О неприятии праздника православной общественностью
Могут ли христиане наполнить празднование 8 марта своим смыслом? Воспользоваться как поводом, чтобы поздравить женщин с их днем, прославляя при этом не эмансипацию и сексуальность? Конечно, могут. Христианству есть что сказать о женщинах и женщинам.
Напомню, что в основе православной критики лежит неприятие самих истоков праздника: коммунистических и, как это ни странно прозвучит, иудейских, возникших в результате новейших изысканий некоторых богословов. Но это скорее повод для отвержения, чем серьезный аргумент. Для всех очевидно, что ни одна женщина 8 марта не вспоминает Розу Люксембург или праздник Пурим, для нее это просто женский день, ее день.
Более серьезным мотивом для критического взгляда на 8 марта следует признать вполне оправданное неприятие православным сознанием безответственного романтизма, культа сексуальности и эмансипации, навязываемых современной культурой. В этом смысле православные традиционны и отстаивают некоторые ключевые для христианства ценности, среди которых одна из первых – семья. Семейной жизни трудно начаться и состояться без ответственности, понимания уникальности призвания мужчины и женщины, без желания иметь детей. Христианство отвергает пренебрежение семейными ценностями в разных сферах современной культуры, в том числе и в философии праздника 8 марта.
Наряду с такими рассуждениями присутствует и более радикальная точка зрения, отвергающая этот праздник вовсе. Она по сути ультимативна: если нельзя сделать церковным, надо отвергнуть. На деле это порой проявляется в категоричном отказе православных христиан от поздравлений в этот день и от празднования его с неверующими друзьями.
Сам подход к женщине, воспеваемый праздником 8 марта, мало совместим с православным мировоззрением и тем более с традиционной ролью женщины в семье, обществе и Церкви.
Совершенно карикатурно, надуманно выглядят попытки ввести свой альтернативный православный женский праздник в День памяти святых жен мироносиц. Тех женщин, что вопреки опасности, пришли совершить обряд погребения над умершим Христом и тем самым стали первыми свидетельницами Воскресения Христова. Совершенно очевидно, что этот церковный праздник, воспевающий веру и подвиг конкретных женщин, призывает христиан подражать именно этим их качествам, а не женственности как таковой. Праздновать подвиг веры и естество природы одновременно невозможно. Радовать же одних только православных женщин цветами и подарками, выделяя их особую православную женственность, по меньшей мере странно.
http://www.aif.ru/society/9734
Христианам нет необходимости пользоваться днем 8 марта, чтобы воздать должное женщинам. Все христиане говорят о великом назначении женщин не только в праздничные дни, посвященные Божией Матери, избранной для великого дела спасения человечества, но и в третью неделю Пасхи, посвященной женам-мироносицам. Святое Евангелие открывает нам трогательную историю всепобеждающей любви жен-мироносиц к своему Божественному Учителю. Они первыми сподобились особой чести – увидеть Воскресшего Господа. Именно к ним первым было обращено великое слово: Радуйтесь! Ведь христианство – это религия любви и радости.
http://pravoslavie.ru/7065.html
8 Марта — праздник рабынь, матрон и революционерок
Поклоняться женщинам именно 8 марта начали еще древние римляне. В этот день матроны — свободнорожденные женщины, состоящие в браке, — получали от своих мужей подарки и были окружены вниманием и заботой. Кроме того, 8 марта даже рабыни освобождались от всяческих обязанностей. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на голове, римлянки приходили в храм богини Весты — хранительницы домашнего очага.