Бахаи Москвы написал(а):

В 1930 году, когда община бахаи СССР почти перестала существовать, Хранитель Веры писал:

Шоги Эффенди Хранитель Веры Бахаи написал(а):

Россия в будущем станет восхитительным раем, и обучение Вере в этой земле будет вестись в беспрецедентных масштабах. Дом Поклонения, установленный в самом её сердце, будет сиять ослепительным великолепием, и зов Величайшего Имени будет звучать в храмах, церквях и местах поклонения. Нам нужно проявить терпение. В этих знаменательных конвульсиях кроются скрытые могучие и непревзойденные тайны, которые откроются людям в дни, которые впереди.

И, действительно, после падения железного занавеса общины Советского Союза стали возрождаться в ещё большем размере. Придёт время и слова Хранителя сбудутся в полной мере.

Паблик "Бахаи Москвы" https://vk.com/wall-10843716_949
***

Шоги Эффенди, внук Абдул-Баха, главный историк первого века бахаи, на протяжении почти четырех десятилетий интересовался историей России и дал анализ ее основных событий, включая падение русской монархии.  Эти события рассматриваются им в свете учения бахаи и, в частности, соотносится с теми суровыми предупреждениями, которые Бахаулла направил правителям.  Шоги Эффенди с глубоким волнением наблюдал за столкновением материалистической доктрины с религией в ходе развития русского, а позднее советского общества.

Его трактовка поворотных событий русской истории ясна и последовательна.  Характеризуя политику Александра II, Шоги Эффенди назвал ее "реакционной, доказывающей несостоятельность царя и обреченность всей династии", политикой, которая "служила причиной повсеместного крушения иллюзий, открывая путь нигилизму и терроризму, порождая невиданное насилие, выражавшееся в неоднократных попытках покушения на царя, завершившихся в конце концов его убийством"(44).

"Его наследник Александр III, - продолжал Шоги Эффенди, - был вызывающе враждебен и к реформаторам, и к либералам"(45).  Продолжение репрессивной политики "... подготавливало почву для революции, которая... смыла кровавым потоком империю царей, принесла с собой войну, болезни и голод, установил власть воинствующего пролетариата, который уничтожил дворянство, подверг гонениям духовенство, оттолкнул интеллигенцию, уничтожил государственный статус религии и положил конец династии Романовых"(46).

Прослеживая развитие событий, которые привели к революции в России, Шоги Эффенди пишет: "Традиция неограниченного абсолютизма, крайней ортодоксальности религии сохранилась и при более жестком режиме Николая II - последнего из царей, который, следуя советам человека, являвшего собой воплощение ограниченности и упрямого деспотизма, и опираясь на продажную бюрократию, униженный губительными результатами войны, способствовал усилению недовольства как в среде интеллектуалов, так и среди крестьян.  Загнанное внутрь и усугубленное военными неудачами, недовольство это в конце концов привело в разгар мировой войны к революционному взрыву, опрокинувшему все человеческие принципы, разрушившему общественные институты, вызвавшему опустошение, не имеющее аналога в современной истории.  Великий катаклизм потряс основы этой страны.  Свет религии померк, церковные институты всех конфессий были сметены.  Государственная религия утратила свой статус, подверглась преследованиям и была практически уничтожена.  Огромная империя оказалась расчлененной... Гражданская война, эпидемии уносили миллионы жизней; население находилось на грани отчаяния.  И наконец, в этом вихре погиб вместе со своей семьей правитель могущественного государства, что означало гибель династии"(47).

Упадок религии в обществе и прискорбная участь, постигающая ее в периоды революций, - одни из постоянных тем Шоги Эффенди.  Во время второй мировой войны Шоги Эффенди писал о положении религиозных институтов, сожалея "о повсеместном ослаблении их влияния, падении власти, снижении престижа, пренебрежении их авторитетом... ослаблении дисциплины, ограничении изданий, робости лидеров и смятении в их рядах, конфискации собственности..."(48).  Он сожалел о "дехристианизации масс во многих христианских странах" и считал ответственными за это силы "агрессивного национализма", "религиозного безбожия", которые пытались через Союз воинствующих атеистов и его "пятилетний план безбожия" разрушить основу религиозной жизни масс(49).  Наконец, в одном из самых известных отрывков Хранитель назвал коммунистическую доктрину "вероисповеданием", которое "отрицает Бога, его законы и принципы и воплощение которого в жизнь... грозит сокрушить основы человеческого общежития"(50), одним из трех "фальшивых богов современного общества", которые "затмевают религии, искажают духовную жизнь, разридают политические институты, разъедают социальную структуру и разрушают экономическое устройство..."(51).

О религии, как источнике цивилизации, Шоги Эффенди сказал: "Эта жизнеспособная сила слабеет, это мощное средство поругано, это сияние померкло, эта неприступная твердыня оставлена, это прекрасное оденяние сорвано.  Нет больше Бога в людских сердцах, и языческий мир вожделенно и шумно внимает и поклоняется ложным божкам, которых он сам создал своими бессмысленными и глупыми фантазиями и которых сам же незаслуженно превозносят.  Главные идолы в поруганном Храме человечества являются не чем иным, как триединым божком Национализма, Расизма и Коммунизма, алтарям которого в разной форме и в разной степени поклоняются правительства и народы, демократы и сторонники тоталитаризма, християне и мусульмане - и в мире, и в войне, на Западе и на Востоке.  Их верховные жрецы - политиканы и так называемые мудрецы; их жертвенные дары - плоть и кровь невинных жертв; их заклинания - устаревшие поверья и хитрые, грубые лозунги; их ладан - дым отчаяния, исходящий от истерзанных сердец искалеченных обездоленных и бездомных

Теории и политические доктрины, столь пагубные и нежизнеспособные, которые обожествляют государство и превозносят нацию над человечеством, которые пытаются подчинить братские расы одной единственной расе, которые устанавливают различия между белыми и черными и терпят превосходство одного привилегированного класса над всеми другими, - вот темные, ложные и хитрые доктрины, ради которых какой-нибудь человек или люди, верящие в них или действующие согласно им, должны рано или поздно вызвать гнев и наказание Бога"(52).

Вера бахаи в России Исторический очерк
Нэнси Аккерман, Грэм Хассел

Приложение II к русскому изданию книги У. Хэтчера и Д. Мартина Новая мировая религия
https://bahai-library.com/russian/hist/ … ussia.html