Израиль сегодня напоминает айсберг: большая его часть покрыта не водой, а мраком неизвестности. Залежи "свидетельств старины глубокой" - в Восточном Иерусалиме, в окрестностях Мертвого моря и, конечно же, в Иудее и Самарии, остаются неизведанными многими израильтянами по причинам безопасности: там арабы - стреляют… Однако горстки еврейских жителей, разбросанных по этим освобожденным территориям, свидетельствуют своим присутствием о том, что хозяин возвращается домой.
Евреи живут в сердце Хеврона, около могилы Праотцев, Маарат Махпела, в Шхеме, поблизости от могилы Йосефа. От южных районов Иерусалима до могилы праматери Рахель в Бейт-Лехеме, можно, оказывается, дойти пешком. В Иерусалиме, в Старом городе, в мусульманском квартале, услышав ночью шаги в переулке не нужно бросаться наутек. Вероятнее всего вы к своему удивлению столкнетесь с бреславским хасидом или религиозным сионистом в вязаной кипе, спешащим из бейт мидраша в общежитие. Да! Тут, в центре средоточия негативных ассоциаций израильтян находятся несколько больших йешив. Днем, в толпе религиозных евреев и туристов, вы даже не разглядите человека в тфилине. А ведь он спустился с крыши арабского рынка, из йешивы продолжающей традиции легендарного Виленского Гаона, последователи которого, по слову своего ребе, поднялись в Эрец Исраэль более двухсот лет тому назад.
Дом без хозяев - каменная пустыня, но даже пустыня хранит память о человеке, ждет хозяина. Рынок Хеврона петляет между плотно спрессованных друг с другом каменных домов, такой тип городской застройки называется Касба. Сегодня евреи там не живут, а для арабов это заброшенная окраина, в узких проходах которой теснятся грязные лавки. В них вы найдете небогатый ассортимент местных поделок и китайского барахла. Но стоит только поднять голову повыше и присмотреться к самим домам, как в глаза бросится несоответствие их с окружающей действительностью. Дома добротные, украшенные резьбой и окнами красивой формы. Почти около каждой двери в твердом облицовочном камне пробит диагональный паз, кое-где неумело замазанный цементом. Он - свидетель того, что это наши дома, ведь на входе в еврейский дом положено висеть мезузе. Пустой паз - это то, что от нее сегодня осталось.
Израиль изобилует подобными откровениями. Наша задача вспомнить, в чем их смысл, зачем они здесь, все вместе и каждый в отдельности. Прикоснутся к стене, пройти по древней дороге, наполнить их собой, дать им жизнь. И тогда пелена тысячелетнего мрака разорвется и из-под него, вся целиком выйдет прекрасная страна Израиль.
Отредактировано pet_fly (Вторник, 12 января, 2010г. 15:31)