vladin написал(а):Поэтому и возникает вопрос:
...сударь, не знаю как к вам обращаться.
Если вас напрягает, что при любой попытке поговорить о Билейской традиции, на приведенные вами цитаты, которые подтверждают вашу мысль, ваш оппонент приводит столько же цитат, которые вашу мысль опровергают, то по пробуйте разобраться, почему происходит подобная неразбериха.
Предлагаемый вам фрагмент текста, формулирует подход, который может вывести вас из плоскости такого противостояния, а в конце ссылка на полный вариант.
Будут вопросы - пишите.
Стараниями «защитников веры», Библия из прекрасного инструмента динамичного познания Божественности, превратилась в плохо согласованную подборку знаний о Божестве.
И с этими «знаниями о Божестве» происходит откровенная беда.
Всеми конфессиями, которые имеют хоть какое-то отношение к Библейской традиции декларируется Единство Библии, - неразрывность Ветхого и Нового завета, и спорить с этим не возникает никакого желания. Но как складывается единство двух частей этой уникальной и несомненно выдающейся книги?
Иудейская теология рисует знак равенства между Ветхим и Новым заветам, объявляя Иисуса очередным еврейским пророком, принесшим очередное откровение о Боге. Христиане формально складывают обе части, объявляя истинной всё, что написано о Боге и в Ветхом и в Новом Завете.
В результате такого не витиеватого обобщения мы с вами имеем странного Бога, который одновременно предстает перед нами и гневливым Господином, кидающим камушки в провинившихся рабов, и справедливым Царем, и милосердным Отцом, заливающим своей любовью весь мир.
В попытке получить собирательный образ Бога, радетели единства Библейской традиции ведут себя как та девица из Гоголевской "Женитьбы", которая в своих фантазиях губы одного кавалера приставляла к носу другого, сдабривая полученный результат развязностью и дородностью остальных претендентов.
Всяческие попытки представить Библию, как источник, дающий нам обобщающе представление о Боге неизбежно приводит к необходимости очевидно корректировать заявленных в двух заветах «богов» и пытаться соединить в одном лице, проявляющего разумность гневливого самодура, с оправдано горделивым правителем, и, с очень разборчивым в своей любви отцом.
Естественно, получается «не очень» и что с этим «не очень» делать, никто не знает. Точнее не знают те, для кого вера в Бога продолжает оставаться неотъемлемой, если не единственной, частью самовыражения в этом мире, а вот все остальные очень даже хорошо знают.
Такой «никакой» Бог, крайне удобен в употреблении при различного рода манипулировании. Его без труда можно встроить в любую систему управления, для чего достаточно поворачивать его необходимой стороной, демонстрируя качества, способствующие решению той или иной задачи. Нужно напугать – есть такой Бог в Библии, нужно усмирить – и такой Бог в Библии есть, успокоить – вот вам цитатка, пригрозить – много цитаток, приласкать – по меньше цитаток, но тоже есть.
Так, о чем же идет речь в Библии, что нам повествует эта Книга? А повествует она о том, как менялось представление человека о Боге. Библия не показывает нам череду трансформаций Бога, - Бог неизменен, - но она дает нам очень яркие иллюстрации того, как менялось восприятие человеком Бога по ходу развития нашей цивилизации.
Если брать два Завета, то цепочка трансформации человеческих представлений о Боге, в самом общем виде, выглядит так.
Изначально, Бог
- гневливый господин:
«Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому» Исх 15:7 .
«…и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами». Исх 22:24.
«Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его…» Чис 11:1
«…ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли». Втор 6:15.
«...Бог великий и страшный...» Втор 7:21
Далее, Бог
- справедливый царь (судья):
«Бог - судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий. Пс.7:12
«Бог - святой, неподкупный Судья, Чьего правосудия никто не избежит». Еккл.12:14
«Скажите среди народов: «Господь правит!» Прочно мир утвержден и не поколеблется; Господь будет судить народы справедливо. Пс 95:10
«….Он будет судить вселенную справедливо и народы – по Своей истине». Пс 95:13
«Вот, Царь будет царствовать в праведности, и правители будут править справедливо». Ис 32:1
И в итоге, Бог
- любящий (милосердный) отец:
«Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище».Пс. 67:6.
«Не один ли у всех нас Отец?». Мал 2:10.
«...но Отец Мой, Сущий на небесах;.. Мф 16:17
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец». 1Ин 3:1.
«...Бог есть любовь» 1Ин 4:16.
«...и любовь Бога Отца» 2Кор 13:13
Именно о таком изменение отношения человека к Богу и идет речь в Библейской традиции.
«Нравы антропоморфических богов являются точным отражением морали тех людей, которые впервые придумали такие божества. Древние религии и мифология достоверно передают верования и традиции народов, давно уже ушедших в небытие».
Конечно Библия ЕДИНА, но это единство не складывается путем уравнивания или формального объединения частей. Вот вам пример преемственности и связки.
Концепция Бога - Отца не является «авторской» концепцией Иисуса, и появилась уже у поздних пророков, у Исайи, на пример:
«...Только Ты – Отец наш» Ис 63:16;
«...Но ныне, Господи, Ты – Отец наш». Ис 64:8.
Другое дело, что у евреев Бог был Отцом только народа Израэля, у Иеремии:
«...ибо Я – отец Израилю» Иер. 31:9,
- а у Иисуса стал Всеобщим Отцом, но факт преемственности на лицо.
Бог всегда был Отцом человека, но человек не всегда воспринимал его как Отца. В отношении нашего небесного родителя происходили те же процессы, которые происходят с нами в отношениях с родителями земными. Они для нас меняются – потому, что взрослеем мы.
Мы, вселенские дети, в процессе своего духовного взросления, сначала видели в Боге грозную силу и наказание, потом стали замечать мудрость и справедливость, но нам потребовались тысячи лет для того, что бы мы (да и то не самостоятельно) смогли увидеть в нём того, кем Он для нас всегда являлся, - увидеть в нём Отца.
Новый Завет является естественным продолжением Ветхого завета, его итогом, логическим завершением, Ветхий Завет разрешается Новым Заветом, он разрешается Иисусом. И представление о Боге, как о милосердном Отце является высшим из доступных представлении человека о Боге.
Какая польза от череды духовно просвещённых поколений, если мы продолжаем видеть Бога таким, каким его видели Моисей и пророки?
Пройдя непростой путь определения характера отношений создания со своим Создателем, - «сын и Отец», - наша цивилизация должна воспользоваться результатами этого пути, а не стараться заново проживать все пройденные этапы.
«Небесный Отец никогда не отвергает искреннего поклонения своих земных детей, каким бы незрелым ни было их представление о Божестве, и какое бы Имя не символизировало для них его божественную сущность. Представляют ли они Его Ревнивым господином или властолюбивым царём, - он всегда был и будет Отцом своему творению».
Мы оставили за спиной Бога - Господина в окружении своих рабов, для нас больше нет Бога - Царя с бесчисленной свитой слуг, но есть Бог - Отец в кругу своих сыновей и дочерей.
Именно в такой семейный характер отношений человека и Бога посвятил нас Иисус, проживая свою человеческую жизнь. Именно такого Бога раскрыл Он нам своей жизнью.
Бога, который не играет в Отца, и не проявляет себя как отец, но является отцом всего сущего.
Бога - Отца, у которого нет «первых» и «последних»; любовь которого, - не лицеприятна, который любит всех, а не только «правильно» верующих в него (см. пост Отцовство-сыновство-братство).
Любовь которого к своей семье, как к единому целому, основывается на сильном чувстве к каждому члену Его семьи.
«Любовь Отца возвеличивает каждое дитя Бога, озаряя каждого члена небесной семьи и ярко высвечивая уникальную сущность всякого личностного существа».
Его любви присуще бескорыстие.
Бог любит нас не за «что-то», не за жертву, ни за молитву, не за служение, а за то, что мы Его дети, и, как любой любящий отец, Он не отказывается от своего ребенка, даже если тот его знать не хочет.
Отец не уединяется потому, что им пренебрегают; проступки детей не отвращают любовь Бога. Скорее, мы, его дети, наделённые способностью выбора и делающие этот выбор, сами определяем степень божественного влияния и ограничения Его присутствия в наших собственных сердцах и душах.
Бог не принимает решение прощать или не прощать человека, Он уже принял свое решение на всю оставшуюся вечность – любить: «Бог есть любовь», - «Господь, приняв решенье, его не изменит никогда». Пс 7:13.
«Эволюция стремится сделать Бога человекоподобным, откровение (в нашем случае Иисус) стремится сделать человека подобным Богу».