Василий написал(а):Тут не плохо бы дать определение понятиям - добродетели, моральных устоев, греха (особенно), и как логическое завершение, преступлению.
это просто личное мнение. но раз интересно, могу поделиться
как уже выше писалось, в религиозных книгах встречаются законы. исторический материализм предполагает, что они туда попали задним числом, а некоторые (и среди них я) считают что наоборот корень всяческого законодательства нужно искать в религии как таковой и в наследии каждого Учителя человечества в частности.
Соответственно, понятия морали, справедливости, добродетели, а также их конкретное наполнение (т.е. правила поведения соответсвующего претворению оных в жизнь) устанавливались и устанавливаются этими Учителями.
Технически это могло выглядеть так - в прогнившее общество, насквозь забывшее заветы предков не есть своих, а только соседей, попадает великий Вождь, который их учит уму разуму, напоминает основы религии а заодно учит что и соседей теперь тоже кушать не надо, поскольку в них много холестерина, а лучше зашищаться вместе от дальних соседей. устанавливается новое "что такое хорошо и что такое плохо". но понятно что не везде и не сразу. хотя оно никогда не отличается аж на 180 градусов от предыдущего, и вводит нового ровно настолько насколько а) есть необходимость - в смысле для дальнейшего прогресса и б) есть готовность населения его принять, - все равно только через несколько поколений оно становится само собой разумеющимся. потом опять начинаются злоупотребления, коррупция, дух закона предков подменяется буквой, везде развал и беспредел. Приходит новый Учитель и дает новые наставления. и опять начинается все заново - воспитание нового поколения за поколением, которое уже будет более продвинутым. И так до наших дней ....и далее...
...На самом деле, хотя эта реконструкция очень примитивна, но более точная модель - это дело времени. Материала мало, но он есть. Можно проследить как законы прогрессируют в зависимости от времени (например сравнить ветхий и новый завет). и в то же время прослеживается некоторая конгруентность, совместимость и последовательность. а некоторые законы (см. золотое правило), - и именно законы морали, духовности, внутреннего состояния человека - идут красной нитью по всем основным книгам.
т.е. совершенно согласна, что само понятие справедливости и т.п. не неизменно и развивается. но оно не размытое и не относительное - от предков нам достается довольно четкая программа, причем у Мумба-юмба она такая же законная и в каком-то смысле разумная (хоть для нас и необычная) как и у нас, просто они на каком-то этапе оказались отрезаны от той цивилизации, которой повезло воспользоваться благом более позних по времени Книг и Посланий. Конечно стираются границы между странами - что-то переходит и от одной культуры в другую. В конце концов, государства обощили все это и написали то что написали: конституции, законы, даже Декларацию Прав человека. вот, на этом и можно основываться. пока.