Семь тегеранских мучеников.
Баллада о семи мучениках

        Известие о судьбе, которая постигла героев форта Табарси, наполнило сердце Баба безмерной печалью. Его секретарь впоследствии рассказывал: "Баб, получив эту нежданную новость, был убит горем. Его охватила великая скорбь, которая лишила Его голоса и заставила замолчать Его перо. Девять дней Он отказывался встречаться с кем-либо из друзей... Слезы беспрерывно лились из Его глаз, а с уст непрестанно слетали слова, проникнутые болью. Из-за занавески я слышал, как в Своей комнате Баб изливал Свою печаль, обращаясь к Возлюбленному. Он томился в течение пяти месяцев, погруженный в океан уныния и грусти".
        Когда же Баб возобновил Свою работу, первую написанную страницу Он посвятил памяти Муллы Хуссейна и Куддуса. Он воспевал Муллу Хуссейна и Куддуса и обещал, что и Сам вскоре присоединится к этим двум бессмертным. Баб также написал Скрижаль Посещения, посвященную этим мученикам. Он вручил эту Скрижаль одному из верующих и велел, чтобы тот переоделся путешественником и отправился, в полном отрешении от всего, в форт Табарси, к святому месту, где погребены тела этих героев. Баб просил его помолиться в этих святых местах и принести по горсти земли с могил Куддуса и Муллы Хуссейна; Он приказал этому человеку возвратиться не позднее следующего Навруза. Это поручение было исполнено точно в соответствии с указаниями Баба; на обратном пути верующий задержался на некоторое время в Тегеране, где встретился с Бахауллой, и Тот передал ему послание к Учителю.

        В это время злоумышленникам удалось вызвать серьезную смуту в Тегеране. Некий Сейид из Кашана сделал вид, что принял учение Баба, и объявил себя Его последователем. Он беспрепятственно смог общаться с другими верующими и узнал их имена. Затем этот предатель составил список имен верующих и передал его властям. Четырнадцать верующих были арестованы и заключены на месяц в доме одного из правительственных чиновников. В то же время в этом доме, этажом выше, томилась в заточении Тахира.
        Несмотря на все попытки вырвать у арестованных новые сведения, властям не удалось добиться никаких признаний - пленники молчали. Один из верующих, несмотря на жесточайшие пытки, не произнес ни слова, и тюремщики решили, что он немой.
        В тот период верховный правитель воздерживался от прямого вмешательства в дела, которые касались гонимой общины, и в большинстве случаев он не знал, что происходит с верующими. Все решения принимал великий визирь; судьба общины была в его руках. Никто не осмеливался подвергать сомнению его решения и осуждать его произвол. Когда великий визирь понял, что не в его силах заставить пленников отречься, он приказал казнить семерых из них. Они и были названы семью тегеранскими мучениками:

        1. Первым, кто принял смерть, был дядя Баба по материнской линии Хаджи Мирза Сейид Али, один из самых крупных купцов Тегерана. Этот человек вырастил Баба. Он окружил Его заботой и любовью и одним из первых уверовал в Него. Когда Баб находился в заключении в крепости Чехрик, Хаджи Мирза Сейид Али пришел повидаться с Ним. Оттуда он отправился в Тегеран, где и жил до своей гибели. Когда его арестовали, несколько знавших его крупных купцов предлагали за его освобождение выкуп, но Хаджи Мирза Сейид Али отказался. Когда он предстал перед великим визирем, тот признался, что ему не хотелось бы подвергать наказанию потомка Пророка Мухаммада. Он только желает, чтобы Хаджи Мирза Сейид Али отрекся от веры в Баба. Тогда его немедленно освободят и осыплют почестями и богатством. На это Хаджи Мирза Сейид Али ответил: "Мое отречение от истин, заключенных в этом Откровении, будет равносильно отречению от всех откровений прошлого. Отказаться признать Миссию Сейида Баба - значит отвергнуть Веру моих предков, усомниться в Божественной природе Послания, которое явили Мухаммад, Иисус, Моисей, все Пророки прошлого. Господь знает: все, что я слышал и читал о словах и поступках этих Посланников, мне посчастливилось увидеть в этом Юноше, моем возлюбленном племяннике, жизнь которого прошла передо мной с самого детства и до тридцатого года Его жизни. Все в Нем напоминает мне о Его прославленном предке и об имамах Веры, чьи жизнеописания дошли до нас в преданиях. Единственное, о чем прошу тебя, - позволь мне первому отдать свою жизнь на стезе моего Возлюбленного племянника".
        В ярости великий визирь приказал обезглавить Хаджи Мирзу Сейида Али. Когда того вели к месту казни, он воззвал к собравшейся толпе: "Больше тысячи лет люди молятся об обещанном Богоявлении. Как часто при упоминании Его имени из самых глубин ваших сердец вырывался крик: "Ускорь, о Боже, Его приход! Устрани любое препятствие, которое мешает Его пришествию!" А теперь, когда Он пришел, вы изгнали Его в отдаленную пустыню Азербайджана, где Он томится без надежды, и принялись истреблять Его сотоварищей. Если бы мне суждено было призвать на вас проклятие Божье, я уверен, гнев Его был бы ужасен и месть страшна. Но не об этом я молюсь. Я молюсь о том, чтобы Всемогущий смыл пятно вашей вины и помог вам пробудиться ото сна беспечности". После этого Хаджи Мирза Сейид Али снял чалму, повернулся к палачу и велел ему исполнять приказ.

        2. Мирза Курбан Али был родом из того же селения Барфуруш, что и Куддус. Он отличался искренней набожностью и благородством, и жизнь его была столь исполнена святости и чистоты, что многие жители провинции поклялись ему в верности. Когда он отправился в паломничество в Кербелу, на его пути собралась большая толпа людей, желавших засвидетельствовать ему свое почтение - столь высок был его авторитет. Но Мирза Курбан Али не стремился ни к роскоши, ни к особому положению. Возвращаясь из паломничества, он услышал от Муллы Хуссейна о Вере и принял ее. Когда Мирзу Курбана Али арестовали в Тегеране и когда он под конвоем стражников шел в своей скромной одежде по улицам города, то поистине он казался образцом самоотречения.
        Вдовствующая мать шаха, которая была другом Мирзы Курбана Али, попыталась заступиться за него перед великим визирем. Она сказала, что Курбан Али не является последователем Баба и обвинен ложно. Когда об этом спросили самого Курбана Али, он ответил: "Я считаю себя одним из последователей и слуг Его Святости, хотя и не ведаю, принял ли Он меня". В ответ на искушение богатством и высоким положением он сказал:

        "Мне не страшно отдать жизнь свою за Любовь,
        Вряд ли это поймешь, о глупец!
        Так сомкни же уста, отойди, не мешай -
        Третий лишний всегда для влюбленных сердец".

        Великий визирь посмеялся было над Курбаном Али, который стал последователем человека, уступавшего ему по положению, уровню знаний и влиянию, но Курбан Али резко ответил: "Знания, которые я приобрел, заставили меня преданно склониться перед Тем, Кого я признал своим Господином и Учителем... . Я беспристрастно оценивал Его учения и пришел к выводу: если утверждения этого Юноши, Чье необыкновенное могущество признают как друзья, так и враги, ложны, то все Пророки Господа с незапамятных времен и до наших дней должны быть признаны самим воплощением лжи! Бесспорно, у меня тысячи поклонников и почитателей, и тем не менее я бессилен изменить души даже немногих. А этот Юноша доказал, что может эликсиром своей любви преобразить души самых падших своих ближних. В одиночку, без посторонней помощи Он оказал на тысячи мне подобных такое влияние, что, даже не встречаясь с ним, они отринули свои желания и преданно склонились перед Его волей. Полностью сознавая, сколь ничтожна сия жертва, люди жаждут отдать за Него жизнь в надежде, что это будет еще одним доказательством их преданности, дабы заслужить упоминания при Его Дворе". Великий визирь приказал увести Курбана Али, чтобы не поддаться влиянию его чарующих речей. "Тебе незачем бояться этих чар, - возразил Курбан Али, - они завораживают только чистые сердца. Таким, как ты, никогда не дано узнать волшебной силы того Божественного эликсира, что в одно мгновение преображает души людей". Курбана Али вывели на казнь к тому самому месту, где лежало тело Хаджи Мирзы Сейида Али. Он обнял тело и приказал палачу нанести удар. Первый удар пришелся на чалму Курбана Али, которая отлетела в сторону. Тогда Курбан Али с воодушевлением прочел:

        "Мы себя забываем, познавши Любовь;
        Счастлив тот, кем Она овладела.
        Посмотрите скорей на счастливца, ему -
        Голова иль чалма - все равно, что слетело".

        3. Затем пришла очередь Хаджи Муллы Исмаила Куми. Еще юношей он стал учеником Сейида Казима и познал много того, что впоследствии помогло ему принять Баба. Ему был присущ особый дух самоотречения, и он славился своими красноречивыми проповедями новой Веры. Его арестовали как самого известного проповедника учений Баба и сразу препроводили к месту казни. Когда Исмаила Куми подвели к плахе, он увидел тела двух верующих, которых казнили перед его приходом, и воскликнул: "Прекрасно, мои возлюбленные друзья! Вы превратили Тегеран в рай. Если бы я только мог прийти раньше вас!" Затем Мулла начал молиться, но палач так и не дал ему закончить молитву, оборвав ее на полуслове.

        4. Едва лишь Исмаил Куми принял смерть от рук палача, как к плахе подвели Сейида Хуссейна Туршизи, богослова, принявшего Баба. Оказавшись лицом к лицу с толпой, он воскликнул: "Духовенство священных городов Неджефа и Кербелы единогласно признало меня авторитетным толкователем закона и учений мусульманской веры. Только недавно я услышал имя Сейида Баба. Мое умение толковать непонятные места в учениях Ислама помогло мне осознать истинность Послания, принесенного Бабом. Я убежден, что, отвергнув явленную Им истину, я тем самым отвернулся бы от всех предшествующих Откровений". Когда он произнес эти слова, офицер великого визиря вытащил кинжал и заколол Сейида Хуссейна.

        5. Вскоре после этого к месту казни вывели Хаджи Мухаммада Таки Кермани. Увидев чудовищное место казни своих товарищей, он вскипел яростным негодованием. "Подойди, гнусный и бессердечный тиран, - вырвалось у него, когда он повернулся к палачу, - поспеши убить меня, ибо я горю нетерпением присоединиться к моему Возлюбленному Хуссейну. Пережить его - это пытка, которую я не вынесу".

        6. Едва Хаджи Мухаммад произнес эти слова, один из известных купцов Тегерана Сейид Муртаза поспешил опередить оставшихся в живых товарищей. Он убеждал палача, что гибель Сейида для Бога большая награда, чем смерть Мухаммада Таки. Как только палач приготовился казнить их обоих, к ним присоединился последний мученик.

        7. Мухаммад Хуссейн Марагеи бросился вперед к своим товарищам и тоже стал упрашивать палача, чтобы тот казнил его первым. Стремление людей отдать жизнь за Веру удивило толпу. Всех троих обезглавили одним взмахом меча.

        Перед человеческим взором редко представала картина такой великой веры и столь неукротимой жестокости. Несмотря на то, что этих людей было только семеро, обстоятельства их кончины заставляют признать сверхъестественную природу той силы, которая смогла пробудить в них готовность к самопожертвованию. Когда мы вспоминаем о высоком положении этих мучеников, когда они предстают перед нами во всем самоотречении и неколебимости своей веры, когда мы думаем о том, сколь влиятельные люди всеми силами стремились отвратить грозящую им опасность, и, наконец, когда мы пытаемся понять, что же помогло этим людям вынести мучения, которым их подвергли жестокие и навсегда запятнавшие себя преследователи, мы признаем, что этот эпизод являет собой одну из самых трагических страниц истории Дела.

        Три дня и три ночи тела героев оставались на площади под открытым небом и подвергались несказанному глумлению толпы. Иступленная чернь пинала их, оплевывала, терзала и осыпала проклятиями. На тела сваливали нечистоты, их предавали отвратительному поруганию. Никто не посмел протестовать против такого кощунства.

        Спустя три дня мучеников похоронили в одной могиле у городских ворот, за оградой кладбища.

        Известие об этих мучениках дошло до Баба, когда Он все еще предавался печали из-за событий в форте Табарси. В Скрижали, которую Баб посвятил семи мученикам, Он говорит об их высочайшем сане и называет их "семью агнцами", о которых упоминается в исламских преданиях. Это они в День Страшного Суда "пойдут впереди обещанного Явителя". Эти слова Баба означают, что мученическая гибель этих верующих предшествует гибели Явителя, то есть Его Самого. Предсказание Баба исполнилось, когда четыре месяца спустя Он был предан мученической смерти в Тебризе.

ПОВЕСТВОВАНИЕ НАБИЛЯ: ВЕСТНИКИ РАССВЕТА
http://www.bahaiarc.narod.ru/books/letter1.jpg

Набиль-и-Азам Мухаммад-и-Заранди
В переложении Зины Сорабджи
wwwbahaiarc.narod.ru/books/Nabils.htm
http://bahaibooks.ru/_mod_files/ce_images/eshop/generated/vestniki_2_300x426_pc.jpg