Добрый день!

У меня как у человека, стоящего на пути к истине, возник большой интерес к Зороастризму. Мне нравится эта религия тем, что она логична, проста, возвышенна, исповедует активную жизненную позицию и не унижает человека перед Богом. Я думаю над тем, чтобы стать одним из Вас, но у меня есть серьёзные вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
______________________________________
В1: Относительность содержания, вкладываемого в понятия добра и зла разными культурами. Я понимаю, что человек должен сам делать выбор, совершая тот или иной поступок, но здесь встает вопрос культурной среды, живя в которой, человек может просто не считать злом то, что считается злом в религии Мазды, или в другом обществе. Я признаю саму категорию добра, но вопрос толкования, т. е. вопрос оценки того, что есть добро, он разрешается человеком самостоятельно?

О1: На самом деле коренные принципы различения добра и зла архетипичны и пронизывают все человеческие традиции. Что такое ласка, а что такое подлость – поймёт любой человек. Первейшая основа этого различения – следование/неследование традиции и устоявшимся нормам, т.е. Аше в широком смысле. Другое дело – необходимо всегда совершенствовать своё понимание Аши (т. е. справедливости). У каждого из нас есть три помощника, которые помогают определить, что есть добро. Первый помощник – наш разум, способность оценивать последствия того или иного поступка. Человек может не знать изначально, к чему приведёт то или иное действие, но он способен делать выводы. Если он видит, что совершённое им действие причиняет несчастье ему и/или другим людям – сложно именовать его добрым деянием. Но беда была бы нам, коли бы мы учились каждый только из своего опыта. Здесь нам на помощь приходит второй помощник – знания, что мы познаём из опыта человечества и врождённые – те, которым мы не учимся, но которыми обладаем от рождения. Полученный опыт, согласно учению Заратуштры, мы должны пропустить через свою оценку, чтобы понять истинность этого опыта и его актуальность, используя свой разум. Наконец, третий помощник – это голос нашей совести, искра божественной мысли, которая есть в каждом человеке. Всё это помогает нам давать оценку явления – принадлежит ли оно к добру или злу.
______________________________________
В2: Конфликт Добра и Добра. Как сказал Бердяев: «Истинный трагизм этого мира не в конфликте добра и зла (они априори враги и просто должны сражаться против друг друга – прим. моё), а в конфликте Добра и Добра». Имеется ввиду, что у нас есть набор положительных ценностей, и, часто случается так, что соблюсти одну из них можно только в ущерб другой. Посвятить себя служению отечеству в ущерб любви и семье, поставить учение и науку выше ценности дружбы и любви. Потратить время и средства на помощь нуждающимся или на рост благосостояния собственной семьи. В этом случае совершение доброго поступка неизменно влечет за собой дурные последствия. Почитая одну ценность, мы отвергаем другую, тоже добрую ценность.

О2: Проблема кроется в недостатке гармоничности. Заратуштрийская религия – религия золотой середины, и многие люди являют пример того, как можно приносить пользу и семье, и всему обществу. Как дружба и любовь могут мешать науке? Они могут только вдохновлять и поддерживать! Если же человек выбирает полностью посвятить себя науке, не имея семьи – это его выбор. Возможно, это принесёт ему радость и пользу другим, но он должен сам осознавать последствия своего выбора и нести персональную ответственность за него.
______________________________________
В3: Оценка последствий. Правильно ли я понял, что Зороастризм судит о добре и зле по результатам? Т.е. ему не важны мотивы поступка?

О3: Важно триединство мысли, слова и дела. Как поясняют нам заратуштрийские тексты, из всех трёх лишь дело материально, так что в материальном мире мы можем судить о добре и зле по результату, по делам. Мы не знаем мыслей, а слова могут быть ложными и вводить в заблуждения. Дела же явно свидетельствуют сами за себя. В духовном мире оценены и мысли, и слова, и деяния.
______________________________________
В4: Оценка перспективы. Как мы можем правильно оценить поступок и ситуацию? Мы не всеведущи, как Бог. Спасая мальчика из проруби, можно спасти будущего Чикатило. Будет ли это добрым поступком? Ведь это умножит страдание и зло в мире.

О4: Мы обладаем разумом, знаниями и совестью. Что касается спасения мальчика из проруби – мы спасаем жизнь, которую человеку даровал Мазда. Этот спасённый человек может выбрать путь истины, а может выбрать путь зла. Но это будет его выбор, а не какой-то предопределённости. Этот вопрос – больше проблема для тех религий, которые несут в себе фатализм, предопределённость, в том числе и поступков человека. Заратуштрийская же религия учит тому, что действия человека являются следствием его выбора, и потому спасение мальчика, который может стать вторым Чикатило – поступок добрый, он даёт шанс человеку жить и творить добро для счастья людей мира. А если спасённый выбирает дорогу зла – ответственность лежит на нём, а не на спасшем его.
______________________________________
В5: Совершив зло, должен ли последователь Зороастризма исправить его последствия с целью восстановления Добра в мире, или достаточно будет совершить добрые дела, не связанные с этим событием? Понимаю, что смахивает на протестантизм – калькуляция добра и зла в килограммах. Но всё же хотелось бы узнать об этом от носителя традиции.

О5: Человек должен стремиться к тому, чтобы зла в мире было меньше, и уж тем более стремиться исправить последствия своих же дурных поступков. Это и будет истинным искуплением своих злодеяний, восстановлением Аши.
______________________________________
В6: Современный погребальный ритуал. В какой форме он присутствует у современных Зороастрийцев? В частности в России? Допускается ли несоблюдение ритуала?

О6: В Индии по сей день парсы используют дахмы (башни молчания). В Иране – захоронение в бетонируемых могилах. В странах Запада – электрическую кремацию. Короче говоря, используется наиболее экологичный метод из всех доступных в том регионе, в котором живёт человек.