ФИЗИЧЕСКИЕ МУКИ В АДУ

Вхождение в Ад

Ад... Место, где в самой высшей степени в вечности проявляются эпитеты Аллаха "Каххар" (Карающий), "Джеббар" (Всемогущий), "Мунтаким" (Воздающий месть), исполненное муками, несравнимыми ни с одним мучением в мирской жизни, специально сотворенное для того, чтобы дать вкусить всесторонние страдания человеку. В айатах Корана Ад описывается как живое существо, которое испытывает гнев, отвращение и жажду мщения к неверным. Со дня своего сотворения он (Ад) с нетерпением ждет мщения неверным, отрицающим своего Творца. Согласно айатам Корана, Ад безумно жаждет поглотить людей. Ненависть, испытываемая к неверным, переросла в безумство, которое готово взорваться при виде лжецов и безбожников. Единственная цель сотворения этого Огня - принести карающие муки. Он исполнит свою миссию и даст самые великие муки.

Неверные, призванные на Суд Господень, получат Книги своих деяний слева. Этот миг будет началом безвозвратной дороги в Ад, где пребывать им вечно. Для неверных нет ни единого шанса на спасение. Нет ни единой возможности затеряться среди миллиардов людей, которые будут собраны на Суд Господень, никто не сможет, слившись с толпой, затеряться или скрыться в ней. К каждому обитателю Ада будет приставлен один свидетель и один ведущий ангел, которым он поручен:

И возгласят в трубу: "Это -обещанный День!" И пришла всякая душа, а с нею погонщик и один свидетель. [Аллах скажет]: "Истинно, ты был в небрежении об этом [Дне], но Мы сорвали с тебя покров, и остры твои взоры сегодня". А близкий к нему, [не отходивший от него ангел] скажет: "Вот то у меня подготовлено". [Аллах повелит:] "Вы двое ввергайте в Ад каждого неблагодарного смутьяна, удерживавшего от добра, воинствовавшего в сомнении, который придал Аллаху другого бога. Ввергните же его в жестокое наказание!" (Сура "Каф", 50:20/26)
Неверных тащат в это, волоча лицами по земле. Как сказано в айате, их отправляют в Ад "толпами". Однако их сердца охватит страх перед Адом еще задолго до того, когда они попадут туда. Потому что вселяющий ужас рев и гул Ада слышен издалека:

Когда бросают их в него, они слышат его рев, и он вскипает с новой силой, готов он лопнуть от силы гнева своего... (Сура "Аль Мульк", 67:7/8)
По выражению в одном из айатов, Огонь "увидит издалека" неверных и распалится "карающей ненавистью".

Согласно айатам, неверные начнут ощущать то, что ожидает их уже сразу после воскрешения. Шеи их согбенны от позора и стыда, головы поникли, нет рядом с ними ни друзей, ни помощников, от высокомерия не осталось и следа, они сломлены. От стыда они смотрят краем глаза, не поднимая головы. В одном из айатов сообщается:

Ты увидишь, как их приведут туда поникшими от унижения, они будут смотреть, прикрывая взор. И скажут те, которые уверовали: "Поистине, они - понесшие наказание, которые принесли страдание самим себе и своим семьям в День Воскресения!" Знайте, поистине, неверных кара вечная постигнет. (Сура "Аш Шура"", 42:45)
Вхождение в Ад, встреча и степени Ада

В итоге они достигают ворот Ада. В Коране так описывается происходящее:

И толпами погонят в Ад тех, которые не веровали, а когда они придут туда, открыты двери его и сказали им хранители [Ада]: "Разве к вам не приходили посланники, которые читали вам знамения вашего Господа и предупреждали вас о встрече с этим днем?" Они сказали: "Да". Но оправдалось слово кары над неверными. Сказали им: "Войдите во врата Ада как вечные обитатели его". Как скверно обиталище превозносившихся. (Сура "Аз Зумар", 39:71/72)
Врата Ада специально созданы для каждой группы неверных. Неверные разделены на группы в зависимости от глубины отрицания знамений Аллаха. В Аду также существует несколько степеней, в которых размещаются неверные в зависимости от положения и степени совершенных грехов. В одном из айатов сказано так:

Он (Аллах) скажет: "Войдите среди народов, которые прошли до вас из джиннов и людей, в Огонь!" Каждый раз, как входил один народ, он проклинал ему подобный. А когда они собрались все там, то другой сказал о первом: "Господи! Это они сбили нам с прямого пути, пошли же им наказание двойное из Огня". Он сказал: "Каждому - двойное, только вы не разумеете сейчас! (Сура "Аль А'Араф", 7:38)
В другом айате так говорится о различных степенях Ада:

...место встречи всех их - Ад. У него семь врат, каждые врата для одной группы из них отведены. (Сура "Ал Хиджр", 15:43/44)
Самая последняя степень, иными словами, та, где встречаются с самыми ужасными муками, уготована для двуличных, лицемеров, "мунафиков", которые не веруют, но притворяются верующими. В Коране сказано:

И, несомненно, будут лицемеры в самой низшей степени Огня, и не найдешь им заступника. (Сура "Ан Ниса'", 4:145)
Ад переполнен гневом и ненасытен к неверным, жаждет принести муки человеку. Несмотря на бесчисленное множество неверных, брошенных в нее, жаждет новых.

В тот день Мы спросим Ад: "Полон ли ты?" Он ответит: "Есть ли кто- нибудь еще?" (Сура "Каф", 50:30)
Того, кто попал в него, Ад уже не отпустит Всевышний так описывает нам Ад в Коране:

Я затащу и брошу его в Ад. Знаешь ли ты, что такое Ад (сакар)? Не оставляет он и не покидает - сжигатель кожи. Огонь Ада до безумия неверных жаждет. (Сура "Аль Муддасир", 74:26/29)
Неверные на просто входят в Ад, но в вышеприведенном айате говорится, что неверные бросаются в Ад. В другом айате сообщается, что неверные "ввержены в Огонь" словно мусор. (Сура "Аш Шуара", 26:94)

Вечная жизнь за запертыми вратами

Двери Ада закрываются за неверными, когда они входят в него, и пред ними предстает самая ужасающая картина. Они поняли, что через некоторое время будут брошены в Огонь и навечно останутся в нем. Закрытые двери означают, что нет более выхода или избежания мук. Аллах так сообщает о положении неверных:

Но тем, кто Наши ясные знамения отверг, почить на левой стороне. Под сводом пламенным Огня. (Сура "Аль Баляд", 90:19/20)
Наказание, с которым они столкнулись, по выражению Корана, "суровая кара" (Сура "Аль Имран", 3:176), "тяжелое наказание" (Сура "Аль Имран", 3:4) и "мучительное наказание" (Сура "Аль Имран", 2:21). Понятия и категории, которыми обладает человек в мирской жизни, недостаточны для адекватного осознания мук Ада. Человек не может вынести и нескольких секунд прикосновения пламени или кипящей воды, но он не в силах осознать боль и Адские муки, которым не будет конца. И даже боль, которую он ощущает от прикосновения к огню в мирской жизни, не сопоставима с наказанием Ада. Ничто не сравнимо с величием кары Аллаха:

В тот День никто другой, [кроме Аллаха] не сможет наказать его таким страданьем?, никто не сможет наложить на него таких оков. (Сура "Аль Фаджр", 89:25/26)
Как поясняется в Коране, в Аду существует жизнь в полном понимании этого слова, однако каждый миг этой жизни полон бесчисленным множеством страданий и мук. Жизнь там состоит из унижения, позора, нищеты, физических и психологических страданий и всевозможных пыток. Страдания в Аду, конечно же, невозможно сравнить ни с чем знакомым нам в мирской жизни.

Обитатели Ада испытывают муки пятью органами чувств. Их глаза видят ужасные и омерзительные видения, их уши слышат страшный, вызывающий непроходящую боль шум, гул, вопли, стоны, крики, нос чувствует самые мерзкие и отвратительные запахи, язык ощущает самый противный вкус, самую невыносимую боль, кожа и все тело, до единой клетки, горит, извиваясь в Адских муках, но не умирает. Ибо сказано в Коране, "как стойки они к огню" (Сура "Аль Бакара", 2:175). По мере сгорания кожа появляется вновь, ибо только рецепторы кожи обладают болевыми ощущениями, ткани под ней уже не ощущают боли. Восстанавливаясь, кожа начинает гореть вновь, нет ни малейшего перерыва или послабления в муках, они будут длиться без конца. И вновь по выражению Корана, "все равно, вытерпите вы или нет". (Сура "Ат Тур", 52:16)

Но, кроме физических страданий, существуют такие же сильные моральные страдания. Они унижаются, плохо обращаются друг с другом, позорятся, раскаиваются, глубоко страдают, думая о безысходности, сердца их горят от безнадежности, горькие слезы не высыхают на их глазах. Они впадают в отчаяние и безумие, думая о беспредельности. Так, что даже если бы им дали надежду на то, что страдания завершатся через миллион, миллиард или триллион лет, и это было бы для них великой радостью и источником надежды. Однако чувство безнадежности, вызванное осознанием, что не будет конца страданиям, никогда не будет выхода из Ада, не сравнимо ни с каким чувством безнадежности на земле.

Согласно описанию Корана, Ад - это место зловонных запахов, узких, шумных, темных, затуманенных, сырых, необитаемых помещений, комнаты- клетушки которых обжигает жарой, где самая омерзительная еда и питье, одежда из огня, где полы цвета пепла, где со все возрастающими вечными муками, помещения которого демонстрируют мельчайшие детали искусства великих мук и кары Всевышнего. Однако для того, чтобы дать некоторое представление об обстановке Ада, мы можем сравнить его с мраком, скверной, грязью, гнетущей обстановкой в фильмах, описывающих мир после ядерной войны. Несомненно, в таких помещениях существует и соответствующая им жизнь. Сознание обитателей Ада очень ясное, они слышат, разговаривают, спорят, стараются сбежать, сгорают в огне, просят облегчения страданий, испытывают жажду, чувствуют голод, испытывают раскаяние.

В этой среде обитатели Ада живут как скоты в грязных, омерзительных помещениях. Для пропитания они могут найти лишь дерево заккум, растущее в Аду, или же колючий терновник. Из питья ничего нет, кроме гноя, крови и кипящей воды. Кроме того, огонь охватил их со всех сторон. На месте сгоревшей кожи образуется новая, таким образом, боль, причиняемая огнем, продолжается беспрерывно, ничуть не уменьшаясь. Кожа их облезла, ткани обгорели, все тело обожжено, они приковываются цепями и стегаются, несмотря на то что раны их кровоточат и гноятся. Руки их приковываются цепями к шее, и их бросают в узкие, тесные комнаты. Ангелы, ввергающие неверных в Ад, укладывают их на огненные постели, и даже покрывала на них кладут огненные. Они постоянно стенают, умоляя избавить их от страданий, но никто даже не откликается на их стоны. Они желают облегчения страданий хотя бы на день, однако взамен вновь получают унижения и страдания.

Все происходящее в Аду является очевидной истиной. Ад настолько же реален, как и жизнь, в которой мы живем сегодня, даже более того.

"Среди людей есть и такие, кто поклоняется Аллаху, но нет у них в этом стойкости [и решительности твердой]." (Сура "Аль Хадж", 22:11)
говоря "Аллах все равно простит", совершают они грехи и надеются, что лишь определенное время будут подвергаться страданиям (Сура "Аль Имран", 3:24). Те, кто поклоняется другим богам, кроме Аллаха, кто превратил в цель своей жизни деньги, положение в обществе, карьеру, кто изменяет религию Аллаха в угоду своим прихотям, кто трактует и искажает Коран в угоду личным интересам, от верования снизошли к неверию. Они, неверные, многобожники (мушрики) и смутьяны, готовят себе дорогу в Ад. Это твердое слово Аллаха, и оно воплотится:

Если бы Мы пожелали, Мы бы всякой душе дали прямой путь, но исполнится слово Мое: "Воистину, наполню я Ад джиннами и людьми!" (Сура "Ассажда", 32:13)
Эти люди были специально сотворены для Ада:

Мы сотворили для Ада много джиннов и людей: у них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми не слышат. Они как скоты, даже более заблудшие. Они - находящиеся в небрежении. (Сура "Аль А'Араф", 7:179)
Кара Огня

Огонь, вне сомнения, является тяжелейшей мукой и карой в Аду. То, что Огонь является главным атрибутом адских страданий, объясняется тем, что, в отличие от других мук и наказаний, он охватывает человека целиком и полностью. Огонь - страдание, охватывающее самые глубинные части человеческого тела, по выражению Корана, охватывающее все "клетки" организма.

Обитатели Ада брошены в Огонь, "с треском пылающий" (Сура "Аль Ма'ариж", 70:15), гневный, "языки пламени которого все разгораются" (Сура "Аль Льаиль", 92:14), "неистово пылающий" (Сура "Аль Фуркан", 25:11) и горят со страшными стонами. В айатах сообщается нам:

А тот, у кого легки весы, мать его [обитель]- "пропасть". А как объяснить тебе, что это такое? Это - Огонь пылающий! (Сура "Аль Кари'а", 101:8/11)
Как поясняется в айатах, Огонь охватил весь Ад. В этой полыхающей яме нет места, защищенного от Огня, недосягаемого для него. Неверный, даже подвергаясь иным физическим и душевным мукам, каждый миг своей жизни сталкивается с Огнем. Огонь велик. Коран, описывая величину и силу пламени, языки Огня сравнивает с дворцами и караванами верблюдов:

Горе в тот день обвиняющим во лжи! Ступайте к тому, что вы обзывали ложью! Ступайте к тени, что с тремя разветвлениями, не прохлады она не дает, ни от пламени [адского] спасет она! Ведь он [огонь] бросает искры [огромные], как башни, подобные желтым верблюдам. (Сура "Аль Мурсалят", 77:28/33)

Неверные прилагают все усилия, чтобы убежать, спастись от Огня. Однако им не дано бежать. Огонь этот таков, что "[в пылающее пламя] приглашает тех, кто, отвращаясь, стал спиной" (Сура "Аль Ма'ариж", 70:17).
В другом айате говорится так:

Для тех же, которые бесчестие вершили, пристанищем будет адский огонь. Каждый раз, когда они попытаются выйти оттуда, их вернут туда со словами: "Вкусите наказание огнем, которое вы отрицали". (Сура "Ассажда", 32:20)
Все вокруг охвачено невыносимыми стонами и криками. Даже эти крики и стоны приносят страдания обитателям Ада: "для них там стенания, от которых шевелятся кости" (Сура "Аль Анбийа", 21:100). Согласно же другому айату, " те, которые несчастны, в Огне, для них там каждый вздох со стонами и болью" (Сура "Худ", 11:106).

Огонь - невыносимое страдание. Человек даже секунду не может удержать палец над пламенем одной спички, он будет испытывать невыносимую боль. Однако боль от огня, которую мы можем почувствовать в этом мире, ничтожна по сравнению с Огнем Ада. Ибо человек не может гореть долго в мирской жизни даже если он упал в огонь, то он умирает от болевого шока в течение 5-10 секунд, страшную боль огня он чувствует очень короткое время.

Однако ужасна обстановка Ада, ибо тот Огонь не убивает человека, он только приносит ему нестерпимую боль. Обитатель Ада будут вечно гореть в Огне, который никогда не погаснет. Он переживает невыносимую безысходность, отчаяние и сокрушение от осознания невозможности прекратить эти муки. Другая же особенность наказания - преднамеренное сожжение лица. Лицо является самым важным органом тела, с помощью которого человек может проявить свои личные качества. К примеру, лица неверных выражали горделивость и надменность, презрение к знамениям Аллаха в мирской жизни. Лицо является самым главным показателем собственного "я" любого живого существа. Эта область тела, где наиболее ярко отражаются такие понятия, как красота и уродство. Когда люди встречают в газетах или по телевидению фотографию кого-либо с сильно обожженным лицом, они испытывают глубокий ужас вкупе с жалостью, у каждого невольно мелькает мысль о том, что подобное несчастье могло произойти и с ними, прося в душе защиты у Аллаха, чтобы уберег Он их от подобного бедствия. Но увиденная фотография быстро забывается и человек продолжает вести беспечную жизнь. Однако в небрежении и неверии сокрыто то, что шаг за шагом приводит их к наказанию, сила которого невообразима человеческим разумом. Огонь Ада причиняет ужасную боль каждой части человеческого организма, но обжигание лица человека наиболее болезненно. Лицо - единственная и наиболее важная часть тела, где находятся одновременно все пять органов чувств, глаза, уши, нос, язык и кожа. Человек очень чувствителен к любому прикосновению к лицу. В Аду же лицо жарится в Огне, ошпаривается кипящими водами. Часть тела, наиболее восприимчивая к боли, подвергается самым ужасным пыткам. В айатах так описывается это наказание:

В тот День, когда лица их в Огне перевернутся, скажут они: "О, если бы Аллаху и посланнику Его мы послушны были!" (Сура "Аль Ахзаб", 33:66)

Одеяние их из смолы, лица их покрывает Огонь. (Сура "Ибрахим", 14:50) Их лица будет жечь Огонь, и сведены их лица будут, в оскале зубы обнажая. (Сура "Аль Му'минун", 23:104)
Дрова Ада, кипящие воды и обожженные тела

В Коране приведено примечательное выражение при описании горения неверных в Огне Ада, согласно которому они, сгорая, превратились "адские дрова". Они не горят так, как какой- либо предмет, охваченный огнем. Неверные составляют суть, горючее для Огня:

Но те, кто отступил, стали они растопкою для Адова костра! (Сура "Аль Джин", 72:15)
Сами дрова горят значительно сильнее и дольше, чем какое -либо другое тело, сжигаемое Огнем. Так вот, неверные станут таким же образом растопкой для Огня, который они опровергали и ложью объявляли. Айаты сообщают следующее об этой истине:

О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от Огня, растопкой для которого - люди и камни. (Сура "Ат Тахрим", 66:6)

Поистине, тех, которые не уверовали, не избавят ни от чего пред Аллахом ни имущество их, ни их дети! Они - растопка для Огня. (Сура "Аль Имран", 3:10)

Поистине, вы и то, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха, это - дрова для Ада, в который вы войдете! (Сура "Аль Анбийа'", 21:98)
Наряду с неверными, используемыми вместо дров, есть еще и настоящие дрова для разжигания Огня. Однако здесь проявляется еще одно наказание. Неверные, которые при жизни были друзьями, супругами, тащат дрова в Огонь друг для друга. В Коране повествуется об Абу Лахабе и его жене:

Пусть отсохнут обе руки Абу Лахаба, а отсохли они! Не помогло ему богатство и то, что он приобрел. Будет он гореть в огне с пламенем и жена его [тоже] - носильщица дров; на шее у нее - [только] веревка из пальмовых волокон. (Сура "Аль Масад", 111:1/5)
Это означает прекращение всех родственных и дружеских связей, существовавших в этом мире. Неверные, признававшиеся друг другу в любви и вместе возводившие хулу на Создателя своего, подпитывают огонь друг друга. Речь идет о полном предательстве. Все друзья, которых они приобрели из тех, кто также отрицал Аллаха, самые близкие родные и даже супруги превратились во врагов.

Кроме Огня, горящего живыми и неживыми дровами, неверных обжигают и кипящие воды.

Кожа покрывает все тело человека, обеспечивает ему возможность чувствовать, ощущать, получать удовольствие, толщина кожи не превышает нескольких миллиметров. Кожей покрыты лицо, ладони, руки, ноги, половые органы, словом, все те органы, которыми так дорожит человек, и все другие органы, становящиеся причиной совершения греха неверным. Человеческая кожа может быть как источником большого наслаждения, так и причиной сильной боли из-за своей высокой болевой чувствительности. Самое же слабое место кожи - это ее сильные болевые ощущения к огню и кипящим жидкостям. Огонь иссушает, сжигает кожу, кипяток же ошпаривает ее. Кипящая вода охватывает всю кожу человека, не оставляя ни одного ее участка. Тонкая кожа разбухает, воспаляется, под ней собирается жидкость, которая позднее лопается, становится причиной невыносимых страданий. Физическая красота, сила, положение в обществе или известность, словом, ничто в мире не сделает человека стойким к боли от кипящей воды. По выражению Корана, "для них - кипящее питье и мучительное наказание за то, что отвратились они" (Сура "Аль Ана'ам", 6:70). В других айатах говорится следующее:

А если он из числа считавших ложью, заблудших, то - угощение им из кипятка и горение в Огне. Действительно, это истина несомненная! (Сура "Аль Уакиа", 56:92/95)
Еще в ряде айатов так описывается истязание неверных кипятком:

Возьмите его и бросьте в середину Ада, потом пролейте ему на голову из наказания кипятком. Попробуй, ведь ты - великий, благородный [был]! Вот то, в чем вы сомневались. (Сура "Ад Духан", 44:47/50)
Наряду с этим существуют различные виды наказания огнем. Одно из них - прижигание металлом, раскаленным в Огне, тел обитателей Ада. Однако этот металл, который будет использоваться для прижигания их, - это состояние и имущество, которым они дорожили более милости Аллаха в мирской жизни:

...А те, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, обрадуй их мучительным наказанием в тот День, когда в Огне Ада их лбы, и бока, и спины будут заклеймены их раскаленным добром. Это - то, что вы сберегли для самих себя. Вкусите же то, что вы сберегали! (Сура "Ат Тауба", 9:34/35)
Иные муки Ада

Ад не является только лишь своего рода "огромной печью", как это представляется большинству людей. Люди, попадающие в Ад, будут гореть в Огне, это истинно, но в Аду существует не только Огонь, неверный переживает множество физических и психологически мучений наряду с мукой Огня.

Все мы знаем, что в мире людьми изобретено великое множество различных методов и орудий пыток, большинство жертв которых либо становятся инвалидами, либо умирают от боли во время пыток. Оставшиеся же в живых от перенесенных страданий частично или полностью лишаются здоровья и даже разума. Тогда как методы пыток в этом мире несопоставимо легки по сравнению с наказаниями Ада, где будут использоваться отличные, несравнимо более "совершенные" методы пыток. Аллах сотворил на земле человека, который изобрел пытки на электрическом стуле, само электричество, а также чрезвычайно болезненную реакцию человека на электричество. Есть еще множество неизвестных источников, которые могут приносить человеку чувство боли, и множество неизвестных слабых мест человека. Кто может знать о них лучше Всевышнего Аллаха, который сотворил человека, и самые великие страдания, в соответствии со слабостями человека, также дает Он. Это закон Аллаха, Карающего (Каххар), Терзающего (Муаззип).

По выражению Корана, наказания в Аду настигают со всех сторон. У неверного нет возможности защитить себя от наказания, оно окружает его повсюду. У него нет сил избавиться от наказания, настигающего и сверху и снизу. В айатах говорится следующее:

Они торопят тебя с наказанием, а, поистине, Ад окружает неверных. В тот День, когда постигнет их наказание сверху и из-под ног, и скажет Он [Аллах]: "Вкусите то, что вы творили!" (Сура "Аль Анкабут", 29:54/55)
В Коране также сообщается и о неизвестных нам в настоящее время других источниках наказания в Аду:

Ад, в который они войдут, и скверно это ложе! Так вот! Пусть же они попробуют его - кипяток, и гной, и другое в таком роде, тех же сортов, но еще более отвратные.
(Сура "Сад", 38:56/58)
Из этих и многих других айатов ясно, что в Аду существуют различные виды наказания, многие из которых не постижимы разумом человека. В айатах разъяснены лишь те, которые известны в той или иной степени человеку, такие, как Огонь, невероятные унижения, но, по всей видимости, в Аду есть еще многие виды наказания и пыток. Например, наряду с Огнем и кипятком, нападения диких животных, заточение в яму со скорпионами, ядовитыми насекомыми и змеями, нападение крыс, гнойные раны на теле, кишащие червями. При этом суждено оставаться в живых и вновь и вновь испытывать эти муки и наказания, превосходящие человеческое воображение, и, к тому же, все наказания могут проявляться одновременно.

Жара, мрак, туман и теснота

Самое тяжелое и гнетущее состояние души человека вызывают тесные помещения Ада, постоянное ощущение зажатости и невозможности выбраться из тесноты, грязь, мрак и жара. Очень жаркая, влажная среда вызывает удушье у человека, высокая влажность - затруднение основной функции жизнеобеспечения человека - дыхания. Невозможность свободного дыхания вызывает сильное удушье у человека, сдавливает грудь и сжимает сердце. В жаркую и влажную погоду даже тень не приносит облегчения. Человека обволакивает невидимый, плотный слой влаги, который затыкает грудь, проникнув через дыхательные пути. Человек в состоянии очень недолгое время выдерживать высокие температуры и влажность в самых шикарных саунах. Если человек, который не может находиться в насыщенном влагой жарком воздухе более десяти минут, будет заперт в сауне, то через некоторое время он потеряет сознание. Если же останется там еще немного, то погибнет от влажности и удушья.

В Аду царит эта удушающая атмосфера влажности высокой плотности. Человек изобрел на земле множество средств и технологий борьбы с жарой, духотой, но в Аду он совершенно беспомощен. Среда там жарче, чем самая раскаленная пустыня, мрачнее, теснее и грязнее, чем самая нищенская лачуга. Жара проникает до самых глубинных клеток организма, мельчайших частиц тела человека. У неверных нет возможности защититься от жгучей жары, освежиться или обрести прохладу. В Коране говорится об этом положении обитателей Ада:

Те, что стоят на левой стороне, - кто же они, стоящие на левой стороне, будут в огненном вихре, [проходящем до костей], и кипятке, под сенью черного дыма, не дающего ни прохлады, ни блага. (Сура "Аль Уакиа", 56:41/44)

Горе в тот День обвиняющим во лжи! Ступайте к тому, что вы обзывали ложью! Ступайте к тени, что с тремя разветвлениями, ни прохлады она не дает, ни от пламени [адского] не спасет она! (Сура "Аль Мурсалят", 77:28/31)
Повсюду царит атмосфера удушающего влажного воздуха, более того наказание усиливается теснотой и скованностью неверных. Вот еще айаты, описывающие это положение:

А когда брошены они будут там в место тесное, с руками связанными, они призовут там гибель. Не призывайте сегодня одну гибель, а зовите много гибелей! (Сура "Аль Фуркан", 25:13/14)
Оказаться запертым в каком-либо замкнутом пространстве - гнетущее, ужасающее наказание, способное лишить человека рассудка. Содержание в тесной тюремной камере является одним из самых тяжелых наказаний заключенных, которым подвергаются преступники в мирской жизни. Положение пострадавшего, оставшегося зажатым в автомобиле в результате катастрофы, беспомощность людей, оставшихся под землей в завалах после землетрясения или обвала, характеризуются как одно из самых тяжелых психологических и физических испытаний. Тогда как такого рода примеры совершенно ничтожны по сравнению с обстановкой Ада. Ведь человек, зажатый где-либо в результате обвала или землетрясения, через какое-то время потеряет сознание и умрет или же, наоборот, будет спасен живым. Так или иначе, у страданий, испытываемых им, есть конец, время завершения.

Тогда как в Аду нет ни конца, ни надежды. Неверный, втиснутый в узкое, тесное место с грязным, жарким, удушающим и мрачным воздухом, к тому же со связанными за шеей руками, будет испытывать неописуемые страдания, как беспомощный человек, тонущий в воде. Он бьется из последних сил, старается спастись, однако не может даже пошевелиться. В конце концов, как указано в айате, он умоляет о смерти, жаждет прекратить невыносимые страдания. Однако это невозможно. Он останется в этом узком месте, в которое был втиснут, месяцы, годы, возможно, даже столетия в земном измерении, теснота будет все нарастать, и он будет готов тысячекратно пережить смерть, лишь бы обрести конец. Когда же это наказание закончится и его вынесут их тесноты, то это будет не спасением, но лишь началом нового невыносимого наказания.

Пища, питье и одеяния в Аду

Аллах одарил людей на земле бесчисленным многообразием изысканных, вкусных и питательных видов еды. Мясо различных вкусовых ощущений, фрукты и овощи всевозможных цветов, вкуса и аромата, пища, которую нам дарит живность, сотворенная Аллахом, от меда до молока, и даже пряности и ароматические вещества были специально сотворены милостью Аллаха для пользования людей и щедро преподносятся им со дня сотворения мира. Кроме того, организм человек был особым образом сотворен Аллахом для восприятия этой палитры вкусовых и ароматических качеств. Человек испытывает аппетит и желание к прекрасной пище вдохновением, данным Аллахом. Таким же образом он испытывает отвращение к грязным и омерзительным веществам (прогнившие, протухшие продукты, гной, воспаление, кровь и др.). Это еще одна особенность и знание, которыми наделен человек Волей Всевышнего Создателя.

Блага, значительно превосходящие существующие на земле, Аллах навечно дарует уверовавшим в Раю, являя нам через это только лишь одно из имен Своих - "Всемилостивый" (Рахман). Обитатели же Ада, в наказание за содеянное в мирской жизни, будут далеки от милостей и благоволений, щедрот Аллаха - "Дарящего Блага" (Реззак). Теперь для них есть только лишь наказание. В одном айате сказано так:

И в тот день, как будут приведены те, которые не веровали, к Огню... Вы свои блага провели в жизни близкой и насладились ими, а сегодня будете вознаграждены наказанием унижения за то, что вы возносились на земле без права, и за то, что вы распутничали. (Сура "Аль Ахкаф", 46:20)

Теперь уже для них нет благ. Даже удовлетворение самых основных, насущных потребностей превратилось для них в наказание. Аллах сотворил для них пищу как источник горечи. Теперь уже единственное, чем они вечно будут питаться, - это колючий терновник или же дерево заккум, растущие только в Аду, которые не насыщают и не питают, а только лишь вызывают боль, разрывают рот и гортань, раздирают на части желудки и обагряют кровью, дают омерзительный вкус и запах. В айатах после описания бесподобной красоты и вкусовых качеств еды, дарованной обитателям Рая, приводятся описания пищи битателей Ада:

Разве это угощение [Рай] не лучше, чем дерево заккум? Воистину, Мы сделали его наказанием для грешников, ведь это дерево, растущее из самых глубин Ада. Плоды его - словно головы шайтанов. И они -[обитатели Ада] едят их и наполняют ими чрево, а потом будут запивать их кипятком. (Сура "Ас Сафат", 37:62/66)

Нет у них пищи, кроме дари, он не утучняет и от голода не избавляет. (Сура "Аль Гашия", 88:6/7)

Обитатели Ада так принимают свое наказание за непризнание и отрицание знамений и бесчисленных милостей Аллаха. Для них и трапеза, приготовленная в качестве наказания. В Суре "Аль Уакиа" так описывается трапеза, уготованная за грехи неверным:

Они ведь прежде [на земле] благоденствовали, упорствовали в великом грехе и вопрошали: "Неужели, когда мы умрем и превратимся в [истлевшие] кости, неужели нас [тогда] и вправду воскресят? Или же [воскресят] наших праотцев?" Отвечай, [Мухаммад]: "Воистину, и древние, и последующие поколения будут собраны в определенный срок и в определенный день. Тогда вы, о заблудшие опровергатели, непременно вкусите плодов дерева заккум, будете набивать ими свои чрева и запивать плоды кипятком и пить будете, как пьют верблюды больные, истомленные жаждой, томимые ею еще более после питья". (Сура "Аль Уакиа", 56:45/55)

В то время как боли в гортани, резь в животе являются болезнями, приносящими более всего лишений и страданий человеку при жизни, ощущения Адской боли будут несравнимы с ними по степени тяжести и продолжительности. Эта боль станет частью их жизни. Пища, которую они вынуждены есть, чтобы насытить свой желудок, застревает в горле. А то, что они смогли проглотить, остается в животе кипящим, как расплавленный тигель. Еда не насыщает их, обитатели Ада испытывают ужасный и постоянный голод.

Примечательно, что эта трапеза происходит не единожды, а повторяется бесконечно, потому что обитатели геенны настолько голодны, что, несмотря на многократные страдания, которые они уже испытывали от еды, они вновь вынуждены есть дари и заккум, не приносящие никакой другой пользы, кроме как увеличивающие наказание. Вслед за этим они набрасываются на кипящую воду, однако эта вода и не усваивается и не утоляет жажду. Как сказано в вышеприведенном айате, пьют, "как пьют верблюды больные, истомленные жаждой, томимые ею еще более после питья". Для того чтобы неверные сполна вкусили муки Божьей кары, они ввергаются в Ад, томимые жаждой: "гонят стадо на водопой" (Сура "Марйам", 19:86).

Но, кроме кипящей воды, есть еще один омерзительный напиток - гной, которым будут поить неверных в Аду. В медицине гной известен как самое скверно пахнущее человеческое выделение, и именно гной будет вторым предпочтением неверных. Кровь, сочащаяся из гнойной раны, смешиваясь с этими воспалительными выделениями, предлагается неверным. В другом же айате говорится как о гное, так и о кипящей воде, добавленной в него. Таким образом, неверный вкушает наказание как кипящей водой, так и познает наказание отвращающим, мерзким вкусом гноя.

Несмотря на то что предложенное им питье столь мерзко и невыносимо, жажда неверных столь велика, что они готовы для утоления жажды бежать и к источникам этого питья. Они, испробовав наказание одним вкусом, бросаются к другому. Эта жажда продолжается вечно, так же как и непреходящий голод: Не вкусят они там ни прохлады, ни питья, кроме кипящей воды и гноя, вот воздаяние [свершенному ими] соответственное. (Сура "Ан Наба", 78:24/26)

В сей день нет здесь у него верного друга, нет пищи, кроме гноя и крови. Могут есть это только грешники. (Сура "Аль Хака", 69:35/37)
Они никак не могут проглотить эти отвратительные помои, которые застревают у них в горле. Они пытаются проглотить, но не могут. Они давятся кровью и гноем, однако никак не могут умереть:

А в будущем [мире] его ждет Ад, и его будут поить напитком из крови и гноя. Наполнит он им рот, но проглотить не сможет, и подступит к нему смерть со всех сторон, но не заберет [не умрет он] его, ибо его ждет суровое наказание. (Сура "Ибрахим", 14:16/17)

От безысходности они становятся собеседниками обитателей Рая - посредством диалога, который Аллах специально сотворяет для них. Они видят величественные, роскошные Райские блага, что многократно приумножает тяжесть их наказания. Они молят у обитателей Рая дать им хотя бы немного благ, но просьба эта бессмысленна:

Обитатели Ада воззовут к обитателям Рая: "Поделитесь с нами водой или дайте нам [немного] из того, что даровал вам Аллах". Они ответят: "Аллах запретил [давать] и то и другое неверным. (Сура "Аль А'Араф", 7:50)

Для неверных, возводивших хулу на Бога специально приготовлены не только пища, питье, но и одежда. Кожа человека очень уязвима. Он не может дотронуться до раскаленной печи или утюга даже на секунду, не ощутив боли. При случайном прикосновении человек чувствует боль длительное время, кожа покрывается волдырями, рану заполняет жидкость, кожа лопается и облезает. В Аду же все тело человека будет обволакивать одежда, более раскаленная, чем утюг, причем у человека нет сил избавиться от этой одежды, которая сжигает всю кожу:

...тем, которые не веровали, выкроены одежды из Огня... (Сура "Хадж", 22:19)

Расплавленная смола, которая используется для лучшей склейки асфальтовых покрытий на дорогах, станет одеждой неверного, она приклеится к нему, горя изнутри и расплавляя его тело:

Одеяние их из смолы, лица их покрывает Огонь... (Сура "Хадж", 22:50)

Им ложем будет пламя Ада, над ними - [огненный] покров: так воздаем Мы тем, кто зло творит. (Сура "Аль А'Араф", 7:41)

Ангелы, стражи Ада

Несмотря на всю тяжесть и безысходность положения неверных, нет ни одного человека, который бы сжалился над обитателями Ада и спас, облегчил бы их страдания от вечного Огня. Они навеки не смогут более обратиться к Аллаху. Они переживают страдания от забвения, брошенности и отверженности. Как сказано в айате, "и нет для него здесь сегодня ни одного друга" (Сура "Аль Хака", 69:35). Ангелы-стражи являются единственными их собеседниками, которые будут ввергать их в бесчисленные наказания и пытки. Эти ангелы, призванные наказывать обитателей Ада, ни на толику не подвержены чувству милосердия. Они очень жестоки, грубы, сильны и наводят ужас. Они были сотворены для того, чтобы отомстить по заслугам тем, кто богохульствовал на Аллаха, отрицал бесчисленные милости Всевышнего Господа, сотворившего также и ангелов-стражей, являющегося их Господом и Владыкой всех миров. Ангелы-стражи выполняют свою обязанность безукоризненно:

О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от Огня, растопкой для которого - люди и камни. К нему приставлены ангелы - суровые, сильные, которые не отступают от повелений Аллаха и выполняют то, что им велят. (Сура "Ат Тахрим", 66:6)

Отнюдь нет! Если он не прекратит все это, Мы приволочем его за хохол, хохол лжеца, грешника. Пусть он зовет своих сообщников! Мы же позовем стражей [Ада]! (Сура "Аль Аляк", 96:15/18)

Так вот, эти ангелы-стражи являются одним из проявлений гнева, ярости и наказания Аллахом неверных, которые подвергаются самому ужасному, самому болезненному и унизительному обращению как презреннейшие создания.

Кроме того, есть один важный нюанс, который нельзя трактовать неверно. Стражи поистине не проявляют ни малейшей жестокости или несправедливости. Они подвергают неверных заслуженному наказанию, они не увеличивают и не уменьшают наказания, но только дают неверным то, что те сами себе уготовали. Ангелы-стражи являются прекрасным проявлением Высшей Справедливости Аллаха, невинными, благословенными существами, с большим усердием и покорностью исполняющими возложенную на них Аллахом священную обязанность.

ДУШЕВНЫЕ СТРАДАНИЯ В АДУ

До сих пор мы говорили о физических страданиях, переживаемых обитателями Ада. Однако, наряду со всем перечисленным, не менее тяжелыми являются также и моральные наказания, которые включают в себя раскаяние, безнадежность, отчаяние, плохое обращение, унижение, стыд, разочарование и многие иные виды душевных терзаний.

"Огонь, вздымающий к сердцам"

Каждый из нас в той или иной мере имеет в жизни возможность познать и вкусить душевные страдания и горести в различных житейских ситуациях.

Например, сердце человека неверующего, потерявшего близкого друга, возлюбленного, жену, мужа или сына, понимающего, что никогда не сможет увидеться более с ним, или же человека, столкнувшегося с изменой того, кого он считал очень близким и любимым, кому доверял, полно неописуемого, безутешного горя. Это, воистину, особый вид познания страданий, сотворенный Аллахом в сердце человека, дабы осознал он свое наказание за обожествление человека, которого он потерял и с изменой которого он столкнулся. Это наказание за то, что человек проявляет чувство любви, восхищения, интереса, дружбы, преданности и доверия не к Аллаху, даровавшему ему эти чувства и того, к кому он проявляет их, а к какому-либо смертному, немощному, обязанному всем Аллаху, нуждающемуся в Нем. Иными словами, мы получаем наказание за то, что поклоняемся смертному наряду с Аллахом, сотворившим его. Аллах еще в этой жизни дает нам увидеть и осознать наши заблуждения, чтобы человек образумился прежде, чем попасть в иной мир, где не будет возможности исправить свои грехи, и, покаявшись, обратился к Аллаху. Человек может обожествлять не только человека, слабости людей различны. Кто-то из них обожествляет деньги, богатство, власть, словом, поклоняется любому предмету или идее наряду с Аллахом.

Страдания от утраты обожествляемого при жизни есть лишь малая толика тех страданий, что может испытать нераскаявшийся человек в ином, вечном мире. Эти страдания даруются нам как своего рода назидания или предостережения. Того же, чье сердце обожествляет мирские блага наравне с Аллахом, даровавшим их, в ином мире ждет самое тяжкое и некончающееся наказание. Страдания, которые может даровать Аллах в наказание за придание Ему равных еще в этой жизни, бывает настолько сильным, что переживающий душевную боль человек предпочитает любую физическую пытку ради избавления от них. Кто-то из людей, не выдерживая мук души, решает покончить жизнь самоубийством, чтобы прекратить боль. При описании этой боли неверные используют выражения такого плана: "горение сердца", "горение души", "всепроникающая тяжесть".

Тогда как в Коране примечательным образом, делая акцент на моральную сторону наказания в Аду, говорится об "Огне, обжигающем сердца":

Горе всякому хулителю - клеветнику, что за спиной его злословит, который собрал богатство и приготовил его! Думает он, что богатство его увековечит. Так нет же! Будет ввергнут он в "сокрушилище". А что даст тебе знать, что такое "сокрушилище"? Огонь Аллаха воспламененный, который вздымается к сердцам! Он над ними воздвигнут сводом, а [сами они] на колоннах вытянутых [будут привязаны]. (Сура "Аль Хумаза", 104:1/9)

Даже самая сильная боль в мире со временем забывается, возможно, ее последствия дают о себе знать через некоторое время, но они уже не бывают такими сильными, как в первый день. В Аду же эта боль несопоставимо сильнее, чем при жизни, она, ничуть не уменьшаясь, вечно вздымаясь, сжигает сердца неверных.

К этому добавляются и моральные наказания, состоящие из безнадежности, раскаяния, унижения, ярости, ненависти и вражды, которые испытывают все обитатели Ада друг к другу, так что вся палитра душевных страданий причиняет неверным не меньшие муки, нежели непрекращающаяся физическая боль.

Тысяча и одно унижение

Во многих айатах Корана, описывающих положение неверных в Аду, Всевышний сообщает нам об уготованных унизительных, уничижительных наказаниях, которые являются воздаянием за высокомерие и гордыню человека, проявленные в мирской жизни.

Одна из самых главных целей неверного при жизни - добиться зависти со стороны людей его богатству, уму, положению и в то же время постоянно получать восхищенные отзывы от поклонников. Цена человека определяется его социальным статусом: хорошей, перспективной работой, детьми, красивыми домами, машинами и иными земными страстями и влечениями. Тогда как в Коране "бахвальство" людей друг перед другом в мирской жизни во множестве детей, богатств и иных мирских благ упоминается как обманчивое обольщение.

Бахвальство, одно из самых сильных желаний человеческого естества, нафса, оборачивается суровым наказанием для неверных в Аду. Наряду с физическими страданиями, о которых мы говорили ранее, существуют еще и моральные наказания: унижение, пренебрежение, ненависть и вражда между обитателями Ада. Неверные позабыли в мирской жизни об Аллахе, "достойном восхваления" (Сура "Аль Бакара", 2:267), и "богами сделали свои желания и страсти" (Сура "Аль Фуркан", 25:43). Поэтому вся жизнь неверного отдана не восхвалению Аллаха, но собиранию похвал в свой адрес. Он построил свою жизнь на угождении людям и мирским законам, но не ради служения довольству Всевышнего. Именно поэтому они переживают самое тяжелое крушение, когда кто-либо затрагивает или унижает их болезненную гордыню и самомнение. Для неверующего одним из самых позорных моментов является унижение, беспомощность и презрительное отношение со стороны других людей. Более того, среди неверных есть такие, которые готовы пожертвовать жизнью, лишь бы только избегнуть позора средь других или же услышать их похвалу. Поэтому множество наказаний Ада основано на этом кошмаре. Неверные испытывают страшные унижения и оскорбления в возмездие за высокомерие и гордыни при жизни. Во многих аятах на этом факте акцентируется наше внимание; вот лишь некоторые из них:

И в тот День, как будут приведены те, которые не веровали, к Огню... Вы свои блага провели в жизни близкой и насладились ими, а сегодня будете вознаграждены наказанием унижения за то, что вы возносились на земле без права, и за то, что вы распутничали. (Сура "Аль Ахкаф", 46:20)

Пусть не думают неверные, что данная Нами им отсрочка - благо для них. Воистину, Мы даем им отсрочку, чтобы они погрязли в грехе. И уготовано им унизительное наказание. (Сура "Аль Имран", 2:178)

В Аду существует тысяча и один вид наказаний унижением. С обитателями Ада обращаются хуже, нежели со скотом в мирской жизни. Для того чтобы унизить их еще более, их привязывают к столбам, надевают ярмо на шею, руки и ноги заковывают в кандалы.

Наказания и унижения являются к неверным со всех сторон одновременно, их бросают в огонь и в то же время унижают морально. Величайшие наказания и унижение начинаются с того самого момента, когда они воскрешаются из мертвых и избираются для Ада, и не будет им конца.

Ангелы выхватывают неверного из толпы миллиардов людей за волосы и за ноги. Согласно айатам Корана, "в тот День ни джиннов, ни людей об их грехе не спросят... и грешники будут узнаны по знакам и будут пойманы за волосы чела и ноги" (Сура "Ар Рахман", 55:39/41).
Проявивший презрение к Аллаху, забывший о Его заповедях, схваченный за волосы, он будет брошен прямо в Ад, и не будет у него сил воспротивиться этому, никто не поможет и не ответит на его крики и стоны, мольбы о помощи. Это лишь увеличивает наказание безысходности:

Отнюдь нет! Если он не прекратит все это, Мы приволочем его за хохол, хохол лжеца, грешника. Пусть он зовет своих сообщников! Мы же позовем стражей [Ада]! (Сура "Аль Аляк", 96:15/18)

Как сообщается нам в айатах, неверных будут "унизительно влачить и с силой бросать в огонь Ада", при этом сказано им будет, "Это - Огонь, который вы считали ложью" (Сура "Ат Тур", 52:13/14). Согласно другому айату, влачить неверных будут по земле, лицами вниз (Сура "Аль Фуркан", 25:34). А те, кто предстанет с дурными деяниями, будут повергнуты в огонь [со словами]: "Так воздается вам по делам вашим!" (Сура "Аннамль", 27:90)

В тот день, когда их лицом вниз поволокут в Ад, [им скажут:] "Вкусите муки Адские!" (Сура "Аль К'амар", 54:48)

Унижение еще более усиливается после того, как неверные ввергаются в Ад. Наряду с физической болью, они мучительно страдают от унижения и презрения к ним.

В айатах Корана так описываются моральные унижения неверных во время наказания Огнем:

[Аллах молвит:] "Хватайте его [грешника] и волоките до самой середины Ада. Потом накажите его, поливая на голову кипяток. [И скажите ему:] "Вкуси [муку], ведь ты [был] великим, горделивым мужем [в мирской жизни]!" Воистину, это и есть то, в чем вы сомневались. (Сура "Ад Духан", 44:47/50)

Для унижения неверного, кроме того, существуют специально приготовленные железные плети, кандалы и ошейники. В Коране говорится следующее:

[Аллах повелит ангелам - стражам Ада:] "Схватите его и закуйте [в цепи]! Потом ввергните в Ад, потом посадите на цепь длиной в семьдесят локтей, ибо он не веровал в великого Аллаха и он не призывал [людей] кормить бедняков". (Сура "Аль Хака", 69:30/34)

В мирской жизни только диких животных держат на привязи, среди людей же заковывают лишь социально опасных, особо агрессивных душевнобольных, которые уже не воспринимают человеческого отношения. Неверные, ввергаемые в Ад, самые низшие из всех сотворенных, которых помещают на "цепь, длиною которая семьдесят локтей". Есть еще несколько айатов, описывающих всю унизительность положения неверных:

Когда их с оковами на шеях и в цепях поволокут в кипяток, а потом уж в огонь, где предадут сожжению. Затем им скажут: "Где те, кому вы поклонялись помимо Аллаха?" (Сура "Гафер", 40:71/73)

...они - те, которые не уверовали в Господа своего, а на шеях у них цепи, они будут обитателями адского огня и пребудут в нем вечно. (Сура "Ар Ра'ад", 13:5)

В ряде айатов так поясняется это унизительное наказание цепями:

И в тот день ты [Мухаммад] увидишь грешников, закованных в цепи. Одеянием им будет смола, а лица их будут укрыты огнем, дабы Аллах воздал каждому живому существу за то, что оно совершило. Воистину, Аллах скор на расплату. (Сура "Ибрахим", 14:50)

Тем, которые не веровали, выкроены одежды из огня, проливается на их головы кипяток. Растапливается от этого то, что у них в утробах, и [их] кожи. Для них есть железные крючья. (Сура "Хадж", 22:19/21)
Неверные испытывают полное унижение, позор и презрение к себе, ничтожность и безжалостность, а также раскаяние и боль, пережитую теми людьми, которых они унижали и позорили в мирской жизни, чью гордость и права попрали они своими деяниями. Чувства унижения и позора будут столь сильны, что даже лица неверных отражают их душевные муки

В тот День лица одних униженными будут. (Сура "Аль Гашия", 88:2)
Наряду с перечисленными, в Аду существует еще великое множество душевных страданий и моральных наказаний. В Коране приводится слово "униженные" применительно к неверным и приводятся определенные примеры. Однако "унижение" - очень широкое понятие, и человек в мирской жизни подразумевает под этим понятием многие события, вызывающие это чувство, любое слово, любое действие или отношение. В Аду же число душевных страданий может быть тысячекратно более и тяжелее.

Безутешное, позднее раскаяние

С момента воскрешения неверный осознает всю тяжесть совершенных им злодеяний, чувство непоправимости и тяжелейшее раскаяние волнами охватывает все тело, оно гложет его изнутри и не дает ни малого послабления в душе. Когда же неверным показывают содеянное ими в мире, желание вернуть упущенное время дарованной им жизни, которую они провели в небрежении и богохульстве, терзает их все более, они умоляют дать им еще один шанс, вернуть их к жизни, дабы раскаялись они и искупили свои злодеяния благими делами. Для них утратили всякое значение дружеские и родственные связи, которыми они так дорожили. Они уже не испытывают желания видеть своих возлюбленных и друзей, которые, так же как и они, жили в небрежении к Аллаху. Все, к чему они стремились и достигли, растратив дарованную им жизнь: карьера, дома, машины, супруги, дети, фирмы, капитал, обычаи, традиции, их собственный "взгляд на мир", теперь обесценилось и исчезло. На их место пришло лишь вечное наказание. В айатах так описывается душевное состояние, вызванное потрясением того Дня:

Если бы ты видел, как они будут поставлены перед Огнем и скажут: "О, если бы мы были возвращены, мы не считали бы ложью знамений Господа нашего и были бы в числе верующих!" Да, обнаружилось пред ними то, что они скрывали раньше; если бы они были возвращены, то вернулись бы к тому, от чего их удерживали! Ведь они, истинно, неверные. И говорят они: "Нет другой жизни, кроме нашей земной, и мы не будем воскрешены". Если бы ты видел, как они будут представлены пред их Господом! Он скажет: "Разве это - не истина?" Они скажут: "Да, клянемся Господом нашим!" Он скажет [Аллах]: Вкусите же наказание за то, что вы были неверующими!" (Сура "Аль Ана'ам", 6:27/30)
Но даже тогда, испытывая сильнейшее душевное потрясение, неверные не отказываются от высокомерия, по выражению айата, "даже увидев наказанье, скрывают раскаянье свое" (Сура "Йунус", 10:54). Высокомерие же станет причиной еще больших мук, ибо гордыня и чувство превосходства, завладевшие их душами, принесут им неописуемые страдания, когда столкнутся они с унижением и презрением в Аду.

Вражда между обитателями Ада

Теперь уже потеряли значение все должности и положение в обществе, считавшиеся самыми важными для них при жизни, нет уже главных и подчиненных. Напротив, люди посылают проклятия тем, кто руководил ими в жизни, а руководители же проклинают своих подчиненных:

Вот те, за которыми следовали, будут отрекаться от тех, которые следовали... И скажут те, которые следовали: "Если бы нам был возможен возврат [на землю], чтобы мы отреклись от них, как они отреклись от нас!" Так представит им Аллах их деяния, так что постигнет их непоправимое сожаление, но не выйти им из адского Огня. (Сура "Аль Бакара", 2:166/167)

В тот День, когда будут ввергнуты лицами в Огонь и возопят: "О, если бы мы повиновались Аллаху и Посланнику!" Они скажут: "Господи наш! Мы повиновались нашим вождям и нашим старейшинам, которые совратили нас с истинного пути. Господи наш! Воздай им двойным наказанием и прокляни их великим проклятием". (Сура "Аль Ахзаб", 33:66/68)

Говорят они там, враждуя: "Клянемся Аллахом, мы были только в явном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров! И нас сбили с пути только грешники, и нет у нас заступников и друга искреннего. Если бы нам был дарован возврат и оказались бы мы верующими!" Поистине, в этом - знамение, но большая часть их не верует! (Сура "Аш Шуа'ра", 26:96/103)
Между обитателями Ада, столкнувшимися с вечными муками и страданиями, начинаются вечная вражда и проклятья друг другу. Все обвиняют друг друга, старые друзья питают взаимную ненависть, единственной же причиной ненависти стали их дружеские отношения в мирской жизни. Ведь это они побуждали друг друга на совершение грехов и жизнь вне веры, они поддерживали друг друга в невежестве и безверии. Все понятия дружбы рушатся с наступлением Адского наказания, все связи и чувства, испытываемые ранее, исчезают. Каждый их них совершенно один в огромной толпе и только проклинает близстоящего:

Аллах скажет: "Войдите в Ад вместе с людьми и джиннами, которые ушли [из жизни] задолго до вас ". Каждый раз, когда входит [в Ад] какой-либо народ, он проклинает подобный себе [по вере]. Когда они соберутся в Аду все вместе, то последователи скажут о своих предводителях: "Господи наш! Вот они и сбили нас с пути веры: воздай же им в Аду наказанием вдвойне". [Аллах] скажет: "Каждому [из них] воздается вдвойне, но вы не ведаете об этом". (Сура "Аль А'Араф", 7:38)

Те, которые не уверовали, воскликнули: "Господи наш! Укажи нам на тех джиннов и людей, которые совратили нас! Мы бросим их под ноги себе, чтобы они стали самыми презренными". (Сура "Фуссилат", 41:29)

И вот они препираются в Огне, выдвигая свои утверждения, и говорят слабые тем, которые возвеличиваются: "Поистине, мы были для вас последователями; так можете ли вы хотя бы часть Огня от нас удалить?" И скажут те, которые возвеличиваются: "Все мы в Огне; поистине, Аллах рассудил уже между рабами Своими!" (Сура "Гафер", 40:47/48)

Это - толпа, устремляющаяся с вами, нет им даже приветствия, ибо им гореть в Огне! [Те, кто последовал за ними], скажут: "Нет, это вам приветствия нет! Это вы уготовали нам [эти муки], и как скверно пребывание здесь!" Они говорят: "Господи наш, кто уготовал для нас эти муки, умножь ему наказание в Огне!" Они говорят: "Что с нами, мы не видим людей, которых считали плохими. Мы высмеивали их или наши взоры не разглядели их?" Поистине, препирательство и споры обитателей Огня есть истина. (Сура "Сад", 38:59/64)
Напрасные мольбы и отчаяние

Обитатели Ада существуют в великом отчаянии. Кара, постигшая их, ужасна и безмерна, единственный выход к спасению видится им в мольбах и стенаниях. Они умоляют каждого, кто встречается им. Когда они встречают обитателей Рая, то умоляют дать им немного воды и еды. Они взывают к Аллаху и молят о пощаде, но все напрасно.

Некоторые обращаются с мольбами к ангелам-стражам. Они умоляют даже тех ангелов, которые причиняют им эти невыносимые страдания и муки, просят их обратиться к Аллаху от их имени. Тяжесть наказания столь велика, что они в отчаянии молят ослабить их хотя бы на день. Но нет им ответа:

И те, которые в Огне, скажут ангелам-стражам: "Взовите к вашему Господу, чтобы Он облегчил нам наказание хотя бы на день". Они [стражи] сказали: "Разве не приходили к вам ваши посланники с ясными знамениями?" Они ответили: "Да". Они [стражи] сказали: "Тогда взывайте вы!" Но все призывы неверных только в заблуждении! (Сура "Гафер", 40:49/50)
Наряду с этим они взывают к милосердию и милости Аллаха, просят Его о снисхождении, но опять напрасно:

Они сказали: "Господи, овладело нами наше несчастие, и мы оказались народом заблудшим. Господи, изведи нас из Огня, и если мы опять вернемся к неверию, то, поистине, мы бесчестны". Он сказал: "Оставайтесь там с позором и не говорите со Мной! Ведь были перед вами те из моих рабов, которые говорили: "Господи наш, мы уверовали, прости же нас и помилуй. Ведь Ты самый милосердный!" А вы обратили их в посмешище, так что забыли поминать Меня, когда вы над ними смеялись. Сегодня Я воздал им за то, что они терпели, они, поистине, те, которые достигли счастья и спасения". (Сура "Аль Му'минун", 23:106/111)
Из айата очевидно, что это последнее обращение Аллаха к обитателям Ада:

"Оставайтесь там с позором и не говорите со Мной!";
обитатели Ада не будут более услышаны Аллахом на века, и даже мысль об этом приносит человеку отчаяние и страдания.

В то время как обитатели Ада в муках и страданиях вкушают наказания, "обретшие спасение и счастье" обитатели Рая переживают несметные радости вечной жизни. Одним из моральных наказаний, которым подвергаются обитатели Ада, является возможность видеть жизнь обитателей Рая и разговаривать с ними. Неверные видят, как те люди, над которыми они насмехались и подвергали унижению в мирской жизни, в великом умиротворении живут во дворцах потрясающей красоты, вкушают изысканные яства и напитки, их сопровождают супруги верные невообразимой красоты. Неверные, испытывая ужасающие муки и тяготы, видят перед собой картины благополучия и полного счастья уверовавших, блаженства и покоя, что ввергает их в совершенное, невыносимое и в то же время непрекращающееся чувство отчаяния.

Это чувство еще более усиливает страдания, раскаяние достигает невыносимых масштабов. Раскаяния за безверие в мирской жизни, за неповиновение и отрицание повелениям Аллаха переполняет их сердца. В таком тяжелом психологическом состоянии они пытаются вести диалог с обитателями Рая и даже просить у них помощи, опять-таки напрасно. В Коране так сообщается о диалоге обитателей Ада и Рая:

Они [уверовавшие] в Раю расспрашивают друг друга и грешников: "Что завело и ввергло вас в Ад?" Говорят они: "Мы не были среди молящихся, и не кормили мы бедняка, и мы погрязали с погрязшими [в ереси и лжи], и мы объявляли ложью День Суда, пока не пришла к нам истина [смерти]", и не принесет им пользы заступничество заступающихся за них. (Сура "Аль Муддасир", 74:40/48)
Наибольший интерес представляет диалог между верующими и лицемерами (мунафиками). Лицемеры - те, кто при жизни, пусть даже короткое время, но были рядом с верующими. Они не веровали, но старались придать себе образ верующих во имя личной выгоды и корысти, за это они были охарактеризованы как "мунафики", двуличные. Горя в Огне Ада, они видят верующих и пытаются просить о помощи, молить о заступничестве. Этот диалог описывается в Коране следующим образом:

В тот День мунафики, мужчины и женщины, скажут уверовавшим: "Погодите, мы у вас позаимствуем немного света". Им ответят: "Ступайте, откуда пришли - на землю?, и там найдите огонь". Между ними будет возведена стена с вратами, внутри которой - милосердие, а снаружи ее - наказание. Они [лицемеры] возгласят к ним: "Разве мы не были с вами?" Скажут те: "Да, но вы искушали самих себя, и выжидали, когда мусульман постигали страдания и беды?, и впали в сомнение [об Аллахе и вере], и обольстили вас мечтания и искушения, пока не пришло повеление [смерть] от Аллаха, но искусил вас вновь обольститель, [используя имя Аллаха, стараясь казаться невинным из вас]. И сегодня не будет взято с вас никакого откупа и с тех, которые не уверовали... Пристанище ваше - Огонь; он - ваш властитель [друг, достойный вас], и как скверно это пристанище!" (Сура "Аль Хадид", 57:13/15)
Вечное наказание, от которого нет спасения

Наряду с наказаниями Ада, о которых мы говорили до сих пор, есть еще одна особенность Ада, которая безмерно усиливает все наказания, существующие в нем: от этих мук никогда не будет избавления. Если человек испытывает какую-то боль, он знает, что рано или поздно, как бы сильна не была боль, она закончится, и эта мысль утешает его. Окончание каждого страдания - уже великое счастье, и ожидание этого мига дарует человеку надежду.

Однако в Аду неверные лишены этой спасительной надежды, что вызывает наибольшие страдания. Когда их сжигают в Огне, заковывают цепями, кипящие воды обжигают их тело, их хлещут плетьми, помещают в смрадные, тесные помещения с привязанными к шеям руками, они осознают, что эти наказания никогда не кончатся, они вечны. Каждая попытка к бегству сурово пресекается, им еще раз дают понять, что конца этой муки нет. В одном айате так описывается эта ужасающая мука:

Всякий раз, как они захотят выйти оттуда из сокрушающих страданий, их возвращают туда и [говорят]: "...вкусите мучения Огня!" (Сура "Аль Хадж", 22:22)
Ад совершенно изолирован, для неверных в него есть только вход, но пути обратно не существует, им не оставлено ни малейшей доли надежды на него; неверных охватывает чувство заточения в западню. Их окружают стены, преодолеть которые у них нет сил, повсюду запертые двери. В айатах так описывается это ужасное заточение:

А те, которые не уверовали в Мои знамения, они - обитатели левой стороны. Над ними - свод пламенный Огня. (Сура "Аль Баляд", 90:19/20) И скажи: "Истина - от вашего Господа, кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует". Мы приготовили неверным Огонь, его стены пылающие окружат их... (Сура "Аль Кахф", 18:29)

Обитель их - Ад, и не найдут они от него спасения! (Сура "Ан Ниса'", 4:121)
Неверные, увидев Огонь, понимают, что предназначен он для них. Они понимают, что уже нет возможности избежать Огня. Мирская категория времени исчезла, и началось вечное наказание. Самой ужасающей особенностью страдания является то, что оно будет продолжаться вечно. Пройдет сто, тысяча или миллион лет, но оно не приблизит к концу. Даже миллионы лет - ничто по сравнению с вечностью. Неверный, обитающий в Аду, ждет конца страданий, как это бывало в мирской жизни, однако напрасно. Именно поэтому в айатах Корана особо указывается нам на вечность наказания:

Обещал Аллах лицемерам, и лицемеркам, и неверным, Огонь Ада на вечное пребывание там. Довольно им этого! Проклял их Аллах, и для них - вечное наказание. (Сура "Ат Тауба", 8:68)

Если те, [кому они поклонялись,] были бы богами, то не вошли бы в Ад. Но все они пребудут там вечно. (Сура "Аль Анбийа'", 21:99)

А тем, которые не уверовали, уготована геенна огненная. С ними там не покончат и не умертвят их, и муки их не облегчатся. Так Мы караем каждого неблагодарного. (Сура "Фатыр", 35:36)
На земле каждое страдание или боль, переживаемая человеком, имеет свой конец и избавление. У человека, переживающего страдания и муки, есть два спасения: либо страдания завершаются, либо же человек умирает. Спасением является и то и другое, если посмотреть на ситуацию со стороны. В Аду же положение несопоставимо тяжелее. Страдания вечны и беспрерывны. Неверным не дается возможности ни собраться с силами, ни перевести дух, ни оправиться от перенесенных мучений.

Одно напоминание во имя спасения от вечного наказания

В этой книге мы подробно рассматривали то, с чем столкнется каждый, кто отвернулся и отверг знамения Аллаха и безрассудно отрицает Волю Всевышнего, Сотворившего каждого из нас. Нет никакого спасения от ужасающих мук за безверие, с которыми он столкнется после смерти в мирской жизни. Именно поэтому каждый человек, прочитав факты, описанные в этой книге, должен осознать истину испытания в мирской жизни и, не теряя времени, отказаться от своих заблуждений и безверия, ибо они приведут его к нескончаемым, великим мукам вечности. Самое важное, что следует сделать ему, - уверовать и положиться на Волю Аллаха, иначе вечное раскаяние будет преследовать его. В Коране так сообщается о раскаянии неверных:

Может быть, пожелают много раз те, которые неверны, стать мусульманами. Оставь их, пусть они едят, наслаждаются и [пустыми] надеждами обольщаются. Потом они узнают. (Сура "Аль Хиджр", 15: 2/3)
Путь к спасению от вечных мук раскаяния - через служение милости Аллаха и обретения Рая открыт:

Пока не поздно, уверовать всем сердцем и душой в Аллаха, и жить, свершая лишь те деяния, которые Он благословил ...

Они сказали: "Хвала тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Поистине, Ты - Знающий, Мудрый!" (Сура "Аль Бакара", 2:32)
(Харун Яхья книги Смерть - Конец Света - Ад)