OK написал(а):где-то я прочитала (но сейчас не могу найти), что распределял земли между коленами Иехошуа не сам, а вместе с первосвященником (кажется сыном Аарона).
Начал распределять Моисей еще до войны в Ханаане, перед смертью велел заняться этим И. Навину и сыну умершего Аарона Елиазару.
OK написал(а):Судя по Вашей цитате, толкование тоже мог давать как Судья, так и первосвященник. у кого был приоритет, в случае если они давали разное толкование?
Не думаю, что в то время были разные мнения на Закон, ибо сам Бог давал прямые указания в случае чего.
А вообще, как и сказано, право на толкование было дано в порядке очередности: коэны, левиты, судьи. Но "судьи" здесь не правители Израиля в эпоху Судей, а в обычном смысле, знатоки законов.
OK написал(а):кому и как передавалось право толкования после Иехошуа? до разделения на саддукеев и т.д.?
По принципу коэн/левит/судья.
Но это в повседневной жизни. Позднее появилась необходимость составить обширные толкования (комментарии) к Устной и Письменной Торе. Как говорится, на века. Выделились знатоки Торы, мудрецы, посвящавшие этому всю жизнь. Так появился Талмуд.
OK написал(а):а еще, считается ли второзаконие аутентичным (т.е. написанным во времена Моше и Иехошуа) среди самих (ортодоксальных) верующих?
Считается.
Хотя есть мнения, что это более поздняя книга, существуют также доказательства ее аутентичности. Но это предмет бесконечных споров.