Некоторые интересующиеся зороастризмом часто спрашивают, существуют ли почитатели Аримана и дэвов? Да, они существуют. Более того, в мире орудуют целые армии дэвопоклонников. Их деятельность носит настолько ярко выраженный характер, что не заметить их невозможно. Они чтят Аримана, привнося в мир бесчеловечную жестокость, бесчестность и бессовестность.

Жестокость, демонстрируемая человечеством за всю его историю, не имеет аналогий в мире высших животных. Более 14,5 тыс. войн, при 4 млрд. убитых. Убийства и насилие, воровство и обман, равнодушие и предательство... На протяжении веков мыслителей занимал вопрос о том, что же толкает людей творить зло? Всю чудовищность тёмной стороны человеческого общества невозможно понять без выяснения причин её возникновения.

Исходя из заратуштрийской традиции зло по отношению к человеку – это всё то, что противоречит интересам выживания человеческого общества. Его можно разделить на две категории:
Самое страшное зло – извращённая сексуальность. Сексуальность напрямую связана с продолжением рода, а значит – с интересами выживания и сохранения общества в целом. Тезис «в постели можно делать всё, если это не вредит другим» является ложным – общество рано или поздно просто вымрет, если в нём не будет нормальных взаимоотношений между мужчинами и женщинами, обеспечивающих устойчивое воспроизводство новых поколений.
Второе по тяжести зло – убийство или нанесение ущерба без веских на то оснований. Физическое уничтожение людей или причинение прямого или косвенного вреда (убийства, воровство, обман) людям без веских на то оснований ослабляет и, в конце концов, уничтожает общество.

Людей, совершающих зло, называют преступниками. Почему же они творят зло? Большинство научных теорий сводится к одному из нескольких утверждений:
Теория 1. Преступность вызвана внешними неблагоприятными обстоятельствами:

Человек воспринимает преступное поведение от окружающей обстановки. Если бы он жил в нормальных условиях, то он и был бы другим человеком.
Но тогда почему одни люди, находясь в преступном окружении, воспринимают преступную систему ценностей, тогда как другие, находясь в тех же условиях, отрицают её. Есть масса примеров, когда люди самостоятельно вырываются из негативного окружения. Далеко не все бедняки будут грабить прохожего, хотя к этому их склоняет бедственное положение. Как объяснить чудовищные преступления, которые совершают люди из благополучных семей, у которых всё в порядке?
Теория 2. Причиной преступности является противоречие между ценностями, на которые общество нацеливает людей, и возможностями законного их достижения:
Достигнуть социальных целей («дача, машина, квартира») законными способами могут не все – некоторые для достижения успеха вынуждены нарушать закон и мораль. Человек, не сумевший получить определённые ценности, будет достигать их через преступность. Угнать машину проще, чем заработать и купить. Такой подход распространён среди тех, кто не имеет шансов соревноваться за богатство и успех законными путями.
Однако не все люди стремятся к благополучию через преступления – большая часть людей, несмотря ни на что, пытается приобрести блага честным путём.
Теория 3. Причиной преступности являются биологические факторы:
Основным показателем склонности к преступности являются медико-биологические факторы – нервные болезни (гибоидная шизофрения и пр.), влияние психотропных препаратов, генетические отклонения, особые аномалии головного мозга и пр.
Душевные болезни, как причина преступного поведения – вещь очевидная. Психически больные люди, утрачивая нравственность, теряют заодно и адекватность своего поведения. Они не осознают свою аморальность.

Но есть категория психически вменяемых людей, чьё поведение нельзя объяснить с этой точки зрения. Это извращенцы с аномальной сексуальностью (гомосексуализм, садизм, педофилия, геронтофилия и т. п.) и жестокостью. Они психически стабильны, спокойны, и могут годами вынашивать планы чудовищных преступлений. Как объяснить чудовищную жестокость, совершаемую абсолютно здоровыми с психиатрической точки зрения людьми? Психиатры объясняют это через влияние общества – психические травмы, полученные в детстве. Но здесь есть неувязка. Почти все люди в детстве, так или иначе, сталкиваются с грубой физической силой и иной мерзостью. Но при этом все поголовно не становятся насильниками и извращенцами.

Так в чём же дело? Откуда берутся те, кто не вписывается в эти теории?

Согласно трактату «Суждения Духа Разума», человечество по жизненным взглядам не является однородным, а состоит из трёх категорий: собственно люди, полулюди и полудэвы.
1. Люди – те, кто действует от Ормазда. Находясь в негативном окружении, они не подвержены его влиянию, поскольку придерживаются принципа «Добрые мысли –> Добрые Слова –> Добрые Дела» даже в чрезвычайных ситуациях.
2. Полулюди – те, кто действует и от Ормазда, и от Аримана. Как правило, подвержены влиянию окружающего общества. «Живут как все». Могут быть как законопослушными гражданами, так и преступниками, в зависимости от окружения, в котором находятся.
3. Полудэвы – те, кто действует от Аримана. Сознательно выбирают путь разрушения и насилия. Не подвержены позитивному влиянию. Их цель – разрушение остального общества и паразитирование на нём.

Склонность человека к безнравственности не зависит от просвещённости общества, наличия образования, бедной или богатой жизни. Как ни странно, но самые страшные злодеяния совершали сытые, вменяемые и образованные люди. Среди людей во все времена существовала определённая категория личностей, которым априорно чужды нравственные ценности. Чем выше их интеллектуальный уровень, тем большую осторожность и изощрённость они проявляют в осуществлении своих чудовищных преступлений. Они и не являются людьми в обычном смысле этого слова, поскольку полудэвы – это псевдолюди, не обладающие основным качеством людей – нравственностью. У них существует особая система ценностей и норм, где само злодеяние является морально оправданным – то, что является следованием Ариману.

Когда дэвопоклонники начинают доминировать над людьми, уродство становится обычным явлением, то всё переворачивается. Наступает деградация, общество становится сборищем воров, бандитов, извращенцев, уродов, сумасшедших и обречено на смерть. Здесь абсолютно неизбежно наступление критической фазы и самоуничтожения. Таков неминуемый конец всех дэвовских сообществ.