XXI век – время новейших технологий. Многие вещи, о которых даже в прошлом XX веке могли лишь мечтать или видеть в фильмах жанра фэнтези, сегодня стали обыденными товарами. К примеру, даже в 90-х годах прошлого столетия вряд ли кто мог подумать, что можно будет звонить всего лишь прикасаясь к экрану мобильного телефона. Сейчас мы делаем это постоянно, используя сенсорные телефоны. Тоже можно сказать о компьютерах,флешках, планшетах, виртуальной лазерной клавиатуре, фильмах в формате 3D, 5D, 7D.
Вместе с суперсовременной техникой, гаджетами в нашу жизнь пришли новые, доселе неизвестные психологические явления. «Селфизм» и есть один из них.
Селфи – по мнению психологов, вид эксгибиционизма, условно назвать его можно «сетевым» (повышенная склонность к самолюбованию, рекламированию себя). Селфизмом увлекаются чаще всего люди, которые нуждаются во внимании и признании других. Выкладывая свои фотографии в широкий доступ, они получают моральное удовлетворение от «лайков», повышается самооценка. При этом с виду безобидное увлечение селфи и «лайками» ведет к духовному обнищанию и даже может привести к депрессии. Психологи считают, что у людей, страдающих «селфизмом», присутствуют психологические нарушения.
Специалисты называют XXI век веком «нарциссизма». И по их мнению, именно «сетевой эксгибицинизм» в числе других причин привело к переоценке моральных ценностей, нарушив веками сложившиеся традиции родственных и дружеских отношений. И все чаще многие из нас беседе и живому общению с друзьями предпочитают жизнь в сети, отслеживая количество лайков и комментариев.
(*Нарциссизм – самовлюбленность, излишне повышенная самооценка)
О селфи огласно шариату:
Как известно, во времена Пророка (с.г.с) не было фотоаппаратов и проблемы «селфизма». Поэтому относительно этого явления современные ученые от религии сделали заключение «ижтихад» и вынесли фетву. Надо отметить, что многие из них не видят ничего предосудительного в том, чтобы фотографироваться.
Однако, основная цель селфи – не просто запечатлеть себя в кадре, а желание хвастовства, стремление повысить свою значимость, обратить на себя внимание.
В Исламе конечной и главной целью каждого действия является обретение довольства Всевышнего. Поэтому, действия некоторых мусульман читающих намаз, совершающих курбан или хадж в режиме «селфи» обесценивает морально-психологическую ценность понятия «ради довольства Аллаха», на котором, по сути зиждется вера. Также это противоречит заповеди пророка (с.г.с): «Пусть левая рука не ведает о милостыне (садака), которую дает правая рука».
Нередко увлекаются селфи и сестры мусульманки, используя различные ужимки (надувая губы, натяжно улыбаясь и т.д). Тогда как Посланник Аллаха (с.г.с), приравнивал к прелюбодейке женщину, которая надушившись (благовоняими, духами) прошла мимо чужого мужчины с целью привлечения внимания к себе. Кроме того, приверженность к селфи взращивает в характере человека хвастовство, качество-порицаемое в Исламе. Известно, что Аллах не любит хвастливых.
Заключение:
В заключение отметим, что в целом фотографироваться не запрещается. Однако, мы считаем, что «селфизм» не соответствует и даже противоречит исламским моральным устоям. Истина же ведома лишь Аллаху!
http://islam.kz/ru/questions/raznoe/raz … #gsc.tab=0
Каждый год во время совершения хаджа растет число желающих снять себя на фоне Каабы. И если, как полагает человек, в самом этом действии нет ничего такого (к примеру, если человек хочет это сделать на память о хадже), то в его последствиях много опасного и неразумного.
К примеру, в Мекке власти были серьезно обеспокоены поведением людей, вызывающих серьезную перегрузку, когда они останавливались и снимали селфи в разгар совершения тавафа вокруг Каабы.
«Теперь у нас есть люди, которые во время пятничной молитвы, вместо того чтобы слушать имама, предпочитают снимать молящихся или делать селфи. Проблема в том, что вы не можете поговорить с ними, потому что они приходят только на пятничные молитвы, а в остальное время их невозможно найти и поговорить», – заявили власти.
Когда об этом спросили двух таких людей, один из них ответил: «Я ждал в течение десяти лет этого особого момента, когда смогу увидеть Каабу и выполнять умру, – сказал Абдул Рахман Ясин из Пакистана. – Я хочу сделать запись, которая останется со мной навсегда, и это причина, почему я делаю селфи. Это, безусловно, лучшая фотография, которую я могу снять на свой мобильный».
Другой паломник, Халид Аль-Шимрани из Кувейта, сказал: «Вид Каабы действительно замечательный, и, испытывая такой волнующий опыт, я хотел поделиться с моими друзьями и последователями в социальных сетях».
Да, причина, побуждающая паломников снять селфи, понятна, но разве волнующий опыт – это не то, что должно остаться в сердце каждого человека? Селфи не может передать ощущение счастья и радости, оно может отразить лишь эмоцию на лице. Так стоит ли тратить драгоценные минуты в таком исполненном духовности месте, как Мекка? Неужели Кааба становится словно развлекательный центр, куда каждый приходит сделать селфи? И может ли селфи помочь человеку вновь пережить тот уникальный момент, при котором вы погрузились в особый мир и приблизились к Господу?
Позволяя социальным сетям проникать в каждую сферу нашей жизни, мы как будто чувствуем себя обязанными выставлять наиболее интимные религиозные аспекты напоказ, несмотря на то, что именно такие моменты предназначены для того, чтобы побыть наедине со своим Создателем.
Во время совершения таких обрядов и ритуалов хаджа, как, например, таваф, са'ю и бросание камней в Джамарат, можно увидеть людей, которые демонстративно делают фотографии со своего телефона на каждом шагу. Создается впечатление, что, если они не сделают фотографию, то никто не поверит им, что они совершили паломничество!
Как мы сможем получить награду за совершение хаджа, если ретвитнуть одну из своих фотографий для нас имеет большее значение, чем пребывание в долине Мина? Разве возможно прочувствовать дух хаджа, если постоянно проверять количество «лайков» под своей фотографией на фоне Каабы на своем фейсбуке?
Мы понимаем, что все люди имеют желание быть признанными и оценёнными, или любят пережить некоторые из своих воспоминаний, но это не достигается фотографиями или селфи. Нам нужно признание и одобрение нашего Творца, а не Его создания. Когда мы находимся в сердце самых напряженных моментов молитвы и духовности, и наши мысли обращены только ко Всевышнему Аллаху, зачем уничтожать эту святость и разрушать единение с Творцом, прилагая усилия и делая селфи?