Маугли и Робинзон
Красивая сказка Киплинга о мальчике, воспитанном волками, фактами не подтверждается. Дети, выросшие с животными, без общения с людьми, людьми никогда не становятся. Их невозможно обучить речи, труду и всему остальному. Они так и остаются на уровне животных.
Но когда экспедиция в Амазонии подобрала девочку и привезла в Париж, та закончила Сорбонну и стала неплохим ученым. Что-то ей дали дикари такое, что она смогла превратить в ученую степень. Что дали?
Красивая сказка Даниэля Дефо о Робинзоне, прожившем десятки лет в одиночестве на необитаемом острове, написана с истории об Александре Селькирке, за несколько лет одичавшем на острове и с трудом вернувшемся в человеческий облик.
Человек существо общественное и без общения, существовать как человек, не может, мало того, человек без общения с другими людьми не может стать человеком.
Генетики подсчитали, что современный человек появился 84 тысячи лет назад в субтропиках Африки и носит этот климат субтропиков с собой с помощью одежды и жилья по всей Земле, и даже в космос занес. Животные приспосабливаются к климату, а человек носит его с собой.
84 тысячи лет назад у человека появилось что-то, что позволило ему покорить весь мир. Что появилось?
Любимая собака, как человек, все понимает, только сказать не может. Потому и не человек, добавим.
Человек существо общественное и он стал человеком, когда начал общаться, а для общения нужен язык, слова. Слово дерево - это не дерево, а абстрактное понятие дерева. Каждое слово - это абстрактное понятие чего-то, а язык позволяет оперировать абстрактно абстрактными понятиями или конкретно конкретными, если надо.
Но и это еще не все. Можно оперировать не только своими знаниями, приобретенными собственным опытом, но и чужими, страшно сказать, даже мертвыми, знаниями людей умерших тысячи лет назад или живущих черт знает где, даже за той горой.
Но и это еще не все. Группа людей могла действовать вместе, по заранее разработанному плану, заранее договорившись и общаясь непрерывно как единый организм. Какой мамонт устоит?
Так что же тогда появилось особенное у человека? Сознание. Человек, в отличие от животных, рождается с половиной мозга. Причем с самой ее примитивной частью. Олененок через несколько часов после рождения уже может бегать, т.к. его мозг целиком есть у него, нужны только знания. А младенец ничего не соображает, работают только инстинкты. Но у него начинает расти мозг, появляются миллиарды новых клеток - нейронов. От каждого нейрона протягиваются волоски - синапсы. Те волоски, которые передают электрические сигналы, остаются, а по которым сигналы не идут, отмирают. Если ребенку нужно сделать определенное движение рукой, то он хаотически движет ею, идут всевозможные сигналы. Те, которые не приводят к нужному результату, идут по неправильным связям мозга и эти связи отмирают, а приводящие к выполнению желания закрепляются. Чем чаще идут сигналы, тем прочнее связь. Синапсы, передающие очень часто сигналы, обрастают жиром - изолятором и остаются на всю жизнь. Так мозг выращивает сам себя. Миллиарды клеток, миллиарды связей. Если ребенок растет среди животных, то вырастает мозг животного. Если мозг долго не общается с другими людьми, то связи в мозгу разрушаются, а человек дичает. Это сверхпластичная система самоорганизации позволяет вырастить любой мозг. Но когда он вырос, его не переделаешь. Человек, выросший в определенном обществе автоматически становится частью этого общества. Стать частью другого народа можно, но это страшная ломка сознания и все равно человек до конца не сможет стать чистокровным аборигеном, взрослый человек, конечно.
Зачатки сознания, так же как и речи, труда, коллективизма есть и у животных, конечно, но именно зачатки, не имеющие перспективы развития.
А что это такое - сознание? Есть множество определений сознания: от академических до бытовых. Выбрать то или иное дело вкуса. Давайте обопремся на предков, на язык, на само слово сознание. Со-знание. Со-цветие, со-граждане, со-мнение, со-дружество - общность какого-то однородного множества (Или со-знание - сознавать, просто знать, что ты существуешь.) Такой смысл слова относится, скорее, к животным.). Общность знаний группы людей и их предков. Знаний одного человека, добытых самостоятельно, недостаточно для появления сознания.
Знаний о чем? Да о чем угодно. Все что может передать один человек другому, каким угодно способом: словами, мимикой, жестами, музыкой, кулаками, но именно может, он может, что-то сознавать, но передавать не захочет или не сможет сформулировать, выразить каким угодно способом.
Попробуйте в воздухе нарисовать рукой квадрат. Без проблем. А левой рукой круг. Легко. А теперь правой и левой одновременно. Не так просто. А руками и ногами? Это уже цирк. А между тем человек ходит, говорит, дышит, все органы работают. Делается это бессознательно подсознанием. Представьте себе соотношение между объемами сознательной и бессознательной работы нашего мозга на соотношении сознательного движения рукой и бессознательной работой всего организма, но сознание оперирует только самыми важными явлениями, с тем, с чем не может справиться подсознание. Сознание может что-то вытащить из подсознания и наоборот: сознательное может стать бессознательным. Например, учитесь Вы езде на велосипеде вполне сознательно, но, научившись ездить, делаете это бессознательно до конца жизни.
Общность знаний людей с зыбкой границей с подсознанием, которую мы можем кому-то передать? Туманно. Еще раз. Общность знаний о чем? Об окружающем мире, точнее, из этих знаний в сознании строится динамичная модель меняющегося мира, с помощью которой сознание прогнозирует будущее... или прошлое, или настоящее, или, вообще что-то отвлеченное. Как вратарь: через секунду мяч будет вон там и прыгает туда, где мяча еще нет, но будет - вратарь, впрочем, прыгнет бессознательно, а мы с Вами, увы..., или по следам на снегу восстанавливает события прошлой ночи, или по кончику рогов оленя достраивает все остальное и стреляют в сердце, или придумывает байку на привале.
Сознание понятие не статичное - это работа нашего мозга с моделью мира: что будет с этим миром, если..., но работа с чем-то новым, все привычное, как правило, проходит мимо нашего сознания.
Нам во всем этом важна модель мира, а не само сознание, чем бы ни было сознание, нас интересует то, что оно создает виртуальный мир, а уж что оно с ним делает это другой вопрос. Нам важно то, что этот виртуальный мир существует в мозгу как реальность, весь мир, доступный общему знанию. И мир этот без общения с людьми или не возникает, или распадается.
Отредактировано vkadimir49 (Воскресенье, 27 марта, 2011г. 18:37)