Несколько мыслей о движущих силах молитвы
Отвечает Али Нахджавани - член Всемирного Дома Справедливости (верховного духовного и административного органа Веры Бахаи) с 1963г. по 2003г.
Первое – это то, что в Деле нет определенного ритуала или формулы для молитвы и медитации. В Исламе есть изречение, подтвержденное и процитированное Абдул-Баха в одной из Его Скрижалей, что путей к Богу столько, сколько дыханий Его созданий.
Шоги Эффенди:
«Нет набора форм медитации, предписанного в Учении, нет схемы как таковой для внутреннего развития. Друзьям настоятельно рекомендуют, нет, предписывают молиться, и также они должны медитировать, но способ медитации полностью оставлен за верующими».
Он думает, что было бы мудрее для бахаи использовать медитации, данные Бахауллой, а не какую-либо установленную форму медитации, рекомендованную кем-либо еще; но верующие должны оставаться свободными в этих деталях и в поисках своего собственного уровня общения с Богом.
Очень важно подготовиться к молитве. Я думаю, мы не можем резко прыгнуть в надлежащее духовное общение. Мы должны подготовить себя; например, почему мы делаем омовение? Чтобы подготовить себя. Бахауллу спросили (Китаб-и-Агдас, «Вопросы и ответы»):
«Если мы приняли ванну, должны ли мы также делать омовение?» Он говорит: «Да,должны». Почему? Потому что акт омовения – не только для чистоты, он также предназначен для подготовки. Мы должны войти в состояние молитвы. Давайте возьмем как другой пример предписания Бахауллы о посещении Машрикул-Азкара. Он говорит, что, когда мы направляем свои стопы в Машрикул-Азкар, мы должны сконцентрировать свои мысли на Боге, на поминании о Нем и умолять Его о прощении. Все это – в то время, пока мы идем туда. Бахаулла говорит нам, что, когда мы направляем наши стопы в Машрикул-Азкар, мы должны быть в состоянии поклонения и молитвы. Это все до того, как мы дойдем до Машрикул-Азкара. Он говорит: когда он войдет, пусть сядет «в молчании, дабы внимать стихам Бога…»
Еще один пример: посмотрите, каким образом Шоги Эффенди распланировал сады в Хайфе и Бахджи. Бахджи представляет живописную картину. Мы входим через Северные ворота; когда мы приближаемся, мы видим другие ворота, Ворота Коллинз. Мы входим. Шоги Эффенди описывает это место, которое расположено приблизительно в 95 метрах от Святилища, как вход в Харам-и-Агдас, Наисвященное Место (Двор). Мы вступаем в это место, мы подходим к другим вратам. Мы снимаем нашу обувь. Мы поднимаемся на несколько ступеней. Мы все еще не там. Мы входим и поворачиваем направо, и наконец мы видим Наисокровеннейшее Святилище. Разве это не приготовление для души? Сравните такое приближение с прибытием во многие соборы, мечети и церкви, куда каждый может добраться до двери на такси или автобусе, может выпрыгнуть из транспорта и вот он уже внутри здания. В Бахджи не так! Даже вокруг Машрикул-Азкаров должны быть разбиты сады, чтобы подготовить нас. Поэтому подготовка, я думаю, является очень важным элементом. Мухаммад говорит, что молитва подобна лестнице и с ее помощью мы поднимаемся в Небеса. Теперь, если молитва – лестница, я должен сначала взять ее, поставить ее и затем подниматься. Таким образом, это займет немного времени; это и есть подготовка.
Затем мы должны пользоваться молитвами бахаи. Мы видим, как Бахаулла, Абдул-Баха и Шоги Эффенди придавали важность явленным Словам. Важен дух, с которым читается молитва. Абдул-Баха говорит: «Молитва, которая поднимется над словами и буквами и превысит шепот слов и звуков, которая сможет превратить все вещи в ничто перед Откровением Твоего Великолепия». Произнесение только слов даст только «шепот». Наши мысли должны быть сконцентрированы на значении читаемых слов. Это поможет нам отрешиться от нас самих, подняться над эго и нашей собственной личностью, нашими заботами и тревогами. Таким образом, мы отрешимся, как говорит Бахаулла, от самих себя и от мира. Это часть воздействия молитвы. Это одно из благ медитаций.
После этого мы должны быть готовы к нашей личной беседе с Богом. Я помню, приблизительно 20 лет назад, в то время, когда слышали и читали «Бог – мертв» и было много статей на эту тему в журнале «Тайм» и в газетах, м-р Вильям Сирз, Рука Дела Бога, читал лекцию о Вере. Во время вопросов один человек встал и спросил: «Говорят, Бог умер. Что вы думаете?» М-р Сирз сказал со своим особым неподражаемым юмором: «Ну, я не знаю. Когда я беседовал с Ним сегодня утром, Он чувствовал Себя прекрасно».
Причина, по которой я вспомнил эту очаровательную историю, это слово «беседа», потому что мы действительно непринужденно беседуем с нашим Возлюбленным. Есть время для разговора с Богом – уединенной, личной и спокойной беседы с Ним. Вспомните мои комментарии о нашем бессилии и наших недостатках; наши «беседы» – время, когда мы говорим об этом. Это также время, чтобы помнить, что сказал Баб: когда вы молитесь, молитесь за ваших родителей. Потому что все, что вы попросите для родителей, в тысячу раз больше благословений будут вам. Это также время молиться за других, не только за себя. Слова Христа о надобности молиться, чтобы Бог мог простить тех, кто согрешил против нас, – повторяются в Писаниях Бахауллы и Абдул-Баха много раз. Например, Абдул-Баха писал: «Должно быть ясно, что если один из друзей сделал что-либо неправильно, другие должны простить его и не замечать его ошибки, ибо тогда Господь также простит их собственные прегрешения». Когда же мы облегчим душу таким образом, тогда, если у нас есть проблема, мы смиренно представляем ее Ему. И говорим: «Что я должен делать?» Тогда мы проходим шаги, описанные выше, о которых Шоги Эффенди говорил Рут Маффет.