Как верно определить природу ума
медитатор пытается систематически рассматривать ум путем медитационных методов, подобных уже описанным. Медитатор в конечном счете воспринимает ум [в его естественной простоте]. Помимо того, что ум бесплотен, бесформен, бесцветен, без расположения и опоры, он – подобно пространству – пуст, не имеет ничего своеобразного, и не затронут какими-либо концепциями. Ум также вне своих явленных выражений!
Ум подобен пространству; у него природа пространства;
Равный пространству, он охватывает все.
как надо внутренне наблюдать ум?
[Будда:] Подобно пространству, ум не имеет формы.
Ум обладает характеристиками пространства, ведь он свободен от мыслей и различений.
Пойми, что ум подобен пространству,
Пойми, что ум – пространственной природы!
Ум, подрубленный в корне подобен пространству.
Пусть даже ум то и дело и сравнивают с пространством, однако эта аналогия иллюстрирует лишь такое медитативное состояние неразличения, которое возникает в результате растворения распознающего процесса, при помощи которого проводился анализ ума. Здесь показано, что то, как возникло это неразличающее состояние, идентично тому, как исчезают ментальные образы, когда всматриваются в пространство. Тилопа повторяет:
Точно так же как исчезают воспринимаемые образы,
Когда всматриваются в протяжение пространства,
То же происходит и с различающими мыслями,
Когда наблюдают [сокровенный простор] ума,
И достигается просветление.
Например, туман и облака нависают над широким пространством,
Они не движутся к чему-то конечному, и нигде не остаются.
Так же, хотя различающие мысли и возникают из [внутреннего простора ума],
Эти волны мысли пропадают, когда медитатор воспринимает ум.
Все равно как пустое пространство обозначается термином,
Но у него нет ничего такого, что можно было бы определить тем-то и тем-то,
Так и ум описывается, как сияющая ясность,
Хотя нет основания для обозначения того, из чего и как строится ум,
Потому что природа ума тождественна пространству.
Как бы полно не исследовали все пространство,
Видение полностью прекратится, потому что пространство бесконечно.
Аналогично, исследуют внутреннюю и внешнюю реальность,
Но не обнаружат никакой сущности – даже субатомной частицы!
Исследуемый таким образом ум непостижим;
Следовательно видение ничего – это действительно видение его.
Из-за трения двух палок возникает огонь,
Однако в возникшем пламени палки сгорают.
Подобно этому, распозающий процесс приводится в действие аналитической мудростью,
И тем не менее мудрость уничтожает дуалистические мысли.
Начав медитацию постижения ум, изучается посредством распознающего интеллекта. Когда процесс различения в конце концов затихает, возникает непонятийное осознавание. Если спросят, существует ли какая-нибудь разница между умом и пространством, ответ: «Да, существует!» Пространство не является самопознающим осознаванием! Сказано, что осознание ума – это самопознающее осознавание.
Самопознающее осознавание покоится в сфере беззнаковости [вне чувственного восприятия];
Оно неопределимо, сторонится всяких понятийных формулировок,
И располагается вне сферы интеллектуальных споров.
По своим характеристикам оно выходит за рамки любых ограничений.Что касается безусловного смысла просветленного ума,
Надо неоднократно определять его.
Такой ум не находится ни снаружи ни внутри, ни там и там.
Он не изменяем, ни вечен, ни мгновенен,
Ибо он – самопознающее осознавание.Ибо такое самопознающее осознавание находится в запредельной области,
Вне средств общения и речи.Познав внутренне это самоосознавание,
Достигнешь просветления.Эти возвышенные слова отождествляют смысл сокровенного осознавания со смыслом абсолютной реальности. «самопознающее осознавание» просто означает понимание своей изначальной природы (которая совершенно свободна от всех воспринимаемых знаков) в результате исследования ума. Самоосознавание не значит, что оно встречает опознаваемый объект и познает его таким же образом, как видимый образ воспринимается посредством контакта между глазами и предметом.
Термин «видение ума» – это просто обозначение понимания нереальности ума, который изначально отделен от всех видов существования или несуществования. Природа ума такова, что нет ничего – даже величиной с бесконечно малый кончик волоса – что является мыслимым или воспринимаемым объектом или наблюдателем. Присущая уму природа неопределима и невообразима, однако, она вне времени и неизменна.
Чувствующие существа говорят о том, что видят небо,
Но надо изучить, как видят небо!Природа ума с самого начала чиста как пространство.
В процессе наблюдения видение подходит к концу.В процессе поисков всего того, что проявляется как ум и материя,
Нет ничего что ищется и нет никакого искателя,
Ибо быть нереальным – это быть не рожденным и непрекращающимся
В трех периодах времени.
Неизменно –
Состояние великого блаженства.В акте, когда «я» наблюдает себя,
Остается единичное я;
Наблюдая такое я, его не видят.
Нельзя определить то, где нет ни наблюдателя ни наблюдения.
Кто может охватить полностью
То, что неопределимо?Ум имеет природу сияющей ясности,
В которой нет субстанции,
Даже величиной с малый кончик волоса.Сфокусировав ум
На таковости внутренне присущей реальности,
Которая так подобна уму,
Обретут не поддающееся определению переживание.Посреди внутренней реальности неразличающей простоты,
Возникает внезапное сияние осознавания Внезапный свет осознавания: Внутренней реальности, которая совершенно свободна от всяких понятий.Ум – это просто поток сознания:
Сила воздуха-энергии, он лишена само-природы.Показ того, что все явления суть продукты ума
Для тех, кто не добился постижения таковости ума, все различающие мысли, производимые динамической силой ума, и все явления, такие как форма, звук, и т.п,, кажутся, вследствие врожденного заблуждения, реальными и отличными от ума.
Внешняя реальность кажется именно такой для людей,
Из умов которых проистекают всевозможные двойственные явления
Вследствие взаимодействия между реазличающими мыслями и психическими впечатлениями.
Внешняя реальность – продукт ума;
Все явления, поэтому, совершенно нереальны,
Ибо они все – манифестации ума!Форма, звук, запах, вкус, и касание
Происходят из взаимодействия причин и условий,
Характеризуются как продукт этого драгоценного ума.
Эти чувственные способности утихают во всеохватывающей высшей реальности.
Что касается формы, ощущения, познания, ментальных категорий и сознания,
Они все – продукты ума.Тогда, как получается, что такие манифестации, как форма, кажутся внешней реальностью? Ум – не осознавший присущей ему реальности и будучи неспособным доверять себе – мыслит двойственность себя и других. Привязанность к двойственности и его различение непрерывно накапливали семена загрязнения, которое настолько запутало ум, что все явления кажутся внешней реальностью.
Внешняя реальность видится таковой для ума,
Который искажен психическим осадком Психический осадок" означает также врожденное накопление заблуждения..
Вне ума, не существует никакой реальности.
Воспринимать ее таким образом было бы полнейшим искажением.С безначального состояния существования,
Внешняя реальность воспринималась таковой.
Но все вещи – манифестации ума,
Потому что все – это проекция ума.Если это так, то как получается, что внешние феномены не только кажутся таковыми, но еще и реальными, отмеченными свойством твердости? Потому как ум образовал сложный осадок заблуждения, вещи появляются не только как внешняя, но и как твердая реальность.
простая видимость для заблуждающегося ума не может быть истинной реальностью. Ибо она подобна искаженному восприятию людей с больными глазами, которым видятся темные пятна или волоски. Хотя для больных глаз искаженное изображение и кажется реальным, оно все же не является таковым для нормальных. Если спрашивают, есть ли вообще внешняя видимость, при помощи которой можно понять пребывающую природу ума? Нет. До тех пор пока коллективная карма и семена заблуждения – которые как больное зрение – не изменятся, простое знание того, как заблуждения овладевают умом, или того, что означает пребывающая реальность, не может изменить внешнюю видимость, потому как это знание, вроде знания о заболевании глаз – просто информация.
Если придя в погруженное состояние,
Отвлекаешься на восприятия,
Не сможешь изменить психический отпечаток двойственности.
Даже зная, что появление темных пятен
Означает болезнь глаз,
Невозможно устранить ее,
Пока и если заболевание не вылечено.Однако, когда пребывающую природу ума осознают без ошибок, явления не пропадут, но будут возникать, как неотличимые от присущей уму природы.
Все явления, например форма,
Не имеют никакой внешней к уму реальности.
Они – лишь манифестации ума.Вся обозначенная в понятиях, зависимая обусловленность,
И установленная реальность имеют одно присущее им качество пустотности.
Медитатор должен определенно знать применительно к своему уму.Осознание ума, которое приводит к постижению всех явлений
Поскольку лишь ум является семенем всех [возможностей],
Именно он развертывает сансару и нирвану.единственно только ум является корнем всех реальностей, сансары и нирваны.
.
Существование и его равностность [внутренняя пустотность]
Имеют природу пространства.
Раздельны ли море и волны?Так объясняется, что все спроецированное умом – ничто иное как природа ума.
У ума нет ментальной сущности,
Потому что присущая уму природа – сияющая ясность.природа ума – пустотна в сиянии. Поэтому, когда осознают, что присущая уму природа есть пустота, автоматически осознают, что пустота – это природа внешних явлений.
Если понимаешь таковость [пустоты ума],
Поймешь таковость всех вещей.Тот, кто видит таковость одной вещи,
Узрит таковость всех вещей.Тот, кто обладает [совершенным] видением одной вещи,
Имеет [совершенное] видение всех вещей,
Ибо пустота одной вещи
Есть пустота всех вещей.Тот, кто анализирует или видит природу одной вещи, например, формы, анализирует или видит природу всех прочих объектов чувств. Подобным же образом, пустотность само-сущности одной вещи, такой как форма, является пустотностью само-сущностей всех остальных чувственных объектов.
Во всем, что касается пустоты,
Не бывает разделения.Медитатору стоит понять метод определения всех внешних явлений путем распространения на них логического исследования, применявшегося до этого для определения сути ума.
Точно также как ты понимаешь познавание «само»,
Следует применять свой интеллект ко всем другим вещам.
Поскольку все феномены остаются всегда чистыми, незапятнанными никакой врожденной сущностью,
Они также чисты, как и пространство.
Благодаря одной вещи узнают все вещи,
Сквозь одну вещь увидят все вещи.«Благодаря знанию одного, раскроется все».
Определяя суть внешних явлений, должен почувствовать единство двух граней: пустотности присущей всем явлениям, незапятнанным никакой сущностью, и видимости, возникающей беспрепятственно.Кусок сахара имеет природу сладкого,
Огонь – природу теплоты,
Подобно этому, все вещи имеют природу пустоты.видимая реальность лишена [сущности],
Пустотность же сама подразумевает видимую реальность.
Убедись в этом посредством логики взаимоисключения,
Ведь реальность тождественна взаимозависимости
Того, что обусловлено и непостоянно.