмами». При этом Папа уже давно ведет проповеди и благословляет прихожан через Твиттер.
«Истина, как всегда, кроется где-то посередине, - сказал «МК» епископ, предстоятель российских протестантов Сергей Ряховский. - Папа Франциск — человек Запада, он считает, что церковь не может очень сильно отличаться от остального общества. Она должна успевать за прогрессом и пользоваться его достижениями, всеми богатствами, которые есть в мире высоких технологий. Интернет дает колоссальные возможности для миссии Благовестия, и в этом протестанты согласны с Папой. У нас созданы огромные интернет-церкви, где люди могут в режиме он-лайн быть на богослужении и слушать проповеди.
Конечно, и патриарх Кирилл прав в том, что в Интернете есть много опасностей. Его, как и атом, можно использовать и в мирных, и в разрушительных целях. Патриарх Кирилл, принимая исповедь у Калашникова, который просил у Бога прощения за свое изобретение, сказал, что его оружие служило не только орудием убийства, но и орудием защиты мира. Так же и Интернет может использоваться как для проповеди благих ценностей, так и для разрушения нравственных устоев, и тут я понимаю весь пафос высказываний Кирилла, который отвечает на опасные вызовы в российском интернет-сообществе.
И все-таки мне ближе позиция Папы, который склонен видеть позитив в большей степени, чем негатив».
Протоиерей Всеволод Чаплин, возглавляющий синодальный отдел РПЦ по взаимодействию церкви и общества, вовсе не видит противоречий между словами Папы и Патриарха: «Не нужно думать, что Папа одобряет все, что происходит в Интернете. Глобальная сеть — просто техническое средство, которое по сути ничего не меняет: грехи и добродетели остаются теми же самыми. Интернет многократно облегчил распространение как грехов, так и добродетели, и церковь реагирует на это по-разному. Например, одна из британских епархий приняла рекомендации для своих прихожан: не быть в сети анонимными и прежде, чем публиковать тот или иной пост, задуматься: можно ли этот пост показать своей матери и Богу? Патриарх Кирилл так же, как и и Папа, использует Интернет для распространения своих проповедей, информационный отдел думает над тем, как работать в социальных сетях».
«Патриарх Кирилл лично присутствует в Интернете в качестве пользователя: читает сайты СМИ, блоги, наблюдает за соцсетями, - рассказал «МК» протодиакон Андрей Кураев. - И очень часто сталкивается с такой ситуацией: на сайте какого-нибудь издания появляется нейтральный или благожелательный материал о церковной жизни. Например, о том, как церковь помогает инвалидам. И мгновенно под этой статьей выстраиваются десятки анонимных комментариев на тему: какие попы сволочи, уже до инвалидов добрались. Это и есть кривое зеркало. Есть люди, которые заходят в сеть только для того, чтобы оскорбить, излить свою желчь. Обратите внимание, как отличаются содержание Фейсбука, где люди печатаются под своими именами, и анонимного ЖЖ. Мы не призываем запретить анонимность, просто просим оставаться людьми везде, в том числе и в Интернете».
МЕЖДУ ТЕМ
Имеющий славу «изобретателя Всемирной Паутины» британец Тим Бернерс-Ли изначально был англиканцем, но уже в тинейджерском возрасте начал задаваться вопросами, касающимися веры. Сейчас он считает себя приверженцем Унитарианской церкви и называет себя «униатарианским универсалистом». В одной из своих статей «отец Интернета» написал, что унитарианские универсалисты «согласны с тем, или даже утверждают, что их вера совместима с разумом. Они широко толерантны».
Унитарианство – теологическое движение в протестантизме, основанное на неприятии догмата о Троице, учения о грехопадении и церковных таинств. Члены Унитарианской церкви не верят в то, что Иисус является мессией, в то, что Он воплотившийся Бог (сам же Бог отождествляется с мировым разумом). Не верят они и в осуждение грешников — по их мнению, спасены должны быть все люди, включая нехристиан.
Священное Писание унитарии принимают «в пределах разума», считая, что критериями веры и практики являются рассудок и сознание — поэтому они свободно толкуют Библию.
Есть мнение, что современное учение Унитарианско-Универсалистской церкви, выражающее взгляды многих религиозных либералов, уже не имеет ничего общего с христианством. Среди известных унитарианцев – Чарльз Дарвин, композитор Бела Барток, Исаак Ньютон, Чарльз Дикенс, Томас Джефферсон.
В некоторых унитарианских церквях оформляют браки между гомосексуалистами. Всего в мире около 700 000 унитариев.