Я бы хотел поговорить о весьма важном понятии, которое, так или иначе, затрагивает, наверное, каждого - это месть.
Месть, в различных формах, встречается у многих древних народов и находит свое отражение в мифологиях:
Эринии- у греков и римлян, а также богиня Возмездия - Немезида.
Бог Вали - у скандинавов, который был рождён, чтобы отомстить Хёду за убийство Бальдра.
Месть - есть вполне естественное желание человека восстановить справедливость.
Но справедливость, так или иначе, у каждого своя, определить ее можно по-разному. Как же тогда быть? Да и виновник не всегда точно определен, как знать, что восстанавливая справедливость не нарушишь ее еще больше своими действиями, покарав невиновного?
Конечно, человечество придумало любопытные институты - следствие, законы, право - которые, к сожалению, тоже неидеальны и всегда, вероятно, будет процент невинно посаженных за решетку.
Я считаю важным отметить следующее: месть, завершенная, логичная возможна лишь в одном случае - когда человек полностью уверен в виновности обидчика, при этом сама месть должна быть соразмерна причиненному ущербу. Неправильно ломать руку человеку за выбитую фару...
Но точно также неправильно помогать тому, кто поступает с тобой подло, ибо это лишь развращает человека, показывает ему, что все можно, развивает самоуверенность и чувство вседозволенности.
Неответ на подлость не только наносит ущерб обижаемому, но и окончательно портит обидчика, что негативно сказывается, как на обидчике, так и на обществе в целом.
Но это абстрактное рассуждение. Я хочу поговорить о том, когда к богам можно обращаться с целью отмщения.
Приведу стих Марии Семеновой, для ясности:
Если б исполнение желаний
Мне, о Небо, даровало Ты,
Я б весь мир избавил от страданий,
Весь народ - от горькой нищеты.Пусть дождутся люди урожая,
Что никто от века не косил.
Ну а если б чудо продолжалось,
Я б ещё корову попросил..."Так молился пахарь у дороги,
Что вела к деревне через лес,
И, однажды вняв, благие Боги
Ниспослали вестника с Небес."Что ж - проси! Ты этого достоин.
Ныне день, любезный чудесам.
Но учти: соседу дастся вдвое
От всего, что вымолишь ты сам!"И крестьянин, поглядев сурово,
О заветном высказался вслух:
"Пусть издохнет у меня корова,
Чтобы он недосчитался двух!..
Если вы, поставив себя на место этого крестьянина, поймете, что готовы не только лишиться возможной награды (ведь вымолить можно многое), но и потерять что-либо из уже имеющегося, только тогда морально оправданно обращаться к всевозможным богам и богиням мести, только тогда ваше чувство к неприятелю можно назвать священной ненависть.
В противном случае - лучше не тревожить столь грозных существ, как Немезида или Мегера, или Вали.