Вопрос:

1. Если бахаи нельзя заниматься партийной политикой, поскольку она, исходя из Ваших слов “основана на возвышении интересов одной группы людей над другой”, то, исходя из этого, можно ли бахаи заниматься бизнесом, который, как ни крути, тоже предполагает возвышение интересов одних людей над другими?

2. Если у меня есть определенные политические взгляды то, естественно, у меня может появиться желание объединяться с единомымленниками, то что в этом плохого? Объединяются ж люди по многим критериям?

3. Исходя из Ваших слов, партийная политика “ведёт к разделению человечества” и поэтому не следует ею заниматься, но ведь религиозная принадлежность много-много раз ставала причиной не то что разделений, но всеческих трагедий, войн и прочих конфликтов. На религиозной почве людей пострадало, наверное, не меньше, чем на политической. И если быть до конца последовательным, то… Следует помнить слова Иисуса: “Не мир я принес на землю, но меч. Я пришел разделить сына с матерью…” – это он говорит о Своем учении и это применимо к любой другой религии.

4. Чем плоха политика, направленная на защиту простых людей, в чем бы это не проявлялось? Даже если она сочетается с силовой борьбой и революциями?

5. Почему, исходя из Ваших слов, “проблемы возникают тогда, когда один бахаи становится, например, коммунистом, а другой – демократом, потому что в этой ситуации они должны, следуя программе своей партии, противостоять друг другу” “бахаи-коммунисты” должны противостоять “бахаи-демократам” и, исходя из этого по логике вещей, должны ли противостоять друг другу бахаи из конкурирующих фирм?

6. “Единство – во многообразии”, как сказал Бахаулла. Не кажется ли вам, что это же относится и к политике?

Вы пишете в своём предыдущем ответе:

    Например, не так давно в Национальное Духовное Собрание России поступил вопрос о том, может ли бахаи быть членом казаческого общества. Ответ был вполне очевиден: «Нет, не может». Если Вы знакомы с характером нынешней деятельности казачества, Вы, безусловно, поймёте его обоснованность.

Насколько мне известно, в казачестве много шовинизма. Но думаю, что если бы вопрос касался “Яблока” или, например, “Союза правых сил”, то ответ был бы другим.

Ответ:

    1. Если бахаи нельзя заниматься партийной политикой, поскольку она, исходя из Ваших слов «основана на возвышении интересов одной группы людей над другой», то, исходя из этого, можно ли бахаи заниматься бизнесом, который, как ни крути, тоже предполагает возвышение интересов одних людей над другими?

Приводимая Вами аналогия с бизнесом не совсем корректна. Занятие бизнесом отнюдь не предполагает непременного отстаивания интересов группы за счет остальных людей. Это зависит от того, какие задачи мы ставим в своей деятельности. Одно дело, если во главу угла ставится желание заработать побольше денег любой ценой, и совсем другое дело, когда ставится задача послужить человечеству, хотя бы и в форме успешного ведения бизнеса, поставленного таким образом, чтобы принести как можно большую пользу как можно большему количеству людей (а не только, скажем, акционерам конкретной компании). Таким образом, бизнес вполне может быть духовным. Одна из задач Веры Бахаи как раз и заключается в привнесении духовности во все сферы человеческой жизни, в том числе и в бизнес.

Бахаи с удовлетворением наблюдает, как в последнее время идеи духовности всё шире проникают в деловой мир. Например, во многих бизнес-тренингах участникам предложит сыграть в игру, оптимальная стратегия которой заключается именно в сотрудничестве, а максимальный выигрыш для обоих партнёров будет достигнут только в случае взаимного доверия. Как Вы понимаете, такие упражнения придумываются не на пустом месте: в нынешние времена будет процветать именно та компания, что пользуется доверием клиентов, тогда как ни один мошенник, старающийся урвать кусок с помощью фирмы-однодневки, никогда не попадёт в список Top 500 журнала «Форбс».

Совсем по-другому дела обстоят в политике. Сама суть партии (как явствует даже из её названия, которое буквально означает «часть», «группа») — объединение людей, которые близки по каким-либо признакам: принадлежат к одному социальному слою, имеют сходные политические взгляды или хотя бы любят один и тот же напиток — как партия любителей пива. Соответственно, партия по определению не может объединить всех людей, без оглядки на подобные различия. В результате она неминуемо отстаивает интересы части общества за счет интересов остальных людей. Такой подход в корне противоречит учению бахаи, поэтому бахаи не могут участвовать в такой деятельности.

Но, с другой стороны, партия может ведь провозглашать и стремление к благу для общества в целом, другое дело, что она будет понимать это самое благо исключительно в свете собственной идеологии, то есть в соответствии со взглядами группы своих приверженцев. Эта ситуация несколько сложнее. Рассмотрим её, перейдя ко второму Вашему вопросу.

    2. Если у меня есть определенные политические взгляды то, естественно, у меня может появиться желание объединяться с единомышленниками, то что в этом плохого? Объединяются ж люди по многим критериям?

Безусловно, для человека естественно объединяться с единомышленниками, в том числе и с людьми, имеющими сходные политические взгляды. Но если человек стал бахаи, он уже объединился со своими единомышленниками, он уже вступил в партию — «партию Бога». Абдул-Баха так и писал: «Наша партия — партия Бога; мы не принадлежим ни к какой другой партии» (цит. по «Принцип невмешательства в политику и повиновение властям», Санкт-Петербург, «Единение», стр. 14).

Эта «партия», на первый взгляд, является разновидностью упомянутых выше партий, которые провозглашают стремление к благу для всего общества, но она имеет существенное отличие: «программа» этой «партии» была создана величайшим и безошибочным авторитетом — Богом, тогда как взгляды прочих партий являются плодом несовершенного человеческого разума, и все они, в большей или меньшей степени, ошибочны. Вы можете посчитать, что такое громкое заявление свидетельствует просто о непомерном самомнении бахаи: мол, только наша религия истинна, все же остальные заблуждаются. В мире, раздираемом бесчисленными противоречиями, такое подозрение выглядит естественным, однако единственное, что можем мы на это возразить (как возражали в своё время христиане, мусульмане и прочие верующие на заре своей религии) — приходите и посмотрите. Вера Бахаи действительно обращенна ко всему человечеству и не ставит ни одну религию выше другой. Бахаи должны чётко осознавать, что

    «Помимо безусловного принятия Божественного Плана, с такой простотой и силой возвещённого… Бахауллой и воплощающего в себе предначертанное самим Господом движение человечества к объединению… ничто иное в конечном итоге не способно противостоять силам духовного распада».

(там же, стр. 8)

    3. Исходя из Ваших слов, партийная политика «ведёт к разделению человечества» и поэтому не следует ею заниматься, но ведь религиозная принадлежность много-много раз ставала причиной не то что разделений, но всеческих трагедий, войн и прочих конфликтов. На религиозной почве людей пострадало, наверное, не меньше, чем на политической. И если быть до конца последовательным, то… Следует помнить слова Иисуса: «Не мир я принес на землю, но меч. Я пришел разделить сына с матерью…» — это Он говорит о Своем учении и это применимо к любой другой религии.

Религии становились поводом для раздора именно тогда, когда их приверженцы забывали о сути их учения и начинали заниматься борьбой за власть и схоластическими (читай, идеологическими) спорами, то есть, по сути, заниматься политикой.

Что же касается слов Иисуса Христа, то Он говорил о том, что произойдёт в результате появления Его религии (поскольку не все люди последуют за Ним, а многие ополчатся на Него), но это не означает, что такое разделение было целью Его религии. Иисус предвидел это, а не предопределял или предписывал. Если бы все люди последовали за Ним, то никакого разделения бы не произошло. Разве Иисус повинен в крестовых походах и инквизиции?
Однако в Писаниях Бахаи предсказано, что религию нынешнего Посланника Бога ждёт иная судьба, и на этот раз объединение человечества на её основе непременно произойдёт.

    4. Чем плоха политика, направленная на защиту простых людей, в чем бы это не проявлялось? Даже если она сочетается с силовой борьбой и революциями?

Не бывает «простых» и «сложных» людей. Все люди созданы по образу и подобию Бога, и все к Нему вернутся. Забыв об этом простом факте, люди начали делиться на «простых» и «сложных», чёрных и белых, «арийцев» и «недочеловеков» (а почему не на блондинов и брюнетов, толстых и тонких?!) и грызться между собой. Конечно, социальная несправедливость — большое зло, с ней следует бороться, но использовать ради этого «силовую борьбу и революции»… Если имеющегося у человечества опыта революций, коммунистических и нацистских режимов Вам недостаточно, представьте просто, что лично Вы родились в «сложной» семье (отнюдь не по собственной инициативе родились, так уж получилось). И вот в один прекрасный день к Вам в гости пришли «простые» люди и, в порядке восстановления социальной справедливости, казнили Вас — без учёта того, что Вы за человек, хороший или плохой, исключительно на основании Вашего социального происхождения… А после этого задайте самому себе Ваш же вопрос № 4.

    5. Почему, исходя из Ваших слов, «проблемы возникают тогда, когда один бахаи становится, например, коммунистом, а другой — демократом, потому что в этой ситуации они должны, следуя программе своей партии, противостоять друг другу» «бахаи-коммунисты» должны противостоять «бахаи-демократам» и, исходя из этого по логике вещей, должны ли противостоять друг другу бахаи из конкурирующих фирм?

Как ни странно, у конкурирующих фирм, в сущности, одинаковая идеология. Все они стремятся к одному и тому же (завоеванию одного и того же рынка, например) и готовы использовать для этого одни и те же методы и средства. Если привнести в бизнес духовность, исключив из него агрессивный подход и недостойные методы ведения дел и привнеся стремление к благу для всего человечества, то люди из формально конкурирующих фирм будут, по сути, единомышленниками.

В политике ситуация совершенно иная. Приверженцы различных партий исповедуют совершенно разные подходы к решению одних и тех же задач, а часто они и задачи ставят перед собой совершенно разные. О каком-то согласии здесь не приходится и мечтать.

    6. «Единство — во многообразии», как сказал Бахаулла. Не кажется ли вам. Что это же относится и к политике?

Нет, к политике это не относится, потому что единство может быть только там, где элементы этого самого многообразия не противостоят друг другу, а находятся в гармонии. В политике же мы наблюдаем именно противостояние.

    «***Например, не так давно в Национальное Духовное Собрание России поступил вопрос о том, может ли бахаи быть членом казаческого общества. Ответ был вполне очевиден: «Нет, не может». Если Вы знакомы с характером нынешней деятельности казачества, Вы, безусловно, поймёте его обоснованность.»

    Насколько мне известно, в казачестве много шовинизма. Но думаю, что если бы вопрос касался «Яблока» или, например, «Союза правых сил», то ответ был бы другим.

Конечно, ответ был бы тем же самым — по причинам, уже изложенным выше.
На вопросы отвечал Игорь Верещагин.

Занятие бизнесом отнюдь не предполагает непременного отстаивания интересов группы за счет остальных людей. ????????? а как быть с ущемлениями прав простых рабочих, профсоюзов? Как быть с “отстаиванием” интересов экологии развитых стран путем переноса вредных производств в страны “третьего мира”? Если бы это було не так, но не было бы многочисленных забастовок, не было бы миллионов азиатов и африканцев, с детства от зари до зари вкалывающих за копейки на буржуйские ТНК, не было бы и антиглобализма. Но так как эти вещи, и многие другие, существуют и они ставят чрезвычайно острые проблемы, это свидетельствует как раз о том, что бизнес, прежде всего большой бизнес, предполагает отстаивание интересов одной группы за счет интересов других групп, намного более многочисленных
***

Это зависит от того, какие задачи мы ставим в своей деятельности. Вот именно. Это также зависит от того, какие задачи ставятся в политической деятельности
***

Одно дело, если во главу угла ставится желание заработать побольше денег любой ценой, и совсем другое дело, когда ставится задача послужить человечеству, хотя бы и в форме успешного ведения бизнеса, поставленного таким образом, чтобы принести как можно большую пользу как можно большему количеству людей (а не только, скажем, акционерам конкретной компании). Таким образом, бизнес вполне может быть духовным. Одна из задач Веры Бахаи как раз и заключается в привнесении духовности во все сферы человеческой жизни, в том числе и в бизнес. Но ведь реальность на сегодня такова, что духовного бизнеса как такового нет! Политика, на мой взгляд, может быть более духовной
***

Совсем по-другому дела обстоят в политике. Сама суть партии (как явствует даже из её названия, которое буквально означает «часть», «группа») — объединение людей, которые близки по каким-либо признакам: принадлежат к одному социальному слою, имеют сходные политические взгляды или хотя бы любят один и тот же напиток — как партия любителей пива. Соответственно, партия «по определению» не может объединить всех людей, без оглядки на подобные различия. По большому счету в мире нет ни единой силы – будь то партия, религия, организация или еще что-то, которая смогла бы объединить всех людей. Да и чем принципиально в таком случае партия отличается от, скажем, бизнес-клуба или профсоюза журналистов? Они ведь тоже не в состоянии охватить всех людей. Но почему-то членство в них для бахаи – нормально, а в организации по политическому признаку – ненормально. Мне кажется, это непоследовательно
. ***

В результате она чаще всего отстаивает интересы части общества за счет интересов остальных людей. Нельзя здесь категорически говорить “за счет”. И не всегда эта часть является меньшинством.
***

Такой подход в корне противоречит учению бахаи, поэтому бахаи не могут участвовать в такой деятельности. Приведу пример. Бахаи учавствуют в экологических движениях, они ведут деятельность, направленную на защиту окружающей среды (например, в рамках ООН и при этом это почему-то не называется политикой). За счет этого страдают интересы многих ТНК, их руководителей и персонала, так как таким образом они лишаются потенциальной прибыли, они даже могут быть вынуждены пойти на сокращения штатов. От этого могут страдать интересы государств. То же самое касается, например, борьбы с бедностью.
***

Безусловно, для человека естественно объединяться с единомышленниками, в том числе и с людьми, имеющими сходные политические взгляды. Но если человек стал бахаи, он уже объединился со своими единомышленниками, он уже вступил в партию — «партию Бога». Абдул-Баха так и писал: «Наша партия — партия Бога; мы не принадлежим ни к какой другой партии» так почему же тогда человек может состоять в другой, пусть и не политической, но все же “партии” – исповедовать также другую религию, которую он усповедовал до того, как стать бахаи?
***

Эта «партия», на первый взгляд, является разновидностью упомянутых выше партий, которые провозглашают стремление к благу для всего общества, но она имеет существенное отличие: «программа» этой «партии» была создана величайшим и безошибочным авторитетом — Богом, тогда как взгляды прочих партий являются плодом несовершенного человеческого разума, и все они, в большей или меньшей степени, ошибочны. …и в большей или меньшей степени правильны – смотря как посмотреть :-)
***

Другими словами, участие в прочих партиях для нас будет просто напрасным разбазариванием сил и времени, которые мы с большей пользой для себя и всего человечества можем потратить, участвуя в осуществлении замысла Бога — а ведь кроме нас, бахаи, этой задачи не выполнит никто. Да, но ведь кто-то же должен заниматься политикой! Так почему же туда не следует стремиться попасть людям порядочным, которым присущ альтруизм? От политики в нашей жизни очень многое зависит, хотим мы того или нет. К тому же политика – это такая же работа, как и тысячи других
***

Что же касается слов Иисуса Христа, то Он говорил о том, что произойдёт в результате появления Его религии (поскольку не все люди последуют за Ним, а многие ополчатся на Него), но это не означает, что такое разделение было целью Его религии. Иисус предвидел это, а не предопределял или предписывал. Если бы все люди последовали за Ним, то никакого разделения бы не произошло. Эти же слова можно смело применить и к Бахаулле, так как после провозглашения Им Своей миссии люди просто не могли не разделиться на “своих” и “чужих”, как бы того не хотелось бахаи, но для многих людей они были “чужими”. Если бы это было не так, не было бы мучеников за Веру, не было бы гонений.
***

Однако в Писаниях Бахаи предсказано, что религию нынешнего Посланника Бога ждёт иная судьба, и на этот раз объединение человечества на её основе непременно произойдёт. Но ведь кто-то же это должен осуществлять!!! А это и есть политика!!! Или…чужими руками жар загребать?!?!?????
***

Не бывает «простых» и «сложных» людей. Все люди созданы по образу и подобию Бога, и все к Нему вернутся. Забыв об этом простом факте, люди начали делиться на «простых» и «сложных», черных и белых, «арийцев» и «недочеловеков» (а почему не на блондинов и брюнетов, толстых и тонких?!) и грызться между собой. Я имею в виду, и думаю, что это понятно, простых людей, грубо говоря, “народных масс”
***

Конечно, социальная несправедливость — большое зло, с ней следует бороться, но использовать ради этого «силовую борьбу и революции»… а почему бы и нет, если власть узурпируют люди, которых и близко к политике не следует подпускать? Политики – это не больше чем наемники, котоорые обязаны отрабатывать те деньги, которые им платят наологоплательщики; они обязаны защищать интересы тех, кто их выбрал, а не воевать против собственного народа, как это происходит в Украине, где я живу. У нас результат налицо: за почти 13 лет независимости куда-то “делись” 4 миллиона жителей, по показателям всяческих свобод (слова, предпринимательства, соблюдения прав человека и т.д.) Украина во второй сотне, по уровне коррупции – 2-3-е места с конца. Конечно, дело не в независимости. Дело в конкретных “людях”, которые принимают решения. И лично я не вижу ничего плохого в том, чтобы убрать таких политиков силой, так как добровольно они не уйдут – причин для этого предостаточно. Даже если они проигрывают выборы, то неизменно выигрывают подсчет голосов. Мне, например, очень импонирует Грузинский вариант прошлой осени.
***

Если имеющегося у человечества опыта революций, коммунистических и нацистских режимов Вам недостаточно, представьте просто, что лично Вы родились в «сложной» семье (отнюдь не по собственной инициативе родились, так уж получилось). Ничто “так уж” не получается. К тому же нельзя забывать о позитивах, скажем, Французской революции 1789 года или о том, что дали восстания чернокожих рабов в Америке или “бархатные революции” конца 80-х в Европе, да и Че Гевара неспроста стал революционером… Если рассматривать то, что “ближе к телу”, то уж извольте – революции 1905 и февраля 1917 принесли много позитива, да и мне лично всегда были симпатичны декабристы и всякие организации типа “народной воли”, не стоит забывать, что, например, в 1861 крепостное право не просто так отменили – если бы не люди с революционными настроениями, если бы не непокорность властям, этого, и многого другого, не было бы.
***

И вот в один прекрасный день к Вам в гости пришли «простые» люди и, в порядке восстановления социальной справедливости, казнили Вас — без учета того, что Вы за человек, хороший или плохой, исключительно на основании Вашего социального происхождения… А после этого задайте самому себе Ваш же вопрос № 4. Так ведь во главе многих революций и восстаний нередко стояли представители интеллигенции… да и не надо сразу же впадать в крайности – типа просто взяли и казнили :-)
***

Как ни странно, у конкурирующих фирм, в сущности, одинаковая идеология. Ну, как ни странно, политические партии с разными идеологиями могут ставать союзниками, а значит не конкурировать
***

Все они стремятся к одному и тому же (завоеванию одного и того же рынка, например) и готовы использовать для этого одни и те же методы и средства. Если привнести в бизнес духовность, исключив из него агрессивный подход и недостойные методы ведения дел и привнеся стремление к благу для всего человечества, то люди из формально конкурирующих фирм будут, по сути, единомышленниками. Все это дословно применимо и к политике. В идеале. Так же само в идеале и в той же мере это применимо и к бизнесу.
***

В политике ситуация совершенно иная. Приверженцы различных партий исповедуют совершенно разные подходы к решению одних и тех же задач, а часто они и задачи ставят перед собой совершенно разные. О каком-то согласии здесь не приходится и мечтать. Несогласен. А как быть с единством в разнообразии? Исходя из этого логично, что они будут предлагать разные подходы к решению задач. К слову, в математике тоже может существовать много правильных вариантов решения одной задачи, но это не значит, что надо их отбрасывать. Да и задачи партии зачастую ставят одинаковые.
***

Нет, к политике это не относится, потому что единство может быть только там, где элементы этого самого многообразия не противостоят друг другу, а находятся в гармонии. Опять-таки вопрос: возможно ли согласие между религиями, которые, как бы того не хотелось, противостоят друг другу? Да, они еще предлагают совершенно разные подходы к решению одних и тех же вопросов. Возможно ли здесь согласие?
***

В политике же мы наблюдаем именно противостояние. В спорте тоже имеет место быть противостояние. И что из этого?

Уважаемый Евгений!
Суть Ваших возражений, если не вдаваться в разного рода мелкие подробности, можно свести к следующему: занятия политикой и объединение людей в политические группы (партии) принципиально не отличаются от других видов деятельности (предпринимательской, профсоюзной, экологической, спортивной и, наконец, религиозной), которые в Вере Бахаи не запрещены; почему же тогда для политики сделано такое исключение, тем более что именно политическими методами можно сделать этот мир лучше?

Ответ на этот вопрос таков: в учении бахаи четко говорится именно о том, что никакими политическими методами невозможно кардинально улучшить положение человечества. Можно, конечно, добиться тех или иных частных улучшений; кроме того, Бог проявляет свою волю в том числе и через политиков, которые часто способствуют продвижению Его планов, сами того не подозревая. В мире много хороших людей, которые, не будучи бахаи, теми или иными способами служат человечеству и облегчают его страдания, в том числе и участвуя в политике. Но никто, кроме бахаи, не может выполнить основную часть Божественного плана для нынешней эпохи — построения принципиально новой, духовной цивилизации на основе явленных через Бахауллу законов и принципов Божественного мироустройства.

У Вас, разумеется, может быть иное мнение (как Вы и пишете: «По большому счету в мире нет ни единой силы – будь то партия, религия, организация или еще что-то, которая смогла бы объединить всех людей»), но в соответствии с учением бахаи именно Вера, явленная Богом, способна объединить человечество. Бахаулла писал: «Лучшим лекарством и наимогущественным средством для исцеления всего мира Господь избрал союз всех народов в одном общем Деле, в единой Вере. Достичь сего можно лишь с помощью искусного, всемогущего и вдохновленного Врачевателя [т.е. Божественного Посланника для нашей эпохи и Его учения — И.В.]. Несомненно, сие — истина, всё же прочее есть не более чем заблуждение.» (Крупицы из Писаний Бахауллы, CXX.)

Эта задача не может быть решена участием в «традиционной» политике; напротив, такое участие приведёт лишь к распылению сил, которых у общины бахаи пока весьма немного. Поэтому бахаи, который занимается политикой, в сущности, наносит большой вред Вере. Его можно сравнить с гребцом на лодке, который гребёт в совершенно другую сторону, нежели остальные его товарищи (благие побуждения, из коих он этим занимается, отнюдь его не оправдывают, ведь в итоге он лишь тормозит движение лодки; к тому же он может увлечь за собой и других гребцов, и тогда «лодка» — община бахаи — поплывёт совсем не туда, куда ей было предназначено её «хозяином» — Богом). Именно поэтому за политическую деятельность в общине бахаи предусмотрено такое суровое наказание, как лишение административных прав.

Следует отметить, что всемирная община бахаи как организованная структура, в определенной степени, осуществляет деятельность, которую можно назвать политической (на уровне ООН, например), и можно думать, что по мере роста её сил и влияния будет возрастать и её роль на политической арене. Но такая политика является Божественной политикой, определяемой единственным в мире органом, который защищён в своих решениях от ошибок — Всемирным Домом Справедливости. «Частная» же инициатива отдельных бахаи или групп бахаи в столь важном и специфическом вопросе недопустима, поскольку может нанести большой вред Вере и, в конечном итоге, всему обществу.
На вопрос отвечал Игорь Верещагин

Вопрос:

Бахаи не вмешиваются в политику. Почему? С моей точки зрения, объединения народов не может произойти без создания единой политики!

Ответ:

Ответ на это кажущееся противоречие очень прост: бахаи запрещено заниматься партийной политикой, то есть такой, которая основана на возвышении интересов одной группы людей над другой. Это, как Вы понимаете, ведёт к разделению человечества, а Бахаулла пришёл объединить мир. Бахаи могут (и даже должны) заниматься такой политикой, которая полезна для дела объединения человечества: например, всячески поощряется их участие в комитетах борьбы против расовой дискриминации и проч.

Проблемы возникают тогда, когда один бахаи становится, например, коммунистом, а другой — демократом, потому что в этой ситуации они должны, следуя программе своей партии, противостоять друг другу. А если разделилась главная объединяющая сила этого мира, как тогда сможет он обрести единство?

http://chupin.ru/bahai.ru.library/answers/a048.html