"У митрополита Антония Сурожского есть слова о том, что если христианин хочет быть миссионером и достучаться до других, он должен не разгромить их веру, а, наоборот, собрать крупицы правды, крупицы Божьего Откровения, которые в ней есть."
/Роман Маханьков/
Три события и один праздник
"Когда Крест был найден, множество народа пришло, чтобы поклониться ему. Но увидеть эту лежащую на земле Драгоценность толпе людей было просто невозможно, и тогда Иерусалимский Патриарх Макарий стал поднимать (или, по-церковнославянски, воздвигать) Крест, а люди становились на колени, крестились и кланялись Орудию казни Спасителя. Произошло это 14 сентября.
Отсюда и получил название сегодняшний праздник.
Царица Елена хотела не только найти крест, но и поставить на месте казни и воскресения Христа Храм. День его освящения, а вместе с ним и освящения Иерусалима, - 13 сентября - стал большим праздником, так что его отмечали каждый год почти так же торжественно, как Пасху.
Следующий за ним праздник Воздвижения отмечался менее пышно. Считалось, что он сопровождал и дополнял праздник освящения. Вторично после обретения Креста он был установлен на следующий день после освящения храма, когда Крест внесли внутрь и воздвигли уже в храме - 14 сентября.
Третье воздвижение Креста случилось еще через три столетия. Персы напали на Иерусалим. Они знали. Что Крест Господа - это величайшая святыня, и увезли ее к себе. От Креста произошли многие чудеса, исцеления, и язычники-персы так и оставили его в ящичке-ковчеге, не смея осквернить Крест своим прикосновением. Потом византийский император отвоевал Крест и вернул его в Иерусалим в 628 году. Крест был возвращен на место и воздвигнут над местом, где располагался Гроб Господа, 14 сентября.
Вот так воздвижение Креста повторилось три раза, и всегда происходило 14 сентября. О. Иоанн (Крестьянкин) усматривал в этом божественный промысел. И задолго до него Свв. Отцы и христиане очень внимательно относились к этой дате. Она напоминала им о казни Спасителя, которая тоже совершилась 14 числа, в весеннем месяце нисане.
Параллель с иудаизмом
==================
А еще праздник Воздвижения сопоставлялся с осенним иудейским праздником Кущей (или Суккот). С одной стороны, это праздник сбора урожая. И в Израиле Суккот, и на Руси Воздвижение связывались с этим периодом земледельческого года. На это указывал и Феофан Затворник:
«В сентябре убираются с поля, по крайней мере у нас. Итак, чтоб одни из христиан в чувстве довольства не сказали: "душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!", а другие от скудости не пали в духе, представляется очам всех воздвигаемый крест, напоминая первым, что опора благобытия не имение, а христианское внутреннее крестоношение, когда внешнее, по благости Божией, слагается, внушая вторым в терпении стяжать души свои, воодушевляя на то уверенностью, что со креста идут прямо в рай; посему, одни да терпят, чая, что идут углажденным путем в Царство Небесное, а другие да вкушают внешних утешений со страхом, как бы не заключить себе вход на небо».
С другой, это воспоминание о том, что Бог вывел сынов Израилевых из Египта, иными словами, избавил их от того унизительного, подвластного положения, в котором они пребывали в Египте. Аналогично Господь избавил людей от греха, когда был распят на Кресте. Поэтому Воздвижение - это праздник избавления и искупления. "
----------------------------------------------------------------------------------------------
"У митрополита Антония Сурожского есть слова о том, что если христианин хочет быть миссионером и достучаться до других, он должен не разгромить их веру, а, наоборот, собрать крупицы правды, крупицы Божьего Откровения, которые в ней есть. Почему же в отношении иудаизма это должно быть по-другому? Почему такая нетерпимость? "
/Роман Маханьков/
----------------------------------------------------------------------------------------------
В праздник кущей, Суккот, еврей должен отказаться от мнимой безопасности своего жилища и поселиться, как прежде в пустыне
("бе мидбар" - в пустыне; так по-еврейски называется "наша" "Книга Чисел"),
открытый всем стихиям
(крыша должна быть едва покрыта ветвями, чтоб сквозь них видны были звезды),
вновь полностью зависимый от Бога и Его благого попечения.
Еврей должен в эти дни особенно помнить, что
"Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его;
Если Господь не охранит града, напрасно бодрствует страж.
Напрасно вы рано встаете и поздно просиживаете;
едите хлеб печали. Тогда как возлюбленному своему Он дает сон"
/ПСАЛОМ "Мизмор Давид" 126/
Крест жизни легок, когда Сам Господь помогает его нести и несет его вместе с нами
----------------------------------------------------------
Беззащитность перед Богом - тема размышлений митрополита Антония, к которым мы с Божией помощью, со временем перейдем.
----------------------------------------------------------
* * *
Наш смысл находится совсем не в нас.
Вот почему опора мирозданья,
Вот Тот, Кого мы называем Спас,
Нас не спасал ни разу от страданья.
Ни нас и ни себя. Кресты, кресты...
Одни кресты посеяны в пустыне.
О Господи, ответь мне, как же Ты
Свое крещенье огненное вынес?
Ведь Ты кричал вот также, как и я,
Ведь ты из плоти, а не из каменьев.
И боль твоя - все та же боль моя...
Но что-то нам твердят о воскресеньи?..
Груз всей земли сложивший на пороге
Чьем воскресеньи? Этот страшный груз, -
Седьмого неба, человек Иисус
Узнал, что смысл Его не в нем, а в Боге.
И если не осталось ни следа
Здесь в равнодушной к нам земной природе,
Наш вечный смысл не делся никуда.
Наш смысл, как свет, из темноты восходит.
Горит и прожигает наш покров,
Растапливая царство ледяное.
Пусть мертвые хоронят мертвецов.
А тот, кто жив, пускай идет за Мною.
//Зинаида Миркина//