В чем ходят буддисты? Почему у одних монахов одежды жёлтого цвета, у других - синего или оранжевого? Могу ли миряне носить одежду монаха?
Ответ:
Буддийские одежды наполнены глубоким символизмом, сводимым в основном к символам скромности, послушания и следования монашеским заветам.
Буддийские монахи носят широкие одежды, называемые кашая (кит. цзяша, яп. кеса 袈裟), в Китае такие одежды именуют также сэнъи (僧衣), но само это определение не указывает ни на их форму, ни на покрой, ни на цвет. Первоначально кашая в Китае не имела установленной формы, позже под кашаей стали подразумеваться длинные одежды с широкими рукавами ( в отличие от коротких курток со штанами, которые входили в обиход довольно поздно). В Китае широкая длинная кашая именуется маньи 缦衣 - «неприукрашенные одежды».
Первые одежды буддистов восходят к традиции самого Будды и представляют треугольную накидку в пропорции 6х9. В Индии буддисты традиционно носят белые одежды, откуда и пошло их название адванта-васана - «люди в белых одеждах». Это не только символ чистоты духа и сознания, но и символ нестяжательства. Считается, что в древности буддисты-аскеты просто подбирали выброшенные кем-то одежды, уже выгоревшие на солнце или даже пожелтевшие от старости. В память об этом буддистские монахи обычно ходят в одеждах желтого, оранжевого или серого цвета. Белые одежды распространены среди буддистов-мирян в ряде школ Тхеравады. Маньи коричневого цвета надеваться сверху черных одежд и символизирует готовность сохранять все предписания. Большинство монашеских одежд - красновато-бурого, или оранжево-желтого цвета. Считается, что такие одежды восходят к одеждам Будды, которые он надел после достижения своего просветления. Легенды гласят, что Будда, покинув дворец своего отца, отказывался принимать в дар новые одежды и шил себе платье из выброшенных одежд: он собирал остатки одежды, в том числе и у мест кремации, а затем отчищал их, пользуясь шафраном, что придавало одежде красновато-оранжево-коричневатый оттенок. Считается, что сам такой цвет напоминал Будде те рисовые поля, которые он видел во время своих странствий.
В Китае, а затем и в Японии, одежды разделяются на повседневные и церемониальные, чего в аскетичном индийском буддизме не существовало. Обычная накидка заменяется длинным халатом с широким запахом, а случае церемонии надевается еще и длинная накидка красного цвета, закрепляемая на левом плече - символическое воспроизведение платья Будды.
Кашая изготавливается обычно из материи темно-красного, бурого (у тибетских монахов), желтого или оранжевого цвета (у тхеравадинов и махаянистов).
Кашая не может изготавливаться из одежд ярких цветов, даже одна их трактовок самого название «кашая» означает «приглушенного цвета». Традиционно в Китае и Японии для монашеских одежд и ритуальной утвари не используются пять «правильных» или ярко-насыщенных цветов: синий (зеленый), желтый, ярко-красный, белый, черный, поэтому и используется цвет, близкий к черному (но не черный!). Вообще, для монашеской традиции были характерны цвета, «что не слепят глаза»: темно-пурпурный, лазоревый, блекло-желтый, серый.
Как в Индии, так и в Китае нередко разница в цвете кашаи указывала на принадлежность к той или иной монашеской общине, сегодня такие различия стали уже несущественными и чаще всего не указывают на школу. В Китае в ранний период распространения буддизма в III-V вв., монашеские одежды были в основном красноватого цвета, а затем также приобрели заметное многообразие в зависимости от региона или школы: оранжевые, ярко -, темно- и светло-желтые, темно и светло-синие, серые. Например, в династию Тан популярными стали именно темно-серые монашеские кашая, из-за чего монахов стали называть «людьми в темных одеждах» - «цзыъи» (緇衣).
Единого покроя у таких одежд не было. Иногда одежды в прямом смысле сшивались из порванных и выброшенных лоскутьев, поэтому монашеская одежда в Китае получила название «тяньсян и»(田相衣)- «платье, напоминающее поле, [разделенное межами]» В Индии кашая делается из трех прямоугольных кусков материи, поэтому именуется тричивара - «тройные одежды». Внутренний кусок ткани (антарваша) покрывает непосредственно нижнюю часть тела, второй кусок (уттарасанга) прикрывает верхнюю часть тела и спускается на антарвашу, а сверху набрасывается третий, большой кусок ткани, частично прикрывающий два первых (самхати). В японской буддийской традиции одежды после XVII в. в основном тяготели к покрою кимоно и к одеждам традиционного театра Но. Японские дзэн-буддисты надевают особый «воротник», похожий на манишку, частично закрывающий грудь - ракусу (絡子) или другую его удлиненную разновидность - вагеса, которая символизирует, то что его обладатель принял на себе все обеды и прошел мирское посвящение. Ракусу также связан с символикой буддийского терпения - воротник изготавливается самим послушников вручную во время периода его подготовительного послушания перед посвящением (цзюкай), и состоит из 16 отрезов материи, плотно сшитых вместе. Ракусу по сути является упрощенным видом кашаи - якобы она вошла в обиход еще в Китае во время гонений на буддизм, когда монахи были вынуждены носить под обычными одеждами «упрощенную кашаю», а японский монах Догэн в 20-х гг. XIII в. принес эту традицию в японский дзэн. Цвета ракусу в школе Сото дзэн указывает на статус последователя, например, серо-голубые ракусу носятся мирскими последователями, коричневые - посвящающими учителями, которые получили благословение вести самостоятельное обучение, черные ракусу - старшими монахами
В буддизме Махаяны не только монахи, но и миряне и послушники также могут надевать кашая (в Китае именуемая маньи 缦衣), но только в строго определенных случаях, например, во время участия церемонии в храме или во время получения наставлений учителя. Однако в повседневной жизни за пределами обители маньи носить запрещается.
Никаких специальных одежд в Китае или Японии сегодня упасаки не носят, однако старом Китае с XIII в. получили распространение одежда типа «хайцин» - «морской чистоты» (海清), которая повторяла традиционные монашеские одежды: длинное платье с широкими рукавами. У монахов хайцин обычно желтого цвета, у мирян - черного, а сама символика хайцин связана с принятием последователем Трех прибежишь буддизма. Само название такой одежды символизирует всераскинутость буддийского учения («как море») и его чистоту. Поверх черных одежд надевается кашая (маньи) коричневого цвета и символизирует готовность сохранять все предписания.
Помимо длинных платьев монахи в Китае могут носить короткие куртки со штанами, чаще всего это встречается в чань-буддийских школах. Двубортные монашеские куртки могут подпоясываться поясом с узлом справа, однобортные - застегиваются на пуговицы. Китайские монахи также носят высокие гетры белого цвета (вацзы 袜子) перевязанные накрест лентами, такие гетры практичны в путешествиях по горам и лесам: змеи и пауки не могут пробраться снизу через широкие штанины. Традиционно на ноги надевались скромные соломенные сандалии, но сегодня монахи монахи носят матерчатую обувь с плетеной или резиновой подошвой. В период хозяйственных работ или во время физических тренировок куртка спускается с правого плеча, высвобождая тем самым правую руку, а рукав подтыкается за спину.
Зимой махаянистские монахи могут надевать на себя толстую короткую ватную куртку (обычно желтого цвета) или поддевают под кашаю толстый свитер. Тибетские монахи в период холодов используют толстую шерстяную накидку, обычно темно-красного цвета, и могут в ней часами проводить в медитации в холодных высокогорных храмах.
В современном Китае одежды современных монахов могут отличаться поразительным разнообразием по цветам и покрою, во многом это связано с большим числом фальшивых монахов, которые в действительности представляют собой учащихся общеобразовательных школ при монастыре (например, при Шаолиньсы), и которые не имеют никакого отношения к буддийской традиции. Если традиционная монашеская одежда воплощала собой скромность, нестяжательство, сосредоточенность на самосовершенствовании, то сегодня одежды могут изготавливаться из ярких материалов, дорогого шелка, даже расшиваться. В обиход вошли одежды ярко-оранжевого, ярко-желтого цвета, что сразу же выделяет их носителя из толпы, очень эффектно выглядит на показательны выступлениях, но в целом противоречит традиции «скромных одежд из лоскутьев».