Ислам побуждает своих последователей к получению знаний, потому что нельзя поклоняться Аллаху, кроме как со знанием.
Аллах Всевышний сказал:
«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (Творец, 28).
Аллах Всевышний сказал:
«Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (Толпы, 9).
Аллах Всевышний сказал:
«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (Препирающаяся, 11).
Сообщается, что Касир ибн Кайс, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Я сидел вместе с Абу д-Дардой в Дамасской мечети, когда к нему подошел человек и сказал: «О, Абу д-Дарда! Я пришел к тебе из Медины, города посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы узнать у тебя хадис, который, как мне сообщили, ты рассказываешь со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Абу-д-Дарда спросил: «Ты не приехал с целью торговли?». Он ответил: «Нет». Абу-д-Дарда снова спросил: «Тебя не привело сюда что-то иное?». Он ответил: «Нет». Тогда Абу-д-Дарда сказал: «Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«Тому, кто вступит на (какой-нибудь) путь, желая (обрести) на нем знание, Аллах облегчит путь в Рай. И поистине, ангелы непременно будут возлагать свои крылья на ищущего знания, выражая свое¸ удовлетворение тем, что он делает, и поистине, прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже киты в воде! (Что же касается) превосходства знающего над поклоняющимися, то оно подобно превосходству луны над прочими небесными светилами, и поистине обладающие знанием являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрел его, достался великий удел» (Абу Дауд).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«После того, как человек умирает, все его дела прекращаются (и он перестает получать награду за них), кроме трех: непрерывной милостыни (имеется в виду имущество, завещанное им на благотворительные цели: построенная им мечеть, мост или что-либо другое, чем продолжают пользоваться люди после его смерти); знания, которыми пользуются люди; или праведных детей, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него» (Муслим).
Приведенные выше аяты и хадисы ясно указывают на достоинства знаний и на достоинства получающих знания.
Понимание в религии, которым обладает кто-либо из рабов Аллаха, указывает на то, что Аллах желает для него блага.
Передается от Му’ауия, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Кому Аллах желает блага, тому Он дает понимание в религии» (хадис согласован).
Настоящее благо заключается в понимании религии, что подразумевает знание: вероубеждений, различных видов поклонения, установлений Шариата и норм нравственного поведения мусульманина.
Также на достоинства знаний указывает то, что разрешается завидовать белой завистью (не путать с черной завистью) тому, кто обладает знаниями или получает их.