Несколько вопросов на тему политики

Всемирный Дом Справедливости

8 декабря 1967 года

[Отдельному верующему]

Дорогой друг-бахаи,

… мы рады попытаться прояснить некоторые вопросы, которые озадачивают вас в отношении бахаи к политике. Это чрезвычайно важная тема, особенно в наши дни, когда ситуация в мире столь запутанная; необдуманные действия или заявления того или иного бахаи в какой-либо стране могут нанести серьезный урон Делу — у него на родине или в другом месте — и даже привести к гибели братьев по вере.

В целом отношение бахаи к проблемам, страданиям и растерянности окружающих их людей следует рассматривать в свете цели Бога для человечества нашей эпохи и процессов, которые Он запустил для ее достижения.

Когда в девятнадцатом столетии Бахаулла обратился к миру со Своим Посланием, Он со всей ясностью показал, что первый шаг к достижению спокойствия и прогресса человечества — это объединение. Бахаулла говорит: «Благосостояние человечества, его мир и безопасность недостижимы до тех пор, пока не будет обеспечено его прочное единство». (The World Order of Bahá’u’lláh, стр. 203 [Русский текст цитируется по Бахаулла, Крупицы из Писаний, CXXXI.]) Однако, нетрудно убедиться, что и по сей день большинство людей придерживается иных взглядов: в преодолении разобщенности они видят самую отдаленную, почти недостижимую цель, и в первую очередь сосредоточивают свои усилия на лечении прочих недугов человечества. А между тем, все прочие недуги суть лишь симптомы и следствия основной болезни — разобщенности.

Как учит Бахаулла, возвращение человечества к жизни и исцеление всех его недугов возможно лишь через посредство Его Веры. «Жизнеспособность человеческой веры в Бога угасает в каждой стране; ничто, кроме целительного лекарства Его, не сможет ее возродить. Ржа безбожия разъедает жизненно важные устои человеческого общества; что же, кроме Эликсира могучего Откровения Его, может очистить и возродить его?» (Бахаулла, Крупицы из Писаний, XCIX.)

«Лучшим лекарством и могущественнейшим средством для исцеления всего мира Господь назначил союз всех народов в одном общем Деле, в единой Вере. Достичь сего можно лишь с помощью искусного, всесильного и вдохновленного Врачевателя. Сие есть несомненная истина, а все прочее не более чем заблуждение». (Бахаулла, Крупицы из Писаний, CXX.)

В подобном ключе пишет и возлюбленный Хранитель:

И с точки зрения поведения личности, и с точки зрения существующих отношений между странами и сообществами человечество, увы, слишком отклонилось от пути истинного, слишком низко пало, чтобы спастись самому, пусть даже усилиями своих лучших правителей и государственных мужей, как бы ни были бескорыстны их побуждения, а действия — слаженны, как бы ни было велико их рвение и преданность делу.

Какой бы план ни разработали самые дальновидные государственные мужи, какую бы теорию ни выдвинули виднейшие представители экономической науки, какой бы принцип ни проповедовали самые ревностные моралисты — это не обеспечит надежного фундамента, на котором мог бы строить свое будущее этот безумный мир.

Никакие призывы разумных людей к взаимной терпимости, даже самые убедительные и настойчивые, не умиротворят человечество и не вдохнут в него жизненные силы. И никакие формы организованного международного сотрудничества в любой сфере человеческой деятельности, даже самые прогрессивные и широкомасштабные, не искоренят зла, нарушившего равновесие современного общества. И даже, смею утверждать, что само по себе изобретение механизма политического и экономического объединения мира — а этот принцип ныне обретает все больше сторонников — не станет противоядием той отраве, что постоянно подтачивает жизнеспособность цивилизованных народов и наций.

Можно с уверенностью утверждать, что, помимо безусловного принятия Божественного Плана, с такой простотой и силой возвещенного шестьдесят лет назад Бахауллой и воплощающего в себе предначертанное самим Господом движение человечества к объединению, и непоколебимой веры в неизменную действенность каждого из положений этого Плана — ничто иное в конечном итоге не способно противостоять силам духовного распада, которые, если их не обуздать, будут и дальше разъедать жизненную ткань утратившего всякую надежду общества. (The World Order of Bahá’u’lláh, стр. 33–34.)

По словам Шоги Эффенди, в мире одновременно происходят два грандиозных процесса. С одной стороны, развертывается величайшее Предначертание Божие, чье поступательное движение сопровождается бурными переменами, затрагивающими все человечество; в ходе его осуществления сметаются все препоны, препятствующие мировому единению, и род человеческий, проходя через горнило страданий и горького опыта, переплавляется в единое целое. В назначенный Господом час этот процесс завершится установлением Малого Мира — политическим объединением народов.

Человечество тогда уподобится единому, но все еще безжизненному телу. Суть второго процесса состоит в том, чтобы вдохнуть в это тело жизнь, достичь истинного единения и духовности, вершиной которого станет Величайший Мир, — и задача эта ложится на плечи бахаи. Имея продуманное и подробное руководство к действию, направляемые свыше божественной силой, они сознательно и неустанно трудятся ради того, чтобы заложить основы Царствия Божия на земле; в него зовут они ближних своих, открывая тем самым перед ними жизнь вечную.

Претворение в жизнь Всеобъемлющего Предначертания Господня осуществляется путями неисповедимыми, каковые лишь Он один указует, однако же Малое Предначертание, ниспосланное нам, дабы и мы могли внести свой вклад в Его величественный замысел по спасению рода людского, очерчено достаточно ясно. Это и есть та работа, которой мы должны отдать всю нашу энергию, ибо за нас этого никто не сделает. Столь важна эта роль бахаи, что Бахаулла написал: «О друзья! Не забывайте о достоинствах, коими вы наделены, и помните о высоком предназначении вашем. Не дайте трудам вашим расточиться втуне ради праздных мечтаний, кои измыслили некоторые люди в сердцах своих. Вы суть звезды на небесах понимания, ветерок, что веет на рассвете дня, плавно текущие воды, от коих зависит само существование всех людей, письмена, начертанные на Его священном свитке. В теснейшем союзе, в духе совершенного дружества напрягите силы свои, дабы обрести то, что приличествует сему Дню Божиему». (Бахаулла, Крупицы из Писаний, XCVI.)

Поскольку любовь к своим ближним и сострадание к ним есть неотъемлемая часть жизни истинного бахаи, мы постоянно делаем все, что в наших силах, чтобы помогать нуждающимся. Нам ни в коем случае не следует этим пренебрегать, ибо слово у нас не должно расходиться с делом. Однако страдания окружающих не должны полностью поглощать наше внимание и направлять наши усилия в русло, где они в конечном счете окажутся тщетными, они не должны заставлять нас забывать о самой важной и существенной задаче. Немало добрых людей посвящают себя благотворительной деятельности, но, увы, так мало тех, кто выполнял бы работу, которая более всего угодна Самому Богу, а это — духовное пробуждение человечества.

Ошибочное представление о том, что нашим ближним можно помочь иным путем, помимо деятельности, связанной с Верой, нередко толкает бахаи к участию в политике. Это опасное заблуждение. Как писал секретарь Шоги Эффенди от его имени: «Нам, бахаи, нужно признать тот факт, что общество стремительно разрушается — столь быстро, что те моральные вопросы, которые были ясны еще полстолетия назад, сейчас безнадежно запутанны, более того, сильно переплетены с противоречивыми политическими интересами. Поэтому бахаи должны направлять все свои силы на поддержку Дела и построение административной системы бахаи. В настоящее время у нас нет иного способа изменить мир и помочь ему. Если мы будем участвовать в спорах правительств, наше дело обречено на провал. Но если мы создадим свою модель будущего общества, то сможем предложить ее миру, когда все остальные средства будут уже исчерпаны». (Bahá’í News, No. 241, стр. 14.) «Мы должны создавать нашу собственную систему устройства общества, не затрагивая существующие несовершенные системы. Наше вмешательство не только не изменит их, но наоборот, погубит нас». (Bahá’í News, No. 215, стр. 1.)

Другие указания Хранителя, раскрывающие эту же тему более детально, можно найти на страницах 24 и 29-32 Principles of Bahá’í Administration (издание 1963 года); как вам несомненно это уже известно.

Ключ к истинному пониманию этих принципов, по-видимому, содержится в следующих словах Бахауллы: «О люди Бога! Не погружайтесь в свои собственные заботы, сосредоточьте помыслы ваши на том, что возродит благосостояние человечества и освятит сердца и души людей. Наилучшим образом сего можно достичь чистыми и святыми деяниями, добродетельной жизнью и благонравным поведением. Доблестные поступки обеспечат триумф сему Делу, а святой характер укрепит его силу. Храните верность праведности, о люди Баха! Сие, воистину, есть заповедь, первая по выбору Его неограниченной Воли, кою сей Гонимый дает для каждого из вас». (Бахаулла, Крупицы из Писаний, XLIII.)

С приветствиями, исполненными любви,

[Подписано: Всемирный Дом Справедливости]

Этот документ в формате MS Word https://bahaiarc.org/images/UHJ/Word/19671208.docx

Оригинал письма Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library http://www.bahai.org/library/

Обещание мира во всем мире - заявление Всемирного Дома Справедливости