Во Франции на днях вступил в силу запрет на молитвы на улицах. В одном из петербургских сообществ по мотивам данной новости был проведен опрос: выяснилось, что более 90% горожан не прочь распространить данную инициативу и на Северную столицу.
Франция взяла курс на отказ от политики мультикультурализма: сначала местным мусульманкам запретили носить хиджаб и паранджу в общественных местах, теперь тамошним верующим не разрешают молиться на улицах Парижа и Ниццы.
"Молитва на улице — неуместный религиозный обряд, противоречащий принципу светскости. Эта практика задевает чувства многих моих соотечественников, шокированных тем, что общественное пространство отдается под религиозный обряд", — заявил по этому поводу в интервью Le Figaro министр внутренних дел Франции Клод Геан.
Французская новость моментально нашла отклик в Петербурге: как известно, в Северной столице вопросы толерантности самые больные наряду с погодой и пробками.
В ЖЖ–сообществе spb_ru создан опрос: "Стоит ли ввести запрет на уличные молитвы в городе?". На данный момент в опросе поучаствовали несколько сотен юзеров, то есть картина нерепрезентативная для города–миллионника. Однако тенденция налицо: подавляющее большинство (92% пользователей) высказалось за то, чтобы распространить французский закон на наши широты.
Впрочем, в комментариях опрошенные поясняют, что запрет должен касаться не только мусульман, но и представителей всех религий: от православных бабушек до юных кришнаитов.
"Уверен, подобные законы скоро будут введены в большинстве стран Европы, ибо уличные ураза–байрамы уже утомили", — высказывается в комментариях один из участников опроса.
"Молитва должна подчиняться тем же правилам, что и любое другое культурно–массовое мероприятие. Потому что, в сущности, разницы между крестным ходом, например, и концертом рок–группы не так уж много", — считает другой ЖЖ–юзер.
"Нет! Зачем? Кому это мешает?" — оппонирует им еще один пользователь.
Лидер петербургского отделения "Другой России" Андрей Дмитриев в беседе с Neva24 признался, что вот ему, например, да, мешает. По мнению главы местных нацболов, Северной столице определенно стоит перенять французский опыт.
"Для примера: я живу в Полюстрово, выхожу по вечерам гулять с собакой. А у нас в парке совершается намаз. Пока в нем участвует всего пара человек. Но это уже выглядит странно. А потом там будет 200 человек, 2 тыс... И уже с собакой не погуляешь. Там есть и православная церковь, но никто в парке публично не молится. Наверное, городское пространство — не то место. Если ты про себя молишься — это одно дело, но публичный намаз — совсем другое", — рассуждает Дмитриев.
Директор государственного музея–памятника "Исаакиевский собор" Николай Буров настроен менее радикально: в беседе с Neva24 экс–глава комитета по культуре высказал справедливое опасение, что подобные запреты выйдут боком горожанам.
"Вопрос в том, что считать улицей. Невский пр. — это одно дело. А когда по лесу поклонный крест несут? В своем роде это тоже улица. Конечно, у нас в городе не хватает мечетей, потому и массовые проявления на улицах в мусульманские праздники. Да, это пугает. С другой стороны, надо ведь где–то верующим отправлять религиозные потребности. Крестный ход в пасхальную ночь — это тоже религиозное действо на улице. Кришнаиты, идущие по Невскому, — тоже религиозная ситуация на улице. И я не слышал, чтобы они кого–нибудь раздражали. Может быть, только желчных старушек своей веселостью", — говорит Буров.
В той же Франции насчитывается около 2 тыс. мест, где мусульмане могут совершить молитву. В Петербурге, для сравнения, — только две мечети. Отсюда и гигантская толпа мусульман на празднике Ураза–байрам, которая шокировала петербуржцев у станции метро "Горьковская" 30 августа. Или известная история с мусульманином, который совершил намаз прямо на лавочке на станции метро "Спасская": соответствующий видеоролик в апреле этого года стал настоящим хитом в Интернете.
Несколько лет назад один деятель, вдохновившись ширпотребным чтивом, предложил установить в Петербурге молитвенные кабинки: нажимаешь на кнопку, выбираешь нужную религию и читаешь себе молитву, сколько душе потребно. За дополнительную денежку свеча, маца или одноразовый коврик. Духовные деятели высказались резко против "молитвоматов": мол, они вульгаризируют любую религию. Так что оригинальная идея пропала втуне. А жаль.
"Как раздать всем сестрам по серьгам? Это очень сложный вопрос культурного общежития", — подытоживает Николай Буров.
Еще по теме:
В Дании мусульманкам запретят носить паранджу и никаб
В Англии хотят запретить мусульманкам носить паранджу на улицах
Франция. Мусульманки будут платить штраф 700 евро за паранджу на улице