Baal Hamon написал(а):Мне кажется, для начала не плохо было бы определиться с тем, что есть зло. Что это такое?
....дождался нормального вопроса по сути, а то взялись Зло обсуждать, а о основном понятии (термине) и не договорились....
Некоторые соображения: Совершенство всегда целостно, любая часть целого несет в себе ограничения совершенства, а значит несет в себе потенциальное зло; часть всегда воспринимает целое искаженно.
Потенциальное зло так и остается потенциальным, в виде некоего несовершенства, пока сам человек не принимает решение в пользу этого потенциального зла, то есть зло актуализируется только человеком, а именно, его разрешительным отношением к этому потенциальному злу. В истоках никакого зла нет.
Причина любой ошибки, - действия свободной воли в несовершенной реальности. Мы имеем право ошибаться, то есть, мы можем не осознано заступить в тень, но если мы эти ошибки не исправляем, оправдываем и повторяем (остаёмся в ней), то, мы эту тень делаем реальной для себя, - для нас падает интенсивность света, и тем самым, мы переводим зло из потенциального в актуальное. Для решения - не заходить в тень, достаточно знать, что там нет света. Ещё раз: тень лишь относительно реальна, а действительное зло не является необходимым личным опытом. Все дело только в нас.
В самом противоречивом присутствии истины и лжи, факта и фальши, при наличии свободной воли, заложена возможность заблуждения и совершения ошибки. Сознательное отвержение истины есть заблуждение. Не остановленная, оправданная, и повторенная ошибка актуализирует зло. Преднамеренный выбор зла образует грех; настойчивый поиск греха и заблуждения есть порок.
Методологический смысл зла: делать выбор всегда легче в условиях очевидного контраста, - белое на черном. Но для нравственного выбора человека достаточна сама возможность зла, а не его действительность. Потенциальное зло, это хороший стимул для принятия непозволяющего решения.
Некоторые текущие «способы» актуализации Зла:
- не правильное отношение к тьме: приятие, оправдание и повтор совершённой ошибки;
- намеренное не приложение усилий по устранению окружающих диссонансов: когда есть напряжение в какой либо ситуации, и есть запрос на помощь, но мы на этот запрос не реагируем, мы актуализируем зло;
- обретение опыта, не ведущего к росту: тиражирование результатов в материальном мире, не сопровождаемое духовным ростом заводит человека на территорию потенциального зла;
- не решительность любого характера: откладывание решения проблем.
Зло всегда связано с мотивом; актуализация зла, греховность, порочность всегда мотивируется тем, что в пределе, ведет к разрушению человека.
Одна из формулировок порочности: замыкание жизни на себя, - жизнь без цели в другом человеке.
Грех - осознанное повторение известного зла.
Все сложности: «он такой сложный человек, но его нужно понять» - суть сложности мнимые. Все это туман, разводимый нами же для того, чтобы не оказаться лицом к лицу с одной «реальностью», - реальностью греха.
Соблазн, - он в нас, а не мы в нем, поэтому мы с ним и можем что-то делать.
Прогресс цивилизации, без духовного роста бесполезен с космической точки зрения и находится на территории потенциального зла.
Ярость и борьба со злом, - неверный ответ. В сущности, плохих людей нелепо принимать всерьез. Как бы они ни пыжились, сколько бы они ни мнили о себе, у них нет ничего впереди. Гневаясь или борясь с ними, мы придаем им больше значения, чем следует.
У зла ровно столько реальности, сколько мы ему отпускаем; мы делаем его реальней, откликаясь на него. И у греха нет отдельного от нас «способа бытия». Суетливые попытки от него отгородиться придают ему большую реальность, чем у него есть.