Решил перечитать "Чтения о Богочеловечестве" Владимира Соловьева, и наткнулся а любопытную, на мой взгляд мысль, а именно:
"Следуя за ходом развития религиозного сознания до христианства, я
указал главные фазисы этого развития;
во-первых -- пессимизм и аскетизм (отрицательное отношение к природе и
жизни), с чрезвычайною последовательностью развитый в буддизме; затем
идеализм (признание другого, идеального мира за пределами этой видимой
действительности), достигший полной ясности в мистических умозрениях
Платона; далее монотеизм (признание за пределами видимой действительности не
только мира идей, но признание безусловного начала как положительного
субъекта или я), как характеристический принцип религиозного сознания в
иудействе; наконец, последнее определение божественного начала в
дохристианском религиозном сознании -- определение его как триединого Бога,
находимое нами в александрийской теософии и основанное на сознании отношения
Бога как сущего к его универсальному содержанию или сущности.
Все эти фазисы религиозного сознания заключаются в христианстве, вошли
в состав его.
Во-первых, христианство необходимо заключает в себе аскетическое
начало: оно исходит из признания, выраженного апостолом Иоанном, что "весь
мир лежит во зле". Во-вторых, необходимый элемент в христианстве есть
идеализм -- признание иного, идеального космоса, признание царства небесного
за пределами мира земного. Далее, христианство существенно монотеистично.
Наконец, и учение о триедином Боге также не только необходимо входит в
состав христианства, но лишь в христианстве впервые оно сделалось общим и
открытым религиозным догматом.
Все эти фазисы развития, таким образом, составляют часть христианства;
но столь же несомненно, что ни один из них и все они вместе не представляют
собою особенного характеристического содержания христианства. Если бы
христианство было только соединением этих элементов, то оно не представляло
бы собой никакой новой мировой силы, было бы только эклектическою системой,
какие часто встречаются в школах, но никогда не действуют в жизни, не
совершают мировых исторических переворотов, не разрушают одного мира и не
создают другого.
Христианство имеет свое собственное содержание, независимое от всех
этих элементов, в него входящих, и это собственное содержание есть
единственно и исключительно Христос. В христианстве как таком мы находим
Христа и только Христа -- вот истина, много раз высказанная, но очень мало
усвоенная.
В настоящее время в христианском мире, особенно в мире протестантском,
очень часто встречаются люди, называющие себя христианами, но признающие,
что сущность христианства не в лице Христа, а в Его учении. Они говорят: мы
христиане, потому что принимаем учение Христа. Но в чем же состоит учение
Христа? Если мы возьмем нравственное учение (а его-то именно и имеют в виду
в этом случае), развиваемое в Евангелии и все сводящееся к правилу: "люби
ближнего, как самого себя", то необходимо признать, что это нравственное
правило еще не составляет особенности христианства. Гораздо раньше
христианства в индийских религиозных учениях -- в браминстве и буддизме --
проповедовалась любовь и милосердие, и не только к людям, но и ко всему
живущему.
Точно так же характеристическим содержанием христианства нельзя
полагать учение Христа о Боге как Отце, о Боге как существе по преимуществу
любящем, благом, ибо и это учение не есть еще специфически христианское: не
говоря уже о том, что название отца всегда придавалось верховным богам всех
религий,-- в одной из них, именно в религии персидской, мы находим
представление о верховном Боге не только как отце, но и как отце всеблагом,
любящем.
Если мы рассмотрим все теоретическое и все нравственное содержание
учения Христа, которое мы находим в Евангелии, то единственным новым,
специфически отличным от всех других религий, будет здесь учение Христа о
Себе самом, указание на Себя самого как на живую воплощенную истину. "Я есмь
путь, Истина и жизнь: верующий в меня имеет жизнь вечную".
Таким образом, если искать характеристического содержания христианства
в учении Христа, то и тут мы должны признать, что это содержание сводится к
самому Христу."
Соответственно, хочу узнать мнение: является ли христианство без Христа просто объединенными элементами других учений? Кто что по этому оводу думает?