Как и любой религиозный праздник (и не только в иудаизме), Пурим, конечно же, имеет больше религиозное, чем историческое измерение.
Религиозное его значение кроется в самом его названии ("пурим" - "жребий"). В том, как Провидение проявляет себя в жизни и истории через удивительную цепь кажущихся случайностей, взлетов и падений; побед, ведущих к поражению и отчаянию накануне нежданного спасения.
Это - единственная книга Библии, где о Боге не сказано ни слова, даже само имя Его не упомянуто ни разу.
Бог скрыт в этом мире; нам кажется, что мы совершенно одиноки.
И когда мы, подобно Эсфири, стоим перед тяжким нравственным выбором ("пурим" - "выбор"); когда все толкает нас подчиниться обстоятельствам, инстинкту самосохранения, пойти на компромисс с совестью, бояться царя и начальства, а не греха и Бога, -
эта книга дает всем нам упование и опору, надежду и веру.
В такую минуту нас могут поддержать обращенные Эсфири слова Мордехая, смысл которых таков:
"Не думай, что исход ситуации и твоя судьба зависит только от твоего решения. Бог лишь дает тебе возможность сделать мужественный выбор и встать на сторону добра и справедливости.
Если ты смалодушничаешь, Бог просто обойдется без твоей помощи. Поверь, она Ему не так уж необходима. Это твое испытание, твой час, твой шанс, твой выбор, твой пурим.
Струсишь и сдашься - никто не упрекнет тебя в твоей слабости.
Найдешь в себе силы проявить мужество, - радостная память об этом решении останется с тобой на всю жизнь".В нашу постхристианскую эпоху упадка духовной культуры во всех религиях и знаний о них фашизм принес интерпретацию Пурима как праздника еврейской мести.
И хоть очевидно, что месть никак не может быть религиозным праздником, эта нацистская пропаганда сегодня активно распространяется в сети на языке страны и народа, победившего фашизм.Что такая трактовка предельно далека от реальности, легко видеть хотя бы из произведений мировой живописи (Рембрандт среди многих других). Художники прошлого, с одной стороны не стеснявшиеся в изображении любых драматических событий из Библии, а с другой, вполне раздевшие антиеврейские предрассудки своего времени, никогда не делали эти несколько строк из всей книги, посвященные отмщению ненавистникам, предметом своих картин.
С другой стороны, победа над врагом, а уж тем более, избавление от угрозы полного уничтожения, повод для вовсе не зазорного праздника для любого народа и вовсе не предлог для нелепых обвинений.
Библия - священная книга для значительной части человечества. Отобранные для включения в ее канон книги призваны учить добру. Уже хотя бы по одному этому предположения о злодейском их содержании - по меньшей мере нелепость.
Можно предложить также два интересных описания картины, где, к тому же, кратко пересказан сюжет книги Эсфирь.
http://classic-art-ru.livejournal.com/65491.html
"пользуясь доверием всесильного персидского царя, жестокий и честолюбивый визирь задумал за его спиной и от его имени уничтожить всех иудеев. Все уже было подготовлено; но, рискуя жизнью (ибо никто без зова царя не смел вступать в его покои), пришла к Артаксерксу юная царица Эсфирь; пригласила его вместе с вероломным Аманом на пир и за пиршественным столом смело обвинила визиря в коварных замыслах, направленных против ее народа. Этот исторически недостоверный рассказ об иудейке Эсфири, защитившей свой народ от гибели, был воспринят Рембрандтом как победа правды и справедливости над коварством и злом."
Тут несколько полнее:
http://1-9-6-3.livejournal.com/271466.html
Несколько слов о сюжете.
Эсфирь, главный персонаж одной из книг Ветхого Завета, спасла свой народ в эпоху владычества персидского царя Артаксеркса.
«Иудейка Эсфирь, будучи сиротой, жила в Сузах и воспитывалась родственником Мардохеем. После того как царь Артаксеркс, разгневанный на непокорную царицу Астинь, отказавшуюся явится на званый царский пир, ее устранил и приказал собрать прекрасных девиц со всего царства, его выбор пал на Эсфирь, избранную им царицей. Через нее Мардохей извещает царя о готовящемся против него заговоре и тем самым спасает ему жизнь, о чем царь приказывает записать в памятной книге. Как правоверный иудей, Мардохей отказывается кланяться царскому любимцу визирю Аману, который этим уязвлен настолько, что замышляет погубить весь иудейский народ и добивается от царя рассылки по всем подвластным областям приказа о поголовном его истреблении. Мардохей взывает о помощи к Эсфири, и та, после трехдневного поста и молитвы незваной является к царю (за что ей грозит смертная казнь). Однако царь проявляет к ней милость и обещает исполнить любое ее желание, но Эсфирь ограничивается приглашением его вместе с Аманом к себе на пир. На пиру царь повторяет свое обещание, но она лишь снова зовет их к себе назавтра. Аман, исполненный гордости, решает просить царя повесить Мардохея и готовит виселицу вышиной в пятьдесят локтей. В эту ночь царю не спится, и он приказывает читать ему памятную книгу. Прочитав о разоблачении заговора Мардохеем, царь решает почтить его и наутро приказывает Аману провести его по городу в царском облачении и верхом на царском коне.
Вечером на пиру Эсфирь открывает свое желание, прося царя пощадить ее вместе с ее народом, и объявляет Амана своим врагом. Царь в гневе выходит в сад, и Аман припадает к ложу Эсфири, моля ее о заступничестве; увидев это, вернувшийся царь решает, что тот насилует царицу. Амана вешают на виселице, уготованной им Мардохею, который занимает его место при дворе и рассылает по областям письма, отменяющие избиение иудеев, а дни, когда оно было назначено, объявляются праздником пурим («днем празднества и веселья»)».
К библейской фабуле можно добавить и несколько исторических сведений. Известно, что во времена Рембрандта, в годы торгового и промышленного подъема первой в Европе буржуазной голландской республики, ветхозаветная Эсфирь для многих голландцев стала символом их самоидентификации.
Кровавые еврейские погромы, происходившие в 1648-1649 годах в Польше, способствовали переселению большого числа евреев-ашкеназов, что придавало этой пьесе особенно трагическое звучание.