Участие в политике и устранение несправедливости

Всемирный Дом Справедливости

Отдел секретариата

7 июля 1976 г.

[индивидуальному верующему]

Дорогой друг-бахаи!

Всемирный Дом Справедливости получил ваше письмо от 15 мая, в котором вы выражаете свои мысли о том, что бахаи по мере возможности нужно принимать участие в политических делах и участвовать в деятельности, направленной на искоренение несправедливости. Искренность, побудившая вас написать такое письмо и откровенно выразить свои чувства, глубоко тронула Всемирный Дом Справедливости. Нас попросили передать вам его комментарии.

Вы спрашиваете, не позволит ли молчание бахаи стать хаосу и человеческому унижению постоянным явлением на земле, и говорите о том, что избегание политики со стороны бахаи может лишь ослабить по всему миру борцов за свободу. Глядя на условия нашего общества, мы видим мир, охваченный болезнями и стонущий под бременем страдания. Это страдание, как свидетельствовал Сам Бахаулла, вызвано тем, что «тело» мира, «хотя и сотворенное цельным и совершенным, по разным причинам осаждается серьезными болезнями и недугами», и «его нездоровье усилилось еще больше, поскольку врачуют его несведущие лекари, кои пришпорили скакунов своих мирских желаний и тяжко заблуждаются». Заявление Бахауллы в этом отрывке завершается утверждением, что «высшее снадобье» заключается в том, чтобы обратиться к и подчиниться «искусному», «всемогущему» и «вдохновленному Врачевателю. Сие, в действительности, истина, а все прочее не более чем заблуждение».

Этот Божественный Врачеватель заверил нас в Своих писаниях, что Бог Всевидящий и Всеведущий желает установить среди людей Свое вечное Царство в сей День. «Вся земля, — сказал Бахаулла, — ныне пребывает в состоянии ожидания. Грядет день, когда она принесет свои самые благородные плоды, когда на ней взрастут наивозвышенные древа, самые очаровательные цветы, самые небесные блага». Для достижения этого замысла Бог послал нам дух и весть Нового Дня посредством двух следовавших друг за другом Богоявлений, Которые оба были отвергнуты большинством человечества, которое, увы, предпочло пребывать в собственной слепоте и порочности. Комментируя такое мировое зрелище, Бахаулла писал: «Вскоре нынешний порядок будет свернут, и на смену ему предстанет новый». «Через некоторое время, — продолжал Он, — все правительства на земле изменятся. Угнетение охватит мир. И вслед за всеобщим потрясением солнце справедливости взойдет на небосклоне незримого царствия».

Когда мы обращаемся к другим Его писаниям, чтобы узнать больше о Его предупреждении о том, что этот «нынешний порядок» должен быть «свернут», мы читаем заявления и предсказания, подобные этим: «Настало время разрушения мира и его людей». «Приближается час, когда явится величайшее потрясение». «Настал обетованный день, день, когда над главами вашими и под стопами вашими хлынут мучительные испытания, возглашающие: “Вкусите, что сотворено руками вашими!”» «Вскоре вспышки Его кары и тлен ада обрушатся на вас». «Когда же придет назначенный час, внезапно явится то, от чего содрогнется все тело человечества». «Приближается день, когда ее [цивилизации] пламя пожрет города, когда Уста Величия возгласят: “Царство есть Бога, Всевышнего, Всехвального!”» «Грядет день, когда яростный гнев Вседержителя настигнет их. Воистину, Он Всесильный, Всепокоряющий, Наимогущественный. Он очистит землю от скверны их пороков и передаст ее в наследство тем из слуг Своих, что близки к Нему».

Из вышесказанного становится ясно, что Длань Провидения действует и исполняет замысел для человечества в этом Веке. «Замысел Бога, — заверяет нас Шоги Эффенди, — состоит в том, чтобы возвестить способами, которые лишь Он один может осуществить, и полное значение которых Он один может постигнуть, Великий, Золотой Век давно разделенного, давно страдающего человечества. Его нынешнее состояние, да и ближайшее будущее, мрачны, тревожно мрачны. Однако его отдаленное будущее лучезарно, достопамятно лучезарно — столь лучезарно, что ни одно око не может его узреть».

Давайте рассмотрим Первую мировую войну, которую Шоги Эффенди описал в своих трудах как «первую стадию колоссального потрясения, давно предсказанного Бахауллой». Хотя внешне это закончилось Мирным договором, Абдул Баха отметил: «Мир, мир, непрестанно возвещают уста властителей и народов, тогда как огонь неугасимой ненависти все еще тлеет в их сердцах». А затем в 1920 году Он писал: «Болезни, от которых сейчас страдает мир, умножатся; мрак, который его окутывает, будет усиливаться». И еще: «Непременно вспыхнет другая война, еще более ожесточенная, чем предыдущая». После того как в 1939 году разразилась Вторая мировая война, Шоги Эффенди назвал ее «бурей, беспрецедентной по своей жестокости» и «великим и могучим ветром Бога, рвущися в самые отдаленные и самые прекрасные уголки земли». После окончания этой войны и создания Организации Объединенных Наций Хранитель предвидел в 1948 году «еще более сильные потрясения» и ссылался на «крылья еще одного конфликта», которому суждено «затмить международный горизонт».

И, наконец, в своем последнем Послании к Ризвану в апреле 1957 года он оставил для потомков следующий анализ мировых условий в свете пророчеств и предсказаний, отмеченных в писаниях Веры:

Действительно, когда мы обозреваем ретроспективу, выходящую за пределы непосредственного прошлого, и рассматриваем, пусть даже бегло, превратности, поражающие все сильнее изнуряемое общество, и вспоминаем напряжение и стрессы, которым все больше подвергалась ткань отмирающего Порядка, то не можем не поразиться резкому контрасту, который обозначен, с одной стороны, накопленными свидетельствами упорядоченного развертывания и непрерывного умножения служб Административного Порядка, призванного стать предвестником мировой цивилизации, и, с другой, зловещими проявлениями острого политического конфликта, социальных волнений, расовой вражды, классового антагонизма, безнравственности и безбожия, недвусмысленно раскрывающих разложение и устаревание институтов несостоятельного Порядка.

На фоне этих прискорбных беспорядков — смятения и невзгод мучительного века — мы вполне можем задуматься о знаменательных пророчествах, изреченных почти сорок лет назад Автором нашей Веры, а также о страшных предсказаниях, сделанных Тем, Кто служит безошибочным Толкователем Его учения, предвещающих всеобщие волнения, размах и интенсивность которых не имеют себе равных в анналах человеческой истории.

Яростное нарушение мирового равновесия; дрожь, которая охватит члены тела человечества; коренное преобразование человеческого общества; свертывание нынешнего Порядка; основополагающие изменения, затрагивающие структуру управления; ослабление столпов религии; расцвет диктатур; распространение тирании; падение монархий; закат религиозных институтов; рост анархии и хаоса; расширение и укрепление Движения левых; раздувание тлеющего огня расовой вражды в пламя; разработка адских машин войны; сожжение городов; заражение земной атмосферы — все это выделяется как знамения и предвестия, которые должны либо возвещать, либо сопровождать карательное бедствие, что, по предписанию Того, Кто есть Судья и Искупитель человечества, должно рано или поздно поразить общество, которое по большей части и на протяжении более века не внемлет Гласу Божьего Посланника в сей день — бедствие, которое должно очистить человеческий род от окалины его вековых пороков и спаять его составные части в крепко сплоченное, охватывающее весь мир Братство…

Таким образом, мы видим, что Божественный Врачеватель — одновременно и «Судия» человечества, и его «Искупитель».

Тот же Врачеватель, обращаясь к Своим последователям, «возлюбленным единого истинного Бога», писал: «Остерегайтесь дел мира сего и того, что к нему относится, и не вовлекайтесь в деяния тех, что внешне правят им. Единый Бог истинный, да возвысится слава Его, даровал земное правление монархам. Никому не дано право поступать наперекор взвешенным суждениям властей предержащих».

В другой Скрижали Он возложил на Своих последователей обязанность «вести себя по отношению к правительству страны, в коей они проживают, лояльно, честно и правдиво». Абдул Баха подтвердил те же принципы. Находясь в Америке, Он объяснил: «Сущность духа бахаи заключается в том, что для установления лучшего общественного порядка и экономических условий необходима верность законам и принципам правительства». И в одной Скрижали Он упомянул «неопровержимое повеление, данное Благословенным Совершенством» в Своих Скрижалях, а именно: «верующие должны повиноваться царям с предельной искренностью и верностью, и Он запретил им [верующим] вообще вмешиваться в политические проблемы. Он даже запретил верующим обсуждать политические дела». И, наконец, в Своей последней Воле и Завещании Он написал: «Мы обязаны подчиняться правительству страны и быть доброжелательными к нему...»

Нас также попросили поделиться с вами следующими двумя выдержками из писем, написанных Всемирным Домом Справедливости, и мы надеемся, что они помогут вам оценить значительную и жизненно важную роль, которую бахаи могут и должны играть в мир сегодня:

Шоги Эффенди говорит нам, что в мире действуют два великих процесса: великий План Бога, бурный в своем развитии, действующий через человечество в целом, разрушающий барьеры на пути к мировому единству и выковывающий человечество в единое тело в горниле страданий и опыта. Этот процесс приведет в назначенное Богом время к Малому миру, политическому объединению мира. Человечество того времени можно уподобить телу единому, но лишенному жизни. Второй процесс, задача вдохнуть жизнь в это единое тело — создать истинное единство и духовность, достигающие кульминации в Величайшем Мире, — это задача бахаи, которые сознательно, с подробными наставлениями и постоянным божественным руководством трудятся над возведением ткани Царства Божьего на земле, в которое они призывают своих ближних, тем самым даруя им вечную жизнь.

Выполнение Большого Плана Бога происходит таинственным образом, направляемым Им одним, но Малый План, который Он дал нам исполнять как нашу часть в Его великом замысле искупления человечества, четко очерчен. Именно этой работе мы должны отдать все наши силы, ибо больше ее делать некому.

…Бахаи нередко обвиняют в том, что они держатся в стороне от «настоящих проблем» своих собратьев. Но когда мы слышим это обвинение, давайте не будем забывать, что те, кто его выдвигает, обычно являются идеалистами-материалистами, для которых материальное благо есть единственное «настоящее» благо, тогда как мы знаем, что действие материального мира есть лишь отражение духовных условий, и до тех пор, пока духовные условия не изменятся, не может быть устойчивых изменений к лучшему в материальных делах.

Мы также должны помнить, что у большинства людей нет четкого представления о том, какой мир они хотят построить, и о том, каким образом его построить. Поэтому даже те, кто заботится об улучшении условий жизни, вынуждены бороться с каждым явным злом, привлекающим их внимание. Готовность бороться со злом, будь то в виде условий или воплощенным в злых людях, стала, таким образом, для большинства людей пробным камнем, с помощью которого они судят о моральной ценности человека. Бахаи, с другой стороны, знают цель, к которой они стремятся, и знают, что они должны делать шаг за шагом, чтобы достичь ее. Вся их энергия направлена на созидание добра, такого добра, которое имеет такую положительную силу, что перед ним исчезнет и испарится множество зол, в сущности негативных. Вступать в донкихотский турнир по уничтожению зла в мире, одного проявления за другим, — для бахаи напрасная трата времени и усилий. Вся его жизнь направлена на провозглашение Послания Бахауллы, возрождение духовной жизни своих ближних, объединение их в Боготворный Мировой Порядок, и тогда, по мере роста силы и влияния этого Порядка, он увидит мощь этого Послания, преобразующего все человеческое общество, постепенно решающего проблемы и устраняющего несправедливость, которая столь долго терзала мир.

Вы спросили, возможна ли Всемирная Федерация, когда не все страны обрели независимость. Ответ отрицательный. И Абдул-Баха, и Шоги Эффенди сравнивали возникновение Американской Республики и объединение «разнообразных и слабо связанных между собой элементов» ее «разделенной» общины в одно национальное целое, с единством мира и включением его федеративных единиц в «единую целостную систему». Точно так же как американская Конституция не позволяет одному штату быть более автономным, чем другим, так и нации мира должны пользоваться равным статусом в любой форме Всемирной Федерации. Действительно, одна из «свечей» единства, предвосхищенного Абдул-Баха, — это «единство в свободе».

Еще один вопрос заключается в том, правильно ли с моральной точки зрения хранить молчание, когда нарушается равенство. Возлюбленный Хранитель дал нам следующие указания в письмах, написанных от его имени. «Насколько друзья должны остерегаться когда-либо хоть чем-то отождествить себя или Дело с какой-либо политической партией, они также должны остерегаться другой крайности, никогда не принимая участие в других прогрессивных группах, в конференциях или комитетах, созданных для продвижения какой-либо деятельности, полностью согласующейся с нашим учением — как, например, улучшение межрасовых отношений».

Всемирный Дом Справедливости надеется, что вы и ваши соратники-бахаи в этой стране погрузитесь в учение Бахауллы, постараетесь следовать в личной жизни благородным нормам, установленным Им, и привлечете массы людей к сиянию Его славной Веры и дадите им возможность согреть свои сердца и зажечь свои души пламенем того неугасающего Огня, который «пылает и бушует в мире творения».

Всемирный Дом Справедливости попросил нас заверить вас в своих молитвах от вашего имени в Святых Усыпальницах.

С теплыми приветствиями бахаи,

Департамент Секретариата

Этот документ в формате MS Word https://bahaiarc.org/images/UHJ/Word/19760707.docx

Оригинал письма от имени Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library http://www.bahai.org/library/

Обещание мира во всем мире - заявление Всемирного Дома Справедливости