Атеистическое справочное издание

Иудаизм возник во втором тысячелетии до н. э. среди семитских племен. Он имеет свои особенности: признание единого бога Яхве, догмат о «богоизбранности» еврейского народа, признание священных книг непогрешимыми, вера в мессию и загробную жизнь. С момента возникновения иудаизм носил национальный характер, был объявлен религией «богоизбранного парода», заключившего союз с богом Яхве. Идея богоизбранности не позволила иудаизму выйти за пределы еврейских племен, даже когда евреи были рассеяны по разным странам. Причина этого — в национальном характере иудаизма.

=Spoiler написал(а):

Догмат о «богоизбранности» евреев широко использовался в националистических целях. В конце XIX в. он Пыл подхвачен сионизмом — националистическим движением еврейской буржуазии. В настоящее время он взят па вооружение сионистскими организациями Израиля и других капиталистических стран.

Следующей отличительной особенностью иудаизма является то, что он довольно рано стал монотеистической религией. Это объясняется ранним разложением родовых отношений и формированием централизованного государства — Иудейского царства. Племенной бог Яхве превращается в общеиудейского. Единым религиозным центром становится Иерусалимский храм.

Для иудаизма характерен мессианизм. Вначале под мессией разумели реального царя-освободителя, а позже — мистического посланника самого бога, который обновит мир, утвердит равенство, всеобщую справедливость.

Начальный период иудаизма — период его возникновения и становления — принято называть библейским. Еврейские жрецы утверждали, что Яхве открылся «богоизбранному народу» через Завет, передал еврейскому народу священное учение, которое евреи должны беречь. Этот Завет, или Танах, включает: Тору (Пятикнижие), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания). Перечисленные книги создавались с XIII по II в. до н. э. В них изложены религиозные, космологические воззрения иудеев, их этические и правовые нормы, общественные представления.

Второй период в истории иудаизма носит название талмудического. В годы римского владычества из Палестины началась широкая эмиграция евреев. В 70 г. римские легионы разрушили Иерусалимский храм, а Иудейское государство перестало существовать. Еврейские поселения — диаспоры — находились в разных странах. Лишенные храма, еврейские общины стали собираться для отправления культа в местах поселения. Здесь читали Тору, комментировали ее. Устные толкования Торы были записаны и составили Мишну. А истолкование и объяснение Мишны составило Гемару (полное разъяснение). Соединение Мпшны и Гемары дало Талмуд.

Как и Ветхий завет, Талмуд считается в иудаизме основным богословским источником. В нем содержатся различные законы по уголовным и гражданским делам, нравственные нормы, толкования догматических и канонических правил, практические советы по семейной и личной жизни. Главная идея Талмуда — идея предопределения.

Иудейский культ включает в себя большое количество различных обрядов, молитв, постов, предписаний, ограничений, запретов и праздников. Достаточно сказать, что верующему необходимо помнить 365 запретов и 248 повелений Талмуда, Иудаизм содержит элементы фетишизма (одевание на утренней молитве на лоб и левую руку филактерий — ящичков на ремешках, заполненных ветхозаветными текстами; это по существу амулеты), а также тотемизма (запрещение одновременно употреблять мясную и молочную пищу, есть конину, зайчатину, свинину). Особое место к иудаизме занимает обряд обрезания. Он считается символом священного союза, приобщением новорожденного к иудаизму.

Иудаизм как религия не представляет чего-то единого, целого. На протяжении всей истории его существования возникали расколы, велась борьба между различными направлениями.

В настоящее время сохранились секты караимов и хасидов. Караимы — антиталмудическая секта, возникла в VIII в. в среде еврейских ремесленников и земледельцев. Хасидизм появился в XVIII в., в период выступления народных масс против светских и духовных феодалов. Хасидизм завоевал популярность своим стремлением эмансипироваться от раввината и находящегося в руках богатеев кагала (собрания общины, выполнявшего экономические, юридические и другие функции). Но избавления от власть имущих хасидизм искал в иде’е нравственного совершенства. Модернизированные хасидские идеи (неохасидизм) оказывают существенное влияние на современную иудейскую теологию.

Как и все религии, иудаизм переживает в настоящее время кризис. Резко сократилось число верующих. Все больше людей порывают с иудаизмом и переходят на позиции атеизма. Все это заставляет религиозные организации приспосабливаться к изменяющимся общественно-историческим условиям, модернизировать те или иные стороны своего вероучения, пересматривать социальные, нравственные и другие религиозные доктрины.

Одной из разновидностей современного иудаизма является так называемый реформированный иудаизм. Его цель — приспособить религию к условиям буржуазного строя путем обновления основных догматических представлений и отказа от ряда устаревших талмудических предписаний. Сущность реформированного иудаизма сводится к моральному догматизму, который поднимает на щит «духовные ценности» Библии и Талмуда, в особенности десяти заповедей.
Наряду с реформированным иудаизмом оживляется иудаизм в его ортодоксальном виде

. Он воскрешает средневековые требования к верующим: безраздельное господство раввината, богослужение на древнееврейском языке., Следующим направлением в современном иудаизме является консервативный иудаизм. Он пытается объединить некоторые модернизированные представления реформированного иудаизма и традиционные элементы ортодоксий (особенно в сфере религиозного культа).
http://velsat.net/iudaizm.html

Отредактировано Владимир53 (Воскресенье, 25 марта, 2012г. 13:33)