Глава 21
Внешние, внутренние и недвойственные санкальпы
2. Внешняя санкальпа настраивает на созерцательное восприятие внешнего мира.
3. Внешние санкальпы связаны с восприятием объектов и внешнего пространства. К ним относятся:
~ Сон,
~ Чистое видение,
~ Нисходящая сила.
4. Внешние санкальпы используются для очищения видения внешнего мира и развития гибкости в естественном состоянии.
5. Внутренние санкальпы направлены на внутреннюю осознанность. К ним относится Атма-вичара. Внутренние санкальпы помогают развить ясность и различающую мудрость, отделяющую тело-ум от Абсолютного Сознания-пространства.
6. Недвойственные (тайные) санкальпы соединяют внутреннее пространство с внешним. Недвойственные санкальпы считают наивысшими, так как с их помощью завершают путь.
7. К недвойственным санкальпам относятся:
~ Божественная гордость
~ Свет
~ Бесконечное пространство
~ Единство с умом
8. Самоосвобождение достигается через внутренние санкальпы, когда йогин непрерывно смещает фокус сознания с мыслей на обнаженное осознавание, связанное с воспоминанием «я».
9. Самотранценденция достигается через внешние санкальпы, когда йогин выходит за пределы ограниченной личности, открываясь превосходящей его внешней вселенской силе, видимой как игра энергий Всевышнего Источника.
10. Благодаря поддержанию внешней санкальпы очищается нечистое видение внешнего мира.
11. Самоузнавание достигается через недвойственные санкальпы, когда йогин признает как состоявшийся факт непостижимое величие, пространственность, светоносность, и всепроникновение своего Исконного «Я».
12. Практикуя упражнения ума в поддержании санкальпы, йогину всегда следует начинать с внутренних санкальп, чтобы развить безопорную ясность обнаженного осознавания, затем следует внутреннюю ясность обратить наружу, объединить ее с объектами внешнего пространства. После следует практиковать с недвойственными санкальпами, чтобы два пространства полностью объединились и все качества были узнаны как всегда присущие сознанию йогина.
(Термины «нимилана», «унмилана», «пратимилана» являются специфическими обозначениями разновидностей созерцания в Лайя-йоге. «Нимилана» переводится как «закрытие глаз» и означает, что сознание направляется вовнутрь, на субъективное самадхи. «Унмилана» (открытие глаз) означает выведение присутствия наружу и объединения созерцания с объектами. «Пратимилана» переводится как «одновременное открывание-закрывание» и означает пребывание в таком созерцании, когда Исконная Реальность воспринимается одновременно как внутри, так и вовне. Созерцание «пратимилана» является подлинным пребыванием в естественном состоянии, именуемом «сахаджа-самадхи». Другие виды созерцания являются вспомогательными.
«Божественная гордость», «Нисходящая сила», «Атма-вичара» являются неоднозначными санкальпами, которые могут принимать характер как внутренних, так и тайных. «Нисходящая сила» может проявляться в трех видах: быть внешней, внутренней и недвойственной. Эти санкальпы можно отнести к категории «неоднозначных» санкальп.)
Глава 22
Вершина мастерства: тройные санкальпы
На высокой стадии созерцания йогин может упражняться в поддержании трех санкальп одновременно. Когда три санкальпы поддерживаются одновременно, такое созерцание называется «тройное намерение» (трайя-санкальпа).
Все три санкальпы являются игривым украшением пустотного пространства осознавания «я есмь». Они поддерживаются тонкой волей, исходящей из безусильной «йоги не-медитации».
Если йогин впадает в избыточное усилие при практике санкальп, он вступает в отклонение, именуемое «избыточное усилие», тогда безусильное пространство «Я» не постигается из-за фокусировки поверхностного ума на искусственном поддержании санкальпы, вместо пребывания в своем естестве.
Глава 24
Грани алмаза: виды тройных санкальп
I. Семейство «Сон»
Подсемейство «Сон – Атма-вичара»
Сон – Атма-вичара – Божественная гордость
Сон – Атма-вичара – Свет
Сон – Атма-вичара – Бесконечное пространство
Сон – Атма-вичара – Нисходящая сила
Сон – Атма-вичара – Все едино с умом
Комментарий: семейство «Сон» означает, что большая часть внимания уделяется ощущению внешнего мира как сна. Подсемейство указывает на вторую по значимости санкальпу, т.е. при практике санкальп из этого семейства йогин поддерживает внешнюю санкальпу «Сон» как главную, остальные являются подчиненными, т.е. им уделяется меньше внимания.
Большая часть сознания йогина сосредоточена на внешнем мире и осознавании его как полностью иллюзорного, однако внутри присутствует тонкий наблюдатель, удерживается чувство «я». В свою очередь этот тонкий наблюдатель («я») ориентирован на превосходящее его осознавание божественной гордости, света или пространства и т.д.
Подсемейство «Сон – Чистое видение»
Сон – Чистое видение – Атма-вичара
Сон – Чистое видение – Божественная гордость
Сон – Чистое видение – Свет
Сон – Чистое видение – Бесконечное пространство
Сон – Чистое видение – Нисходящая сила
Сон – Чистое видение – Все едино с умом
Комментарий: При практике главной санкальпы «Сон» йогин тренируется видеть мир как сон, одновременно он упражняется в чистом видении всего, что происходит в этом сновидении. При этом его более тонкое осознавание, связанное с чувством внутреннего наблюдателя, ориентировано на чистое «я есмь», либо на ощущении божественной гордости, либо на свет, пространство и т.д., в зависимости от того, на что настроено внутреннее осознавание йогина.
Подсемейство «Сон – Божественная гордость»
Сон – Божественная гордость – Атма-вичара
Сон – Божественная гордость – Свет
Сон – Божественная гордость – Бесконечное пространство
Сон – Божественная гордость – Нисходящая сила
Сон – Божественная гордость – Все едино с умом
Комментарий: здесь йогин, продолжая упражняться в видении внешнего мира как сна, внутри ощущает величие и божественную гордость. Т.е. сновидец, который видит «сон» внешнего мира, ощущает себя божеством в сновидении. В свою очередь, тонкое мироощущение себя как божества исходит из чего-то большего и более тонкого – тайной санкальпы, такой как памятование ощущения «я», «свет» переживания бесконечного пространства, ощущения нисходящей силы или чувства единства своего «я» со всем сущим во вселенной, в зависимости от того, к какой практике склонен йогин.
Подсемейство «Сон – Свет»
Сон – Свет – Атма-вичара
Сон – Свет – Божественная гордость
Сон – Свет – Бесконечное пространство
Сон – Свет – Нисходящая сила
Сон – Свет – Все едино с умом
Комментарий: медитируя на внешний мир как сновидение, йогин поддерживает внутри непрерывное ощущение света, в свою очередь свет основывается на еще более тонком пустотном переживании чувства «я» или божественной гордости, пространства, нисходящей силы или ощущения «я есть все», в соответствии с избранной санкальпой. Все три санкальпы погружены в единое состояние присутствия.
Подсемейство «Сон – Бесконечное пространство»
Сон – Бесконечное пространство – Атма-вичара
Сон – Бесконечное пространство – Божественная гордость
Сон – Бесконечное пространство – Свет
Сон – Бесконечное пространство – Нисходящая сила
Сон – Бесконечное пространство – Все едино с умом
Комментарий: в этом подсемействе йонин одновременно удерживает внешнее мироощущение мира как сна, внутри переживая бесконечное пространство, которое в свою очередь основано на одной из выбранных тайных санкальп. Несмотря на то, что «Сон» является внешней санкальпой, здесь ощущению сна уделяется главная часть внимания, а переживание бесконечного пространства и ощущение «все едино с умом» являются дополнительными украшениями к естественному состоянию.
Подсемейство «Сон – Нисходящая сила»
Сон – Нисходящая сила – Атма-вичара
Сон – Нисходящая сила – Божественная гордость
Сон – Нисходящая сила – Свет
Сон – Нисходящая сила – Бесконечное пространство
Сон – Нисходящая сила – Все едино с умом
Комментарий: поддерживая ощущение сна, йогин настраивается на нисходящую силу, в центре которой он обнаруживает «я есмь»-ность, или пространственность, или светоносность, в зависимости от выбора санкальпы. Все три санкальпы практикуются нераздельно, без избытка умственных усилий, будучи погруженными в естественное присутствие и являясь его украшениями.
Подсемейство «Сон – Все едино с умом»
Сон – Все едино с умом – Атма-вичара
Сон – Все едино с умом – Божественная гордость
Сон – Все едино с умом – Свет
Сон – Все едино с умом – Бесконечное пространство
Сон – Все едино с умом – Нисходящая сила
Комментарий: рассматривая мир как сон, йогин поддерживает внутри ощущение тотального единства мира и «я», пытаясь видеть внешний мир как проявление своего сознания, одновременно ощущение единство опирается на тонкое переживание «я есмь»-ности.
II. Семейство «Атма-вичара»
Подсемейство
«Атма-вичара – Божественная гордость»
Атма-вичара – Божественная гордость – Свет
Атма-вичара – Божественная гордость – Бесконечное пространство
Атма-вичара – Божественная гордость – Нисходящая сила
Атма-вичара – Божественная гордость – Все едино с умом
Комментарий: семейство санкальп «Атма-вичара» означает, что главной практикой здесь является поддержание чувства «я», вторичной практикой является поддержание божественной гордости, т.е. некоторая часть сознания направлена на переживание божественной гордости, пространства и т.д. Все три санкальпы практикуются не разрозненно, а как бы в единстве, словно являясь гранями одного кристалла. Тем не менее, главным здесь является поддержание чувства «я» (Атма-вичара), это подобно тому, как если бы на одну часть кристалла упал луч, частично отразившись в других гранях. Хотя свет, преломившись, исходит из всех граней кристалла, все-таки главная часть света сфокусирована на одной грани. Очень важно избегать в практике надуманной искусственности, жесткости и конструктивизма. Практика сложных санкальп является гибким, текучим процессом, с мягким расставлением акцентов.
Подсемейство «Атма-вичара – Свет»
Атма-вичара – Свет – Божественная гордость
Атма-вичара – Свет – Бесконечное пространство
Атма-вичара – Свет – Нисходящая сила
Атма-вичара – Свет – Все едино с умом
Комментарий: подсемейство «Атма-вичара – Свет» указывает на то, что главной практикой является поддержание ощущения «я». Одновременно в центре ощущения «я» йогин поддерживает ощущение светоносности.
Подсемейство «Атма-вичара – Бесконечное пространство»
Атма-вичара – Бесконечное пространство – Божественная гордость
Атма-вичара – Бесконечное пространство – Свет
Атма-вичара – Бесконечное пространство – Нисходящая сила
Атма-вичара – Бесконечное пространство – Все едино с умом
Комментарий: в этом подсемействе главной практикой является удержание внимательности к чувству «я есмь» одновременно с переживанием пространственности, присущего «я».
Подсемейство «Атма-вичара – Нисходящая сила»
Атма-вичара – Нисходящая сила – Божественная гордость
Атма-вичара – Нисходящая сила – Свет
Атма-вичара – Нисходящая сила – Бесконечное пространство
Атма-вичара – Нисходящая сила – Все едино с умом
Комментарий: поддерживая внимательность к чувству «я», йогин безусильно настраивается на нисходящую силу, как бы воспринимая ее из внешнего пространства. Нисходящая сила зарождает в его тонком интуитивном сознании величие божества, либо ощущение светоносности, либо переживание пространственности, либо чувство всеобщего единства вне субъекта и объекта. Одно ощущение плавно перетекает в другое, и все переживания находятся в едином невыразимом пространстве Великого Бинду, хотя акцент все-таки делается на поддержании чувства «я». Подобно тому, как в океанских водах есть рыбы, моллюски и водоросли, тем не менее они являются погруженными в океан, так и санкальпы, будучи отличны друг от друга, являются частями единой сферы неделимого сознания.
Подсемейство «Атма-вичара – Все едино с умом»
Атма-вичара – Все едино с умом – Божественная гордость
Атма-вичара – Все едино с умом – Свет
Атма-вичара – Все едино с умом – Бесконечное пространство
Атма-вичара – Все едино с умом – Нисходящая сила
Комментарий: концентрируясь на чувстве «я», йогин пытается через это чувство прозреть единство внутреннего и внешнего, воспринимая мир как свое большое «Я». Одновременно тонким фоном в его созерцании присутствует ощущение божественности, или светоносности, или пространственности, или мощной нисходящей силы.