Многие люди гордятся тем, что они умнее, лучше других, стремятся, чтобы окружающие оценивали их высоко, как обладающих теми качествами, которые они считают заслуживающими уважения. Подобная мотивация руководит значительной частью деятельности многих людей. Насколько это разумно? Испытывают гордость от сознания достигнутых успехов, чувство своего превосходства в чём-либо или над кем-либо, имеют высокое мнение о себе, сравнивая себя с теми, кто добился меньшего, но ведь существуют и те, кто добился значительно большего, таким образом, не может ли гордость человека в этих случаях быть выражена утверждением: "Я самый одарённый среди слаборазвитых!"? Помимо нашей маленькой планеты существует огромное количество тонкоматериальных (Рай) и плотноматериальных (наш мир) миров (по данным учёных, наблюдаемая Вселенная содержит сотни миллиардов галактик, в каждой из которых имеется около 100 миллиардов звёзд), в которых живёт громадное количество существ, в том числе похожих на нас, а также и значительно превосходящих нас по своим способностям и своему развитию (мог ли Бог создать такую огромную Вселенную, создав разумную жизнь только на нашей планете?). Какие размеры, в свете этого знания, обретают любая земная деятельность, любые земные способности?
Люди нередко гордятся тем, что более мудрые оценивают негативно, тем, что среди других людей не имеет ценности... Могли бы люди гордится тем, чем они обычно гордятся перед Богом?
Зачем, вообще, желать быть лучше других превосходить кого-либо? Чтобы получиь лучшие возможности самореализации в обществе, добиться известности, заниматься престижной деятельностью, приносящей много денег? [2]Но большая часть людей, оставивших положительный след в истории, память о деятельности и произведения которых будут жить в будущем, не руководились в своей деятельности этим желанием. Можно ли назвать это желание прекрасным, ведь оно откровенно эгоистично, в конечном счёте получается, что человек действует ради обретения каких-либо благ для себя? Не прекраснее ли было бы если бы, люди действовали потому что видели, что деятельность, которой они занимаются воплощает в жизнь Красоту-Истину-Добро (является прекрасной, разумной, несёт людям добро) или ло каким-либо другим высоким, благородным, прекрасным мотивам? Могут сказать, что сознание своего превосходства, своих достижений приносит удовольствие, но, учитывая всё вышенаписанное, не выглядит ли оно неразумным, некрасивымым? Как же охарактеризовать и назвать существ, имеющих подобные желания, мотивы, испытывающих опредлённые чувства в связи с подобными представлениями? Пожалуй можно сказать, что, это люди и бесы с низкими умственными спосбностями, слабо образованные, мало культурные мышление, восприятие, желания, чувства которых сформированы средой, в которой они жили и бесами гордости, которые и руководят или руководили их мышлением, восприятием, желаниями, чувствами.
Основным негативным последствием подобного мышления, восприятия, желаний, чувств, из которого вытекает множество других негативных последствий, является то, что люди, допускающие их, соглашающиеся с ними становятся руководимы бесом гордости, которому разрешается находиться в духовном общении с ними значительное время или почти всё время их жизни, которые организуют и поддерживают у людей нехорошие модели мышления, восприятия, желания, чувства (о том, как ангелы и бесы взаимодействуют с людьми можно прочитать в моей книге) . Их можно увидеть в определениях:
ГОРДЫЙ, гордынный, гордостный, горделивый, надменный, высокомерный, кичливый; надутый, высоносый, спесивый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше прочих. Гордые приемы, обращение, свойственные гордому человеку. Горделивый, смягчает свойство это; гордоватый или горденек. Гордость, гордыня, горделивость ж. качество, свойство гордого: надменность, высокомерие. [1]Гордым быть, глупым слыть. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. В убогой гордости дьяволу утеха. Во всякой гордости черту много радости. Смирение паче гордости. Гордец м. гордянка ж. горделивец м. —вица ж. гордынник м. гордан костр. гордун кур. горде(я)й вор. гордейка ж. гордый человек. Гордиться чем, быть гордым, кичиться, зазнаваться, чваниться, спесивиться; || хвалиться чем, тщеславиться; ставить себе что-либо в заслугу, в преимущество, быть самодовольным. [3]Сатана гордился, с неба свалился; фараон гордился, в море утопился; а мы гордимся, куда годимся? Гордеть, постепенно становиться гордым, делаться надменным. Гордение ср. действие или состояние по глаг. Гордынки ж. мн. выпускной воротничок из-под галстука. Гордые, гордные, горные, гарные гости, свадебн. на девичнике, женихова родня; а невестина плаксивые гости; на свадебном же пиру, гордые невестина родня: тут женихова родня княжья. Гордой ужин или стол, пированье в доме отца жениха, после брака и подъема или вскрыши молодых, почетные и гордые гости родня молодой; на другой, третий день, гордой стол у ее родителей, и тогда угощается, как гордые, родня женихова. Гордовать кем зап. брезгать, небречь, презирать, гнушаться. Гордыбака, фордыбака об. тамб. кур. костр. бахвал, самохвал и наглец; дерзкий крикун, спорщик, грубиян. Гордыбачить, фордыбачить, неуместно и дерзко молодцевать, пускаться на грубые выходки, бахвалить и грозить. Гордыбаченье, действия эти. Гордыбачливый, кто склонен к тому, чтоб гордыбачить. Гордонапыщенный, —носный, носящий в себе гордость. Гордосильный, гордый силою своею. Гордословие ср. гордые, надменные речи, гордослов м. кто их произносит. Гордкий, громкий, высокий. Гордким голосом, Киреевский (Наумов).
ГОРДЫЙ, ая, ое; горд, а́, го́рдо, го́рды́. Высокомерный, презрительно относящийся к другим. (http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/)
ГО́РДОСТЬ, -и, ж. Чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; заносчивость, высокомерие. (http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp)
Другие негативные последствия допущения гордости.
1.Цель оправдывает средства. Возможность добиваться того, чего хочет человек, используя для этого любые средства, в том числе и очень нехорошие.
2.Ссоры, вражда, возможность совершить любое нехорошее действие в отношении тех, кто не оказывает человеку желаемого уважения.
3.Разделение людей на "высших" и "низших", возможность нехорошо обращаться "низшими" (вспомните Раскольникова).
4.Гипертрофированный эгоизм.
Не являются ли гордость и тщеславие, в той или иной мере, причинами большей части войн, убийств, ссор?
Мир тщеславия и гордости фактически представляет собой искусственно сконструированную реальность, аналогичную компьютерным виртуальным реальностям. Так же как в них человек попадает в искусственно созданный мир, в котором существуют правила и законы, созданные его творцами, например, получение большого количества баллов вызывает радость, поэтому создатели компьютерной игры, желающие превратить людей, которые будут играть в эту игру в преступников, могут придумать следующие правила: за убийство полицейского игрок получает 100 баллов, за кражу — 40 баллов, за обман — 30 баллов. Подобным образом организованы демонические реальности, где за выполнение того, что хотят бесы человек, испытывает, например, радость, которая является чувством беса, находящегося в духовном общении с ним. Подобно тому как в виртуальных реальностях человек попадает в придуманный его создателями иллюзорный мир, в демонических реальностях человек попадает в мир иллюзорных, неразумных, безобразных, нехороших, ложных представлений, поддерживаемых бесами, например, человек считает, что превосходство над другими приносит большую радость, что оно очень ценно и ради его достижения стоит сделать всё возможное, в то время как в действительности, как мы обнаружили, оно является неразумным, иллюзорным, и не приносит радость само по себе (радость в данном случае не естественная эмоция, а чувство беса, находящегося в духовном общении с человеком), желание превосходства приводит к результатам, противоположным желаемому, см.[1],[2],[3]. Но в отличие от компьютерных виртуальных реальностей, из которых люди выходят, снимая с себя технические устройства или уходя от компьютера, демонические виртуальные реальности покинуть не просто, обычно люди проводят в них всю жизнь. Выход из этих реальностей происходит обычно при приобщении человека к Красоте-Истине-Добру, к искусству, философии, религии.