МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ УСПОКОЕНИЯ
Четыре метода реализации успокоения таковы:
1. Восемь пунктов ментальных процессов стабилизации
2. Девять стадий успокоения ума
3. Шесть мощных методов достижения этих стадий
4. Четыре ментальных применения этих принципов
Восемь пунктов ментальных процессов для стабилизации
Все цели можно осуществить
Приводя ум в успокоение,
Делая его гибким
Через устранение пяти недостатков
И развертывание восьми ментальных процессов.
Лень, забывчивость,
Тупость, чувственное побуждение,
Отсутствие ментальной бдительности,
Или ненужная бдительность –
Составляют пять недостатков.
Приведение ума в успокоение – причина,
Успокоение – результат.
Сохранение в памяти объекта визуализации,
Обнаружение тупости и чувственного побуждения,
Устранение недостатков,
Применение лекарств,
Достижение внутренне присущего успокоения –
Вот восемь ментальных процессов.
Когда поначалу одолевают три формы лени , то не находят удовольствия в медитации на успокоении. Тогда следует стараться сознавать преимущества успокоения и возбуждать три вида доверия, которые подвигают ум к медитации. Кроме того, надо быть целиком вовлеченным в [процесс достижения] ментального успокоения, и развивать сильный и постоянный позыв добиваться его. Видя пагубность лени и выгодность успокоения, следует прилагать усилия к избавлению от первой и практиковать второе. Поступая таким образом, надо с радостью переносить утомление и напряжение, с тем чтобы постепенно приобрести совершенную легкость тела и ума.
Когда ум, в медитации, забывает наставления и начинает отвлекаться, следует неустанно усиливать внимательность, вновь и вновь направляя ум к его первоначальной визуализации. В тот момент, когда возникают тупость или беспокойство, или чувствуют возможность их появления, надлежит следить за ними с бдительностью и четко их распознавать. Если не получается усилить концентрацию ума, вследствие ментального рассеяния, вызванного тупостью или беспокойством, то [в случае тупости] надлежит применять в качестве лекарства напряжение или [в случае чувственного побуждения] – расслабление. Когда ум становится чрезмерно беспокойным при противодействии нарастанию тупости или чувственного побуждения, его следует оставить в равновесии, и осмотрительно удерживать в состоянии погружения.
Это метод достижения успокоения.
Девять стадий успокоения ума
Надо сконцентрироваться на визуализируемом образе,
И не отвлекаться от потока непрерывности.
На этом уровне требуется фокусировать ум на выбранном образе объекта полностью отвлекая беспокойный ум от всякой мысли о внешних феноменах.
концентрации на второй стадии:
Следует поддерживать это состояние концентрации.
Здесь медитатор, ранее зафиксировав ментальный фокус, должен продолжать концентрироваться на нем, в то же время оберегая от какого бы то ни было рассеяния.
Тотчас осознавай любые блуждающие мысли,
И вновь направляй ум к установленному состоянию.
Медитатор должен оживлять концентрацию, немедленно обнаруживая любое внутреннее рассеяние и отсутствие внимания, и затем вновь направляя ум на объект созерцания.
О четвертой стадии «жестко установленного ума» т:
Умелый медитатор направляет ум
Все более вглубь и усиливает концентрацию.
Медитатор должен раз за разом уводить ум от рассеяния, при этом успокаивая его со все более растущей концентрацией и чуткостью.
Пятая стадия касается «овладения концентрацией». Ум тренируется, оценивая добродетели успокоения, и применяя интенсивную медитацию; в том же тексте поясняется:
Осознавая добродетели [успокоения],
Тренируют ум в успокоении.
Шестая стадия имеет дело с «укрощением.» Отсутствие охоты добиваться созерцательного погружения укрощают рассматривая вредные последствия лености:
Понимая вредоносные результаты лености,
Устраняют неохоту добиваться успокоения.
Седьмая стадия относится к «полному укрощению ментальных недостатков.» Вожделение, беспокойство, вялость, сонливость и другие помехи успокоению укрощают применением соответствующих лекарств от каждого.
Когда ум возбужден вожделением, беспокойством и так далее,
Устраняйте каждое, как только оно появляется.
Восьмая стадия касается «однонаправленной концентрации.» Здесь следует поддерживать спокойное погружение для того, чтобы сделать последующее его достижение постоянным и не требующим усилий.
Стоит медитатору увеличить свои созерцательные усилия,
Он достигнет совершенного, естественного погружения.
Девятая стадия имеет дело с «приведением ума в спокойное равновесие.» Овладение восьмой стадией вызывает спонтанное, без усилий и естественное погружение.
Овладение спокойным равновесием позволит медитировать без усилия.
Шесть мощных методов достижения этих стадий
используя шесть сильных методов:
1. Силу слушания [рассуждений]
2. Силу созерцания
3. Силу внимательности
4. Силу бдительности
5. Силу старания
6. Силу практики(1) Успокоения ума добиваются силой слушания. Просто слушая наставления о том, как устанавливать ум посредством визуализации, можно научиться успокаивать ум на любом ментальном образе.
(2) Сохраняемое успокоение ума достигается путем созерцания. При помощи повторяющегося созерцания образа ранее изученного объекта, появляется возможность успокоить ум на немного более длительное время.
(3) Благодаря силе внимательности достигают двух стадий: «твердого успокоения ума» и «фокусировки внимания наиближайшим образом». Если ум отвлекается от визуализации, его возвращают обратно к образу при помощи внимания. В первую очередь, приложением силы внимательности следует предотвращать рассеяние от визуализируемого образа.
(4) За счет силы бдительности достигают овладения концентрацией и усмирения отсутствия тяги добиваться успокоения. Бдительный ум обнаруживает появление грубого и тонкого загрязнений , а осознание их вредоносных результатов не дает уму отвлечься.
(5) Стадии полного усмирения ума и однонаправленной концентрации можно достичь благодаря силе старания. Здесь позади оставляют грубые и тонкие загрязнения, и стремятся обрести постоянное, гармоничное погружение непроницаемое для тупости или чувственного побуждения.
(6) Спокойное равновесие может быть достигнуто благодаря силе практики. При помощи непрерывной практики и овладения предыдущей стадией достигают состояния спокойного погружения без усилий и спонтанно.Четыре ментальных применения этих принципов
Чтобы достичь девяти стадий успокоения, следует кроме того использовать четыре ментальных применениями. Они таковы:
1. Применение напряжения концентрации
2. Применение с перемежающимися паузами
3. Применение без пауз
4. Естественное и спонтанное применениеДостижение первой и второй стадии требует огромного усилия; отсюда ударение на применение напряжения концентрации. Применение с перемежающимися паузами надлежит использовать тогда, когда стадии успокоения с третьей по седьмую невозможно поддерживать из-за вмешательства тупости или беспокойства. Восьмую стадию успокоения, не возмущаемую тупостью или страстью, можно поддерживать применением без пауз. На девятой стадии добиваются спокойного погружения естественным и спонтанным применением.
Знайте, что для того, чтобы реализовать девять стадий успокоения, надо задействовать четыре ментальных применения. Эти ментальные применения используются дабы достичь различных стадий успокоения. Применение сконцентрированного усилия выводит на первую и вторую стадии успокоения. Применение с перемежающимися паузами относится к стадиям с третьей по седьмую, таким как (3) фиксированная внимательность посредством отвлечения внутрь, (4) более интенсивная внимательность, (5) укрощение ума, (6) усмирение ума и (7) полное усмирение ума. Применение без пауз дает возможность реализовать непрерываемое успокоение восьмой стадии. Применение стадии без усилий приводит к достижению полного погружения.
Опять, ментальное напряжение с перемежающимися паузами применяется к первой и второй стадиям успокоения. Напряжение также применяется к пяти следующим стадиям. В чем разница? Термин «ментальное напряжение» используется для первых двух стадий, потому что ум, большей частью, не пребывает в спокойном погружении; отсюда необходимость напряжения. Термин «ментальное напряжение с перемежающимися паузами» используется потому, что, хотя ум, большей своей частью, и находится в спокойном погружении, однако, напряжение необходимо, когда такое успокоение пропадает. В стремлении к успокоению, если допустить рассеянию вмешаться в медитацию, успокоение не будет достигнуто даже спустя тысячу лет. С другой стороны, если стараются обрести все благоприятные условия, какие положено, и работают постоянно без перерывов или отвлечений, сказано, что вскоре достигнут успокоения.
Старайтесь достичь спокойного погружения
Путем непрерываемоемого созерцания
Внутренней чистоты.
Как невозможно вызвать искры
Делая долгие паузы между
Ударами двух кремней друг о друга,
Так и медитация от случая к случаю
Не приведет к успокоению.
Не останавливайтесь пока совершенство не достигнуто!На этом заканчивается разъяснение медитации успокоения.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
СТАДИИ УСПОКОЕНИЯ И ПОСТИЖЕНИЯ
ЧАСТЬ II: ПОСТИЖЕНИЕОБЩАЯ МЕДИТАЦИЯ ПОСТИЖЕНИЯ
Есть три вида постижения:
1. Постижение на мирском уровне
2. Постижение на сверхмирском уровне
3. Постижение в традиции Махаянысписок четырех постижений, происходящих в результате:
1. Общего распределения реальностей при помощи мудрости, изучающей всевозможные обусловленные реальности, включая созерцательное восприятие ментальных осквернений
2. Совершенного различения при помощи мудрости, которая находит в точности характеристики истинной природы реальностей
3. Расширенного изучения, имеющего отношение к интеллекту, который в целом отличает относительную природу феноменов и их окончательную природу
4. Проникающего анализа, имеющего отношение к совершенной мудрости, проводящей тонкое разграничение разных реальностей и их абсолютной природы.Существует шесть способов того, как обрести постижение, и они включают в себя остальные методы. Шесть методов, посредством которых добиваются постижения суть изучение концептуального значения реальности, ее субстанциональности, ее характеристик, пространства и времени, и – логическое исследование.
Изучай постоянно
Проявления ума.
Дроби на составляющие их аспекты.
Выдели единый привкус мыслей
И их неопределяемую природу .Эти четыре строки иллюстрируют одиннадцать назначений интеллекта. Они таковы: (1) исследовать все, что концептуально, (2) неконцептуально, (3) что не является ни концептуальным ни исследуемым, (4) сфокусироваться на успокоении, (5) созерцать постижение, (6) созерцать и успокоение и постижение в объединении, (7 ) изучать посредством логики ментальные восприятия, (8 ) созерцать основную причину успокоения, (9) созерцать основную причину безмятежности, (10) постоянно созерцать действия ума и (11) созерцать объекты почитания.
Точно так же как огонь возникает в результате трения двух прутьев, так и интеллектуальное изучение [дуалистического восприятия] приводит к зарождению постижения. Раз дерево сгорело, пламя гаснет. Таким образом, когда постижение рассветает, то и образ изучающего и изучение образа исчезают. Очень важно достичь такого видения абсолютной реальности в медитации постижения.