СМЕРТЬ ИСТИННАЯ И ВИДИМАЯ

Смерть души (Истинная Смерть)

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что представляет собой смерть, что произойдет с вами во время смерти?

До сих пор никто из умерших людей не оживал вновь и не возвращался к людям, чтобы поведать им о том, что видит и чувствует душа в момент смерти. По этой причине у нас нет технических возможностей узнать, что представляет собой смерть и что переживает человек, сталкиваясь с нею.

Но Всевышний Аллах, даровавший человеку жизнь и забирающий ее, когда заканчивается установленный Им срок, дает нам знания в Своей Книге и том, как происходит смерть каждого из нас и что мы будем ощущать в этот миг. Только в Коране мы можем узнать о том, что же есть смерть и как воспринимает ее умирающий.

В Коране мы сталкиваемся с поразительной истиной, так как смерть, описанная в Коране, совершенно отлична от "медицинской" констатации смерти, то есть той, которая наблюдается другими людьми со стороны.

Прежде всего, в некоторых айатах нам сообщается о событиях, переживаемых умирающим человеком, которые, однако, не видны окружающим его людям. В суре "Аль Уакиа" говорится:

А когда душа дойдет до горловины и вы будете тогда только стоять и смотреть, то Мы ближе к нему, чем вы сами, но вы не увидите. (Сура "Аль Уакиа", 56:83/85)
В другом айате сообщается нам, что события, переживаемые в миг смерти неверующими, являются мучительными:

Пусть не вызывают зависти в тебе их имущество и дети; Аллах хочет только наказать их этим в мирской жизни и чтобы душа их изошла из тела в муках и в неверии. (Сура "Ат Тауба", 9:85)
Тогда как смерть истинно верующих проходит светло и с радостью:

...ангелы возьмут [их] души благими! Они скажут: "Мир Вам! Войдите в Рай в награду за то, что вы свершали". (Сура "Ан Нахль", 16:32)
В приведенных айатах нам сообщается о важнейших неизменных истинах смерти: переживаемое умирающим человеком совершенно отлично от того, что видят созерцающие его смерть окружающие люди. Например, воинствующий безбожник, который всю свою жизнь кичился своим неверием и возводил хулу на Создателя, может умереть во время сна, и у людей складывается ощущение, будто бы, несмотря на все его грехи, его настигла "легкая, спокойная" смерть. Однако в этот момент его душа, перешедшая уже в другое измерение, вкушает смерть, испытывая великие муки. Или же противоположная ситуация: внешняя смерть истинно верующего человека проходит в боли и муках, так наблюдают это люди со стороны, но, как и сообщается в одном из айатов, ангелы возьмут душу истинно верующего, му-мина, с благостью и миром.

Таким образом, медицинская (физическая) смерть тела и исход души из тела, описанный в Коране, в действительности происходят совершенно по-разному.

Те же неверные, которые не знают о тайнах смерти, ниспосланных нам в Коране, будут прибегать к все новым методам убеждения себя, что смерть есть лишь приятное погружение в вечный, сладостный сон, которое происходит безболезненно и легко. Те же, кто предпочитает уйти из жизни, как им кажется, безболезненно, приняв смертельную дозу снотворного или же отравившись "веселящим" газом, стремится избежать мучительного течения смертельной болезни, приняв большую дозу наркотических препаратов, показывают нам примеры великого заблуждения.

Вкушаемая истинная смерть, как сообщается нам в айатах, является великой мукой для неверных, а для му'минов светлой радостью и умиротворением. Из Корана мы знаем, как тяжело отходят от тела души неверных, ибо сообщается нам в айатах:

-Ангелы забирают души неверных в миг смерти, стегая и ударяя их по спинам и лицам:

И как же, когда ангелы будут забирать их души, нанося удары по лицам и по хребтам! Это за то, что они последовали за тем, что разгневало Аллаха, и ненавистно было им то, на что Его благоволенье было. И за это Он сделал тщетными их деяния. (Сура "Мухаммад", 47:27/28)
-Неверные испытывают страшные потрясения в миг смерти и получают от ангелов смерти весть о близости начала вечных, нестерпимых муках:

Если бы ты видел, как неправедные пребывают в потрясениях смерти, а ангелы простирают к ним руки: "Изведите наши души, сегодня будет вам воздано наказанием унижения за то, что вы говорили на Аллаха не истину и превозносились над Его знаменьями!" (Сура "Аль Ана'ам", 6:93)

Если бы ты видел, как забирают души тех, которые не веровали, ангелы - они бьют их по лицу и по спинам, [говоря]: "Вкусите огненные муки". Это - за то, что уготовали ваши руки, воистину, Аллах не чинит несправедливости для рабов своих. (Сура "Аль Анфаль", 8:50/51)
Как видно из айатов, даже сам момент смерти является великой мукой для неверного. Окружающие его близкие думают, что он спокойно и легко скончался в своей постели, на самом деле душа его подверглась болезненным физическим и душевным мукам. Ангелы смерти вырывают его душу, причиняя боль и унижения. Ангелы смерти, забирающие души неверных, описываются в Коране как

"...с силой вырывающие из самых недр [души неверных]." (Сура "Ан Назиат",79:1)
Когда же душа оказывается у порога тела, возле гортани, умирающий молит о помощи:

Когда [душа] дойдет до ключицы, скажут: "Кто ж исцелитель тот?". Тогда, истинно, познает человек, что это разлука. (Сура "Аль Кыйама", 75:26/28)
Итак, теперь неверный лицом к лицу с той великой истиной, которую он отрицал на протяжении всей своей жизни. Вместе со смертью физической начинается наказание за великие грехи, свершенные им в мирской жизни, за безверие и пренебрежение к своему Создателю. Боль, причиняемая ему ангелами смерти, с силой вырывающими его душу из самых недр, является лишь началом ожидающих его великих мук, которым не будет конца.

Тогда как для уверовавшего в Господа, для му'мина, смерть является началом великой радости и совершенного счастья. Если души неверных с силой и болью вырываются из самых недр тела, то душа праведного "извлекается с мягкостью" (Сура "Ан Назиат",79:2), с "благостью" и "миром" (Сура "Аннамль", 27:32), словно бы, путешествуя во сне, душа безболезненно выходит и удаляется от тела, перемещаясь в другое измерение (Сура "Аз Зумар", 39:42).

Это и есть истинная смерть. Окружающие люди сталкиваются и знают лишь о медицинской констатации смерти, видят тело, находящееся на грани прекращения действия жизненных функций. Наблюдающие за смертью человека не видят ни того, как бьют умирающего неверного по лицу и спине, ни смыкания ног, ни души, поднявшейся к самой ключице. Эти видения и ощущения переживает только лишь душа умирающего. Истинная смерть сполна "вкушается" умирающим в измерении, не доступном взорам окружающих его людей. Если определить иначе, то событие, переживаемое в миг смерти, есть "смена измерений".

Можно подытожить истины, которые приводятся в айатах Корана, и изложить вкратце в виде нескольких пунктов. Миг прихода смертного часа предопределен Всевышним Аллахом, он наступит ни часом позже, ни часом раньше установленного Аллахом момента, ни праведнику, ни неверному нет никакой возможности изменить этот час. Где бы они ни находились, смерть найдет их в установленное для них время. Даже если окружающие люди и не видят происходящего, умирающий праведник и неверный переживают совершенно отличные друг от друга события и ощущения.

Смерть му'мина:

Му'мин обретает смерть, о неминуемости которой он знал и готовился к этому мигу всю свою жизнь.

Ангелы, пришедшие за его душой, приветствуют его с миром и сообщают радостную весть о Рае.

Ангелы бережно и мягко встречают его душу.

Душа легко покидает тело.

Он испытывает желание сообщить благую весть всем верующим, му'минам, которым предстоит умереть, об истинности обета Аллаха: в смерти тела нет ни страха, ни печали. Но ему не разрешают сделать это.

Смерть неверного:

Неверный встречается со смертью, от которой он стремился убежать всю жизнь.

Его смерть проходит в тяжелейших потрясениях.

Ангелы протягивают к нему руки и сообщают о приближении унизительных, невыносимо болезненных мук.

Ангелы забирают его душу, стегая его по спине и лицу.
Душу его с силой и болью вырывают из самых недр.

Душа поднимается до гортани (ключиц), и ангелы вырывают ее окончательно.

Душа его отходит от тела в муках, в наказание за неверие и небрежение к Создателю.

Раскаяние и признание веры, о принятии которых он будет молить в миг смерти, не будут приняты.

Пелена неведения спадает, и истина предстает перед ним. Она порождает великое раскаяние, он просит Аллаха вернуть его на землю, дабы искупить грехи своей растраченной жизни и свершить праведные дела, но он уже потерял свою жизнь.Дороги назад нет.

Наблюдаемая людьми смерть в ее медицинском определении также имеет глубокий назидательный смысл, ибо процесс физической смерти человеческого организма дает нам возможность постижения важнейших истин. По этой причине следует рассмотреть и процесс физической смерти нашего организма, которая следует за истинной смертью нашей души, ибо каждый из нас должен задуматься и над тем, что ожидает наши тела после погребения в могилах.

Телесная смерть (физически видимая)

В момент смерти душа человека покидает то измерение, в котором живут люди в мирской жизни, оставляя за собой неживое тело. Подобно некоторым животным, которые меняют на протяжении жизни кожу, человек оставляет свою оболочку, принадлежавшую этому миру, и устремляется к истинной, подлинной жизни. Однако последующая участь оставшегося без души тела также очень поучительна и важна. В особенности для тех, кто придает так много значения своей внешней оболочке при жизни.

Вы никогда не задумывались, что станется с вашим телом после смерти, какая участь постигнет его после смерти?

Однажды вы умрете. Возможно, совершенно непредвиденным образом. По дороге за хлебом вас может сбить машина. Неизлечимая болезнь может стремительно привести вас к смерти. Или ваше сердце вдруг откажется работать.

Таким образом, вы познаете смерть.

Начиная с этого момента у вас не останется никакой связи с вашим телом. Тело, хозяином которого вы были на протяжении всей мирской жизни и называли его "я", превратится в обыкновенный кусок плоти, мяса. После смерти ваше тело будут нести уже другие люди. Вокруг него будут плачущие близкие и родные, сокрушающиеся знакомые, кто-то из них будет причитать: "Ну как же так, ведь еще вчера он был здесь", "Он был здоровее всех нас". Затем тело поставят в одну из комнат дома или доставят в морг. Там оно останется на одну ночь. На следующий день начнутся похоронные подготовки и оформления. Мертвое тело отвезут в место для обмывания покойников. Служащий омоет ваше затвердевшее тело холодной водой, поворачивая его вперед и назад. На этом этапе на теле уже начнут появляться первые последствия смерти. Тело начнет синеть. Затем ваше тело завернут в белую ткань- саван, поместят в деревянный гроб и покроют его зеленым покрывалом. К тому моменту подъедет похоронная машина и примет гроб. По мере продвижения похоронной процессии к кладбищу вокруг нее жизнь будет продолжаться. Кто-то из людей, проходящих мимо процессии с вашим телом, уважительно остановится, но большинство людей будет продолжать заниматься своими делами, даже ничего не заметив. Затем гроб с вашим телом довезут до кладбища. Гроб понесут на руках и те, кто любил вас, и те, кто старался казаться любящим. Вокруг, вероятно, снова будут плачущие, причитающие. Затем гроб прибудет к месту своего последнего пристанища - могиле. Сверху на приготовленном надгробии уже написано ваше имя... Тело вынут из гроба и прямо в саване положат в могилу. Будут прочитаны молитвы. Затем начнется последний, завершающий процесс. Люди, взявшие в руки лопаты, начнут кидать на тело, укутанное в белую материю, землю. Она попадет также и внутрь савана. Земля постепенно накроет саван. Еще немного, и они закончат свое дело, все, провожавшие ваше тело, уйдут. Кладбище окутает привычная глубокая тишина и безмятежность. Ушедшие с кладбища люди снова вернутся к суете обыденной жизни, тогда как для погребенного тела мирская жизнь уже утратила всякий смысл. Ничто из красот и прелестей бренной жизни: ни шикарные дома, ни красивые люди и пейзажи - уже ничего не значит для тела, погребенного в землю. Впредь ваше тело не сможет увидеться ни с одним вашим другом. Для тела отныне существуют лишь земля, бактерии да черви, обитающие в ней.

Задумывались ли вы когда-либо, во что превратится ваше тело после смерти?
Вместе с погребением, под влиянием как внутренних, так и внешних факторов, в вашем теле начнется стремительный процесс разложения.

В теле не осталось кислорода, так что через некоторое время микробы начнут размножаться и распространятся по телу.

Газы, сконцентрировавшиеся в области живота, вздуют труп, и это вздутие распространится по всему телу, изменив его до неузнаваемости. После этого, вследствие давления, оказываемого концентрацией газов на диафрагму, изо рта и носа начнет выступать кровяная пена.

По мере разложения волосы, ногти, внутренняя сторона ладоней и ступни начнут отделяться от тела.

Вместе с внешними изменениями начнут разлагаться и внутренние органы (легкие, сердце и печень).

Самый неприятный момент начинается именно тогда: газы, скопившиеся в области живота, взорвут истончившуюся кожу в самом слабом месте и начнут просачиваться наружу, от тела начнет исходить тошнотворный смрад. (Трупный запах - самый нестерпимый и омерзительный из существующих в мире.)

К этому времени от тела начнут отделяться мышечные ткани, начиная с головы.

Кожа и мягкие ткани тела отойдут, и начнет просматриваться скелет. Мозг полностью сгниет и примет вид волокнистой массы. Сухожилия разложатся, перестанут соединять кости, и скелет начнет распадаться...

Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока тело не превратится в горсть праха и груду костей.

Тело, которое вы когда-то называли "я", исчезнет таким ужасным и омерзительным образом. Оставшиеся жить люди проводят поминания в память о вас, угощают пришедших родных и близких сладостями, халвой, пирогами, и это проходит в то время, когда тело, некогда принадлежавшее вам, лежит в земле, где его пожирают земляные черви, насекомые и разлагают бактерии.

Если же смерть застигнет вас в результате катастрофы и вы не сможете быть погребены, то картина разложения вашего тела будет еще более ужасающей. На вашем теле появятся черви, как на куске мяса, оставленном на солнце, и через несколько дней оно превратиться в клубок копошащихся червей. Они будут ползать в изгибах вашего скелета, пока не выедят последний кусок мяса.

Таким образом, жизнь человека, "сотворенного в самом совершенном и прекрасном виде", подойдет к самому ужасающему концу, который можно только представить себе.

Но почему?

Переход человеческого тела после смерти в подобное состояние происходит по воле Аллаха, и в этом кроется великий смысл. Человек, видя этот страшный исход, должен осознать, что он на самом деле не является телом, данная ему оболочка - лишь временный чехол, в который облачена его душа, тогда как истинное бытие находится за пределами тела. Описанный выше ужасающий и весьма поучительный конец Аллах показывает человеку для того, чтобы считал он себя состоящим лишь из "плоти и костей".

Человеку следует задуматься о смерти своего тела, к которому он привязывается, холит и лелеет, исполняя все его прихоти, словно бы он будет жить в нем вечно в этом бренном мире. Это тело разложится в земле, зачервивеет и превратится в скелет.

МИМОЛЕТНОСТЬ МИРСКОЙ ЖИЗНИ

Задумывались ли вы, почему человек должен постоянно следить за чистотой своего тела? Почему, когда он не следит за чистотой тела и не уделяет внимания уходу за собой, тело начинает издавать неприятный запах, изо рта также распространяется дурной запах, кожа и волосы становятся жирными? Почему человек потеет, причем запах пота крайне отвратителен?

В отличие от человека, цветы, например, обладают изысканным ароматом. Розы или гвоздики, произрастающие из грязной, черной земли, вот уже тысячи лет источают нежнейший запах, никак не ухаживая за собой. Человек же обречен на испускание неприятного запаха, предотвратить появление которого возможно лишь тщательным ежедневным уходом за собой.

Задумывались ли вы над тем, почему человек создан с подобным изъянами и несовершенствами? Вам когда-либо приходила на ум мысль о том, почему человек создан столь немощным и вынужден постоянно думать о своей чистоте и следить, не пахнет ли от него дурно, и это в то время, когда даже цветы были созданы Аллахом с нежнейшими запахами?

Но несовершенства человека далеко не исчерпываются лишь дурным запахом, еще он часто чувствует усталость, голод, испытывает жажду, ощущает боль, чувствует тошноту, болеет...

Людям все это кажется естественным, но это заблуждение. Человек мог бы вовсе никогда не пахнуть дурно, не знать, что такое боль, не болеть. Все эти несовершенства человека образовались неслучайно, но были созданы специально. Аллах создал человека со столькими несовершенствами с особым Высшим смыслом и мудростью.

Тут кроются две цели.
Первая - дать понять человеку, что он является совершенно беспомощным существом перед волей Создателя, Его "рабом". Безупречность и совершенность - свойства, присущие только Аллаху. Человек же, являющийся Его рабом, полон недостатков, слаб, а следовательно, бесконечно нуждается в Нем. Один из айатов очень мудро резюмирует это положение человека:

О люди! Вы, [немощные], нуждаетесь в Аллахе, а Аллах - Не Нуждающийся ни в чем, Преславный. Если он пожелает, то уведет [прекратит существование] вас и сотворит новый народ. Это для Аллаха совсем не трудно. (Сура "Фатыр", 35:15/17)
Недостатки в теле постоянно напоминают человеку о его беспомощности и слабости. Человек может возомнить себя самым превосходным и совершенным существом, но каждый день ему надо следовать зову своих естественных потребностей, справлять нужду, и то жалкое состояние, в котором он оказывается, лишь напоминает ему о его подлинной сущности.

Вторая цель нашего несовершенства напоминание о мимолетности и бренности этого мира, так как эти недостатки присущи телу, находящемуся в этом мире. В мире вечном обитатели Рая будут созданы безупречными и совершенными, будут "награждены" новым телом. Несовершенное тело му'мина, верующего, имеющее недостатки и изъяны, не является настоящим телом верующего, оно лишь временная оболочка.

Именно из-за этого невозможно достичь совершенной красоты в этом мире. Даже человек, которого мы считаем физически самым красивым, привлекательным и самым совершенным, так же как и все люди, оправляет свои нужды, потеет, иногда у него пахнет изо рта, иногда на его лице появляются прыщи. Чтобы оставаться чистым, ему надо постоянно мыться и ухаживать за собой. Некоторые люди обладают красивым лицом, однако тело их далеко не столь прекрасно, или же часто бывают и обратные ситуации, когда тело человека безупречно хорошо сложено, но лицо ничего не выражает. У кого-то из людей красивые глаза, но нос изогнутый и некрасивый. Можно бесконечно перечислять подобные варианты особенностей. У человека, обладающего безупречно красивыми лицом и фигурой, в то же время может оказаться совершенно неожиданная внутренняя болезнь, изъян или недостаток.

Важнее всего осознать то, что любой человек, даже тот, кто кажется самым красивым и совершенным, подвержен старению и смерти. В неожиданный момент, попав в катастрофу, может разбиться вдребезги. Так же, как и тело человека, окружающий нас мир полон недостатками, изъянами, бренен и преходящ. Все цветы когда-нибудь вянут, самые изысканные яства портятся, протухают и сгнивают. Все эти недостатки и изъяны присущи этому миру. Дарованная нам короткая мирская жизнь, так же как и наши тела, дана нам во временное пользование и хранение Аллахом. Вечная жизнь и совершенство Творения присущи лишь иному миру. В одном из айатов сообщается нам:

То, что даровано вам из добра, это преходящий удел здешней жизни. А то, что дарует Аллах [в будущей жизни], лучше и долговечнее для тех, которые уверовали и полагаются на своего Господа. (Сура "Аш Шура", 42:36)
В другом айате преходящая сущность этого мира объясняется так:

Знайте же, что жизнь мира сего - лишь игра и забава, бахвальство и похвальба между вами, состязание в том, чтобы обрести больше имущества и детей, -это подобно дождю, предвещающему добрый урожай и приводящему в восторг земледельцев [грешных]. Но потом [растения] увядают, и ты видишь, как они желтеют и обращаются в труху. А в будущей жизни уготовано тяжкое наказание, [верующим] же - прощение от Аллаха и благоволение. Ведь жизнь в этом мире - лишь обольщение благами преходящими. (Сура "Аль Хадид", 57:20)
Аллах, показывая нам проявления Своего Беспредельного могущества и знания, создает и дарует нам несметные изысканные красоты, искусство и чудеса, но и многие изъяны, недостатки и несовершенства, ибо совершенство и вечность противоречат закону этого бренного мира. Все, что придумано человеком, даже самые суперсовременные передовые технологии, никогда не сможет изменить этот закон Аллаха. Поэтому люди созданы вечно стремящимися и ищущими совершенства, Аллах даровал нам осознание этого и наделил нас стремлением прикладывать усилия для достижения совершенства в ином мире, вознося благодарение и хвалу Всевышнему, всей душой служа своему Создателю. Мир создан таким, дабы уверовавшие увидели, что истинное их место жизни не этот бренный, преходящий мир, но свободный от недостатков и изъянов вечный мир в Раю. В Коране эта истина излагается очень кратко и ясно:

Но нет же! Вы предпочитаете жизнь здешнюю, хотя будущая жизнь - лучше и вечна. (Сура "Аль А'аля", 87:16/17)
В другом айате говорится так:

"...воистину, иной мир и есть вечная жизнь." (Сура "Аль Анкабут", 29:64)
Между будущим миром, являющимся нашей "настоящей жизнью", и нынешним преходящим миром существует тончайшая грань, словно занавес. Смерть есть то, что поднимает этот занавес. Вместе со смертью прервется всякая связь с этим миром и телом, со смертью будет положено начало нашей вечной жизни.

Следовательно, если жизнь, начинающаяся после смерти, является настоящей, подлинной, то и существующие там "законы природы" также являются самыми истинными. Законы энтропии, то есть недостаточность, неизбежное умирание, свойственны лишь этому миру, тогда как настоящие законы основаны на безукоризненности, бессмертии, совершенстве. Иными словами, истинным законом является неувядание цветов, нестарение человека, негниение фруктов и т.д. Истинные законы требуют немедленного осуществления любых желаний человека, неощущения им боли и неподвержения его никаким заболеваниям, неощущения им холода, голода или выделения пота. Однако истинные законы действуют в истинном мире, а преходящие законы - в преходящем, то есть в этом, нынешнем мире. Все недостатки и изъяны, имеющие место в этом мире, образуются путем осознанного нарушения истинных законов и замены их временными.

Иной, потусторонний мир - край истинных законов, вовсе не так далек, как представляется. В любую секунду Аллах может прекратить жизнь человека здесь и отправить его в иной мир. Этот переход происходит быстро, в мгновение ока. Подобно пробуждению ото сна... О том, сколь кратка жизнь мирская, которая подойдет к концу со смертью, по сравнению с иным миром, в Коране объясняется нам так:

Он сказал: "Сколько вы пробыли на земле по числу лет?" Они сказали: "Пробыли мы день или часть дня, но спроси считающих". Он скажет: "Вы пробыли совсем мало, если бы только вы знали. Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас на потеху и что вы не предстанете предо Мною?"(Сура "Аль Муминун", 23:112/115)
Вместе со смертью сон прерывается и начинается настоящая жизнь. Человек, пребывавший на земле "один день иль частичку его", "не долее мгновения ока", предстает перед Аллахом для отчета за свои деяния. Человек обретет спасение и вечную радость совершенной жизни, если на протяжении своей жизни на земле он помнил о смерти и осознавал, что предстанет перед Аллахом. В Коране сказано, что те спасенные, которым "представят Книгу земных деяний в правую руку", будут молвить так:

...Возьмите, прочтите мою книгу! Воистину, я знал, что предстану с отчетом за свои деяния. (Сура "Аль Хака", 69:19/20)
УЧАСТЬ, НА КОТОРУЮ ОБРЕЧЕНЫ В ЭТОМ И ИНОМ МИРЕ ТЕ,
КТО НЕ ИЗВЛЕКАЕТ УРОКОВ ИЗ СМЕРТИ

Среди большинства людей распространено неверное представление о том, что смерть есть момент прекращения жизни. Между тем, если задуматься чуть глубже, становится понятно, что смерть также является и началом другой жизни. Именно по причине неполного осознания сути смерти неверные, принимая смерть как конец всего, стараются всеми силами урвать все, что только можно, и успеть за краткие временные рамки мирской жизни добиться всех своих желаний любой ценой, ведь времени так мало. Не признающие существования иного мира люди, закрывая глаза на все, не признавая никаких границ, стремятся заполучить все в этом мире. Они полагают, что смерть означает конец всего, они лишатся всех ее прелестей, поэтому, не разделяя дурного и доброго, всеми силами рвутся забрать у нее максимум благ за удовлетворение похотей своего естества. Устремляются за осуществлением долгосрочных планов, убеждая себя, что впереди у них еще долгие годы жизни. Считают себя самыми мудрыми и прозорливыми, а уверовавших в Судный День и вечную жизнь воспринимают как умалишенных и ущербных. Это классический метод сатаны, используемый для введения человека в заблуждение. Об играх и уловках сатаны над людьми Аллах сообщает в следующих айатах Корана:

Воистину, тех, которые обратились вспять после того, как стала ясной им Истина, совратил шайтан и породил в них пустые надежды. (Сура "Мухаммад", 47:25)

[Шайтан] обещает им и возбуждает в них несбыточные мечты. Но обещания шайтана не что иное, как обольщение. (Сура "Ан-Ниса'а", 4:120)
Неверные превращают свою жизнь в бесконечное накапливание богатства и имущества так, словно жизнь есть состязание и похвальба во множестве имущества и потомства и не будет ей конца. Поддавшись гордыне, порожденной этим ложным превосходством, они совсем забывают о существовании иного мира и жизни. Но в Коране сказано, к чему ведет их глубокое заблуждение, в котором они пребывают:

Неужели они думают, что, давая им богатство и потомство, Мы спешим одарить их [земными] благами? О нет, они ничего не разумеют! (Сура "Аль Му'минун", 23:55/56)

Пусть не вызывает зависти в тебе их имущество и дети; Аллах хочет только наказать их этим в мирской жизни и чтобы душа их изошла из тела в муках и в неверии. (Сура "Ат Тауба", 9:85)
Аллах низводит к человеку, сотворенному на земле для испытания, много посланий, заставляющих его задуматься о смерти и жизни в ином мире. В одном из айатов наше внимание привлекается к бедам, ниспосылаемым людям с целью предостережения:

Неужели они не ведают, что подвергаются испытанию через страдания раз или два раза каждый год? Но не раскаиваются они и не думают, получив назидание. (Сура "Ат Тауба", 9:126)
Поистине, многие люди сталкиваются с бедами и наказаниями, которые могли бы послужить поводом для чистого раскаяния и назидания. Послания эти представляют собой либо упомянутые в айате большие страдания и беды, с которыми человек сталкивается один или несколько раз в год, либо меньшие повседневные невзгоды. Человек каждый день становится свидетелем или узнает о большом числе катастроф, увечий и смертей. Газеты переполнены известиями о гибели и смерти людей. Человеку же остается лишь не забывать, что эти события в любую минуту могут постигнуть и его, помнить о том, что в каждый миг срок его испытания в мирской жизни может подойти к концу, и немедля обратиться к Аллаху, искренне покаявшись в содеянных грехах, и молить о прощении, назидания, получаемые уверовавшими от увиденных событий, остаются в их сердцах, тогда как те же события производят неверных совсем иной эффект. Ужас и страхи, порождаемые мыслью о смерти, отталкивают их еще более от признания истины смерти: они стараются либо забыть о ней, либо утешить себя наивным самообманом. Но этими заблуждениями они лишь еще более причиняют себе вред. Так как Аллах "дает отсрочку им до установленного срока" (Сура "Ан Нахль", 16:61); и это время, вопреки их предположениям, работает против них. В Коране говорится так:

"Пусть не думают неверные, что данная Нами им отсрочка - благо для них. Воистину, Мы даем им отсрочку, чтобы они погрязли в грехе. И уготовано им унизительное наказание." (Сура "Аль Имран", 3:178)
Неверующий, пренебрегающий назиданиями Всевышнего, не принимающий предупреждений, даже когда смерть забирает кого-либо из очень близких к нему людей, не способный извлечь из этого урок, в миг станет самым искренним и раскаявшимся человеком, когда однажды встретится со смертью и будет просить об искуплении. В Коране психология таких людей описывается примером:

Он - Тот, который направляет вас по суше и по морю. И вот вы уже путешествуете на кораблях, плывущих с ними вместе при попутном ветре, которому они рады. Но вдруг подует ураганный ветер, их окружат волны со всех сторон, и им кажется, что надвигается на них [гибель]. И тут они с искренней верой взывают к Аллаху: "Если Ты спасешь нас, то мы будем из тех, кто благодарны Тебе!" (Сура "Йунус", 10:22)
Но люди, обретя спасение, вновь впадают в прежнее небрежение и неверие, позабыв обещание, данное Аллаху, показывая свою неискренность и бесчестие, не испытывая при этом ни капли беспокойства совести. Между тем их ложь и бесчестие будут свидетельствами против них в День Господнего Суда. Ибо сказано нам в продолжении айата:

Когда же Он спасает их, они опять бесчинствуют на земле без справедливости. О люди! Против вас же обернутся ваши бесчинства, это все не что иное, как обманчивое пользование житейскими благами. Потом возвращение ко Мне, и Мы сообщим вам, что вы делали на земле. (Сура "Йунус", 10:23)
Человек, обладающий подобной психологией, в безнадежной попытке попытается проявить тот же обман и лицемерие в миг смерти, но срок, установленный для него, уже истек:

Когда же перед кем-либо из них предстанет смерть, он взмолится: "Господи! Верни меня [в этот мир], чтобы мог я свершить праведные дела в том, чем я пренебрег". Не быть тому! То, что он говорит, всего лишь [пустые] слова. Сзади них преграда до того дня, когда они будут воскрешены. (Сура "Аль Му'минун", 23:99/100)
Мы наблюдаем, что неверные ведут себя точно так же и тогда, когда они предстают пред Аллахом:

Если бы ты видел, как грешники, понурив головы перед своим Господом, [говорят]: "Господи наш! Мы видели и слышали. Пошли же нас обратно, чтобы мы творили добрые дела. Теперь мы [уверовавшие всей душой]". Так вкусите же [наказание] за то, что вы забыли, что предстанете [передо Мной] в этот день. Воистину, Мы также забыли о вас, так вкусите же вечное наказание за то, что вы творили. (Сура "Ассажда", 32:12,14)
Но они все же будут продолжать свои тщетные усилия, уже находясь в Аду:

Там они стенают: "Господи наш, изведи нам, мы будем творить благое - не то, что делали!" Разве Мы не даровали столько жизни с тем, чтобы опомнился тот, кто способен был уразуметь? К вам приходил и увещеватель. Так вкусите же вечных мук Ада в наказание за содеянное. (Сура "Фатыр", 35:37)
Эти безнадежные, тщетные стенания и горький исход свершились из того, что человек не сумел познать подлинный смысл и цену мирской жизни. Неуверовавший человек живет, не извлекая морали из происходящих рядом поучительных ситуаций, порождаемых для него Аллахом, не желая слушать предостережений, ниспосылаемых Аллахом. Подавляя голос совести, делает вид, что не понимает или не замечает знамений Всевышнего, представляет себя недосягаемым для смерти. Живет не ради служения довольству Аллаха, но только лишь удовлетворяя похоти своего естества. Все это приводит к тому, что смерть безвозвратно и нежданно настигает его, поздние раскаяния уже не дают ничего и нет ни единого шанса на прощение. Пробуждение от невежества и небрежения к знамениям Аллаха должно наступить до того, когда смерть придет разбудить вас, ибо пробуждение в миг смерти не принесет человеку никакой пользы:

Делайте пожертвования из того, что Мы вам дали в удел, пока вас не постигнет смерть и вы не скажете: "Господи! Если бы Ты дал мне отсрочку на короткое время, то я стал бы раздавать милостыню и стал бы из праведных". Но никогда Аллах не даст отсрочки человеку, чей смертный час настал. Ведь Аллах сведущ обо всем, что вы делаете. (Сура "Аль Мунафикун", 63:10/11)
Человеку, обладающему хоть каплей разумения, должно не убегать мыслей о смерти, но помнить о ней каждый миг. Только таким образом человек, осознавая истинную цель своей жизни и действуя для ее исполнения, не позволит своему естеству и cатане обмануть его преходящими, лживыми прелестями мирской жизни.

Готовиться к смерти

Этот мир является местом воспитания людей. Аллах наложил на людей различные обязанности и показал им границы, которые следует блюсти. Человек по мере соблюдения этих границ, исполнения Божественных предписаний, остерегаясь запретного Аллахом, совершенствуется душой, развивается умом и здравостью разума, постигает истинное терпение, которое сохраняет в любой ситуации, при любом испытании, учится ни при каких ситуациях не пренебрегать верой в Аллаха, уповать и просить помощи лишь у Всевышнего. Постигает истинную благодарность и хвалу Аллаху, развивает в себе чувство богобоязненности, преисполненное беспредельным уважением и любовью к Аллаху. Обретает Истинную Веру, Иман и полную покорность Воле Аллаха. Постигает подлинную суть дарованных Аллахом благ мирской жизни, благодаря чему в его сердце растет чувство благодарности, любви, близости и восхищения Аллахом. В итоге он достигает идеального нравственного уровня верующего, му'мина, обладающего высшей мудростью и моралью, угодными Аллаху. Таким образом, человек, сотворенный в самом совершенном виде, достигает всестороннего совершенства, становясь достойным войти в Рай. В противном случае, если бы человек вошел в Рай, не получив испытания и воспитания в мирской среде, он оставался бы полным недостатков, отрицательных черт и слабостей и в совершенной среде, даже в Раю, был бы предрасположен к совершению ошибок и грехов.

Точно так же пророк Адам (мир ему), который был послан на землю, дабы получить необходимое воспитание для вечной жизни в Раю, прошел через многие испытания и в результате стал избранной личностью, обладающей совершенными нравственными принципами и человеческими чертами, которые Всевышний восхваляет нам в Коране.

Наша мирская жизнь несет в себе сокровенный смысл, тайну испытаний, специально создаваемых Аллахом в различных ситуациях. Человек сталкивается с бесчисленным количеством испытаний, каждое из которых воспитывает его: в зависимости от того, как он проходит их, он обретает либо наказание, либо же вознаграждение в вечной жизни. Никто не в силах предсказать время окончания своего испытания. Смерть, как сообщается нам в Коране, - это "предопределенный [Им] срок" (Сура "Аль Имран", 3:145). Иногда он долог, а иногда краток. В сущности, продолжительность этого срока редко превышает 70 или 80 лет.

По этой причине человеку, вместо пустых надежд и планов на самую долгую жизнь, должно жить согласно предписаниям Корана, следовать указанному в нем пути, осознавая свою ответственность перед Аллахом, и помнить о Судном Дне, когда только он один будет отчитываться перед Всевышним за все свои деяния. Иначе - раскаяние за то, что пренебрег он единственным и последним шансом в этой жизни, дарованной для свершения предписанных Аллахом деяний и нравственного совершенствования. Он будет лишен Рая навсегда, и горечь небрежения будет нестерпимо тяжела и нескончаема. Человек, навсегда лишенный права пребывания в Раю, не может попасть никуда, кроме Ада - обители великих страданий. Поэтому каждая секунда, прожитая на земле впустую, уже являет собой большую потерю и в то же время еще на один шаг приближает вас к горькому исходу.

Коль истина такова, то значение ее превыше всего на свете. Перед лицом этой истины самый логичный шаг, который мы можем предпринять, - это начать приготовления к возможным испытаниям в мирской жизни. Более того - готовить себя к смерти и последующей жизни, ибо после смерти только мы одни останемся лицом к лицу с теми событиями, которые ожидают нас. Мы напрямую будем участвовать в ситуациях, с которыми столкнемся после смерти. Этот вопрос непосредственно касается только нас самих, то есть нашего "я". Людям, желающим достичь вечного спасения, Аллах повелевает в Коране:

О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть каждый человек подумает о том, что он уготовил на завтрашний день. Страшитесь же Аллаха, ибо Аллах ведает о том, что вы творите. Не уподобляйтесь тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они-то и есть грешники. (Сура "Аль Хашр", 59:18/19)
(Харун Яхья книги Смерть - Конец Света - Ад)