Возможно в нижеследующем тексте есть неточности, интересно было бы узнать мнение мусульман:
В Коране встречается много противоречий, которые почитаются за замену «на лучшее или равное ему» (2.100). Мусульмане и сами находят в Коране около 200 таких «замен». Однако даже это противоречит 4.84: «Будь он (Коран) не от Аллаха, то, наверное, много противоречий нашли бы они в нем». Однако, что означают «замены», если не противоречия, которых и на самом деле хватает.
В ответ на подобные упреки, Мусульмане быстро указывают на противоречия в Библии, многие из которых легко объяснимы. Некоторые (хотя и не все) существуют из-за разночтения одной буквы еврейского языка. В Коране же есть не только похожие ошибки, но и ошибки совсем другого рода. Так длительность «дня» в 32.4 определяется в 1 000 лет, а в 70.4 – в 50 000. И здесь разница не в одной букве, а в целом слове («хамсиина» – 50). Так же и в 50.37 говорится, что творение неба и земли закончилось в шесть дней, тогда как в 41.8-11 говорится о 8 днях. В 2.130,285 говорится о равенстве между всеми апостолами, тогда как в 2.254 об отличиях, о преимуществах одних над другими. В 17.105 сказано, что фараон был потоплен, а в 10.90-92, что он обратился и был спасен. В 7.121 фараон повелевает всех магов «четвертовать и потом распять», тогда как распятие было изобретено 1300 годами позже. Существует противоречие и между 19.34 и 4.156 о том, умер Иисус или нет. Во власти Аллаха находится «все, что на небесах и на земле. Все и вся повинуется Ему» (30.25), отсюда понятие предопределенности. Однако находятся и такие, которые не повиновались Ему (7.11). Грех идолопоклонства не прощается Аллахом (4.51,117-118), но это относится не ко всем (4.152). Можно не поститься, если накормишь очень бедного, и все же пост – обязанность каждого Мусульманина (2.180,181). Прелюбодеяние наказывается 100 ударами (24.2), или же содержанием взаперти до смерти (4.19) – все зависит от того, по какому стиху судить. Если верить 2.59, то Иудеи и Христиане будут спасены, но уже в 3.79 говорится, что нет спасения вне Ислама. И можно ли верить в то, что «летящими звездами» поражается сатана (37.6-10; 67.5; 72.6-9)?
Мнение о том, что Коран написан на совершенном и красивейшем арабском языке, тоже довольно субъективно. Ибо Коран написан отрывочными и несвязанными между собой частями, без начала и конца, к которым только позже, в такой же отрывочной форме, встречаются видоизмененные продолжения или же пояснения. Так же в Коране были обнаружены и грамматические ошибки: неправильно используется множественное число (2.172). В 4.160 и в 7.160 вместо женского рода во множественном числе, употребляется мужской. Неправильное употребление местоимений в 63.10 (вместо первого лица употреблено третье). [Все это, конечно, относится к Корану на арабском языке].
Мусульманам должно быть довольно трудно объяснить, почему в Коране встречаются выдержки из Иудейских мидрашей (толкований), переписанных почти слово в слово, хотя они (и это хорошо известно) были написаны задолго до Корана. Так в суре 21, где, в частности, говорится об Аврааме в Вавилоне, эта часть почти слово в слово повторяет мидраш на Быт.15,7, написанный Джонатаном Бенузиилом.
====
Ахадит был написан для того, чтобы правдиво рассказать о всем том, что было сказано и сделано Мухаммадом и его учениками. А потому есть смысл заглянуть туда, чтобы почерпнуть больше знаний об этом пророке. Однако размышление о том, что там написано, а также сравнение с Кораном, вызывает целый ряд вопросов. Здесь несколько примеров подобного рода трудностей, взятые из Сахих Бакхари.
Наследие. Согласно одному хадиту в томе 4-м (СБ 4.55.546), Абдулла бин Салам задал несколько вопросов Мухаммаду, чтобы убедиться в истинности его избрания в пророки. Два из них маловажны, а вот третий был таким: «Почему ребенок похож на своего отца и на дядю по материнской линии?» Ответ на этот вопрос (как и на другие), как говорят, был дан Мухаммадом от Бога через Ангела Гавриила, «Гавриил только что дал мне ответ». Однако данный ответ звучит несколько неожиданно для современного уха. Итак, на вопрос о том, на кого похож ребенок, ответом было следующее. Если муж, совокупившись с женой, первым извергнет семя, то ребенок будет похож а отца, если жена – то на мать. Что совершенно противоречит не только генетике, но и простому опыту жизни. Однако, похоже, Абдуллу бин Салама ответ удовлетворил полностью.
Рост Адама. Если верить СБ 4.55.543 Аллах сотворил Адама ростом в 60 локтей, что равняется примерно 27½ метра. Ни одно животное не могло бы жить при такой высоте. Сердце, перекачивая кровь, не могло бы поднять его от ступней выше 9,81 метра. Впрочем даже эта высота неприемлема для кровеносной системы человека, ибо кровяное давление требуется таково, что стенки кровеносных сосудов не выдержали бы его.
О сатане и носе. Пророк сказал: «Если кто-то после сна производит омовение, то он должен промыть свой нос, трижды вобрав в него воду и испустив ее прочь, ибо сатана провел в глубине его носа всю ночь» (СБ 4.54.516). Обитает ли сатана в человеческом носу по ночам? Какого он размера? Сколько человеческих носов сразу он выбирает для ночлега?
Крысы – Иудеи. Пророк сказал: «Часть Израильтян пропала. Никто не знает что они делали. Я же не вижу их иначе, как проклятых и превратившихся в крыс, ибо если вы поставите перед крысой молоко верблюдицы, то крыса не будет его пить, а если поставите перед ней молоко овцы, то она выпьет его». Я рассказал об этом Каабу, который спросил меня: «Ты слышал об этом от Пророка?» Кааб задавал мне этот же самый вопрос несколько раз, и я сказал Каабу: «Разве я читаю Тору? [т.е. я рассказываю тебе это через Пророка]» (СБ 4.54.524). Учение о том, что крысы были когда-то Иудеями, основанное на том, что они не пьют верблюжьего молока… Интересно, оно относится ко всем крысам, или к какому-нибудь одному виду?
Крылышки домашней мухи. Пророк сказал: «Если домашняя муха упадет в твое питье, утопи ее в нем, ибо в одном ее крыле есть болезнь, а в другом лекарство от этой болезни» (СБ 4.54.537). Итак здесь говорится, что мухи разносят болезни своим отравленным крылышком, тогда как в другом находится противоядие. С современной точки зрения такое объяснение довольно убого, хотя и говорит о том, что в древности ученые связывали причины заболевания с мухами.
Горячка (лихорадка). Пророк сказал: «Горячка возникает от жара [Адского] Огня, а потому гаси ее водой» (СБ 4.54.486). Очень похожее утверждение находим и в СБ 4.54.483. Современная медицина утверждает, что горячка является следствием проникновения в организм микробов.
Собаки. Мухаммад суеверно боялся собак. Пророк сказал: «Ангел не войдет в дом, в котором есть, или нарисована собака» (СБ 4.54.539). Апостол Аллаха заповедал убивать собак (СБ 4.54.540). Следующие два раздела утверждают, что любой, имеющий собаку, как домашнее животное, потеряет свою награду.
Кишечник. Этот хадит взят из Сахах Муслим, как очень наглядный пример. Посланник Аллаха [да пребудет мир с ним] сказал: верный ест одной кишкой, тогда как неверный ест семью кишками» (СМ 3.22.5118). Анатомия опровергает это.
Страх ветра и затмений. СБ 2.17.144 говорит нам, что, когда бы не начинал дуть сильный втер, на лице Пророка появлялось беспокойство [страх, что ветер может быть знамением гнева Аллаха]. СБ 2.18.167 говорит нам о том же, но уже при солнечном затмении. Настоящему пророку подобало бы знать, что подобные вещи являются обычными природными явлениями, а потому для праведника не должно быть никаких причин для беспокойства.
Мухаммад под влиянием магов. Но есть вещи и похуже. Несколько хадит рассказывают нам о том, как Мухаммад был заколдован, а потому видел того, что не было и говорил неправду. В СБ 4.53.400 говорится, как однажды пророка околдовали так, что он начал представлять себе что он сделал то, что никогда не делал… СБ 4.54.490 немного по-другому рассказывает эту же историю, начиная с того, как маги так обработали Пророка, что он начал думать, что он сделал то, что никогда не делал. Дальше рассказывается, кто его заколдовал, и как Мухаммад исцелился. Похожее встречается в СБ 7.71.660. И это создает целый ряд проблем для Мусульман, ибо Мухаммад иногда видел то, что не существовало в природе, а потому он, как пророк, не заслуживает веры.
Такие и подобные перлы в Ахадит приводят к выводу: либо Ахадит, как Сахих, не принадлежит Мухаммаду, либо Мухаммад не был пророком, либо то и другое. Странные отношения к собакам, затмениям и ветру склоняют чашу весов к сомнению в пророческих способностях Мухаммада.
Грубые ошибки в Ахадит представляют бόльшую проблему, чем может показаться на первый взгляд. Одной из слабостей Ислама является то, что нет веских доказательств того, что Корану можно верить. Предания утверждают, что Коран был написан Мухаммадом, и других подтверждений тому нет. Ахадит и должен был стать подтверждением этой гипотезы. А потому, если Ахадит не в силах предъявить доказательства этому, то нет никаких сдерживающих причин, чтобы не считать, что Коран был написан вскоре после смерти Мухаммада, а значит и не является неизменным словом Божиим.
С другой стороны, если поверить, что все сказанное в хадит истина, и что Ахадит среди таких книг, как Сахих Бакхари является точной записью слов Мухаммада, тогда из этих, явно не правильных высказываний вытекает, что эти слова никак не могли быть словами пророка Божиего. А потому вера в непогрешимость Ахадит должна привести к неизбежному выводу: Мухаммад не был пророком.
Так же и то, что Мухаммад иногда находился под воздействием чар и говорил неправду, должно у Мусульман вызывать подозрение к словам Пророка. «Солгавший раз, кто тебе поверит?» Как можно отличить, где он говорил правду, а где нет?