Если Вы имеете совесть, то Вас имеют те, кто её не имеет
Народная мудрость, наиболее образно подтверждающая первичность бытия над сознанием.
Давно уже собирался систематизировать свои мысли о прожитой жизни, о моих мироощущениях, об отмеченных мною закономерностях, зависимостях. Отдельные моменты этого уже отобразил в своих статьях и диалогах в социальных сетях, но цельного, обобщённого документа «итогов жизни» пока нет. Здоровье моё буквально «на пределе», поэтому «откладывать в долгий ящик» задуманное уже нет смысла, боюсь, что всё уйдёт со мной, а хотелось бы поделиться своим хоть и многострадальным, но реальным опытом жизни отдельно взятого человека.
В моей жизни можно условно отметить несколько «узловых» моментов, я их уже достаточно подробно отразил на страницах нашего сайта, постараюсь только акцентировать отдельные. Родился я в посёлке Новая Александровка, жил там около полутора лет. Один раз, по пути в Бугуруслан, я увидел около Бузулука указатель этого посёлка, насколько я понял, теперь это часть города. Впервые я себя «осознал», когда мы из Бузулука переехали в Иртек Ташлинского района Оренбургской области. Сам переезд не помню, первые воспоминания начинаются с момента, когда мы подъехали на машине к дому в Иртеке. Мы с отцом ехали в кузове (наверное, это была полуторка), среди табуреток, столов и другой незатейливой домашней утвари, мама с только что родившемся Юрой в кабине машины.
Дальше обычная жизнь ребёнка нашего времени. Особых проблем не было, хотя с самого детства был достаточно ответственен, всегда старался выполнить, что велели, переживал, если по каким-то причинам не удавалось это сделать, либо выполнить не совсем качественно. Помню случай, когда качал маленького Юру в кроватке, увлёкся, раскачал так, что он вывалился на пол и заорал «благим матом». Ничего страшного не произошло, брат был сильно укутан в одеяло и не пострадал, я долго ходил расстроенным, в мыслях рисовал себе страшную картину, хотя меня и ругали, но не особенно сильно.
В Иртеке мы сменили три места проживания, я пошёл в школу. Ребёнком рос достаточно способным, можно сказать самостоятельно научился читать и писать печатными буквами, в школу меня «отдали» в пять лет. Появились первые и серьёзные в моём детском понимании заботы. Был очень ответственным, никогда даже в мыслях не было, чтобы не выучить уроков, хотя учился в классе, в котором учительницей была моя мама. Напротив, всегда боялся, что меня за что-то будут ругать и говорить: «А ещё сын учителя».
Так уж случилось, но мне пришлось учиться в трёх школах. У отца был неуживчивый характер и его постоянно переводили. После Иртека мы переехали на 1 отделение совхоза «Ташлинский» Ташлинского района. Здесь я учился во втором и третьем классе. Потом мы переехали в Бурлин, где я и окончил школу с неплохими результатами (серебряная медаль). Окончание школы тоже можно считать узловым моментом в моей жизни.
Затем учёба в институте. Летом, после окончания школы я ездил в Алма-Ату, где работала приёмная комиссия, поступил в Рижский институт инженеров гражданской авиации. Учёба в Риге была достаточно напряжённой. Технологическая практика на московском заводе «Салют», потом на авиастроительном заводе Антонова в Киеве, ремонтная практика на авиаремонтном заводе № 406 в Актюбинске, полугодовая эксплуатационная практика в Мурманске. Защитил диплом (с отличием). Достаточно знаменательными событиями в это время была моя женитьба на соседке Наде Тузовой в январе 1971 года, рождение сына в средине октября 1971 года и распределение в Уральский аэропорт, по месту работы супруги, которая к этому времени окончила местный сельскохозяйственный институт, получила распределение в совхоз, расположенный недалеко от города и рядом с аэропортом. Было уже хоть и примитивное, но отдельное жильё.
Работу можно тоже условно разделить на несколько этапов, недолго, около трёх лет работал в оперативной смене, потом назначили старшим инженером всей авиационно-технической базы, в 1985 году базу возглавил, но потом в 1997 году, когда противоречия на производстве достигли критического момента, оставил свой пост добровольно, не захотел «ставить на кон» своё здоровье и даже, возможно, и жизнь в угоду амбиций и личного обогащения руководителей предприятия. Перешёл на рядовую должность в Уральский филиал РГП «Казаэронавигация», образованный на базе двух служб нашего авиапредприятия. Здесь мне не дали доработать до пенсии около четырёх лет, оптимизация, кардинальное сокращение численности, как «недавно прибывший» попал под сокращение. До 2012 года ждал пенсионного возраста, пенсию назначили не самую высокую, но достаточно неплохую.
Свой последний, заключительный этап жизни провожу на пенсии, летом на даче, зимой в квартире. Два года назад перенёс инфаркт, потом инсульт, здоровье «не особенно», на даче просто командую, что делать, а зимой дома только на компьютере работаю. В этом положении, сами понимаете, ждать каких-то «сверх событий» не приходится, важно не зацикливаться на объективно неизбежных.
Как только я начал себя осознавать, у меня в голове буквально «роились» мысли о Боге. Когда был совсем меленьким, я однозначно определился, что Бога нет. Это было вполне естественным, отец был убеждённым атеистом, коммунистом, мама тоже не верила. Так уж получилось, что деды и бабушки с нами не жили, родители отца уже умерли, а мамины отец с матерью жили далеко на Украине, виделся я с ними всего один раз, они как-то по очереди к нам в Казахстан приезжали в гости. Но практически у всех моих друзей были дедушки и бабушки и, в своей основной массе, это были верующие люди. Они соблюдали все церковные праздники, в домах, в переднем углу обязательно вывешивались иконы, горели лампадки, даже если их дети к этому относились отрицательно, время было уже другое. Икона с лампадкой производили на меня какое-то магическое воздействие, однако это не мешало делать мне категорические выводы о том, что всё это «бабушкины сказки». Помню даже, ещё в Иртеке, мы вместе с моим другом Колей Мироновым, находясь в гостях у его бабушки, показывали фиги Боженькам на иконах, потом, правда, боялись, что ослепнем, или у нас отсохнут языки.
Надо сказать, что все мои тогдашние убеждения не имели научного обоснования, я просто верил, что Бога нет. В этом и заключался основной парадокс атеизма того времени, претендующего даже на определение «научного». Тогда я даже и предположить то не мог, что желательно всё-таки как-то обосновать это. То есть я был на тот момент тоже глубоко верующим человеком, только верил не в Бога, а в то, что его нет. Уже в старших классах я начал задумываться, но соответствующей литературы, либо наставника-учителя по этим вопросам не было, подобные «увлечения» тогда преследовались не только общественным порицанием, но были в некоторых случаях и уголовно наказуемыми.
Возникли сомнения в убеждениях и правдивости моих учителей общественных наук. Неоднократно я пытался получить ответ на вопрос: «Почему при социализме есть очень бедные и очень богатые люди и, если это так, что в общем то и отрицать невозможно, то чем же тогда для простого человека отличается жизнь при капитализме и жизнь сейчас?». Ну, наверное, Вы понимаете, что ответы на эти вопросы у любого замполита, парторга или преподавателя «Обществоведения» были заготовлены, они красноречиво всё объясняли, но потом, после элементарного анализа, оказывалось всё «пустым звоном». Никакой конкретики, сплошь и рядом псевдонаучные объяснения, не подкреплённые реалиями жизни, или откровенная ложь.
В институте, после серии моих аналогичных вопросов, заданных преподавателям разных уровней, я убедился, что обоснованного объяснения, не получу, потому что его просто нет. Нужен несколько иной подход, видимо от социально-экономической формации это не зависит. Тем более, что на нашей земле было так всегда и просто «переворот», произведённый сторонниками В.И. Ленина в 1917 году, подобных которому на земле было тысячи (и все с благими целями в пользу простого народа), изменить ничего, как показывала реальная жизнь, произвести не может.
В Риге мне удалось познакомиться с первоисточниками по вопросам религии, удалось почитать Евангелие, да и библиотека в институте была «солиднее», чем в нашей школе и в районе, в основном, конечно, это была техническая литература, но было достаточно много материалов общественно-политического характера, историю партии изучали, два семестра – философию, научный коммунизм. Было интересно, читал много, анализировал, например, пытался найти принципиальные различия между философией Гегеля, и марксистско-ленинской философией. Было много атеистической литературы, но читал её с единственной целью, понять суть религии, проанализировать принципиальные отличия религиозных учений разных времён и народов.
Когда я работал уже в Уральске, был у нас авиатехник, Клименко Василий Георгиевич. Он был глубоко верующим человеком. При общении я не мог скрыть своего интереса к религии и он предложил мне в церковь сходить, приобщиться так сказать. Осознав, что я к тому, чтобы уверовать, не готов, он предложил почитать мне соответствующую литературу. Приносил, например, «Молитвослов», где я сразу же «узрел» рукописные вставки-изменения, которые не могли меня не насторожить, менялись имена царя и его семьи. Видимо оригинал издавался раньше царствования Николая II, потом были ксерокопии и в изучаемом мной экземпляре имена были изменены. Почитал Евангелие, по памяти пытался найти разницу между католическим, который я видел в Риге и этим православным. Никаких противоречий не обнаружил. Толкование Евангелия с претензией на истину в последней инстанции и другую религиозную «рухлядь» в виде «Жития святых». Убедился, что всё это рассчитано на безграмотного, не способного к анализу, либо глубоко верующего человека. Потом Василий Георгиевич ездил «По святым местам» и привёз мне (правда за значительную сумму) издание «Московского патриархата» Ветхого и Нового Завета в одной новой, зелёной и толстой книге. Это, конечно, было самое ценное для меня в то время и остаётся, наверное, самым ценным изданием до настоящего времени. По крайней мере, я убедился, что Библия – это развитие положений древнееврейской Торы, с которой я ознакомился ещё в институте и Каббалы, религиозного течения, традиции, претендующей на тайное знание Торы, в иудаизме, появившейся ещё в 12 веке и получившей распространение в 16 веке. По образу и подобию Каббалы потом создавались многочисленные «Толкования» Ветхого и Нового Заветов.
Противоречия между слоями населения общества «развитого социализма» росли, я уже никак не мог объяснить даже себе, почему, при достаточно «солидной» заработной плате, нужно было не покупать товары, а их как-то «доставать», ведь если хозяйство плановое, то и для меня должно быть запланировано изготовление пары добротной кожаной обуви, которую в свободной продаже я приобрести почему-то не мог. Государство, в котором я прожил большую и лучшую часть жизни чисто рыночным назвать, конечно, нельзя. В литературе специалистов, экономистов и политологов оно представлено под разными названиями: административно-командная система, государственный капитализм. Видимо это действительно государственный капитализм, отягчённый командно-административной системой с вертикалью власти, основанной на коррупции.
Для подтверждения своих заключений, попытался опять обратиться к религии, даже не к религии, а истории религии, ведь это свод первых изданий в мире вообще, возможно этому есть какое-то, может и не религиозное, но и мирское объяснение. В течении двух лет окончил курс научного атеизма при университете марксизма-ленинизма. Во время учёбы старался не акцентировать своё внимание на критике религиозный учений различного толка, а, читая «между строк» старался пополнить свои знания, попытаться перевести их на более высокий и, если хотите, научный уровень. Много и системно конспектировал, выявляя общие положения, характерные для всех религий и отличия, даже в мелочах.
Уже в постперестроечный период удалось почитать в оригинале Коран, переведённый какой-то российской профессоршей славянской внешности, фамилии не запомнил. Убедился, что суры Корана читать без соответствующей подготовки невозможно, текст очень трудный для восприятия, часто приходилось «ставить телегу впереди лошади», то есть изучить сначала какие-то толкования того или иного момента, а только потом попытаться проанализировать, действительно ли автор хотел в первоисточнике выразить ту, или иную мысль. Коран, в отличии от всех остальных фундаментальных религиозных изданий, предполагает множество различных, порой и противоположных мнений о смысле, даёт неограниченные возможности священникам Ислама объяснять те, или иные положения, оставляет за грамотным читателем право выбрать, или выдумать (как это не кощунственно звучит для истинно верующего человека) самому, то или иное толкование. Видимо сказывается, что это самая молодая мировая религия и толкование её основ ещё не закончено, продолжается.
Анализировал и догмы религий восточных, Буддизм, с его отличительной и достаточно оригинальной, отличной от положений других религий, «реинкарнацией», то есть продолжение жизни после физической смерти в теле другого существа, но на земле, а не на «том» свете. Ламаизм, в основе имеющим, мне кажется, постулаты Буддизма. Параллельно столкнулся с трудами Конфуция, это хоть и не религия в чистом виде, скорее одно из направлений философии, мне было интересно сравнивать и находить различия философии мыслителей древности, Гегеля, марксистко-ленинской философии.
По мере изучения особенностей мировых религий, знакомился с их различными течениями, направлениями, сектами. В основном, конечно, интересовался православием и католицизмом, но разбирался также и с различиями шиитского и суннитского направлений Ислама. Уже после перестройки, в эпоху поспешных, но безрезультатных, вследствии явного непрофессионализма, попыток наших новых «правителей» привлечь религию для активного идеологического влияния на народные массы, почитал о новейших направлениях, сайентологии, например, рационального зерна не нашёл, даже если в качестве основы здесь предпринимались псевдонаучные заключения о физических явлениях микро и макро мира, сверхвысоких скоростей, обобщения результатов построенного адронного коллайдера (элементарные частицы, как хранители сознания и его обобщения в масштабах вселенной). Сомнительны «потуги» «власть имущих», предпринимаемые для привлечения и реализации таких «сказок» популярных среди населения средств массовой информации «с ног сбивающихся» ведущих типа Анны Чапман. Работа эта меня увлекла настолько, что я занимаюсь ей до настоящего времени и, наверное, теперь буду заниматься уже и до смерти.
ДАЛЕЕ -> http://donguluk2010.ucoz.ru/blog/nadeja … 6-02-18-35