На тему неучастия в политике

Всемирный Дом Справедливости

8 февраля 1970 года

Национальным Духовным Собраниям Африки

Дорогие друзья-бахаи,

Многие столетия африканский континент, или вернее та его значительная часть, которая располагается южнее Сахары, оставалась в сравнительной изоляции от остального мира, непотревоженная и едва затрагиваемая бушующими конфликтами народов севера и востока. Сейчас быстро выходя на стремнину международных интересов, народы Африки, которые Бахаулла сравнивал с черным зрачком глаза, сквозь который «проходит сияющий свет души», охвачены неистовым энтузиазмом недавно обретенной независимости, разрываемы противоречивыми силами разнящихся политических интересов, их видение затуманено дымкой материализма и пылью националистических страстей и векового племенного соперничества.

В разгар бури и натиска битв эгоистичных интересов, ведущихся вокруг них, стоят последователи Величайшего Имени, их взор привлечен к восходящему Солнцу Божьего Священного Дела, их сердца связаны узами истинного единства со всеми детьми человеческими, а их голоса подхватывают всеобщую песнь хвалы Славе Божьей и единству человечества, призывая ближних забыть и отринуть различия и присоединиться к ним в послушании и служении Святому Велению Бога в этот День.

Воинство Веры, что по воле Божией продвигается вперед, овладевая сердцами людей, непобедимо, однако его продвижение могут замедлить необдуманные и безответственные поступки его приверженцев. Мы обращаемся к вам с этим письмом, чтобы помочь прояснить ряд проблем, которые в прошлом застилали взор некоторых верующих и становились причиной неверных суждений, тормозивших развитие Веры в их странах.

Одна из таких проблем, и явно самая серьезная, — это недооценка значения принципа бахаи о невмешательстве в политические дела. Мы считаем, что Абдул-Баха и Шоги Эффенди предоставили нам ясные и убедительные доводы, почему мы должны следовать этому принципу. Эти аргументы собраны ниже для изучения и углубления знаний друзей. Мы надеемся, что эти замечания не только помогут друзьям сознательно и с радостью следовать святому учению в этом вопросе, но и помогут им разъяснить позицию бахаи тем, кто сомневается в ее правильности и полезности:

Вера Бога сегодня единственный источник спасения для человечества. Истинная причина болезней человечества — это его разобщенность. Не важно насколько совершенным может быть механизм управления, разработанный лидерами людей для политического единства мира, он все равно не обеспечит противоядие от яда, подтачивающего жизненную силу современного общества. Эти болезни можно вылечить только благодаря действию Божьей Веры. Есть много доброжелателей человечества, которые посвящают свои усилия делу помощи и благотворительности и материальному благополучию людей, но только бахаи могут выполнять работу, которую Бог желает видеть сделанной прежде всего. Когда мы посвящаем себя работе Веры, мы выполняем работу, которая является наибольшей помощью и единственным убежищем для нуждающегося и разделенного мира.

Община бахаи — это всемирная организация, стремящаяся установить подлинный и всеобщий мир на земле. Если какой-нибудь бахаи работает на одну политическую партию, чтобы победить другую, это отрицает сам дух Веры. Членство в любой политической партии неизбежно чревато отказом от отдельных или всех принципов миролюбия и единения, провозглашенных Бахауллой. Как сказал Абдул-Баха: «Наша партия — партия Бога; мы не принадлежим ни к какой другой партии.

Если бы тот или иной бахаи настаивал на своем праве поддерживать какую-либо политическую партию, он не мог бы отказать в той же степени свободы и другим верующим. Это означало бы, что в рядах Веры, важнейшая цель которой — объединить всех живущих на земле в одну великую семью, осененную именем Божиим, — оказались бы люди, противостоящие друг другу. Где бы тогда был пример единства и согласия, столь необходимый человечеству?

Если бы институты нашей Веры, не дай Бог, оказались втянуты в политику, бахаи обнаружили бы, что сеют вражду — вместо того, чтобы пробуждать любовь. Если бы они встали на чью-то сторону в какой-либо одной стране, это неизбежно повлияло бы на представление людей, живущих в других странах, относительно целей и задач Веры. Если бы бахаи позволили вовлечь себя в политические споры, то вместо того, чтобы возрождать человечество и помогать ему, они сами пришли бы к полному краху.

Ситуация в мире столь запутанна, а моральные вопросы, которые раньше были ясны, теперь перемешались с эгоистичными и противоборствующими интригами, что для бахаи наилучший способ служить высшим интересам своей страны и делу истинного спасения мира — не заниматься политикой и не вступать в политические партии, а всецело посвятить себя построению Божественного Миропорядка Бахауллы.

Вера не противоречит подлинным интересам ни одной нации, и она не противостоит какой бы то ни было партии или фракции. Она вне всяких разногласий, она выше их, и в то же время она предписывает своим приверженцам лояльность по отношению к правительству и ратует за разумный патриотизм.

Любовь к своей стране бахаи проявляют не через политические партии и не на дипломатическом или политическом поприще, а способствуя ее процветанию своей повседневной деятельностью или на государственно-административной службе. Бахаи могут и должны общаться с людьми всех слоев общества — как с представителями высшей власти и государственными лидерами, так и с простым народом, неся знание о нашей Вере всем и каждому, но при этом мы не должны допускать, чтобы ее отождествляли с политическими целями и партийными программами.

Принцип невмешательства в политические дела настолько важен и должен определять поступки и слова бахаи в каждой стране, что Шоги Эффенди написал: «Ни обвинения, которые выдвигаются против них, будь то по недомыслию или со злым умыслом, ни искушение почестями и наградами» никогда не заставят истинных верующих отклониться от этого пути, а их слова и поступки должны свидетельствовать, что последователи Бахауллы «не преследуют никаких корыстных интересов, что они не стремятся к власти и не страшатся непопулярности, подозрений и хулы, которые может на них навлечь их приверженность к своим принципам».

«Будучи трудна и деликатна задача, — продолжает он, — поддерживающая сила Бахауллы и Его Божественного руководства, несомненно, поможет нам, если мы будем неуклонно следовать Его пути и будем стремиться сохранять неприкосновенность Его законов. Свет Его искупительной благодати, который никакая земная сила не может скрыть, станет, если мы будем стойко продолжать, освещать наш путь, когда мы прокладываем наш курс среди силков и ловушек смутного века, и даст нам возможность выполнять свои обязанности таким образом, который подобает славе и чести Его благословенного Имени».

Вторая проблема, которая вызывает затруднения для африканских друзей в эти дни, это вопрос о трайбализме. Как бахаи, они убеждены в том, что человечество единое и должно рассматриваться как одна сущность, но, как от членов соответствующих племен, от них ожидается их братьями, не являющимися бахаи, что они будут превыше ставить верность своему племени и даже агрессивно продвигать его интересы. Более того, они живут в атмосфере, которая слишком часто вызывает недоверие, страх и даже ненависть к членам других племен.

Отношение бахаи в такой ситуации четко определено в Писаниях. У нас, как бахаи, имеется привязанность к своим племенам и кланам, точно так же, как мы привязаны к своим семьям и, если брать более общий масштаб, к нашим странам. Но мы не позволяем этой привязанности вступать в конфликт с нашей более обширной преданностью к человечеству. Приверженцы Веры Бахаи, как ясно указал Хранитель, «не колеблясь, подчиняют любые интересы личного, местного или национального характера верховным интересам большинства человечества, хорошо понимая, что в мире, где страны и народы взаимозависимы, благо каждой части определяется благом целого и что невозможно достичь надежного результата для любой составляющей, пренебрегая интересами всего сообщества».

Далее разъясняя этот предмет, он пишет: «Пусть не будет никаких сомнений касательно воодушевляющей задачи всемирного Закона Бахауллы… Этот Закон не игнорирует и не пытается подавить многообразие, обусловленное этническими особенностями, климатом, историей, языком и традицией, мышлением и обычаями, которые отличают народы и нации мира. Закон этот призывает к более широкой лояльности и к более возвышенным стремлениям, чем те, которые когда-либо воодушевляли род человеческий. Он требует подчинения национальных побуждений и интересов первостепенным нуждам объединенного мира. С одной стороны, он осуждает чрезмерную централизацию, с другой — отвергает все поползновения насадить единообразие. Его лозунг — единство в разнообразии…»

В эти дни, когда в Африке усиливается межплеменная напряженность, друзья должны проявлять бдительность, чтобы малейшие признаки предрассудков или ненависти, не дай Бог, не смогли проникнуть в их среду. Напротив, они должны стремиться привести в Веру всё больше представителей различных племен в каждой стране и благодаря полному отсутствию предрассудков, а также благодаря любви, которую бахаи проявляют друг к другу и к своим соседям небахаи, продемонстрировать своим соотечественникам, на что способно Слово Божье. Таким образом они предоставят лидерам и правителям своих стран яркий пример единой общины, работающей сообща в полном согласии и гармонии, демонстрируя надежду, которая достижима, и образец достойный подражания.

Дискриминировать какие-либо племена, поскольку они находятся в меньшинстве, является нарушением духа Веры Бахауллы. Будучи последователями Святой Веры Бога, мы обязаны защищать справедливые интересы любого меньшинства в общине бахаи. Более того, в управлении нашими делами бахаи представители групп меньшинств не только имеют возможность пользоваться равными правами и привилегиями, но они даже получают преимущество и приоритет. Бахаи должны быть внимательны, чтобы не отклоняться от этого возвышенного стандарта, даже если ход событий или общественное мнение оказывают на них давление.

Принципы, изложенные в Писаниях, понятны каждому, но что касается их применения, то здесь обычно возникают вопросы. Во всех неясных случаях верующим следует обращаться в свое Национальное Духовное Собрание, которое выносит решение по данному вопросу и советует друзьям, как поступать.

Всемирный Дом Справедливости надеется и молится, что Национальные Духовные Собрания в Африке в полном сотрудничестве с Континентальными Коллегиями Советников и Вспомогательными Коллегиями в их областях будут поступать как любящие пастухи божественной паствы на этом обширном континенте, защищать друзей от дурных влияний, окружающих их, направлять их по истинному и правильному пути и помогать им достичь последовательно более глубокого понимания, более твердой убежденности и более поглощающей любви к Делу, которое они так преданно стремятся продвигать и служить ему.

С приветствиями, исполненными любви,

[подписано: Всемирный Дом Справедливости]

Этот документ в формате MS Word https://bahaiarc.org/images/UHJ/Word/19700208.docx

Оригинал письма Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library http://www.bahai.org/library/

Обещание мира во всем мире - заявление Всемирного Дома Справедливости