История и описание значения Праздника Навруз
«Навруз» с персидского переводится как «Новый день». Новый год в календаре бахаи привязан к астрономическому событию — весеннему равноденствию. Абдул-Баха, сын Бахауллы, так рассказывает об этом:
В этот момент солнце достигает своего меридиана, а день и ночь становятся равно длительными. До этого дня северный полюс пребывал в темноте. Этот день, в который солнце равно освещает всю землю, называется днем солнечного равноденствия. Равноденствие солнца, в свою очередь, символизирует пришествие божественного посланника. Солнце истины восходит на горизонте небесной милости и направляет повсюду свои лучи…
Это начало весны. Когда солнце находится в состоянии равноденствия, все живое приходит в движение. Царство минералов получает толчок и начинает изменяться, растения начинают давать всходы, пустыня превращается в степь, на деревьях появляются почки, и все живое от-кликается на этот клич, включая плоть как животных, так и человека.
— Абдул-Баха, Divine Philosophy
Навруз — древний иранский праздник, его история насчитывает много тысяч лет. Корнями своими он уходит в сельскохозяйственные ритуалы, связанные с культом плодородия. Навруз является одним из главных праздников зороастризма. Шииты продолжали праздновать Навруз; предания, приписываемые имамам, гласят, что этот день исполнен великого смысла. Среди прочего он символизирует день заключения первого Завета между Богом и человечеством; первый восход солнца; день, когда Ноев Ковчег остановился на горе Арарат; первое явление архангела Гавриила Мухаммаду; день, когда Али выбросил из Каабы идолов; явление Каима (Обетованного Посланника Божьего в исламе); а также окончательную победу Каима над Антихристом.
В календаре бахаи каждый месяц и каждый день месяца имеет свое особое название. И в Навруз название месяца и название первого дня месяца совпадают. Бахаулла так говорит об этом празднике в Своей Наисвятой Книге:
Счастлив тот, кто вступает в первый день месяца Бахá, день, посвященный Богом сему Вели-кому Имени. И да будет благословен тот, кто свидетельствует в сей день о дарах, коими Бог пожаловал его; истинно, он из тех, кто благодарит Бога деяниями, знаменующими щедрость Господню, объемлющую все миры. Скажи: Сей день, воистину, есть венец всех месяцев и исток их, день, когда дыхание жизни веет на всякое сотворенное. Велико благословение на том, кто приветствует его в сиянии и радости. Мы свидетельствуем, что он, истинно, из тех, кто обрел блаженство.
— Бахаулла. Китаб-и-Агдас, К. 111
Абдул-Баха объясняет, что день равноденствия символизирует единство всей планеты, поскольку в этот день солнце освещает всю землю одинаково. Все должны радоваться вместе, проводить общие встречи, становиться одним собранием, с тем чтобы глазам каждого предстало национальное согласие, единство и гармония. Поскольку это благословенный день, то не следует пренебрегать им и проводить его бесцельно, превращая в день, впустую растраченный в погоне за удовольствиями. В подобные дни необходимо начинать дела, которые всегда были бы полезны и важны для людей.
Международный день Навруз — праздник весны и начала нового года ряда народов Евразии (Персидский Новый Год).
Празднование Навруза под различными названиями широко распространено во многих культурах, входивших ранее в зону влияния Персидской Империи. В настоящее время Навруз отмечается, как государственный праздник: в Иране, Азербайджане, Албании, Афганистане, Грузии, Иракском Курдистане, Индии, Киргизии, Македонии, Турции, Туркменистане и в Узбекистане — а также в Казахстане и в Таджикистане. Навруз также празднуется на местном уровне в Татарстане, Башкортостане.
30 сентября 2009 года Навруз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
23 февраля 2010 года на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в рамках пункта 49 повестки дня «Культура мира» была принята резолюция, озаглавленная «Международный день Навруз». В соответ-ствии с текстом резолюции Генеральная Ассамблея ООН:
1) признаёт 21 марта как Международный день Навруз;
2) приветствует усилия государств-членов, в которых отмечается Навруз, по сохранению и развитию культуры и традиций, связанных с Наврузом;
3) рекомендует государствам-членам прилагать усилия для повышения уровня информированности о Наврузе и проводить, в соответствующих случаях, ежегодные мероприятия в ознаменование этого праздника;
4) призывает государства-члены, в которых отмечается Навруз, изучать историю происхождения и традиции этого праздника в целях распространения знаний о наследии Навруза в международном сообществе;
5) предлагает заинтересованным государствам-членам и Организации Объединенных Наций, в частности её соответствующим специализированным учреждениям, фондам и программам, главным образом Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, и заинтересованным международным и региональным организациям, а также неправительственным организациям принимать участие в мероприятиях, проводимых государствами, в которых отмечается Навруз.
Решение Генеральной Ассамблеи о признании Международного дня Навруза является свидетельством растущего осознания в мире значения этого праздника не только в регионах, где он отмечается, но и во всем мире.
Слово «Навруз» впервые появилось в персидских источниках во втором веке новой эры. Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу. В течение тысячелетий, когда солнце пересекает экватор и покидает северное полушарие, возвещая о приходе весны, народы Балкан, Черноморского бассейна, Кавказа, Центральной Азии, Ближнего Востока и других регионов совершают свои особые обряды в честь Навруза. Эти ритуалы — от покраски домов до посещения друзей и приготовления символических угощений — проникнуты духом воз-рождения и могут служить источником вдохновения не только для их участников, но и для всех людей.
Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 сантиметров и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз – чтобы стать основой для праздничного блюда.
В дни Навруза добрые ангелы-фаришта приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого убрано в доме, потому что люди верили – чистота пространства вокруг человека отражает ясность его внутреннего состояния. Кроме того, к злопамятным и вредным грязнулям добрые ангелы даже заглядывать не станут. Поэтому перед Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице. Еще до ислама неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Предков поминали, делая им подношения и прося у них помощи в будущем году, защиты от бед.