Андрей Кураев о православном чуде
Не все люди верят в чудеса, но Кураев, как ему кажется, все-таки одно чудо точно приметил, и это поистине православное чудо. В основном тут речь о неких экономических чудесах, которые неподвластны законодательству РФ.
Теперь о самом чуде:
«Многие годы я старался совместить в себе научное мышление и православную веру. Но последнее время чувствую, что трещина нарастает. Один факт церковной жизни никак не поддается моим усилиям научно его осмыслить. Чудо остается чудом. Дело в том, что я со школьной поры помню, что в каждом бассейне есть две трубы. По трубе А вода вливается; по трубе Б – выливается. За 30 лет жизни внутри церковного аппарата я видел много труб, по которым вливались деньги в епархиальный и патриархийный бюджеты. Но мне так и не удалось найти трубы, по которой эти деньги оттуда выливаются. Не удалось найти проекта, на который собранные деньги уходили бы (кроме содержания самих владык и их аппарата). На днях поделился этим своим не-наблюдением с группой священников. И в ответ услышал: “Отец Андрей, вы просто не там отдыхаете!”»
И это в действительности интересное наблюдение, поскольку, как можно заметить, храмы ремонтируют, как правило, за счет бюджета, от некоторых налогов церковники и вовсе освобождены (земельный налог, налог на прибыль и налог на прибыль). Деньги вливаются, причем иногда правительство отдает миллиарды рублей, а на что в точности идут эти средства на самом деле неизвестно.
Но очевидно, что различные иномарки, коттеджи, яхты, а также золотые побрякушки, которые в действительности достаточно дорогие, появляются не просто так. Просто вместо ремонта храма или помощи бедным у какого-нибудь попа появляется машина. Что может быть проще?
В действительности выводы Кураева очень полезным, несмотря на то, что все-таки ранее он был, пожалуй, самым ярким пропагандистом православного культа. Известно, что именно он в конце 90-х написал, что атеистов пора заносить в Красную книгу! Тогда некоторые ученые решили ему ответить. Виталий Гинзбург по этому поводу сообщал:
«В подобной ситуации в некоторых клерикальных кругах, видимо, решили, что атеизм в России побежден. Так или иначе, в "Литературной газете" от 8 апреля 1998 г. была помещена беседа со служителем РПЦ [Кураевым], который заявил, что "сегодня атеист - крайне редко встречающееся существо, занесенное в Красную книгу". Абсурдность такого заявления несомненна, но, думаю, известна не всем, поэтому мы с Е.Л. Фейнбергом сочли невозможным оставить подобное утверждение без ответа. По некоторым причинам я счел себя обязанным опубликовать в газете "Поиск" еще две статьи, защищающие атеистическое мировоззрение»
Кураев, в общем, занимался тем же, чем сегодня занимается Чаплин. Он принимал участие в различных ток-шоу, давал комментарии СМИ и писал статьи для некоторых изданий. Было даже время, когда он сожалел по поводу того, что в России нет православных террористов, а также призывал православных сообщать по телефону о заложенной бомбе, дабы сорвать концерт Мадонны и других «еретиков» (что реализовали чуть позже православные активисты). Его влияние в РПЦ сошло на нет после того, как митрополит Кирилл стал патриархом. Именно тогда его место (выразителя взглядов РПЦ в публичном пространстве) занял Чаплин. После этого Кураев стал критиковать РПЦ. Вначале очень слабо, теперь, как видно, его публикации уже можно считать антиклерикальными и разоблачительными.
Но вернемся к чуду.
Православное чудо – типичная схема:
«Способов такого трубного чудотворения много. Например, митрополит уже давно договорился с властями о том, что бюджет финансирует жизнь местной семинарии. Но забыл об этом оповестить свои приходы и по прежнему требует с них не только «пожертвование на уставные цели епархиального управления», но и взнос «на содержание семинарии». Самое смешное, что это требование приходит даже на приход, где настоятельствует проректор этой самой семинарии, который прекрасно знает, что эти деньги до семинарии не дойдут»
Понятно, что поповские разборки не особенно интересны, однако вот финансирование семинарии властями – это явное нарушение законодательства РФ. С другой стороны, понятно, что все эти строения без подобной поддержки попросту не выстоят.
Впрочем, это не все проблемы:
«Проектов, и притом весьма затратных, на самом деле в церкви реализуется немало. Но для каждого из них есть свои спонсоры. А вот судьба собственно церковных взносов, то есть тех наличных денег, что конвертами передаются в руки епископов, остается крайне темной. Лишь потом слышишь, что, например, питерский митрополит Владимир, уйдя в отставку, приложился к отцам своим поселился в своей (а вовсе не епархиальной) недвижимости в Израиле. Так что отдыхающие в Израиле могут встретить там дивного старца-ортодокса»
Из позитивного тут можно отметить только то, что если власть перестанет помогать и заставит жить по закону РПЦ, то корпорация изменится моментально, в частности, придется отказаться от ряда «нерентабельных» торговых точек и т. д.
Т. е. ради поддержания «духовности» необходимо нарушать законы РФ в надежде на то, что когда-нибудь граждане в действительности «уверуют» в спасительную роль РПЦ.